- Какие испытания необходимо пройти?
- Величина государственной пошлины при получении прав иностранцам
- Можно ли ездить в России с иностранными водительскими правами?
- Если у меня гражданство РФ
- Важное Постановление Конституционного Суда!
- Если я – гражданин другой страны
- Можно ли работать водителем с иностранными правами?
- Какие штрафы?
- Как поменять иностранные водительские права на российские в 2025 году?
- Есть ли сроки замены?
- Нужно ли учиться в автошколе?
- Прохождение водительской медкомиссии
- Сдача экзаменов в ГИБДД
- Документы для замены иностранных прав
- Сколько госпошлина?
- Повод для обращения в КС
- Суд указал на необходимость скорректировать законодательство
- Эксперты поддержали подход КС
- На чем основывают свои действия полицейские недовольные иностранными правами у гражданина РФ?
- Что такое международные водительские права
- Для чего нужно международное водительское удостоверение
- В каких странах требуют международные права
- С чем можно столкнуться на практике
- Советы
- Как и где оформить международное удостоверение
Перечень документов, необходимых для получения прав иностранцу зависит от его статуса на территории Саратова:
- проживающие на постоянной основе — предъявляют вид на жительство с местной регистрацией и паспорт, выданный на родине;
- проживающие на временной основе — паспорт с временной регистрацией;
- лица, не имеющие гражданства и постоянно проживающие в РФ — вид на жительство с местной регистрацией;
- люди без гражданства, временно проживающие в нашей стране — документ, подтверждающий личность и разрешение на пребывание в РФ;
- беженцы — свидетельство о статусе беженца или документ о рассмотрении заявки на данный статус;
- приезжие, въезжающие без визы — миграционная карта, отрывной корешок уведомления о приезде в РФ с необходимыми отметками, паспорт;
- лица, въезжающие с визой — виза и все документы, перечисленные в предыдущем пункте;
- граждане, имеющие временное убежище в России — удостоверение, подтверждающее данный статус.
Дополнительно необходимо заполнить заявление на получение прав. Оно может быть рукописном или печатным. Квитанция для оплаты госпошлины выдается только после предоставления всех перечисленных в списке документов. Ее размер составляет от 500 до 800 рублей.
Какие испытания необходимо пройти?
Как получить права иностранцу в Саратове? Также как и любому другому человеку. Необходимо пройти обучение в автошколе успешно сдать внутренний и экзамен в ГИБДД, который состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть состоит из 20 вопросов с возможностью допустить 2 ошибки.
Если испытание выдержано успешно, иностранный гражданин переходит к практическому экзамену. В городе Вам необходимо выполнить несколько элементов и если число штрафных баллов на площадке не превысило пяти, то Вы успешно сдали все экзамены.
Величина государственной пошлины при получении прав иностранцам
Получение прав иностранцам сопровождается госпошлины, величина которой зависит от типа выдаваемого документа:
Можно ли ездить в России с иностранными водительскими правами?
Да, но есть нюансы.
Действующее законодательство РФ разрешает использовать иностранные права на территории России. Однако это возможно далеко не всегда. Вернее, почти всегда – за исключением двух случаев.
В 2025 году запрещается управлять автомобилем, имея иностранное в/у:
- если вы гражданин РФ или недавно получили такое гражданство,
- если у вас зарубежное гражданство и вы осуществляете предпринимательскую деятельность на территории России.
И если со вторым условием всё однозначно, то насчёт первого могут быть исключения. Но давайте по порядку!
Если у меня гражданство РФ
Водительские права тоже должны быть российскими.
Поскольку речь идёт о дорожном движении в пределах РФ, правила устанавливаются российским законодательством. Основным законом здесь выступает ФЗ № 196 О Безопасности дорожного движения.
Так, пункт 12 ст. 25 ФЗ О БДД указывает:
12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
По факту это универсальный пункт закона, дающий возможность ездить за рулём авто либо с российскими, либо с иностранными правами. И многие водители трактуют его именно в таком понимании. Их не смущает, что в пункте 12 ст.
25 ФЗ О БДД не говорится о гражданстве – ведь упоминается о постоянном или временном проживании на территории РФ, что фактически идентично.
Однако трактовка закона судами прямо противоположная… Они считают, что текст данного пункта распространяется только на иностранцев, тогда как о гражданах РФ ничего не сказано – отсюда следует, что наши водители обязаны иметь при себе в/у именно российского образца.
Такое положение вещей обусловлено Венской конвенцией о дорожном движении от 29 апреля 1974 года – международный договор, заключённый между несколькими странами с целью повышения безопасности дорожного движения и упорядочивания правил. Подписав такое соглашение, государства договорились, в частности, признавать национальные водительские удостоверения друг друга.
Здесь нас интересует п. 7 статьи 41 Венской конвенции. Она даёт право не признавать иностранные в/у, если те были выданы водителю с гражданством одной страны на территории другого государства. Таким образом, как считают суды, граждане РФ не могут ездить по зарубежным правам в пределах России.
Именно по такому пути идёт судебная практика 2025 года. Один только Верховный Суд уже принимал два схожих решения, где разъяснял, что гражданин РФ не может использовать иностранные ВУ при управлении автомобилем – вначале появилось наделавшее шуму Постановление ВС № 38-АД18-8 от 27.12.2018 года, а затем Постановление № 31-АД20-6 от 9 декабря 2020 года.
Вот выдержка из второго решения ВС РФ:
Положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении Петрусева И.В. неприменимы, поскольку распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан. При таких обстоятельствах лицо, ставшее гражданином Российской Федерации, не вправе управлять транспортным средством на основании водительского удостоверения, выданного в государстве, гражданином которого он ранее являлся (национального водительского удостоверения).
Ещё большую путаницу вносят трактовки ведомств:
- в 2021 году Главное управление ГИБДД рассылало в региональные подразделения сообщение № 13/12-П-6333 об использовании иностранных прав, где было прямо указано, что при отсутствии ВУ российского образца граждане РФ могут ездить с зарубежными правами,
- чуть ранее такую же точку зрения можно было найти в Письме Генеральной прокуратуры РФ №74/2-361-2019 от 14.10.2019 года, где указывалась более частная ситуация: если человек вначале получил иностранное водительское удостоверение, а затем стал гражданином РФ – ему разрешается ездить со своим национальным ВУ, не получая российские права.
Тем не менее, разъяснения в письмах остались на бумаге, а на практике водителям сплошь и рядом выписывались штрафы. Обжаловать их было практически невозможно.
Важное Постановление Конституционного Суда!
Казалось бы, кто мог противостоять решениям Верховного Суда? Но вскоре на авансцену вышел Конституционный Суд, усмотревший недоработки закона.
Гражданин Казахстана по фамилии Брашкин у себя на родине получил права в 2013 году – а в 2017 году переехал в Россию и оформил гражданство РФ. Но ездил он с казахским водительским удостоверением, посчитав, что нарушения закона тут нет. Однако это не устроило инспектора ДПС, который выписал ему штраф по части 1 ст.
12.7 КоАП. Мужчина не согласился с наказанием и обжаловал его. Нижестоящие суды по сложившейся практике синхронно признали правоту сотрудника ГИБДД, указав, что после смены гражданства Брашкин должен был заменить и в/у.
В итоге дело дошло до Конституционного Суда, который на основе апелляции истца рассматривал легитимность положения пункта 12 ст. 25 Закона О БДД. И, к удивлению многих, «неопределённость» таки была найдена.
По мнению КС РФ, в законодательстве отсутствует прямо прописанная обязанность менять иностранные права на российские, а также отсутствуют сроки этой процедуры. Поэтому наказания водителей за неисполнение – противоречат принципам Конституции РФ.
К слову о сроках. 9 июня 2022 года на рассмотрение Госдумы был внесён соответствующий законопроект. Если его в итоге примут, автолюбителям можно будет ездить по иностранным ВУ лишь в течении 1 года со дня получения РВП или гражданства РФ.
После этого придётся произвести замену на права российского образца. А весь этот год ИДПС нельзя будет штрафовать таких водителей по статье 12.7 КоАП.
Таким образом, в скором времени этот вопрос должен быть решён. Положения ФЗ О БДД дополнятся уточнением по срокам, а российские водители с иностранными ВУ получат отсрочку на замену прав.
Если я – гражданин другой страны
А вот тут можно ездить с иностранным в/у.
Пункт 12 ст. 25 ФЗ О БДД прямо указывает, что проживающие или пребывающие на территории РФ лица могут участвовать в дорожном движении на основании российских или иностранных прав.
Единственное требование, помимо возраста от 18 лет – соответствие зарубежных прав требованиям российского законодательства.
Таких требований всего 3 – их можно найти в пункте 15 той же ст. 25:
- Соответствие утверждённым правилам международного договора с РФ, коим является Венская конвенция о дорожном движении,
- Все записи в ВУ совпадают/дублируются буквами латинского алфавита или написаны кириллицей,
- Водитель имеет при себе иностранные права с нотариально заверенным переводом на русский язык.
Выполнение любого из вышеперечисленных требований даёт возможность садиться за руль автомобиля на территории РФ при наличии иностранных прав. В противном случае управлять транспортным средством вам нельзя, и за это может последовать штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.
Также для вождения авто с иностранными правами придётся оформить ОСАГО. Страховые не вправе отказать в продаже полиса на том основании, что у заявителя иностранное, а не российское в/у. Соответствующие уточнения были даны компаниям в Письме Банка России № ИН-06-59/168 от 08.12.2020 года.
Если вам вдруг отказали, вы можете обжаловать решение страховой, запросив письменный отказ или засняв инцидент на видео в офисе страховой.
Можно ли работать водителем с иностранными правами?
С 1 июня 2017 года в России действует ограничение на предъявление иностранных водительских прав. Они могут быть у водителя, если тот использует ТС в личных целях. А вот если иностранец планирует работать у нас шофёром или заниматься коммерческой деятельностью с использованием автомобиля – ему придётся получить российское ВУ.
Однако в пункте 13 ст. 25 ФЗ О БДД есть два исключения из правил. Запрет не распространяется на граждан Киргизии, а также жителей тех стран, где русский язык признан государственным языком (Белоруссия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика Нагорный Карабах).
Кроме того, если, например, у вас узбекские права, а сами вы гражданин РФ – заниматься предпринимательской деятельностью на территории России с иностранным ВУ закон не запрещает. И это вполне очевидно – русский язык признан официальным языком в России.
Какие штрафы?
За езду на автомобиле при отсутствии права управления (которое подтверждается водительским удостоверением) грозит ответственность по части 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Размер минимального штрафа здесь составляет 5 000 рублей, а максимального – 15 000 рублей.
Итоговое решение о сумме наказания принимает инспектор ДПС. Ещё одной мерой является эвакуация автомобиля на спецстоянку.
Если у вас есть права, но вы забыли их дома, грозит штраф в меньшем размере – 500 рублей по части 1 ст. 12.3 КоАП. В редких случаях есть шанс отделаться предупреждением. А с 1 октября 2022 года можно предъявлять водительское удостоверение в электронном виде, скачав приложение «ГосуслугиАвто».
Также предусмотрен штраф для работодателей, допустивших водителей с иностранными правами до трудовых работ. Ответственным лицам за это правонарушение грозит денежное взыскание в 50 000 рублей по статье 12.32.1 КоАП.
Как поменять иностранные водительские права на российские в 2025 году?
В соответствии с порядком замены водительских удостоверений.
Данный порядок регламентируется Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014 года. Исключений для граждан другой страны при обмене иностранного в/у на права российского образца не предполагается. То есть в любом случае придётся сдавать экзамены и проходить медкомиссию.
Ещё один важный нюанс касается возраста водителя. Если в некоторых штатах США разрешено иметь права и водить машину с 14 лет, то в России иной возрастной ценз. Управлять транспортным средством можно лишь по достижении 18 лет (но сдать экзамен можно и годом раньше). Исключений в этом вопросе ни для кого не предусмотрено.
А теперь подробнее о порядке.
Есть ли сроки замены?
Как мы указали выше, депутаты Госдумы уже рассматривают законопроект о прекращении действия ВУ иностранцев в течение 12 месяцев после получения ими ВНЖ или паспорта РФ. В настоящее время закон еще не принят и сроки отсутствуют. Но, с большой долей вероятности, это вскоре произойдёт.
Нужно ли учиться в автошколе?
Если иностранное водительское удостоверение соответствует требованиям Венской конвенции, проходить обучение в автошколе не придётся. Вместо этого можно сразу записаться на сдачу теории и практики в ГАИ. А вот если зарубежное ВУ не соответствует международным договорам с Россией, то для замены на российский документ в 2025 году придётся пройти всю процедуру от и до – и первым этапом будет как раз учёба в автошколе.
Прохождение водительской медкомиссии
При замене в/у требуется предоставить медсправку о состоянии здоровья. В неё указывается, есть ли у водителя противопоказания к управлению транспортными средствами. Если их вдруг найдут, то переоформить ВУ вы не сможете – в ГИБДД вам попросту не выдадут российский документ.
Для прохождения медицинской водительской комиссии нужно посетить любое медицинское учреждение, где оказывают подобную услугу (хоть бюджетное, хоть коммерческое). Вначале придётся получить справки от двух врачей – психиатра и нарколога. Делается это по месту жительства.
Затем кандидату на получение российского ВУ придётся посетить кабинеты офтальмолога, невролога, ЛОРа, а затем подойти к своему терапевту для подписи и печати на медсправке 003-ВУ.
Сдача экзаменов в ГИБДД
Следующим этапом станет запись на сдачу теоретического и практического экзамена в МРЭО ГИБДД. Сделать это можно через Госуслуги. Если вы проходили обучение в автошколе, то, скорее всего, вас приведут на сдачу целой группой.
Водитель сдаёт два экзамена:
- теорию – ответы на 20 вопросов в электронном билете (сидя перед компьютером в ГИБДД),
- практику – которая включает в себя сдачу площадки и езду на автомобиле в условиях города.
Если в иностранном водительском удостоверении открыты несколько категорий и/или подкатегорий, экзамен проводится по высшей из имеющихся. Но допускается и другой вариант – выбор категории на проверку знаний самим водителем, о чём нужно указать в заявлении (пункт 38 ППРФ № 1097).
Впоследствии в новые российские права переносятся все категории из иностранного ВУ. Аналогично и с ограничениями – их тоже перепишут точь-в-точь.
Документы для замены иностранных прав
Список документов для обмена иностранного водительского на российский документ расписан в пункте 39 Постановления Правительства 1079:
- заявление в свободной форме,
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,
- медсправка в формате 003-ВУ,
- меняемое иностранное удостоверение водителя,
- нотариальный перевод данных из паспорта и зарубежного ВУ.
Фотографии отдельно прикладывать не требуется. После того, как вы сдадите документы на замену прав, вас сфотографируют прямо в «окошке» МРЭО ГИБДД.
Далее останется получить готовый документ с печатями РФ.
Сколько госпошлина?
Замена иностранного в/у на российское облагается госпошлиной.
В 2025 году размер госпошлины единый для всех и составляет 2 000 рублей (пп. 43.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). При наличии аккаунта на Госуслугах есть шанс сэкономить – оплата через сайт даёт 30% скидки, а значит госпошлина составит 1 400 рублей.
Повод для обращения в КС
Дмитрий Брашкин в 2013 г., будучи гражданином Республики Казахстан, получил национальное водительское удостоверение этой страны. 17 августа 2017 г. он получил российское гражданство, после чего постоянно проживает в РФ.
25 июня 2019 г. постановлением должностного лица ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску Дмитрий Брашкин был признан виновным в правонарушении, предусмотренном ч.
1 ст. 12.7 КоАП, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.
за управление ТС без соответствующего права. Решением судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 11 сентября 2019 г.
указанное постановление оставлено без изменения. Суд признал несостоятельными доводы о необоснованном привлечении лица к административной ответственности, указав, что тот управлял транспортным средством, имея водительское удостоверение, выданное в Республике Казахстан. Как отметил суд, ссылаясь на п.
12 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, а также подп. 3 «b» п.
2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, управление в РФ транспортными средствами при наличии действительного иностранного водительского удостоверения допустимо для лиц, временно пребывающих на ее территории. В вышестоящих судах Дмитрию Брашкину не удалось обжаловать акты по делу об административном правонарушении.
Впоследствии Дмитрий Брашкин обратился в Конституционный Суд. Он указал, что п. 12 ст.
25 Закона о безопасности дорожного движения противоречит Конституции, поскольку не позволяет гражданину РФ, постоянно проживающему на ее территории и имеющему водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве – участнике Конвенции о дорожном движении, управлять в РФ транспортным средством. При этом он подчеркнул, что в законодательстве отсутствуют сроки обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское.
Суд указал на необходимость скорректировать законодательство
Изучив материалы дела, КС напомнил, что государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять ТС, являющимся источником повышенной опасности. Вместе с тем право участвовать в дорожном движении, управляя ТС, является значимой для людей конкретизацией их конституционных прав свободно передвигаться по территории РФ, свободно владеть и пользоваться своим имуществом.
Суд заметил, что заявитель инициировал рассмотрение вопроса о выдаче российского удостоверения взамен утраченного иностранного после того, как истек срок административного наказания в виде лишения права управления ТС
Суд отметил, что задачами Закона о безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, то применяются правила международного договора. При этом КС указал, что Россия является участником Конвенции о дорожном движении в качестве правопреемника СССР, как и Республика Казахстан, властями которой заявителю по данному делу было предоставлено право управления ТС и выдано подтверждающее данное право национальное водительское удостоверение.
В постановлении разъяснено, что положения п. 12 и 13 ст. 25 закона при их буквальном истолковании предполагают право гражданина РФ быть допущенным к участию в дорожном движении в РФ, где он постоянно проживает, в качестве водителя ТС при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения, выданного ему в другом государстве – участнике Конвенции о дорожном движении.
Иное установлено только для управления ТС в целях осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ими, – и то с определенными исключениями, уточнил Суд.
В то же время КС отметил, что судебная практика (постановления судей ВС РФ от 27 декабря 2018 г. № 38-АД18-8; от 9 декабря 2020 г. № 31-АД20-6 и др., а также позиция судов в деле Дмитрия Брашкина) исходит из того, что при участии в дорожном движении в РФ управление ТС при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения допустимо лишь для лиц, не проживающих постоянно на ее территории.
Следовательно, согласно такому подходу это право отсутствует у лиц, имеющих названное удостоверение и переехавших на постоянное место жительства в РФ, в том числе в связи с приобретением ими российского гражданства, с момента переезда.
Такой подход, как пояснил КС, основан на том, что в указанном случае, по мнению судов, приоритетному применению подлежит подп. «b» п. 2 ст.
41 Конвенции о дорожном движении, согласно которому водительские удостоверения, выданные одной договаривающейся стороной, должны признаваться на территории другой договаривающейся стороны до момента, когда эта территория становится обычным местом жительства владельца удостоверения. Во взаимосвязи с данным положением Конвенции оспариваемой норме также придается значение, предполагающее необходимость обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское при переезде на постоянное место жительства в РФ, указал Суд.
Конституционный Суд подчеркнул, что ни Конвенция о дорожном движении, ни российское законодательство не устанавливают срок, в течение которого лицу, переехавшему на постоянное место жительства в Россию, нужно для допуска к участию в дорожном движении произвести обмен его иностранного национального водительского удостоверения на российское. «Однако это во всяком случае не может пониматься как означающее невозможность для лица управлять транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения незамедлительно со дня его переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию», – посчитал КС.
Такой срок необходим для беспрепятственного осуществления лицом, переезжающим на постоянное место жительства в РФ, права участвовать в дорожном движении в РФ в качестве водителя ТС на время обмена им иностранного национального водительского удостоверения на российское, разъяснено в постановлении.
Суд указал, что КоАП определяет обязанность соучредителей СМИ вносить сведения об изменении их состава, однако он не предусматривает соответствующего регулирования в части установления достаточного срока для этого
Кроме того, обращаясь к Постановлению от 9 ноября 2021 г. № 47-П, КС отметил, что возложение административной ответственности за правонарушение, выражающееся в неисполнении обязанности по документальному переоформлению (переподтверждению) права на осуществление определенной деятельности, при отсутствии нормативно урегулированного срока ее исполнения не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Вместе с тем КС пояснил, что федеральный законодатель вправе ввести регулирование, допускаемое подп. «b» п. 2 ст.
41 Конвенции о дорожном движении. Такое нормативное изменение не противоречит конституционным требованиям к ограничению прав и свобод , если предусматривает разумный срок, в течение которого лицо, имеющее иностранное национальное водительское удостоверение, выданное в государстве – участнике Конвенции в бытность его гражданином этого государства, может быть допущено на основании данного удостоверения к участию в дорожном движении в РФ с момента приобретения им гражданства РФ и (или) въезда для постоянного проживания в Российскую Федерацию.
Суд подчеркнул, что на введение соответствующего срока в законодательство направлен внесенный Правительством РФ 9 июня 2022 г. в Госдуму законопроект № 140646-8, предусматривающий поправки в ст. 25 и 26 Закона о безопасности дорожного движения.
Данный проект разработан в целях совершенствования организационно-правовых механизмов допуска водителей ТС к участию в дорожном движении.
КС разъяснил, что поправки предусматривают, в частности, что иностранные национальные водительские удостоверения и международные водительские удостоверения признаются недействительными для управления ТС на территории РФ по истечении одного года с даты получения либо приобретения их владельцем, являющимся (являвшимся) иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство либо гражданства РФ или по истечении одного года с даты въезда для постоянного проживания в РФ их владельца, являющегося гражданином РФ. По мнению Суда, это дополнительно подтверждает отсутствие в актуальном регулировании норм, позволяющих применять неблагоприятные последствия неосуществления обмена действительного иностранного национального водительского удостоверения на российское в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ.
Таким образом, Конституционный Суд заключил, что в системе действующего регулирования отсутствует прямое нормативное указание на обязанность гражданина РФ обменять в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ его действительное иностранное национальное водительское удостоверение, выданное ему в другом государстве – участнике Конвенции о дорожном движении, на российское национальное водительское удостоверение. Также отсутствует указание на срок такого обмена. В связи с этим оспариваемая норма не соответствует Конституции, поскольку позволяет применять к такому гражданину неблагоприятные административные последствия ввиду неосуществления такого обмена, в том числе привлекать его к административной ответственности, посчитал Суд.
При этом он установил, что федеральный законодатель вправе внести в действующее регулирование изменения, направленные на установление разумного срока обмена гражданином РФ в связи с его переездом на постоянное место жительства в РФ его действительного иностранного национального водительского удостоверения, выданного в другом государстве, на российское.
КС также постановил, что правоприменительные решения по делу Дмитрия Брашкина подлежат пересмотру.
Эксперты поддержали подход КС
Управляющий партнер АБ «Сафоненков, Густов и Партнеры», к.ю.н., доцент Павел Сафоненков поделился, что согласно данным МВД России в 2021 г. более 735 тыс. иностранцев стали гражданами России, что на 79 тыс. больше, чем в 2020 г.
Адвокат указал, что доля выходцев из бывших союзных республик от общего количества получивших гражданство РФ в первом квартале 2022 г. составила 97,2%, или 137,7 тыс. человек, из которых 39,6% – граждане Украины.
Российский паспорт получили представители Таджикистана (23,9%), Казахстана (8%), Армении (7,9%), Узбекистана (4,7%). По состоянию на 21 июля 2022 г. почти 288 тыс.
иностранцев в 2022 г. стали гражданами России. После референдума о вхождении в состав России, проведенного в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, порядка 8 млн жителей этих территорий в установленном порядке приобретают гражданство России, добавил Павел Сафоненков.
«Общее количество людей, ставших гражданами России, как видим, с 2020 г. по 2022 г. значительно выросло, и наверняка многие из них имеют водительские удостоверения, выданные в государствах, в которых они проживали ранее.
Учитывая такую статистику, безусловно, проблема, с которой обратился заявитель в Конституционный Суд РФ, для этого круга лиц актуальна», – прокомментировал адвокат.
Павел Сафоненков согласился с позицией Конституционного Суда, отмечая, что она является достаточно взвешенной и аргументированной. Он указал, что оспариваемая норма в том смысле, который придает ей судебная практика, действительно создавала неопределенность и фактически не позволяла гражданину РФ, постоянно проживающему на ее территории и имеющему водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве – участнике Конвенции о дорожном движении, управлять в РФ транспортным средством.
Адвокат АП Республики Башкортостан Надежда Крылова также отметила, что в настоящее время в Российской Федерации проживает достаточно большое количество иностранных граждан, принявших гражданство России. «Особенно много из стран ближнего зарубежья, бывших союзных республик. К примеру, в 2012–2017 гг., как следует из Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг., утвержденной Указом Президента РФ 31 ноября 2018г., в гражданство РФ принято более 1 млн человек.
При этом постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн иностранных граждан», – указала она.
В связи с этим адвокат считает, что проблема обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское вполне актуальна и касается значительной части россиян. К тому же миграционный приток в Россию сохраняется, что вызвало необходимость проведения 19 октября 2022 г. заседания Совета Безопасности РФ, посвященного обсуждению вопросов миграционной политики, добавила Надежда Крылова.
Адвокат заметила, что КС РФ, анализируя законодательство и сложившуюся практику правоприменения, основывался, в частности, на необходимости соблюдения «вытекающих из принципов правового государства, равенства и справедливости требований определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, ее согласованности с системой действующего регулирования». По мнению Надежды Крыловой, оспоренная норма не отвечает указанным требованиям, и Суд обоснованно указал, что необходимо нормативное регулирование вопроса установления срока обмена водительского удостоверения.
«Правовую позицию КС РФ поддерживаю, приветствую, поскольку она позволит скорректировать действующие правила допуска к участию в дорожном движении на территории страны в целях защиты прав и свобод, обеспечения равенства, законности, правопорядка и в иных конституционно одобряемых целях», – резюмировала адвокат.
На чем основывают свои действия полицейские недовольные иностранными правами у гражданина РФ?
Закон о безопасности дорожного движения:
Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи. Та самая 13 статья выглядит так: “Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами” (здесь все дружно вспоминают о бедных водителях большинства московских маршруток).
Согласно 41 статье «Конвенции о дорожном движении», заключенной в г. Вене в 1968, договаривающиеся стороны будут признавать: a) любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом; b) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции, и c) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 7 к настоящей Конвенции, действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой Договаривающейся Стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся Стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика(пермит).
Что такое международные водительские права
Вы уже получили российские водительские права, приобрели автомобиль, заранее проверив его историю, а теперь желаете обзавестись международными правами. Что представляет собой документ? Это утвержденная международным правом форма книжечка формата А6 на русском и английском языках с фотографией, указанием данных водителя, а также категорий ТС, которыми он может управлять.
Для чего нужно международное водительское удостоверение
Права международного образца пригодятся, если собираетесь поехать на машине за границу или арендовать ее там. Кроме того, с международным удостоверением легко забронировать гостиничный номер и купить авиабилеты. Это такой же документ, как паспорт.
Также не придется лишний раз спорить с иностранной полицией, кто прав, а кто нет. Так как национальные права на практике действуют далеко не везде, проще иметь международные.
В каких странах требуют международные права
Сначала разберемся, каким документом и когда утвержден образец международных прав.
В далеком 1949 году 96 стран поставили подписи в Женевской конвенции о дорожном движении. Бумага была создана с целью удобства передвижения по территориям стран, которые подписали конвенцию. Документ утвердил единую форму карточки, минимальный возраст водителя — 18 лет, категории транспортных средств, а также срок действия международного удостоверения.
Сегодня международные права признают в:
- Доминикане;
- Египте;
- Индии;
- Камбодже;
- Китае;
- Кипре;
- Нидерландах;
- США;
- Тунисе;
- Турции и др.
С полным списком стран можно ознакомиться на сайте Организации Объединенных Наций.
При этом, если вы решили ездить с международными правами, российские также возьмите. Без них удостоверение международного образца признают недействительным.
Спустя 19 лет после подписания конвенции в Женеве 75 государств подписали новую Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ был призван еще больше облегчить жизнь автолюбителям, так как разрешил использовать национальные права на территории стран, подписавших документ.
Например, россиянам Конвенция позволила ездить на автомобиле по ряду стран с российскими правами. В списке тех, кто поставил подпись, — страны бывшего советского пространства, например: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Литва, а также страны Аравийского полуострова, Латинской Америки, Африки и Западной Европы. Полный список государств также смотрите на сайте ООН.
ВАЖНО! Страны, которые не подписывали никаких конвенций, принимают по умолчанию только документы, утвержденные собственными законами и правилами. Но таких государств, к счастью, немного.
С чем можно столкнуться на практике
Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.
Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.
Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.
Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.
Советы
Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:
- Прошерстить форумы и узнать, где возникали проблемы с правами и чем заканчивалось дело.
- Оформить международную водительскую карточку, если российские права старого образца.
- Если страна, куда вы поедете, не подписала Венскую конвенцию, это не значит, что она подписала Женевскую. Нужно сверить оба списка стран на сайте ООН.
Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».
Как и где оформить международное удостоверение
Для оформления прав нужны всего пять документов:
- российский паспорт;
- загранпаспорт;
- российские водительские права;
- квитанция об оплате пошлины — 1600 рублей;
- фотография.
С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».
Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.