Согласно ч. 2 ст. 30 УК уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению.
Понятие приготовления к преступлению (его объективные и субъективные признаки) определяется в ч. 1 ст. 30 УК. Объективные признаки приготовления к преступлению: а)
приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления; б) приискание соучастников преступления; в) сговор на совершение преступления; г) иное умышленное создание условий для совершения преступления.
Обязательным элементом законодательного определения приготовления является указание на то, что преступление не было доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам.
Приискание средств или орудий совершения преступления в литературе определяется как любой способ их приобретения (законный или незаконный): покупка, обмен, похищение, временное заимствование и пр. «Приискание» является общественно опасным (и потому наказуемым) действием постольку, поскольку злоумышленник завладевает предметами, необходимыми и достаточными для совершения преступления (причинения вреда). Способ завладения орудиями или средствами преступления не имеет значения для уголовноправовой оценки приготовления.
Важна направленность
деятельности на реализацию преступного намерения — активное стремление к осознанной цели.
Изготовление средств или орудий для совершения преступления обоснованно трактуется как их создание любым способом (кустарным или промышленным, легальным или нелегальным и пр.). Под приспособлением средств или орудий совершения преступления понимается изменение качества предметов материального мира с целью придания им свойств орудий или средств совершения преступления.
Все перечисленные действия представляют общественную опасность, угрозу для охраняемых законом общественных отношений постольку, поскольку ведут к оснащению злоумышленника необходимыми материальными средствами достижения преступного результата. Поэтому для их уголовноправовой оценки имеет значение не процесс приискания, изготовления или приспособления орудий и средств совершения преступления, а его результат.
В отличие от перечисленных форм приготовления для оценки
приискания соучастников имеет значение именно процесс вовлечения в совершение преступления других лиц, склонение их к участию в совершении преступления в той или иной роли. Согласно ч. 5 ст.
34 УК РФ лицо, которому по независящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления, несет ответственность за приготовление к преступлению. Из этого следует, что склонение других лиц к совершению преступления (или участию в нем) законодатель рассматривает как самостоятельную форму приготовления к совершению преступления в тех случаях, когда соучастие не состоялось по не зависящим от воли злоумышленника обстоятельствам. Приискание соучастников, таким образом, является действием, направленным на склонение
(вовлечение) других лиц к совершению преступления или участию в нем. Формы склонения разнообразны — просьбы, уговоры, обещание выгод или неприятностей, намеки или указания, конклюдентные действия, провокации и пр. Являясь способами межличностного общения, они приобретают уголовно-правовое значение в зависимости от содержания конкретных жизненных ситуаций, индивидуальных особенностей их участников и их взаимоотношений.
Сговор на совершение преступления — соглашение о совершении преступления, наличие которого рассматривается как самостоятельная форма приготовления к преступлению. При этом не имеет значения, кто явился инициатором соглашения: ответственность за приготовление к преступлению несут все его участники.
Понятие приготовления к совершению преступления является оценочным. Это означает, что круг его признаков не ограничен законом. В ч. 1 ст. 30 УК РФ это отражено в формулировке: «иное умышленное создание условий для совершения преступления».
Понятие приготовления не ограничено в объеме определяющих его признаков. Помимо уже известных (указанных в законе) признаков, приготовлением к преступлению могут быть: разработка плана преступления, подготовка места совершения преступления, отравление собаки или подкуп сторожа, «нейтрализация» возможного свидетеля, устранение других препятствий для совершения преступления, изучение системы сигнализации (включая эксперименты по ее отключению) и пр.
Неограниченность круга признаков приготовления к преступлению позволяет включить в их число и те, которые, как уже отмечалось, относятся к формам ненаказуемой предварительной преступной деятельности. В силу этого возникает необходимость определения критерия отграничения приготовления к преступлению от формирования и обнаружения умысла. В качестве этого критерия законодатель называет создание условий для совершения преступления.
Однако содержательная сторона этого критерия нуждается в уточнении. Условия для совершения преступления могут иметь различное значение. Они могут быть необходимыми и случайными, существенными и сопутствующими, определяющими обстоятельства совершения преступления или сокрытия его следов, объективными или субъективными и пр.
Во многих случаях предварительные действия не являются необходимыми для совершения преступления. Эти акты играют второстепенную, случайную роль в совершении преступления. Например, приобретение мешков для выноса краденых вещей, как правило, не имеет существенного значения для последующего совершения преступления.
Действительно, от этих действий не зависят не только обстоятельства и признаки кражи,
но и формы хищения. Другие действия — например, приобретение или изготовление отмычки для совершения кражи,
— означает, что это преступление будет совершено путем проникновения в хранилище или жилище. Изготовление кастета для причинения повреждений человеческому телу свидетельствует о том, что преступление будет сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья человека. Изготовление поддельных документов, завладение чужой формой определяет обстоятельства обмана при совершении готовящегося преступления.
Обратившись к ч. 1 ст. 30 УК РФ, мы убеждаемся в том, что все указанные в законе формы приготовления обладают свойством относимости к юридически значимым обстоятельствам будущего преступления.
Например, приискание, изготовление или приспособление средств или орудий определяет способы совершения преступления, а в ряде случаев — и его последствия. Приискание соучастников — совершение преступления в соучастии. Сговор — обстоятельства места и времени совершения преступления.
С этих позиций приобретение мешков для выноса краденого имущества, как и упражнения вора в гимнастике или покупка отравителем склянки для яда, являются лишь обнаружением умысла. А создание плана преступления или подготовка места его совершения — приготовлением к преступлению.
Перечисленные в ч. 1 ст. 30 УК РФ объективные признаки приготовления представлены законодателем в форме действия (активного поведения).
Это, тем не менее, не исключает приготовления к преступлению и в форме бездействия. Иное умышленное создание условий для совершения преступления может выразиться, например, в намеренном бездействии охранника, который оставил вход в помещение открытым с целью облегчить проникновение в него для совершения кражи соучастниками.
Субъективная сторона приготовления к преступлению характеризуется умышленной формой вины.
Основания ответственности за неоконченное преступление отличаются недостаточностью признаков объективной стороны состава преступления. При покушении на преступление
Критерии выделения стадий преступления:
- момент прекращения преступной деятельности;
- характер совершенных деяний.
Стадии совершения преступления:
- приготовление к совершению преступления;
- покушение на преступление;
- оконченное преступление.
Приготовление к совершению преступления и покушение на преступление уголовным законодательством признаются неоконченным преступлением ( ч. 2 ст. 29 УК РФ). В литературе они получили название предварительной преступной деятельности.
Преступление признается оконченным , если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного действующим Уголовным кодексом ( ч. 1 ст. 29 УК РФ).
Характерные черты (признаки) приготовления к преступлению:
- это умышленное деяние, создающее условия для совершения преступления;
- нереализованность условий, созданных для совершения преступления;
- осуществление преступного намерения прервано по независящим от виновного лица обстоятельствам (неоконченное преступление).
Покушение на преступление
Покушением на преступление — это умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам ( ч. З ст. 30 УК РФ).
Покушение — это начало совершения самого преступления, при котором происходит посягательство на охраняемый уголовным законом объект: он ставится под угрозу причинения ущерба либо такой ущерб ему частично причиняется.
Формирование и обнаружение умысла
Современное уголовное право признает начальную стадию совершения преступления как ненаказуемую, то есть такие действия, как формирование умысла, на совершения преступления не влекут по УК РФ уголовной ответственности. Все дело в том, что составление умысла есть внутренний психический процесс лица, не имеющий последующих действий и не представляющий собой угрозу общественной безопасности. Даже обнаружение умысла, не подкрепленное конкретными действиями лица, не может стать предметом правовой оценки, поскольку также не создается реального вреда объекту преступления, а следовательно, об общественной опасности не может идти и речи.
Важно! Необходимо отметить, что обнаружение умысла не стоит путать с предусмотренными статьями УК РФ преступлений, имеющих самостоятельный состав и конкретные формы психического воздействия на других лиц. Так, например статья 119 УК РФ признает оконченным такое преступное деяние, как угрозу убийством либо причинением тяжкого вреда здоровью, если при этом, у потерпевшего были основания опасаться осуществления этой угрозы.
Реализация преступления
Конкретные действия лица, непосредственно направленные на осуществление преступного умысла с применением ранее подготовительных действий, является стадией реализации преступления, которую можно разделить на два вида: покушение на преступление (неоконченные преступления) и оконченное преступление.
Оконченным преступление признается тогда, когда в деянии, совершенном лицом, усматриваются все признаки состава преступления, предусмотренные законом. При этом значение имеет именно реализация лицом всех задуманных им общественно опасных действий, и, соответственно, наступление общественно опасных последствий. При оконченном преступлении лицо, его совершившее, несет полную уголовную ответственность, предусмотренную уголовным законодательством РФ.
Покушение на преступление есть преступное деяние, не доведенное лицом до конца, по обстоятельствам, не зависящим от воли лица его осуществлявшим. Покушение подразделяется на:
- оконченные – когда виновный убежден, что он сделал все для окончания преступления, но преступного результата не последовало по обстоятельствам, не зависящим от его желания;
- неоконченные – когда виновный, по не зависящим от него причинам не выполнил всех действий, необходимых для завершения преступления.
Кроме того, уголовное право выделает такое понятие, как «негодное покушение», когда причиной недоведения преступления до логического окончания является фактическая ошибка виновного в объекте либо средствах совершения преступления. Отметим, что негодное покушение влечет уголовную ответственность, если речь не идет об использовании средств, заведомо неспособных причинить вред объекту преступления.