Рентабельность продаж – это процентное соотношение прибыли к общей выручке компании за определенный отчетный период (месяц, квартал, год). В русскоязычном сегменте для обозначения понятия рентабельности можно встретить термин «маржинальность» или «маржа», а в английском языке он звучит как ROS (от англ. rest of sales).
Коэффициент ROS позволяет узнать, какую именно часть занимает прибыль в общей выручке. И помогает увидеть, насколько эффективно работает бизнес, оправданы ли расходы на производство продукции, продвижение и дистрибуцию.
Общее правило: если коэффициент рентабельности растет — дела идут хорошо, а если стабильно падает — пора искать, в чем проблема, потому что бизнес явно работает себе в минус.
Какие типы прибыли учитывают при расчете рентабельности
- Операционная (англ. EBIT) – до момента вычета налогов и процентов. В этом случае рентабельность будет рассчитываться так: Р = (EBIT/В) * 100%
- Общая (англ. EBI) – до вычета налогов, но после уплаты процентов. Подставляем нужную переменную в формулу расчета рентабельности: Р = (EBI/В) * 100%
- Чистая (ЧП) – после вычета всех налогов. В этом случае рентабельность будет рассчитываться по следующей формуле: Р = (ЧП/В) * 100%
- Валовая (ВП) – разница между выручкой и всеми затратами, связанными с получением этого дохода. В этом случае получаем такую формулу: Р = (ВП/В) * 100%
Последний вариант обычно показывает более точные данные для анализа экономической эффективности предприятия, так как размер налоговых отчислений не связан напрямую с результативностью бизнес деятельности.
Кому и для чего нужен показатель рентабельности
Индикатор экономической эффективности предприятия играет важную роль.
Для руководителей бизнеса, чтобы:
- отслеживать динамику развития компании путем сравнения внутренней эффективности в рамках разных временных промежутков;
- своевременно корректировать бизнес стратегии в соответствии с полученными результатами;
- контролировать ценовую политику;
- делать экономические прогнозы и планировать масштабирование;
- получать положительные решения по кредитным запросам;
- сравнивать коэффициент рентабельности с идентичным показателем других участников рынка;
- создавать условия для роста конкурентоспособности компании;
- делать выгодные инвестиционные предложения для будущих акционеров.
Для будущих инвесторов, чтобы:
Для кредитных организаций, чтобы:
определить степень платежеспособности компании, чтобы она в дальнейшем имела возможность выполнять долговые обязательства.
Для авторитетных СМИ бизнес-тематики, чтобы:
- создавать рейтинги наиболее успешных компаний и размещать их в своих изданиях;
- использовать эту информацию в публичном пространстве (интервью, сводки, ТВ-шоу и т.д.).
Показатель рентабельности следует использовать только для сравнения компаний, работающих в одной отрасли, а в идеале – между проектами, имеющими схожие бизнес-модели и годовые показатели продаж. В ином случае, анализ и его результаты могут быть недостаточно корректными, из-за разных объемов прибыли, размеров затратной части и других сопутствующих факторов.
Нормативы рентабельности
Как и для всех других показателей эффективности предпринимательской деятельности, для рентабельности продаж существуют свои показатели нормы. Они варьируются в зависимости от особенностей сферы бизнеса, текущей экономической ситуации в стране и мире, себестоимость товаров/услуг и пр.
Если обобщить, то считается, что бизнес работает эффективно, если у него коэффициент выше нуля. И наоборот, показатель ниже нуля трактуется как негативный.
Более детальная разбивка рентабельности по нормативам выглядит так:
- 6-21% — среднего уровня;
- 21-31% — высокого уровня;
- >31% — очень высокая.
Повысить уровень рентабельности – это значит получить более высокий финансовый результат при минимальных расходах.
Пример расчета рентабельности
Для примера возьмем компанию «Эдельвейс», которая занимается производством туристической экипировки. Для расчета возьмем период в 3 календарных года, а типом прибыли выберем чистую:
- 2014 год: выручка 1 300 000$, чистая прибыль 200 000$;
Рентабельность: (200 000/1 300 000) * 100% = 15,3% - 2015 год: выручка 1 600 000$, чистая прибыль 450 000$
Рентабельность = (450 000/1 600 000) * 100% = 28,1% - 2016 год: выручка 1 850 000$, чистая прибыль 650 000$
Рентабельность = (650 000/1 850 000) * 100% = 35,1%.
В данном случае, за три года компании «Эдельвейс» удалось увеличить рентабельность продукции с 15,3% до 35,1%, и это больше, чем в два раза. Показатель 35,1% – это очень высокая степень эффективности, значит команда правильно выбрала стратегию работы и эффективно обращается с финансами.
Еще один пример. В этот раз возьмем компанию по продаже строительных материалов «Сила-М», в первые годы ее существования, с 2017 по 2020 годы:
- 2017 год: выручка 5 000 000$, чистая прибыль 10 000$
Рентабельность = (10 000/5 000 000) *100% = 0,2% - 2018 год: выручка 6 000 000$, чистая прибыль 15 000$
Рентабельность = (15 000/6 000 000) * 100% = 0,25% - 2020 год: выручка 8 000 000$, чистая прибыль 18 000$
Рентабельность = (18 000/8 000 000) * 100% = 0,22%
Через три года реализованная продукция дала чистую прибыль, превышающую начальную сумму на 8 000$, но процент рентабельности проекта так и остался стоять на месте, в рамках самых низких показателей на грани с убыточностью. Предприятие с таким коэффициентом вряд ли можно считать эффективным или перспективным.