Итак, что отличает финансово здорового человека от потенциального банкрота? Очевидно, что это закредитованность и факт, что человек уже попал в долговую яму. Формально к официальным признакам несостоятельности относят следующие обстоятельства:
- наличие задолженности от 500 тыс. рублей;
- просрочка по долговым обязательствам длительностью от 3 месяцев.
Эти обстоятельства дают право кредитору обратиться за признанием несостоятельности должника в арбитражный суд. Но выбор есть и у самого должника — банкротиться можно по собственной инициативе.
Если человек задумался о банкротстве, ему нужно убедиться, что его ситуация позволит беспрепятственно войти в процедуру. Перечислим, что для этого необходимо:
- наличие задолженности от 300 тыс. рублей суммарно по всем обязательствам. Например, долг по кредитной карте — 50 тыс. рублей, по потребительским кредитам — 210 тыс. рублей, по микрозаймам — 80 тыс. рублей;
- отсутствие имущества, продажа которого могла бы спасти положение. Например, у вас есть квартира, в которой вы живете, и больше ничего. Официально у вас имущества нет, поскольку квартира будет сочтена единственным жильем, и в банкротстве ее исключат из конкурсной массы. Такое имущество должников защищает ст. 446 ГПК РФ;
прогнозирование скорого фактического банкротства. Интересное положение, которое позволяет банкротиться людям, у которых еще нет просрочек и серьезных проблем с коллекторами и судебными приставами. Например, у вас есть кредитная карта и два потребительских кредита, которые вы доселе успешно выплачивали.
Но тут на работе объявляют сокращение, и вы под него попадаете. Естественно, когда у вас закончится финансовая подушка, то платить по кредитам будет нечем. Поэтому при таких обстоятельствах лучше признать банкротство (если новую работу пока что найти так и не удалось).
Вы потеряли работу, а на вас висят
невыплаченные долги, и вы не понимаете,
что теперь делать?
До 2015 года человеку выбора не предлагали: есть долги? Смирись. Списать их было невозможно, оставалось только просить судебную рассрочку, отсрочку или договариваться с банком о льготных программах вроде реструктуризации.
К счастью, законодатели утвердили № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который сделал возможным банкротство не только для юридических лиц, но и для рядового человека .
С каждым годом, начиная от 1 октября 2015 года, популярность процедуры растет: ежегодно Федресурс, Судебный департамент и другие ведомства отчитываются об очередном повышении нагрузки на арбитражные суды из-за шквала заявлений о признании банкротства.
Понятие и признаки банкротства юридического лица. Наблюдение, конкурсное производство. Отдельные вопросы применения Закона о несостоятельности (банкротстве).
Основным законодательным актом по вопросам банкротства является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это главный источник нормативной информации обо всех процедурах, признаках и последствиях банкротства.Закон определяет понятие банкротства следующим образом: несостоятельность – признание арбитражным судом неспособности лица в полном объеме удовлетворить требования по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или оплате труда, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.Каждая разновидность обязательств может стать самостоятельным основанием для возбуждения процесса банкротства в отношении организации.
Первая характеристика состояния банкротства заложена в определение понятия – конкретные виды долгов, при наличии которых юридическое лицо может считаться несостоятельным. Второй важный признак – не всякая просрочка в погашении денежных обязательств свидетельствует о несостоятельности компании, а лишь та, что превышает три месяца с даты, когда обязательства должны были быть исполнены.
Подать заявление о банкротстве может должник в отношении себя либо его кредиторы.
При этом для руководителя неплательщика подача заявления о банкротстве является обязанностью в следующих обстоятельствах:
· погашение долга перед конкретным кредитором приведет к невозможности расчета по обязательствам с остальными кредиторами;
· орган управления юридического лица, уполномоченный учредительными документами, либо собственником имущества должника — унитарного предприятия, принял решение о подаче такого заявления;
· обращение взыскания на имущество неплательщика сильно затруднит или сделает невозможной его дальнейшую хозяйственную деятельность;
· должник соответствует условиям неплатежеспособности или недостаточности имущества;
· больше трех месяцев имеет место задолженность перед работниками по выплате заработной платы или выходных пособий.
Процедуры банкротства юридических лиц.
Дела о банкротстве юридических лиц сложны и многоэтапны. Законодательством предусмотрены 4 основных процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Завершение дела о банкротстве также возможно путем заключения мирового соглашения.
Каждая из стадий, в свою очередь, состоит из множества фактических и юридических действий арбитражного управляющего, самого юридического лица и кредиторов.
Исключительно редко дела о банкротстве характеризуются прохождением всех стадий. Большинство дел о банкротстве включает в себя процедуры наблюдения и конкурсного производства, не сталкиваясь с необходимостью и возможностью введения других процедур.Каждая процедура банкротства вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов – после анализа судом конкретных обстоятельств и влечет наступление определенных правовых последствий.Рассмотрим пошагово каждый из этапов.
1. Инструкция по процедуре наблюдения.
Наблюдение вводится арбитражным судом после рассмотрения поступившего заявления о банкротстве – при наличии подтвержденных признаков несостоятельности.Руководитель должника и другие органы управления продолжают осуществлять свои функции. Однако главное действующее лицо в данной процедуре – временный управляющий, утверждаемый судом. На него возлагаются обязанности обеспечить сохранность имущества юридического лица, провести анализ финансового состояния, выявить держателей обязательств, сформировать реестр их требований, созвать и провести первое собрание кредиторов.Последствия введения наблюдения:
· Все денежные требования к неплательщику (за исключением текущих платежей) могут предъявляться исключительно в рамках дела о банкротстве, производство по имеющимся делам о взыскании денежных средств может приостанавливаться по ходатайству кредитора;
· Приостанавливаются исполнительные производства, снимаются аресты и другие ограничения в отношении собственности должника за исключением ряда случаев;
· Не допускается выдел доли в собственности должника при выходе участника, выплата действительной стоимости доли, приобретение должником размещенных акций;
· Не проводятся зачеты встречных требований, если при этом нарушается очередность погашения требований кредиторов;
· Не допускается изъятие имущества собственником унитарного предприятия;
· Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям, распределение прибыли между участниками;
· Финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств не начисляются.
· На совершение сделок по отчуждению имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% от стоимости активов неплательщика, требуется согласие временного управляющего;
· Обязательно согласие временного управляющего для сделок по получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также с учреждению доверительного управления имуществом должника.
· Органы управления не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или участии неплательщика в других юридических лицах, о создании филиалов и представительств.Главная цель наблюдения – провести анализ финансового состояния юридического лица для определения возможности/невозможности восстановления его платежеспособности, установить достаточность принадлежащей должнику собственности для покрытия расходов по делу о банкротстве и сформировать реестр требований держателей обязательств. На основании представленных данных первое собрание кредиторов принимает решение о переходе к любой из последующих процедур банкротства.
Рекомендуем наши наиболее релевантные материалы:
2. Финансовое оздоровление.
Применяется для восстановления платежеспособности юридического лица и реализуется по специальному плану финансового оздоровления. План должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. График подписывается участниками должника, утверждается арбитражным судом.График должен предусматривать расчет по всем требованиям не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления, а по требованиям первой и второй очередей — не позднее шести месяцев с даты введения процедуры.Арбитражный управляющий в данной процедуре именуется административным управляющим.
Его задача — контролировать выполнение плана и графика.
Юридические ограничения и последствия введения процедуры финансового оздоровления аналогичны наблюдению и практически дублируются. Есть ряд дополнительных ограничений по сделкам: без согласия административного управляющего не получится совершить сделки, влекущие рост кредиторской задолженности более чем на пять процентов от суммы требований по реестру кредиторов; сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества юридического лица, за исключением готовой продукции в процессе обычной хозяйственной деятельности должника.
Проценты по денежным обязательствам, включенным в график погашения задолженности, начисляются по ставке рефинансирования.Если по итогам финансового оздоровления непогашенная задолженность будет отсутствовать — суд прекращает дело о банкротстве.
Если требования кредиторов в полном объеме не погашены — суд вводит одну из следующих процедур.
3. Внешнее управление.
Срок внешнего управления — не более 18 месяцев, с возможностью продления до 6 месяцев. Цель — восстановление платежеспособности должника в соответствии с утвержденным планом. Действует внешний управляющий.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности неплательщика: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества дебитора; уступка прав требования юридического лица; исполнение обязательств неплательщика собственником имущества неплательщика, его участниками или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника взносами участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций дебитора; продажа предприятия должника; замещение активов должника и другие меры.
В последствиях введения внешнего управления есть несколько кардинальных отличий в сравнении с предыдущими процедурами:
• полномочия руководителя и органов управления неплательщика прекращаются, управление переходит к внешнему управляющему;
• вводится мораторий на погашение денежных обязательств.
После инвентаризации и оценки собственности внешний управляющий вправе продать часть активов должника в соответствии с планом внешнего управления.По итогам процедуры внешний управляющий составляет отчет, который представляется на рассмотрение собранию кредиторов. При восстановлении платежеспособности должника собрание принимает решение об окончании внешнего управления и переходе к расчетам с держателями обязательств.
В противном случае — признание банкротом, введение конкурсного производства. Если в ходе внешнего управления требования всех кредиторов были удовлетворены — производство по делу прекращается .