Сроки давности по налогам не определены как таковые. Но все же, сроки выявления и взыскания задолженностей налоговой службой ограничены, что подкрепляется и судебной практикой. Если сроки проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией нарушены это веская причина не взыскивать задолженность с юридического или физического лица.
Будет ли разбирательство с должником, зависит от ряда факторов типа сбора, статуса, размера долга.
Взыскиваемая сумма должна быть признана безнадежной, а после этого списаться налоговой. Таким образом, хоть сроки давности по неуплаченным налогам понятие весьма условное, возможность не выплачивать некоторые налоги все же существует. Срок налоговой давности составляет 4-6 лет с момента окончания налогового периода, во время которого возник долг.
От чего зависит фактическая длительность срока? От того, в ходе какого контрольного мероприятия выявили долг. Также важен способ взыскания долга за счет денег или имущества неплательщика.
Из-за того, что в Налоговом Кодексе нет прямых и понятных норм о сроке исковой давности по уплате налогов, тяжело предсказать, какое решение примет суд. Иногда, судья берет в расчет нормы о сроке давности.
Чаще – используют нормы Гражданского кодекса, в том числе – о незаконном обогащении.
Поэтому желательно заручиться поддержкой опытного юриста. Специалист проанализирует шансы на успех и правильно составит судебный иск.
Срок исковой давности по налогам физических лиц
Если у вас есть задолженность по налогам ее можно квалифицировать как бессрочную. Но с другой стороны – предусмотрен определенный временной отрезок для взыскания налогов с физических лиц на:
Например, долг по транспортному сбору списывается, если в течение 3 лет налоговая инспекция не получала деньги с налогоплательщика. То же самое касается оплаты НДФЛ. Если у вас большая и многолетняя задолженность по НДФЛ, фискалы могут потребовать взыскания суммы за весь период.
Но на самом деле можно взыскать с них сумму только за последние 3 года. С другой стороны – налоговики имеют право требовать выплату не только текущей задолженности, но пеней и штрафов, что увеличивает сумму долга в несколько раз.
Какую ответственность несут физические и юридические лица, уклоняющиеся от выплаты налогов?
Исковая давность по налогам физических и юридических лиц действительно существует. Но надо трезво оценивать ситуацию и не пытаться избежать выплаты налогов. Законы РФ предусматривают жесткие санкции для тех, кто уклоняется от выполнения взятых на себя обязательств. В отношении к должнику могут быть применены:
- наложение штрафа;
- наложение пени;
- арест;
- принудительные общественные работы;
- ограничение на ведение предпринимательской деятельности;
- ограничение свободы передвижения.
Начисление пени происходит с первого дня просрочки. При этом неплательщику не запрещается вносить платеж в полном объеме, чтобы избежать более суровых штрафных санкций. Налоговый кодекс РФ предусматривает такие штрафы:
- 20% — если задержка в выплате налогов непредумышленная;
- 40% — если задержка в выплате налогов была преднамеренной.
Не забывайте, что если вы считаете, что срок давности налоговой задолженности наступил, а на самом деле это не так можно понести уголовную ответственность. Для физического лица применяется штраф до 500000 рублей или лишение свободы сроком до 3 лет. Для компаний – запрет на ведение предпринимательской деятельности, лишение свободы руководителя предприятия или полугодовой арест.
В силу того, что срок давности взыскания налогов в российском законодательстве определен неточно, судебное разбирательство может затянуться надолго. Чтобы отстоять свои интересы и доказать, что исковая давность по налогам прошла, заручитесь поддержкой опытного адвоката по налоговому праву для физических и юридических лиц. Специалист предоставит вам подробную консультацию, проанализирует шансы на положительный исход дела и выберет самую эффективную стратегию защиты интересов клиента.
«РБ Интеллект» коллектив юристов, имеющих огромный положительный опыт в сфере налогового права. Чтобы начать сотрудничать с адвокатом, заполните контактную форму на сайте, кратко описав проблему. Вместе мы обязательно добьемся успеха и отстоим ваши интересы в суде!
Как это работает
Последний раз Пленум ВС вносил разъяснения по налоговым преступлениям в 2006 году. Именно так появилась судебная практика касательно определения двухлетнего срока давности по ст. 198 и 199 УК РФ.
Кстати, тринадцать лет назад судьи как раз и разъяснили, что следует понимать под формулировкой «уклонение от уплаты налогов»: «Умышленные деяния, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное непоступление налогов в бюджет».
Сейчас же Верховный суд хочет дополнить это понятие, а именно: «Налоговое преступление следует считать оконченным с момента уплаты соответствующих налогов в установленный срок».
Конечно, Пленум Верховного суда не может изменить или отменить срок исковой давности по налоговым преступлениям (это возможно лишь путем внесения на рассмотрение в Государственную думу соответствующего законопроекта с поправками в УК РФ и УПК РФ). С другой стороны, если данное постановление Верховного суда будет принято, то оно полностью изменит порядок исчисления срока давности.
Такая трактовка рождает противоречия. Во-первых, если считать преступление оконченным в момент погашения недоимки, то что делать с примечанием к ст. 199 УК РФ, исходя из которого такие действия трактуются как деятельное раскаяние и основание для прекращения дела? И что тогда делать с действующим Налоговым кодексом, по которому безнадежная недоимка должна быть списана?
Во-вторых, как проводить разграничения между уклонением от уплаты налогов и факта неуплаты как такового? Согласно все той же ст. 199 УК РФ необходимо доказать наличие умысла на уклонение от оплаты налогов. Но по факту мы имеем дела, которые возбуждают не за предоставление внесенных в декларацию заведомо ложных налоговых сведений, а за факт неуплаты налогов.
Вот и получается, что пока данная инициатива Верховного суда вызывает больше вопросов, чем ответов.
Кому это нужно
Естественно, жизнь не стоит на месте и изменения должны происходить в том числе и в судебной системе страны. Тем более что и дополнительные предпосылки вроде бы есть. Так, на прошедшем в мае этого года в Санкт-Петербурге Международном юридическом форуме (ПМЮФ-2019) Константин Чекмышев, заместитель руководителя ФНС России, неоднократно повторял, что налоговая недосчиталась значительной суммы налоговых сборов в 2018 году, и налоговики готовы на серьезные меры, чтобы исключить злоупотребления и сохранить бюджет страны.
В то же время, по словам главы налогового ведомства Михаила Мишустина, в 2018 году в консолидированный бюджет поступило налогов на общую сумму 21,3 трлн рублей, что больше налоговых сборов 2017 года на 4 трлн рублей. Количество собранных налогов увеличилось на 23%.
При этом рост налоговых сборов наблюдается не только по результатам 2018 года. Так, в 2017 году российскими налоговиками было собрано налогов на 20% больше, чем в 2016 году.
Таким образом, гражданская сознательность, помноженная на ряд положительных изменений в законодательстве (к примеру, специальный льготный налоговый режим для самозанятых граждан, который введен в Москве, Московской и Калужской областях и в Республике Татарстан), а также трудолюбие отечественных налоговиков дают положительный результат.
С другой стороны, естественно, любое налоговое ведомство в любой стране мира будет говорить именно о том, сколько налогов бюджет недосчитался. Это тоже часть их работы. Однако в нашем случае и положительную динамику нельзя не учитывать.
И здесь напрашивается закономерный вопрос: насколько с учетом всего вышесказанного все-таки обоснована инициатива Верховного суда?