1. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления постановления о назначении данного вида наказания в законную силу (см. комментарий к ст. 31.1).
2. В ч. 1.1 комментируемой статьи предусмотрена обязанность лица, лишенного специального права, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении такого административного наказания сдать документы, предусмотренные в ч.
ч. 1 — 3 ст. 32.6, в орган, исполняющий данное административное наказание (если документы, упомянутые в ч.
1 той же статьи, ранее не были изъяты в соответствии с ч. 3 ст. 27.10), а в случае утраты соответствующих документов заявить об этом в указанный орган (см.
комментарий к ст. 32.5) в тот же срок.
Имеются в виду водительское удостоверение, удостоверение на право управления судами (в том числе маломерными), удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), а также временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида (ч. 1 ст. 32.6) и охотничий билет (ч.
3 ст. 32.6). Что касается специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств (ч.
2 ст. 32.6), то в настоящее время на данные документы действие комментируемой статьи фактически не распространяется, поскольку в статьях Особенной части Кодекса не предусмотрено административное наказание в виде лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
3. Исполнение постановления о лишении специального права осуществляется путем изъятия соответствующего удостоверения (водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота), если лицо лишено права управления перечисленными видами транспортных средств, судов и другой техники, охотничьего билета (см. комментарий к ст.
32.6).
4. Течение срока лишения специального права прерывается в случае, когда привлеченное к административной ответственности лицо уклоняется от сдачи соответствующего удостоверения или иных документов. К ним относится и временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида (см.
комментарий к ст. 32.6) в течение срока его действия, который установлен в ч. 3 ст.
27.10 Кодекса (см. комментарий к ст. 27.10).
Это может заключаться в сокрытии указанных документов, а также в сокрытии самого лица.
5. В таком случае течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи привлеченным к ответственности лицом, либо изъятия у него соответствующего удостоверения или иных документов, либо получения органом, который уполномочен исполнять данное наказание, заявления этого лица об утрате указанных документов.
6. Возможна ситуация, когда лицо, лишенное специального права, вновь совершает правонарушение, за которое оно снова привлекается к административной ответственности в виде лишения того же специального права (например, права охоты). В этом случае течение срока вновь назначенного лишения специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, которое было применено ранее.
Таким образом, после окончания исполнения постановления о ранее назначенном наказании фактически начинается исполнение вновь назначенного наказания в виде лишения одного и того же специального права.
Другой комментарий к Ст. 32.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. В данной статье устанавливается порядок исчисления срока лишения специального права. Если в КоАП РФ РСФСР лицо, нарушившее специальное право, считалось лишенным этого права со дня вынесения постановления о назначении данного наказания, то теперь течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права (см.
комментарий к ст.31.1).
2. В рассматриваемой статье предусмотрена возможность прерывания течения срока лишения специального права. Указанный срок прерывается, если лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде лишения специального права, уклоняется от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов должностному лицу, приводящему наказание в исполнение.
В таком случае течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов. Следовательно, общий срок лишения специального права фактически может оказаться более длительным, чем установленный в постановлении о наложении административного наказания.
3. При повторном назначении лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права течение срока наказания исчисляется со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.
4. КоАП РФ РСФСР (ст.297) предусматривал возможность сокращения срока лишения специального права по истечении не менее половины назначенного срока наказания. Основанием для этого являлось ходатайство общественной организации или трудового коллектива и добросовестное отношение к труду и примерное поведение лица, лишенного специального права.
В новом кодексе сокращение срока лишения специального права не предусмотрено.
Судебная практика по статье 32.7 КоАП
На основании частей 1, 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3.1 статьи 32.6 указанного Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
На основании частей 1, 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы, указанные в части 1 статьи 32.6 данного Кодекса, ранее не были изъяты в соответствии с частью 3 статьи 27.10 названного Кодекса), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (часть 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи от 27 августа 2015 года, оставленным без изменения вышестоящими судами, Л.З. Гараева была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» КоАП Российской Федерации, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок полтора года. Заявительница уплатила назначенный штраф, но не сдала водительское удостоверение в орган ГИБДД.
На основании статьи 32.7 КоАП Российской Федерации срок лишения специального права заявительницы был прерван 1 ноября 2015 года.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы, указанные в части 1 статьи 32.6 названного Кодекса, ранее не были изъяты в соответствии с частью 3 статьи 27.10 данного Кодекса), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (часть 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3.1 статьи 32.6 названного Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
Согласно части 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3.1 статьи 32.6 названного Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (часть 1.1 указанной выше нормы).
На основании частей 1, 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3.1 статьи 32.6 данного Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
При рассмотрении настоящего дела заместителем прокурора Красноярского края в поданном по делу протесте (л.д. 52 — 57) приводились, в числе иных, доводы о том, что изъятие у Барташова А.А. водительского удостоверения 24.03.2020 не дает оснований для фактически повторного применения к нему административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, которое в силу требований части 2 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае следовало исчислять с даты получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления Барташова А.А.
об утрате указанного документа (10.01.2017).
Водительское удостоверение Мелентьевым С.А. сдано в органы ГИБДД в порядке, предусмотренном статьями 32.6, 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 20 февраля 2016 года, следовательно, срок назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами истек в августе 2017 года.
Назначенные административные наказания в соответствии с частью 3 статьи 32.7 КоАП Российской Федерации, согласно которой течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее, были исполнены 29 июля 2020 года, после чего М. выдано водительское удостоверение. 4 сентября 2020 года, т.е.
в период, когда он считался подвергнутым административному наказанию (статья 4.6 КоАП Российской Федерации), М. вновь был задержан за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, за что в отношении него было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК Российской Федерации.
Суд усомнился в конституционности положений КоАП
М. неоднократно признавался виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст.
12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» КоАП. Каждый раз ему назначалось наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок полтора года. Будучи подвергнутым административному наказанию, М.
вновь был задержан за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 264.1 УК.
Рассмотрев материалы уголовного дела, Железнодорожный районный суд г. Рязани приостановил производство и направил в КС запрос о проверке конституционности ч. 3 ст. 32.7 «Исчисление срока лишения специального права» КоАП.
Данное положение, посчитал суд, предусматривая последовательное исполнение наказаний в виде лишения специального права, назначенных за совершение нескольких административных правонарушений, не устанавливает общий предельный срок такого наказания и тем самым позволяет подвергать лицо более суровым ограничениям, чем УК, который закрепляет максимальный размер окончательного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в случае назначения наказания по совокупности преступлений или приговоров и допускает частичное сложение наказаний. В результате ч. 3 ст.
32.7 КоАП, по мнению районного суда, вступает в противоречие с принципами равенства всех перед законом, соразмерности и пропорциональности ответственности за административные правонарушения и преступления и, как следствие, не согласуется с конституционной природой демократического правового государства.
КС не усмотрел в спорной норме расхождений с критериями ограничения прав и свобод
Конституционный Суд обратил внимание, что, согласно его определениям от 26 января 2010 г. № 140-О-О, от 17 июля 2012 г. № 1276-О, от 22 апреля 2014 г.
№ 869-О и от 29 сентября 2016 г. № 1897-О, в случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно; постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (ч. 2 ст.
31.4 и ч. 1 ст. 31.9 КоАП).
Часть 3 ст. 32.7 КоАП образует исключение из общего правила исчисления срока давности исполнения; это исключение корреспондирует положению ч. 1 ст.
4.4 Кодекса, согласно которой при совершении лицом двух и более правонарушений наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, и обеспечивает реальное исполнение наказания в виде лишения специального права в случае назначения его лицу, ранее лишенному того же специального права. В противном случае привлечение к административной ответственности и назначение лицам, ранее подвергнутым наказанию в виде лишения специального права, другого такого же административного наказания носило бы формальный характер и не обеспечивало бы решения задач законодательства об административных правонарушениях.
Пленум ВС доработает проект постановления о рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП
КС сослался на п. 31 Постановления Пленума ВС от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому срок исполнения наказания в виде лишения права управления ТС, назначенного лицу, уже лишенному такого права на основании постановления о назначении административного наказания (в том числе не вступившего в законную силу), начинает исчисляться не со времени вступления в законную силу постановления, а со дня, следующего за днем окончания срока наказания, примененного ранее.
Наличие уже назначенного наказания в виде лишения специального права не препятствует применению в отношении соответствующего лица такой же ответственности (ответ на вопрос 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда за четвертый квартал 2006 г., утвержденного Постановлением Президиума ВС от 7 марта 2007 г.).
Таким образом, отметил КС, оспариваемое законоположение отвечает конституционному принципу юридического равенства и само по себе не расходится с критериями ограничения прав и свобод человека и гражданина.
В определении отмечается, что, по мнению заявителя, неконституционность ч. 3 ст. 32.7 КоАП заключается в том, что она предусматривает в случае назначения лицу нескольких административных наказаний в виде лишения специального права необходимость полного сложения таких санкций, которое не ограничено никакими предельными сроками, и тем самым допускает возможность подвергать указанное лицо более строгим мерам ответственности, чем это возможно при применении аналогичных уголовных наказаний за совершение нескольких преступлений, отличающихся большей степенью общественной опасности.
Это, отметил КС, означает, что конституционная дефектность данной нормы связывается с диверсификацией КоАП и УК законодательного регулирования правил исчисления окончательного размера наказания в виде лишения специального права в случае назначения лицу нескольких таких наказаний.
Между тем, указал Суд, хотя административная и уголовная ответственность имеют схожие задачи, базируются на рядоположенных принципах, преследуют общую цель защиты прав и свобод человека и гражданина и фактически во многом дополняют друг друга, данное обстоятельство не предполагает однотипного законодательного регулирования этих двух видов юридической ответственности, в том числе в отношении вопросов, касающихся системы административных и уголовных наказаний и правил их назначения. Соответственно, отраслевая дифференциация такого регулирования не может свидетельствовать о нарушении конституционных принципов и норм, тем более что строгость таких правил компенсируется существенным различием общих юридических последствий привлечения граждан к административной и уголовной ответственности.
Кроме того, КС счел запрос не отвечающим требованиям допустимости, поскольку содержащаяся в нем просьба о проверке конституционности ч. 3 ст. 32.7 КоАП представляет попытку добиться оценки ее соответствия Конституции во взаимосвязи с положениями уголовного закона, которые не подлежат применению в уголовном деле М., то есть преимущественно в порядке абстрактного нормоконтроля.
Таким образом, Конституционный Суд отказал в принятии запроса к рассмотрению.