Кто первый встал, того и место»: как решить спор соседей за парковку?

Содержание
  1. Постоянная парковка возле дома: проблемы и решения
  2. Кому положено парковочное место?
  3. Как урегулировать конфликт?
  4. Что делать, если не хватает парковочных мест?
  5. Куда обращаться?
  6. Из судебной практики
  7. Есть нормы
  8. Выше, ниже, больше
  9. Помоги себе сам
  10. Мнения экспертов
  11. Олег Осипов
  12. Как решать эту проблему?
  13. Александр Пикуленко
  14. На мой взгляд, во дворе машине делать нечего.
  15. Александр Потапов
  16. Для начала предлагаю завершить программу по утилизации брошенных автомобилей.
  17. Михаил Мулюкин
  18. Проблема есть и она серьезная.
  19. Иван Зенкевич
  20. Проблемы всегда были с парковками во дворах и раньше их старались решать как-то кулуарно, между собой.
  21. Почему автомобилистам никогда не хватит парковочных мест
  22. Олег Григорьев
  23. Тимур Кадыров
  24. Чем плоха беспорядочная парковка внутри дома
  25. Олег Гордиенко
  26. Почему не стоит увеличивать парковочные места во дворах

По общим правилам, ставить автомобили в пределах придомовой территории можно только на специально оборудованных для этого площадках, при условии, что они отвечают санитарным и гигиеническим нормам (СанПиН 2.1.2.2645-10). Конкретных правил ее оборудования законом не предусмотрено. Но и ежу понятно, что оборудованная для стоянки авто территория – это НЕ детская площадка и НЕ газон под окнами! На них размещать автомобили ЗАПРЕЩЕНО! Поэтому, если у вас возник конфликт из-за парковочного места, например, у клумбы – рекомендуем уступить: и вы, и ваш сосед нарушаете закон.

За это можно привлечь к ответственности по ст. 6.4 КоАП и назначить штраф в 1000 рублей!

Жильцы могут общим решением организовать территорию для размещения машин на любом участке придомовой земли. Хоть под окнами бабы Нюры, хоть Михаил Палыча – главное, получить на это решение общего собрания и оборудовать такую территории.

Правда, есть одна проблема – такая парковка будет «гостевой», размещать на ней автомобили можно лишь временно, а ставить постоянно (изо дня в день) нельзя (Апелляционное определение ВС № АПЛ18-470 от 01.11.2018). Постоянная же парковку разместить куда сложнее, она должна отвечать ряду требований.

Постоянная парковка возле дома: проблемы и решения

Точно таким же решением общего собрания жильцов МКД можно организовать на придомовой территории и постоянную парковку. Но это сложно, поскольку:

  1. Для ее организации к дому должна прилегать соответствующая территория, которая должна находиться в общей собственности жильцов.
  2. Решение об организации парковки и выделении парковочных мест во дворе будет приниматься большинством голосов жильцов МКД, а не только владельцами ТС или теми, кому не хватило места на клумбе.
  3. Мало просто желания – организацию парковки кто-то должен профинансировать.
  4. Постоянная парковка должна находится на удалении от МКД. Например, парковка на 60 мест должна располагаться не ближе, чем за 25 метров от фасада с окнами (таблица 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
  5. Чтобы поставить ограждение, шлагбаум и посадить охрану, придется провести межевание и получить разрешение в местной администрации. Порядки устанавливаются местными нормативными актами. Например, в столице это Постановление Правительства Москвы № 428-ПП от 02.07.2013.

Решить вопрос с отсутствием постоянной парковки можно только так. Иначе – только гостевая парковка, и только временное размещение ТС.

Кому положено парковочное место?

Представим, что в вашем дворе уже есть стоянка. Она оборудована по всем правилам, размещена на удалении. Но мест для всех автовладельцев все равно не хватает – борьба за парковочные места продолжается. Кто имеет первоочередное право на паркоместо? В этом случае лучше всего работает принцип: кто первый встал, того и место!

Дело в том, что земельный участок, на котором расположен дом и на котором размещена стоянка – это общее имущество владельцев квартир в МКД (пп. 4 п. 1 ст.

36 ЖК). Это значит, что все жильцы в равной степени могут пользоваться парковкой и имеют на нее равные права – выделить чью-либо долю в виде огражденного клочка земли нельзя (п. 1 ч.

4 ст. 37 ЖК).

Никто из них не может на общей парковке застолбить себе место, а потом сетовать, мол: «Вы заняли мое парковочное место!». Объясните такому соседу, что место на парковке не его, оно – общее! Каждый имеет право занимать свободные места на стоянке и иметь в виду всех, кто против.

Исключение – выделенные в отдельные паркоместа участки на стоянке, продаваемые застройщиком отдельно или выделяемые вместе с квартирами. Если на них оформлено право собственности отдельных жильцов, они не являются общими, их занимать нельзя.

Как урегулировать конфликт?

Нас часто спрашивают: как отучить соседа парковаться на моем месте? Отвечаем: никак! Мы уже разъяснили, что места на стоянке, кто бы их ни занимал, являются общими. Не нужно бить стекла и резать шины – лучше созовите собрание жильцов и обсудите этот вопрос на нем. Если кому-то не хватает места – расширьте парковку, уменьшите размер паркомест, заплатите компенсацию в конце концов (ч.

2 ст. 247 ГК)!

А еще можно совместно разработать правила пользования придомовой парковкой и постараться учесть интересы каждого – совладельцы общего имущества должны решать вопрос его использования обоюдно (ч. 1 ст. 247 ГК). Понимаем, путь компромиссов необычайно сложен, но иначе как через общее собрание конфликт не решить!

Важно! Общее собрание владельцев не всесильно! Оно не имеете права лишать кого-либо из жильцов права на парковку (Определении ВС № 5-КГ16-230 от 17.01.2017).

Что делать, если не хватает парковочных мест?

Расположение и количество парковочных мест определяется при проектировании нового дома и потом закрепляется на соответствующих планах. Поменять их можно, приложив усилия, и для этого не всегда потребуется жаловаться депутатам и мэру. Наиболее распространенный вариант решения вопросов с парковкой – обустройство общего паркинга на придомовой территории и во дворе многоквартирного дома.

«Для этого необходимо решение общего собрания жильцов, при этом нужно руководствоваться требованиями градостроительных правил, согласно которым от регулярной парковки требуется выдержать расстояние минимум 10 м до жилого здания. Но часто таких мест уже не хватает и хочется оборудовать парковку на прилегающей городской земле», – отмечает доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Грызенкова.

Если предстоят общественные слушания, то каждый гражданин вправе внести свои предложения. Приоритет – коллективным обращениям, которые показывают, что проблема затрагивает не только одного человека. Если же таких слушаний нет, то целесообразно направлять обращения в префектуру или мэрию, причем у коллективных обращений от жителей или общего собрания жильцов приоритетность выше.

В случае оборудования парковки общего пользования вдоль дороги, изменения условий парковки с бесплатной на платную, установки знаков, регламентирующих парковку, остановку или только посадку-высадку пассажиров, обращаться следует в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и ГИБДД. В соответствии с российским законодательством такие парковки вполне могут быть оборудованы и внесены в список общедоступных, а жильцы могут получить разрешение на парковку, которое будет действовать и на соседних улицах. Для новоселов часто это наиболее актуально, так как в целях повышения популярности платного паркинга рядом с домом установлены знаки «Остановка запрещена», но их вполне можно заменить на менее строгие, рассказывает Грызенкова.

Куда обращаться?

В соответствии с ЖК РФ земельный участок, на котором расположен МКД с прилегающей территорией, необходимой для его эксплуатации, принадлежит собственникам помещений этого дома на праве общей долевой собственности. Общее собрание собственников МКД вправе принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе введение ограничений пользования им.

Данная норма предусматривает совместное использование земельного участка, на котором расположен дом. По общему праву парковочные места на придомовой территории не подлежат закреплению за конкретным владельцем. В текущий момент отсутствуют обязательные нормы обеспеченности жильцов МКД парковочными местами.

«В случае, когда парковочных мест на придомовой территории недостаточно, собственники вправе парковаться на парковке, организованной органами государственной и муниципальной власти. В случае отсутствия такой жильцы могут обратиться в органы государственной и муниципальной власти с соответствующим предложением. Надо понимать, что при обращении в местную администрацию никто индивидуальное парковочное место собственнику не предоставит. Поэтому обратиться можно с заявлением об организации общей парковки на муниципальной земле», – говорит Михаил Паюшин, управляющий партнер юридической компании Freeviser.

«Для обращения в администрацию сначала все-таки придется проделать ряд действий, чтобы обращаться к чиновникам во всеоружии. Проверьте на публичной кадастровой карте, к какому виду разрешенного использования относится выбранный вами для парковки участок и кто является его правообладателем», – говорит юрист Евгения Нестяк.

Советуем прочитать:  Меры, направленные на борьбу с курением

Если все в порядке с участком, то дальше проводят собрание всех собственников дома или нескольких домов для голосования. За парковку должно проголосовать 23 собственников. Если это случилось, то собственники пишут заявление в администрацию с просьбой включить двор в программу благоустройства, в результате которой у них появятся парковочные места.

По срокам исполнения сказать сложно, все зависит от комплексной программы по благоустройству района. И когда конкретно до вашего двора дойдет очередь, неизвестно, может пройти и 2-3 года.

«После организации парковки надо проследить, чтобы ее поставили на кадастровый учет, иначе через несколько лет ее снесут и высадят сад на радость соседям, которые были против парковки. И помните, даже если лично вы «пробивали» парковку, у вас нет приоритетного права на машиноместо, только если все собственники не заключили соглашение о правилах пользования этой территорией», – продолжает Нестяк.

Есть еще вариант организовать парковку за собственный счет. Но и для этого потребуется определить правовой статус выбранного участка, общее собрание всех собственников, разрешение администрации, проектная документация, согласование проектной документации с администрацией и еще много согласований для строительства. Выбор подрядчиков и финансирование.

После строительства парковки ее обязательно надо будет поставить на кадастровый учет и включить в общедомовое имущество, заключает юрист.

Из судебной практики

Если решить проблему с общедомовой автостоянкой через местную администрацию не получается, то следует обращаться в суд. «Закрепление в ст. 36 ЖК РФ права собственников жилого помещения на пользование общим имуществом МКД не предполагает безусловного права на постоянное использование определенного места во дворе для парковки автомобиля.

В то же время практика знает примеры вынесения судами решений, обязывающих те или иные организации обеспечить обустройство площадок для стоянки транспортных средств», – рассказывает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин.

Так, например, решением от 28 сентября 2016 г. Яковлевского районного суда Белгородской области частично удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Строитель» о понуждении к совершению действий. Было вынесено решение обязать администрацию городского поселения «Город Строитель» осуществить благоустройство придомовой территории МКД в части обустройства площадки для временной стоянки транспортных средств.

При этом в качестве одного из оснований для иска прокурор указывал на недостаточность парковочных мест во дворе МКД.

Интересно, что суд в решении сослался на действовавшее на тот момент Постановление Государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (ред. от 27.12.2010) «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10». П.

2.3 указанного СанПиНа устанавливал, что отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. С 1 марта 2021 г. данный СанПиН утратил силу.

Однако сохраняет свою силу СП 42.13330.2016, утвержденный Приказом Минстроя России от 30.12.2016. П. 5.1 этих правил устанавливает, что жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания.

В жилых зонах размещаются, в частности, гаражи (гаражи-стоянки) и стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

«Таким образом, в качестве одного из способов защиты своих законных интересов можно назвать обращение в прокуратуру с просьбой подать исковое заявление о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в части создания удобной, здоровой и безопасной среды проживания», – резюмирует Телегин.

Есть нормы

Города, в отличие от деревень, возникают не стихийно, а строятся по определенным планам и в соответствии с законами, среди которых, например, Градостроительный кодекс РФ. У Москвы и других крупных городов есть свои кодексы или же правила землепользования и застройки. Местные власти могут устанавливать собственные правила, если они не противоречат федеральному закону.

А так как автомобили пока являются неотъемлемой частью городской среды, именно эти документы регламентируют их размещение.

Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы МГСН 1.01–99 устанавливают минимальное число машиномест на 1000 жителей — их должно быть не менее трехсот двадцати. Точное количество машиномест определяется исходя из категории комфортности жилой застройки (класса домов). Если дом относится ко второй категории (проще говоря, к эконом-классу), то есть на одного жителя приходится до 30 м 2 общей площади, на каждую квартиру полагается не менее одного машиноместа.

Для первой категории (комфорт-класс), то есть с общей площадью от 30 до 50 м 2 на жителя, — не менее 1,7 машиноместа. Жителям домов повышенной комфортности (бизнес-класс) полагается не менее двух машиномест на одну квартиру и еще вдобавок 40‑местная гостевая парковка на 1000 жителей, удаленная от подъездов не более чем на 200 м.

Пример цивилизованного подхода к проблеме — многоуровневый паркинг ЖК «Марфино»: Москва, улица Кашенкин Луг. Что мешает другим домостроителям возводить такие же сооружения? Дороговизна? Может быть, городские власти должны помочь и пустить на паркинги деньги, которые тратятся на смену одних бордюров на другие, старой плитки на новую и пихт на елки?

Пример цивилизованного подхода к проблеме — многоуровневый паркинг ЖК «Марфино»: Москва, улица Кашенкин Луг. Что мешает другим домостроителям возводить такие же сооружения? Дороговизна? Может быть, городские власти должны помочь и пустить на паркинги деньги, которые тратятся на смену одних бордюров на другие, старой плитки на новую и пихт на елки?

Парковки следует размещать либо в пределах застраиваемого участка (при соблюдении санитарных норм), либо на расстоянии 250–300 м (никак не более 600 м) от квартир автовладельцев. Эти правила касаются не только строящегося, но и реконструируемого жилья.

Поскольку машиноместa в оборудованных паркингах, подземных и надземных, признаются объектами собственности, их продают, сдают, могут даже дарить. А как распоряжаться дворовыми территориями (продавать, сдавать и т. д.), должно определять общее собрание жильцов.

Выше, ниже, больше

Как обеспечить такое количество машиномест? Во‑первых, не ставить многоэтажки вплотную друг к другу в стремлении получить наибольшую выгоду. Во‑вторых, рационально использовать отведенное пространство около дома, а также устраивать паркинги под домами или даже на крышах с плоской кровлей. Либо строить отдельные многоуровневые паркинги в пределах пешей доступности.

Добросовестные строительные компании именно так и поступают, ведь в условиях кризиса обеспеченность машиноместами становится серьезным аргументом в борьбе за покупательский кошелек. Правда, он должен быть тугим: в центре столицы стоимость квадратного метра в паркинге приравнивается к стоимости «квадрата» в хорошей квартире.

Именно подземные паркинги выручают европейцев — их устраивают даже в исторических центрах старых городов с плотной застройкой. При определенной аккуратности проектировщиков и строителей они малозаметны. В новые кварталы с современной архитектурой неплохо вписываются многоярусные паркинги, в том числе механизированные, с так называемой кассетной загрузкой.

Конечно, они дoрогие и сложны в эксплуатации, но возможность ставить машины штабелями позволяет сэкономить много места. Подобных проектов масса, их можно воплотить хоть сейчас, причем даже в старых дворах. Почему не строят? Говорят, чаще всего не могут поделить землю, необходимую для строительства, — решить, кому она принадлежит и сколько стоит.

Многоуровневый автоматизированный паркинг на улице Академика Королева, рядом с телецентром Останкино, открылся в феврале 2013 года. На площади всего 121 кв. м могут разместиться 34 машины.

Но паркинг пустует, хоть и нужен позарез. Говорят, причина в неправильном оформлении документов на строительство. А у инвестора были планы застроить такими паркингами всю Москву.

Жаль, если чиновники отбили ему желание.

Многоуровневый автоматизированный паркинг на улице Академика Королева, рядом с телецентром Останкино, открылся в феврале 2013 года. На площади всего 121 кв. м могут разместиться 34 машины.

Но паркинг пустует, хоть и нужен позарез. Говорят, причина в неправильном оформлении документов на строительство. А у инвестора были планы застроить такими паркингами всю Москву.

Жаль, если чиновники отбили ему желание.

Советуем прочитать:  Страховой случай по каско

Я отправил запрос в Москомархитектуру и Мосгорстройнадзор с просьбой рассказать, выполняются ли столичными застройщиками нормативы по организации парковок в новых домах. Ответ меня удивил: все дома принимают в эксплуатацию только с требуемым количеством машиномест. Несмотря на дороговизну, часто строят подземные парковки, особенно в домах первой категории.

Откуда же дефицит? Оказывается, это наследие прежних времен, когда строили и сдавали дома без учета реальных потребностей автомобилистов.

Помоги себе сам

Как ни странно, многие покупатели жилья отказываются от предлагаемых машиномест — чтобы сэкономить на отделку новой квартиры. В результате паркинги, устроенные в таких домах, заполняются лишь на 30–50%. Местные жители толкаются на бесплатных местах вокруг.

А статистика получается блестящая: обеспеченность парковками в Москве на сегодня — 1,24 машиноместа на квартиру. В полном соответствии с законом.

Официальная численность столичного населения, по данным этого года, — примерно 12,3 млн человек. Зарегистрированных легковых автомобилей — около 5,5 миллиона. На каждого москвича, даже древнего старика и младенца, приходится в среднем полмашины.

Машиномест должно быть в избытке. Но это теория. Реальная картина иная, поскольку нужно прибавить иногородний автотранспорт, плохо поддающийся учету.

Принято считать, что ежедневно в столицу приезжает 1,5–1,7 млн машин. Но ведь даже при таком раскладе катастрофической нехватки мест для парковки в спальных районах быть не должно. Если не хватает, кооперируйтесь с другими жильцами, решайте, как использовать придомовую территорию, и обращайтесь в управляющую компанию и префектуру с аргументированным требованием устранить дефицит.

Вам могут предложить оформить резидентное разрешение в качестве платной альтернативы отсутствующей парковке. Это относительно простое решение проблемы для тех, кто не способен купить машиноместо и не готов бесконечно ходить по кабинетам. Стоимость годового «абонемента» равна одному штрафу за неправильную парковку. А сколько стоит ваше спокойствие?

Со временем, быть может, все-таки примут закон о повсеместной бесплатной парковке с 20:00 до 8:00 и по выходным.

Мнения экспертов

Олег Осипов

Как решать эту проблему?

Да очень просто. Надо сделать так, как это делается во многих странах мира — с помощью создания парковочных мест.

У нас в Москве с платных парковок собрали в прошлом году 14 млрд рублей! И ни одного парковочного места на эти деньги не построили!

Если рядом с жилыми домами будет парковка по вменяемой цене, люди будут там оставлять свои машины и никаких адовых мучений во дворах терпеть уже не придется. Но таких парковок не строят!

При этом наша пресловутая точечная застройка, которая является совершеннейшим идиотизмом, проблему только усугубляет. Она вообще не нужна и продиктована только одним желанием — срубить бабла.

Если бы этой точечной застройки не было, то не было бы и этой проблемы. Во всяком случае, ее можно было бы решить, за счет каких-то площадей, которые теперь заняты домами. Чтобы такие проблемы решать, нужно иметь желание и разум. А если чиновник подходит к ним с одной извилиной в голове, то ничего решить не удастся.

Александр Пикуленко

Лично я в этой связи поддерживаю недавнее решение московского правительства — убрать все машины из дворов, а освободившееся место отдать под газоны, фонтаны и прочее.

На мой взгляд, во дворе машине делать нечего.

А куда машину убирать — это дело владельца. У нас в Конституции записано право на труд, на отдых, на здравоохранение, на свободу перемещения, но там не записано право на автомобиль для каждого. Свои проблемы возникающие из-за автомобиля каждый должен решать сам.

Дворы надо освободить, оставив там место для проезда (например, скорой помощи) и для отдыха.

Понятно, что подобное решение мало кто приветствует, но платные парковки около домов тоже мало кто приветствует, и что?

Да, волна возмущение поднимется, тихая и на кухне — пошумят и перестанут.

А вот когда возмущение заставит автомобилистов, которым деваться уже будет некуда, собраться вместе и потребовать от властей строительства паркингов, тогда можно говорить о правах. Но пока они терпят и ничего не требуют, значит власть в праве.

Александр Потапов

Для начала предлагаю завершить программу по утилизации брошенных автомобилей.

И здесь нужно, чтобы участковые выполняли свои прямые обязанности — отслеживали, насколько брошен автомобиль, есть ли у него владелец и т. д. Заодно они бы проверили, кто где живет, есть ли прописка и есть ли у людей право льготной парковки.

И надо сделать так, чтобы на одну семью выделялось по одному парковочному месту. У меня, к примеру, восемь машин, но я же не паркую их все около дома. Я оставляю только одну машину, а остальные на дачах, на старой и на новой.

Да, я понимаю, что многим не понравятся ограничения, но нельзя же без каких-то силовых решений в нашем государстве обходиться. И вот этими ограничениями надо подтолкнуть людей, чтобы они были более социально ответственными.

Еще один момент — у нас почему-то опять грузопассажирские автомобили начали парковаться во дворах, а это только усугубляет проблему.

Михаил Мулюкин

Проблема есть и она серьезная.

Напомню, что у нас принята практика так называемой точечной застройки, когда внутри кварталов с невысокими пятиэтажками, вставляют многоэтажные дома, что проблему только усугубляет. Ну а если учитывать, что в большинстве новых домов, преобладают однокомнатные квартиры и квартиры-студии, то народу становится еще больше, а вместе с ним и автомобилей.

Поэтому я бы предложил сначала поработать над законодательством, регулирующим жилищное строительство и запретить точечную застройку. Также надо обязать застройщиков оборудовать дома нужным количеством парковочных мест, будь то подземные паркинги или отведенная под парковочные места какая-то достаточная площадь.

Что касается старой застройки, то там проблема еще острее, так как в советское время никто не думал о том, что у наших людей появится по машине на семью, а то и по две. Вот в таких домах жильцы часто решают проблему за счет лазеек в законе, позволяющим парковаться на месте бывших теперь уже газонов.

Москва — это отдельный случай и я, если честно, не вижу возможности как-то решить проблему по парковкам в московских дворах. Тем более, что политика городского правительства эту ситуацию только усугубляет. Особенно устройство платных парковок в спальных районах: так как очень многие москвичи не живут по месту прописки, они не могут воспользоваться правом льготной парковки возле своего дома.

Ну а что касается штрафов за парковку на газонах, то лично я только за, потому что с точки зрения простого здравого смысла, оставлять свой огромный внедорожник — это банальное хамство.

Иван Зенкевич

Проблемы всегда были с парковками во дворах и раньше их старались решать как-то кулуарно, между собой.

Можно огораживать парковочные места для жителей — в этом нет ничего страшного. Я только ратую за то, чтобы не перекрывать дворы.

Другое дело, что у нас у одного жителя три машины, а у другого — одна, в результате всегда кому-то не хватает места. Но я считаю, что люди должны научиться договариваться между собой. Ведь, если на перекрестке выключить светофор, то там не будет пробок.

По-моему, не надо во дворы влезать со своим законодательством. Между собой пускай сами разбираются. А тех, кто ходит по дворам и бьет битой чужие машины, должна ловить милиция.

Но как парковаться во дворе, я сам с соседями договорюсь. Уповать на наших законотворцев здесь бессмысленно. Как правило, от их вмешательства или ничего не меняется, или только хуже становится.

Почему автомобилистам никогда не хватит парковочных мест

В начале XX века архитекторы делали ставку на застройку кварталами. Ранний советский период был связан с идеей создать сообщества, и это выражалось в том числе в проектировании многоквартирных домов. Например, в 1920-1930 годах в разных частях СССР появлялись дома-коммуны, где соседство было особенно тесным — и внутри двора образовывался своеобразный маленький мир.

Советуем прочитать:  Адвокат по наследственным делам оспорит завещание, окажет помощь при вступлении в наследство

При Хрущеве, когда количество жителей городов стало расти, появилась типовая многоквартирная застройка, окруженная деревьями и кустарниками. В наследство современной России остались дворовые территории, где предусмотрены беседки, простые площадки для детей и для занятий спортом, совсем немного мест для парковки машин и изредка — гаражи. Такое наполнение понятно: перед распадом Советского Союза на 1 000 жителей приходилось примерно 60 машин, и проблем со стоянками практически не было.

В 1990-е годы российские дворы пришли в запустение, и свободную площадь стали активно занимать машины. По данным 2020 года, на 1 000 жителей Казани приходилось уже 355,5 автомобилей — можно сказать, по одному на каждую семью. Проблема в том, что в 2000-е дворы благоустраивали по советскому принципу, зачастую просто заменяя сломанное на новое.

При этом они не учитывали, что часть пространства «украли» парковочные места, и только обновить оборудование, чтобы сделать двор комфортным, недостаточно. Как итог, дворовыми территориями реже пользовались местные жители и чаще — автомобилисты, которых, в отличие от предусмотренных парковочных мест, с каждым годом становится кратно больше.

Олег Григорьев

глава Института пространственного планирования РТ

Организация дворовых территорий — это вопрос норм, в которых подробно описаны все вопросы такой организации, включая парковки и озеленение. Норма парковок определяется как раз нормами градостроительного проектирования, в которых количество парковочных мест для дома привязана к квадратным метрам жилой площади дома. Для Казани мы устанавливали 65м², но, кажется, город уже вносил в нее изменения.

Рубеж в 300-400 автомобилей на 1 000 жителей США был пройден еще в 1920-е годы, а в западноевропейских странах — в 1960-е. Международный опыт показывает, что эта отметка — очень тревожная, потому что города оказываются вынуждены подстраиваться под автовладельцев, хотя в общем пересчете их по-прежнему даже не половина. Муниципалитеты в ответ на новые требования построили большие парковки с максимальным количеством машиномест.

Их стало так много, что, к примеру, в Дейтоне, Хьюстоне и Сиракузах многоэтажные и плоскостные паркинги оказались доминантами центральных районов. И мало того, что городская среда пришла в упадок — решение расширить парковки сделало неэффективным использование другого вида транспорта, и машин становилось только больше.

Тимур Кадыров

заместитель главного архитектора Казани

Понятно, что жители существующих жилых домов имеют определенные потребности, и они, конечно, не ограничиваются только лавками и озеленением. Это потребности в занятиях спортом, в тихом отдыхе, также и потребность в парковочных местах.

Существующая застройка, скорее всего, по количеству парковочных мест не уложится в актуальные нормативы, поскольку когда эти дома проектировались, нормативы были другими, и необходимое в нынешних условиях количество мест в них не закладывалось. Насколько мне известно, подход программы «Наш двор» состоит в том, чтобы, по возможности, сделать не меньше парковочных мест, а найти резервы и сохранить максимально возможное их количество, потому что все делается для жителей домов.

Чем плоха беспорядочная парковка внутри дома

Любой автомобилист рано или поздно превращается в пешехода и испытывает такие же трудности, как горожанин без машины. В первую очередь, автомобили скрадывают пространство — и даже пройти по двору становится сложно. Стоит помнить и о маломобильной группе населения, куда относятся не только люди с инвалидностью, но и родители с детскими колясками и пожилые.

Так или иначе и сами автомобилисты могут примкнуть к этой группе, и для нее тоже важно, чтобы двор был комфортным и безопасным.

Олег Гордиенко

архитектор-градостроитель программы «Наш двор»

Если в Казани для существующей застройки использовать действующие новые нормативы для обеспечения парковочных мест, то будет необходимо заасфальтировать весь двор, вырубить все здоровые деревья, не выдержать никаких санитарных разрывов до фасада жилого дома и детской площадки — и мест все равно не хватит. Несмотря на общий тренд покупки личных автомобилей и выбора их в качестве основного транспорта, двор не должен превратиться в парковку. Это место для отдыха самих жителей, их детей и пространство с особым микроклиматом.

Во дворе, где растут деревья, у людей намного чище воздух, ниже температура воздуха в жару и выше влажность.

Другая сторона вопроса — необходимость освободить проезд пожарным и скорой помощи, которые должны действовать очень быстро. В Казани был прецедент, когда парковка во дворе на Пушкина, 5 сильно помешала пожарным службам. В час пик квартира на одном из этажей загорелась, огонь вышел на кровлю здания и припаркованные автомобили помешали установке высотной техники.

Почему не стоит увеличивать парковочные места во дворах

Есть два важных аргумента. Прежде всего, вынужденное расширение парковок поглощает полезную площадь, где могли бы появиться благоустроенные территории и даже целые скверы внутри района. Так, в 2018 году на месте стихийной парковки вдоль улицы Абсалямова открылся бульвар «Ак чәчәкләр».

Чтобы появилось общественное пространство, территорию перекрыли, очистили от мусора и высадили более 1 000 крупных деревьев и кустарников. Саму территорию бульвара зонировали — там обустроили сухой фонтан, оформили тихую зону отдыха, сформировали несколько прогулочных маршрутов, детскую и спортивную зоны. Теперь бульвар связывает единым зеленым пешеходным маршрутом Парк Победы, сквер Стамбул и выход к Центру семьи «Казан».

При этом трафик на улице не пострадал.

Вдобавок большое количество парковочных мест во дворах сокращает скорость движения. В норме она составляет 20 км/ч, а фактически гораздо меньше, ведь из-за беспорядочной парковки автомобилистам приходится объезжать соседние машины. В зимний сезон ситуация ухудшается.

Из-за беспорядочной парковки во дворах возникают сложности с уборкой — в результате коммунальные службы не могут проехать во двор, мусор и сугробы копятся, и владельцы автомобилей вынужденно заезжают на узкие тротуары. Это приводит в том числе к повреждению покрытия. Под давлением газон и бордюры разрушаются, грунт превращается в пыль и вязкую грязь, а из-под снега открывается колея, что тоже замедляет движение и затрудняет выезд из двора.

В рамках программы «Наш двор» территорию возле домов стараются вернуть жителям. К примеру, во дворах на Мусина 68, 68А; Чуйкова, 25, 25А до благоустройства были лишь отдельные оазисы со скамейками. В ходе работ удалось вынести парковочные места на внешний контур двора и за его пределы, а территорию внутри оставить для игр детей, тихого отдыха, занятий спортом и катания на самокатах.

Таким образом решились сразу две проблемы: у жителей появился комфортный двор, а автомобилисты не потеряли машиноместа.

В другом дворе на улице Чехова, 8; Груздева, 4 в центре стояли гаражи, разделяющие двор на две части, и жители предпочитали уходить гулять в парк Горького. Администрация провела комиссию по двору и выявила, что гаражи стоят незаконно, поэтому их демонтировали. На освободившемся месте появились детская площадка, воркаут-зона с тренажерами, а на части пространства организовали упорядоченные парковочные места.

На Чуйкова 1, 3, 5 территория у дома и вовсе была сплошной асфальтовой площадкой, так что, выходя из подъезда, жители фактически сразу же попадали на проезжую часть. Благодаря программе парковочные места упорядочили, выделили пространство для движения автомобилей, парковки и пешеходных маршрутов. Жители получили возможность минуя машины доходить до детской площадки и до тротуаров, ведущих к остановкам общественного транспорта.

И хотя тротуары появились на бывших парковочных местах, жители сами выбрали это компромиссное решение в пользу безопасности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector