Легализация преступных доходов: ст.174 УК РФ

Содержание
  1. Обстоятельствами, отягчающими вину злоумышленника, являются совершение деяния:
  2. Ответственность за легализацию преступных доходов
  3. Пример из практики
  4. Комментарии к ст. 174 УК РФ
  5. Что понимают под легализацией денежных средств
  6. Рассмотрим примеры некоторых из них:
  7. Признаки легализации денежных средств или иного имущества
  8. Каким субъектом совершается преступление по легализации денежных средств
  9. Санкции накладываются на следующих лиц:
  10. Какое предусмотрено наказание за легализацию денежных средств
  11. Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?
  12. Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?
  13. Что может сделать банк, если операция кажется подозрительной
  14. Если клиент не представил документы и пояснения в установленный срок
  15. Если у клиента повышенный уровень риска
  16. Если ограничен доступ к интернет-банку
  17. Если банк запрашивает много документов
  1. Объект: легальный финансово-экономический оборот, нарушаемый путем внедрения незаконно добытых денежных средств или имущества.
  2. Объективная сторона: придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению деньгами или имуществом, добытым третьими лицами незаконным путем (то есть перевод активов из теневой экономики в экономику официальную). Отмывание совершается путем совершения финансовых операций и сделок. К финансовым операциям относятся любые операции с деньгами – переводы, размен, обмен, наличные и безналичные расчеты и т.д. К сделкам относятся действия, направленные на установление, корректировку или завершение гражданских прав и обязанностей.
  3. Субъект: вменяемое физлицо, достигшее 16 лет.
  4. Субъективная сторона: прямой умысел. Цель – придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению деньгами или имуществом.

Все основные вопросы и нюансы, связанные с привлечением к уголовной ответственности по ст.174 УК РФ, закреплены в Постановлении Пленума ВС РФ от 7 июля 2015 года № 32.

Обстоятельствами, отягчающими вину злоумышленника, являются совершение деяния:

  • в крупном размере (более 1,5 млн рублей);
  • группой субъектов по предварительному сговору;
  • гражданином с использованием своего служебного положения;
  • в составе организованной группы субъектов; (свыше 6 млн рублей).

Как суд может сделать вывод о нелегальном происхождении имущества или денег? На это могут указывать следующие обстоятельства:

  • обвинительный приговор по основному преступлению;
  • постановление о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (например, из-за смерти обвиняемого);
  • приостановление предварительного расследования по причине того, что личность главного фигуранта дела не была установлена.

Важно отметить, что использование незаконно добытых активов в своих личных целях (например, на покупку продуктов питания, товаров первой необходимости и т.п.) не свидетельствуют об умысле на легализацию такого имущества. Уголовная ответственность может наступить, но по другим статьям УК РФ.

Ответственность за легализацию преступных доходов

За совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.174 УК РФ, предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей (или в размере доходов виновного лица за период до 1 года). При наличии отягчающих обстоятельств наказание, естественно, ужесточается. Так, например, если деяние было совершено группой лиц, то гражданину грозит одна из следующих санкций:

  • до 200 тысяч рублей штрафа (или в размере доходов осужденного за период от 1 года до 2 лет);
  • до 2 лет принудительных работ;
  • до 2 лет колонии (в качестве дополнительного наказания может применяться штраф до 50 тысяч рублей).

Какие приговоры суды выносят по ст.174 УК РФ? Ответ на данный вопрос зависит от многих обстоятельств дела, в том числе от того, предъявляются ли лицу обвинения в совершении других преступлений.

Пример из практики

Алексей Бойцов, бывший исполнительный директор «Владивосток девелопмент», в начале 2010-х годов участвовал в отмывании украденных на строительстве судостроительного комплекса «Звезда» более 4 млрд рублей. По версии следствия, в преступной группировке Бойцов выполнял функции финансиста. Суд признал бывшего исполнительного директора виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.210 УК РФ и ч.4 ст.174 УК РФ.

Бойцов получил 6 лет колонии без штрафов, но с лишением права заниматься организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельностью в коммерческих организациях в течение 2 лет. Суд также обратил взыскание на денежные средства в размере 2,5 млн долларов, находящиеся на счетах осужденного. Столь мягкий приговор был вынесен ввиду того, что Бойцов заключил досудебное соглашение со следствием, дал чистосердечное признание, а также добровольно вернулся из США в Россию.

Очень часто легализация совершается параллельно с другими преступлениями: подделкой документов, уклонением от уплаты налогов, незаконным предпринимательством, незаконной банковской деятельностью. Это обстоятельство может значительно ужесточить уголовно-правовые санкции, применяемые к гражданину. Нередко «под удар» попадают компании, которые из-за собственной неосмотрительности предоставляют свои счета для проведения сомнительных операций.

Если в схему вовлечено большое количество организаций, то правоохранителям не составит труда установить роль каждой в процедуре отмывания денежных средств или имущества.

«Руководителям стоит опасаться не только санкций, предусмотренных ст.174 УК РФ, но также и самого предварительного расследования. Обыски, допросы, изъятие техники и документов, блокировка банковских счетов – это лишь малая часть того, с чем может столкнуться организация. Даже если уголовное дело не дойдет до суда, одно только предварительное расследование способно надолго выбить фирму из привычной колеи».

Если Вы опасаетесь, что Вас могут привлечь к ответственности по ст.174 УК РФ – срочно обратитесь к уголовному адвокату. Специалисты АК «Судебный адвокат» на связи 24 часа в сутки: мы готовы немедленно вступить в дело для Вашей защиты.

Комментарии к ст. 174 УК РФ

1. В Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст.

Советуем прочитать:  Изменения правил дорожного движения с 30 июля 2016 года

193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК, ответственность по которым установлена указанными статьями. Легализация (отмывание) преступных доходов является преступлением международного характера, вопросы борьбы с которым отражены в целом ряде международных конвенций (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и др.).

Они ратифицированы Российской Федерацией и таким образом стали частью ее правовой системы.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

2. Предметом преступления являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные преступным путем как в России, так и за ее пределами.

Дискуссионным остается вопрос о необходимости установления приговором суда факта преступного происхождения легализуемого имущества. Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 18.11.2004 N 23 указал, что «при постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления».

Однако из этого разъяснения вовсе не следует необходимость предварительного осуждения лица за основное (предикатное) преступление для применения нормы о легализации (отмывании) преступных доходов. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества может быть установлен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов. Важно лишь, чтобы субъект, привлекаемый к ответственности за легализацию, осознавал преступное происхождение имущества, с которым он совершает финансовые операции и иные сделки.

3. Норма, содержащаяся в ст. 174, запрещает совершение любых финансовых операций и сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем.

Финансовые операции и другие сделки, о которых говорится в статье, это действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ценными бумагами, валютными ценностями, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ, по смыслу закона ответственность по ст. 174 или по ст.

174.1 УК наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенным преступным путем имуществом (п. 19 Постановления от 18.11.2004 N 23).

Надо иметь в виду, что легализация (отмывание) нередко имеет продолжаемый характер, поскольку для того, чтобы снять с доходов «пятно» их криминального происхождения, необходимо совершение целого ряда финансовых операций и иных сделок.

4. В ч. 1 ст.

174 и ч. 1 ст. 174.1 УК не определена минимальная стоимость легализируемого (отмываемого) имущества, достаточная для возникновения уголовной ответственности за совершение действий, указанных в названных статьях УК.

При решении этого вопроса следует руководствоваться общими положениями, содержащимися в ч. 2 ст. 14 УК (см.

коммент. к этой статье).

Если преступник, имея умысел на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в крупном размере (ч. 2 ст. 174 и ч.

2 ст. 174.1 УК), успел совершить финансовые операции и иные сделки на меньшую сумму и вынужден был прекратить преступную деятельность по не зависящим от него обстоятельствам, содеянное должно быть признано покушением на легализацию (отмывание) в крупном размере.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174, может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, совершающее финансовую операцию или иную сделку с имуществом, приобретенным преступным путем, за исключением тех лиц, кто в качестве исполнителя или иного соучастника приобретал данное имущество путем совершения какого-либо первичного преступления и поэтому будет нести ответственность за легализацию (отмывание) по ст.

174.1 УК. Лица, не принимавшие непосредственного участия в совершении финансовых операций и иных сделок с легализуемым имуществом, а лишь оформлявшие либо регистрировавшие их, при доказанности их осведомленности о преступности данной операции несут ответственность как соучастники преступления. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, квалифицируется как пособничество по ч.

5 ст. 33 УК и соответственно по ст. 174 или ст.

174.1 УК и при наличии к тому оснований — по ст. 202 УК как злоупотребление полномочиями частным нотариусом (п. 24 Постановления от 18.11.2004 N 23).

6. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенными преступным путем, и желание совершить такие действия.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Советуем прочитать:  Ст. 144 УК РФ с Комментариями 2022-2025 года (новая редакция с последними изменениями)

7. Крупный размер легализации (ч. 2 ст.

174 и ч. 2 ст. 174.1 УК) определен в примечании к ст.

174 УК в сумме, превышающей 6 млн. руб. Данное квалифицирующее обстоятельство имеет место и в тех случаях, когда при наличии единого умысла на легализацию в крупном размере этот умысел осуществляется путем выполнения множества конкретных финансовых операций и иных сделок на меньшие суммы.

Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 174, ч. 3 ст. 174.1 УК, относятся лишь к случаям легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества в крупном размере.

8. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору (ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), см. коммент. к ст. 35.

9. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем (ч. 3 ст.

174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), понимается должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, иной служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (п.

23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

10. О понятии и особенностях квалификации преступлений, совершенных организованной группой (ч. 4 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), см. коммент. к ст. 35.

11. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, отличается от преступления, предусмотренного ст. 175 УК, следующими основными обстоятельствами:

а) в отличие от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, субъектом легализации являются и лица, непосредственно преступным путем приобретшие соответствующее имущество (ст. 174.1 УК);

б) приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицируется по ст. 174, а не по ст. 175 УК, если умысел лица, участвующего в этой сделке, направлен на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенного преступным путем, внедрение их в легальный оборот (п.

26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

Что понимают под легализацией денежных средств

Легализация денежных средств – это перевод денежных средств из теневой экономики в официальную и законную. Лицо пытается придать доходам правомерность, чтобы иметь возможность спокойно ими распоряжаться.

Изначально деньги поступают к гражданину преступным путем в результате мошеннических схем, ограбления, торговли наркотиками и оружием, кражи. Затем их переводят из наличной формы в безналичную, обменивают на золото, недвижимость, ценные бумаги и снова переводят в безналичную форму.

Рассмотрим примеры некоторых из них:

  • создание фирм-однодневок для осуществления операций с крупными суммами;
  • фальсификация первичной документации для обоснования законности источника поступления дохода, полученного преступным путем;
  • проведение операций через компании, принадлежащие родственникам;
  • вывод средств в офшорные зоны со льготным налогообложением.

Ответственность наступает только в том случае, когда деньги приобретены незаконным способом.

Если вас подозревают в отмывании денежных средств, желательно сразу же заручиться помощью квалифицированного адвоката. Он поможет подтвердить законность источников дохода, подскажет, как доказать отсутствие состава преступления.

Признаки легализации денежных средств или иного имущества

Легализация дохода – сложный процесс, который включает в себя множество сделок. Для квалификации деяния в качестве преступления оно должно обладать следующими признаками:

  • легализация осуществляется в целях сокрытия следов происхождения денег, полученных преступным путем;
  • преступники создают видимость законности получения дохода;
  • лица, получающие незаконные доходы, стараются скрыться;
  • создаются условия для ухода от налогов и обеспечения удобного легального доступа к денежным средствам.

Для квалификации преступления по статье 174 УК РФ берется во внимание размер причиненного ущерба. Предусмотрены наказания за следующие составы:

  • простой;
  • в крупном размере – от 1 000 000 руб.;
  • в особо крупном размере – от 6 000 000 руб.

Легализация (отмывание) денег, приобретенных преступным путем, фиксируется при любой, даже точечной финансовой сделке или операции с деньгами или прочим имуществом.

Каким субъектом совершается преступление по легализации денежных средств

Гражданин привлекается к ответственности по статье 174 УК РФ после достижения 16 лет и обретения полной дееспособности.

Санкции накладываются на следующих лиц:

  • руководителей компаний;
  • учредителей бизнеса;
  • соучастников, действующих организованной группой или по предварительному сговору.

Преступление совершается умышленно в корыстных целях.

Судебная практика показывает, что легализацию дохода доказать сложно. Поэтому для эффективной защиты важно доверить свою проблему опытному адвокату. Наши специалисты хорошо разбираются в особенностях расследования, знают причины низкой раскрываемости данных преступлений. Мы помогаем клиентам полностью снять с себя ответственность.

Какое предусмотрено наказание за легализацию денежных средств

За отмывание денежных средств предусмотрено серьезное наказание. В зависимости от тяжести деяния виновное лицо привлекается к:

  • штрафу до 120 000-200 000 руб.;
  • принудительным работам продолжительностью до 2-5 лет;
  • ограничению свободы на срок до 2 лет;
  • лишению свободы на период до 2-7 лет.

Одновременно с основным наказанием преступник может быть лишен права занимать конкретную должность или осуществлять определенный вид деятельности.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Часто банки присылают клиентам запросы с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Но естественно, у многих формулировки банка вызывают, скорее, вопросы, чем конкретные ответы. Ведь, естественно, в подавляющем большинстве случаев речь не идет о терроризме.

Советуем прочитать:  Установка прибора учета расхода газа в квартире (частном доме)

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

  • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
  • создание видимости законности получения доходов;
  • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

В законе от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не указан конкретный перечень предоставляемой информации.

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Что может сделать банк, если операция кажется подозрительной

Банк имеет право:

  1. Запросить документы и информацию об операции, происхождении денег, партнерах и бизнесе. Конкретного списка сведений и документов нет, это на усмотрение банка.
  2. Установить срок, в течение которого нужно представить эти документы. В законах этот срок тоже не установлен — нужно ориентироваться на договор с конкретным банком.
  3. Пригласить клиента на встречу для устного разъяснения.
  4. Приехать на место ведения бизнеса.
  5. Посоветовать, как правильно оформить операцию.
  6. Изменить степень риска клиента.

Если клиент не представил документы и пояснения в установленный срок

Тогда банк может принять такие меры:

  1. отказать клиенту в проведении операции и сообщить об этом в Росфинмониторинг;
  2. провести операцию, но присвоить ей статус подозрительной или подлежащей обязательному контролю. И тоже сообщить в Росфинмониторинг;
  3. пересмотреть уровень риска клиента.

Если у клиента повышенный уровень риска

Банки присваивают клиентам степень риска с учетом своих регламентов. Этот уровень может повышаться или понижаться в зависимости от операций. Если у клиента повышенный уровень риска, банк может:

  1. Ограничить ему использование интернет-банка.
  2. Установить лимит операций по картам.
  3. Запрашивать документы по каждой операции.

Иногда в соцсетях и СМИ появляются слухи о блокировках счетов и судах с банками, хотя на самом деле речь шла только о том, что клиенту ограничили дистанционное обслуживание и какое-то время все платежки пришлось приносить на бумаге.

Если ограничен доступ к интернет-банку

Ограничение дистанционного обслуживания — это одна из мер, которые может предпринять банк, если операции кажутся ему подозрительными. В этом случае клиент распоряжается своими деньгами без ограничений, но должен передавать платежки на бумаге. Такая мера может быть вообще не связана с законом 115-ФЗ.

Если не можете войти в интернет-банк, позвоните в колцентр или своему менеджеру, чтобы выяснить причину.

Если банк запрашивает много документов

Банк может запрашивать столько документов, сколько нужно для проверки операции. Это могут быть любые документы. Список устанавливает служба контроля конкретного банка.

Банк это делает не чтобы подтвердить подозрения, а чтобы их снять и убедиться, что клиент ничего не нарушает. ЦБ объяснил, что запрос и проверка документов — это не повышенный интерес к конкретному клиенту, а стандартная процедура любого банка. А финмониторинг — это его обязанность по отношению к любому владельцу счета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector