- После профосмотра карта ребенка передается в сад
- Если ребенок нуждается в особом уходе по состоянию здоровья, необходимо получить справку у врача
- При аллергии у ребенка на компоненты вакцины понадобится медотвод от прививки
- Индивидуальные условия пребывания ребенка в саду можно отразить в допсоглашении к договору об образовании
- Как предоставляют место в садике, с какого возраста берут в садик?
- Какие нововведения в законе о детских садах 2021 – реформа системы образования
- В каком случае могут предоставить место в детском саду по льготе, и что делать, если не дали место?
- Что такое ясли?
- Чем отличаются ясли от обычных групп детского сада
- Когда предоставят место в детском саду, и какой порядок по законодательству 2021 года?
- Изменения процедуры приема в 2021 году
- Нет места в детском саду 1,5 годовалому ребенку: что делать родителям, куда обращаться?
- Новый закон об образовании 2021 о медсестре в детском саду
- Что происходит
- Как было раньше
- Что не так с проектом новой программы
- Противоречия с ФГОС и СанПиН
- Путаница понятий
- Отмена игровой деятельности
- Праздники не по возрасту
- Коррекционная программа без исполнителей
- Патриотическое воспитание вне среды
Правила приема детей в дошкольные образовательные учреждения регулируются Приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. № 236. Медицинские требования, установленные им, распространяются не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан.
1 марта 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные в этот приказ. Теперь для зачисления ребенка в детский сад не нужно предоставлять медицинское заключение.
Его исключили из перечня документов, которые надо передать вместе с заявлением о приеме в дошкольное образовательное учреждение. Между тем нововведение не освобождает от необходимости прохождения ребенком профилактического медицинского осмотра.
После профосмотра карта ребенка передается в сад
Порядок проведения профилактических медицинских осмотров детей урегулирован Приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514н (далее – Приказ № 514н). Этот приказ устанавливает возрастные периоды, в которые проводятся профосмотры. Так, предусмотрены профилактические осмотры в возрасте 2 и 3 лет, когда многие дети поступают в детские сады.
По результатам пройденного осмотра врач оформляет карту осмотра по форме № 030-ПО/у-17 (п. 21, 22 Приказа № 514н). В карте он указывает группу здоровья ребенка и определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.
В электронном виде информация вносится в систему мониторинга прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров (подсистема ЕГИСЗ).
По общему правилу медицинское обслуживание в детских садах осуществляют работники медучреждений, которым образовательное учреждение предоставляет для этого необходимые условия, в том числе подходящее помещение (ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Лицензию на медицинскую деятельность по адресу нахождения помещения в детском саду оформляет муниципальное медучреждение, оказывающее медицинскую помощь по программе ОМС по территориально-участковому принципу и в территорию обслуживания которого входит адрес детского сада.
Согласно установленным в Приказе № 514н правилам врач муниципальной поликлиники, где ребенок прошел профосмотр, направляет копию карты осмотра в образовательную организацию, в которой будет зачислен ребенок, либо в поликлинику, к которой пациент прикреплен. Родитель (иной законный представитель ребенка) также вправе получить копию карты осмотра и при необходимости предоставить ее медработнику детского сада.
Если родители организовали прохождение ребенком профилактического осмотра в частной клинике, им нужно будет там же получить у врача копию карты осмотра по форме № 030-ПО/у-17 для ее предоставления в детский сад.
В случае перевода ребенка в другое дошкольное учреждение, например при смене места жительства, заново проходить медосмотр, пройденный в установленный Приказом № 514н возрастной период, не нужно.
Если ребенок нуждается в особом уходе по состоянию здоровья, необходимо получить справку у врача
Родители детей, которым требуется группа оздоровительной направленности в дошкольном учреждении, должны вместе с другими документами предоставить в детский сад справку от врача, отражающую состояние здоровья ребенка и подтверждающую такую потребность.
В последнее время все чаще в дошкольные учреждения поступают дети с пищевой аллергией, нуждающиеся в специальном лечебном и диетическом питании. С 1 января 2021 г. действуют новые санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Согласно им для таких детей в детских садах питание должно быть организовано по индивидуальному меню, которое разрабатывается диетологом с учетом заболевания ребенка. Допускается употребление такими детьми готовых домашних блюд, приготовленных родителями. В подобных случаях родителям необходимо предоставить в детский сад справку от лечащего врача с рекомендациями относительно питания маленького пациента.
В некоторых регионах страны, например в Нижегородской и Ивановской областях, после введения новых санитарных правил для детей с аллергическими заболеваниями были организованы группы оздоровительной направленности, где предусмотрено специальное питание.
При аллергии у ребенка на компоненты вакцины понадобится медотвод от прививки
Когда из-за аллергии ребенок не может пройти вакцинацию согласно национальному календарю профилактических прививок, врач выдает справку о медотводе от прививок. Ее необходимо передать в медкабинет детского сада. Если врач не указал в справке срок, на который предоставлен медотвод от прививок, то такой отвод считается постоянным и является основанием для непроведения вакцинации в связи с медицинскими противопоказаниями.
В случае если медработник детского сада требует справку о медотводе с указанием срока ее действия, вы вправе ее не предоставлять и оформить отказ от профилактических прививок с указанием причины – «аллергическая реакция на компоненты вакцины». Отказ от медицинского вмешательства действует бессрочно до отзыва давшим его лицом (ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ).
Однако следует учитывать, что в дальнейшем непривитый ребенок может быть временно отстранен при необходимости разобщения детей по эпидемическим показаниям для предотвращения заражения. Такая возможность предусмотрена, например, п. 2513 СанПиН 3.3686-21.
Индивидуальные условия пребывания ребенка в саду можно отразить в допсоглашении к договору об образовании
Родители вправе обратиться к заведующему детским садом с предложением внести изменения в договор об образовании (Письмо Минпросвещения России от 2 марта 2022 г. № 03-264). Данная возможность предусмотрена в п. 6.1 примерной формы договора, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8.
В случае если администрация детского сада согласится с предложением родителей, индивидуальные условия необходимо отразить в допсоглашении к договору об образовании. Например, в такое соглашение можно включить указание об индивидуальных условиях питания ребенка с учетом рекомендаций медицинского специалиста и возможностей дошкольного учреждения.
Как предоставляют место в садике, с какого возраста берут в садик?
По статистике, только для 40% детей, которым 3 года, государство может дать место в детском саду. После принятия нового закона про дошкольное образование, ситуация еще более усугубилась. На законодательном уровне стали регулироваться негосударственные детские учреждения, где придется отдать дополнительно денежные средства за питание и ремонт.
Также установлена государственная финансовая поддержка и спонсорство данных заведений.
Законопроект о дошкольном образовании рассматривали на протяжении нескольких лет, и регулярно вносились предложения по усовершенствованию некоторых норм. Президент РФ Путин пообещал изменить правила поступления в сад на основании новых законодательных актов, принятие которых зависит от решения большинства. Однако в результате не была решена проблема многих родителей, которые желают оформить детей в детский садик и не знают, что делать, если не дали место.
В настоящее время Министерство образования внесло изменения в действующий закон о детских садах, устанавливающий, сколько лет должно быть ребёнку для получения дошкольного образования. Документ определяет, насколько возможно попасть на распределение в ясли в два года или даже в несколько месяцев ребенку.
Какой же установлен минимальный возраст ребёнка, и что делать, если ребенку 1,5 года, куда обращаться? По закону обязаны предоставить место в детском садике и взять ребенка, которому 3 года, а не только 1,5.
Это говорит о том, что ясли будут постепенно ликвидироваться, а на их смену должны дать места в детских садах на коммерческой основе.
По состоянию на 2021 год, дать дошкольное образование и взять в сад обязаны детей, которым 3 года и более (до 7 лет), при наличии в детском саду свободного места. Таким образом, вступление в законную силу нового приказа лишило возможности более миллиона семей предоставить детям возможность развиваться в детском саду, которым 3 года и более.
Новое постановление – Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2021 г. N 293 “Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования”.
Какие нововведения в законе о детских садах 2021 – реформа системы образования
- Ряд поправок в статью 65 Закона про детские сады 2021:
- внедрение и обеспечение работы консультационных центров, которые будут предоставлять приоритетные линии помощи нуждающимся семьям – психологическую, методическую, педагогическую и консультативную;
- сокращение количества групп постоянного содержания в садиках в полтора раза;
- предоставление бесплатных услуг в учебных группах, деятельность которых основана только на сфере образования детей.
- Поправки в ст. 66 Закона – какие изменения:
- должны дать права (а не обязанности) дошкольным учреждениям предоставлять услуги по уходу, воспитанию и присмотру за детьми в садиках;
- увеличение обязательной оплаты за услуги устанавливается согласно рыночным ценам в полном объеме (ранее – 20% от полной стоимости);
- предоставление компенсации (возмещения) на оплату в таких размерах: 20% – на первого ребёнка, 50% – на второго, 70% компенсации – на третьего и последующего ребёнка.
- Изменения ст. 86 Закона о предоставлении места в детском саду:
- должны дать детским садам право отказывать детям, возрастом 1,5, 2, 3 года и старше в предоставлении места при его фактическом отсутствии;
- предоставляет право родителям получить место в любом другом муниципальном учреждении (стать на очередь).
Также Президент Путин, на основании принятия федеральных законов и распоряжений, должен изменить новые правила поступления, выделить средства и расширить количество дошкольных учреждений для малолетних детей, возраст которых 3 года и до 7 лет. Дошкольное образование будет предоставляться не только детсадом, но и можно будет приглашать воспитателей домой для детей 1,5 лет (домашнее воспитание), организовывать дошкольные группы при школах, частные дошкольные заведения, не зависимо от того, сколько лет дошкольнику.
В каком случае могут предоставить место в детском саду по льготе, и что делать, если не дали место?
На законных основаниях местные власти обязаны предоставить место в детсаду без очереди ребенку в 3 года следующим категориям лиц:
- детям-сиротам, усыновленным, находящимся под опекой, оставшимся без родительского обеспечения;
- детям, родители которых являются сиротами или остались без попечения в возрасте от 18 до 23 лет;
- детям, родители которых пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- детям, родители или опекуны которых работают в органах прокуратуры, полиции или в Следственном комитете РФ.
Без очереди обязаны предоставить место в детском садике вышеуказанным категориям, а также: родителям-инвалидам; многодетным семьям; детям, родители которых проходят службу в вооруженных силах РФ; матерям-одиночкам; детям работников дошкольных учреждений; второму ребенку, брат или сестра которого уже обучается в конкретном дошкольном учреждении.
Что такое ясли?
Ясли – группа в детском дошкольном учреждении, рассчитанная на детей до 3 лет. По законодательству мама имеет право определить свое чадо в ДОУ с 2 месяцев. Но реальность немного другая.
Групп для детей до года практически не существует. Небольшое количество деток может посещать 1 ясельную группу, предназначенную для возраста от 1 до 2 лет. Чаще всего встречаются 2 ясельные группы для малышей от 2 до 3 лет, но они также есть не при каждом ДОУ.
Если у вас есть необходимость отдать ребенка в сад до 3 лет, то наличие групп необходимого возраста уточняйте у специальных комиссий, занимающихся вопросами комплектования дошкольного учреждения или на сайте ДОУ.
Чем отличаются ясли от обычных групп детского сада
Кроме возрастных отличий между группами для деток до 3 лет и старше, есть другие важные отличия:
- Цели. Для малышей до 3 лет задача сада заключается в сохранении здоровья и уходе; для деток, переступивших трехлетний рубеж, добавляется образовательное направление;
- Квалификация персонала. Исходя из целей посещения группы, к воспитателям яслей предъявляется обязательное требование – знание педиатрии, подкрепленное сертификатом или дипломом, для старших групп – педагогическое направление знаний.
- Места в группах. По закону при отсутствии мест в ясельной группе родителям может быть отказано в удовлетворении заявления; детям старше трех лет место в ДОУ обязательно должно быть предоставлено. Если место в желаемом садике нет, то комиссия должна предложить место в другом учреждении.
Когда предоставят место в детском саду, и какой порядок по законодательству 2021 года?
На основании Закона 273-ФЗ “Об образовании в РФ” в последней редакции, детям несовершеннолетнего возраста обязаны дать право на бесплатное обучение в дошкольных учреждениях, когда исполнилось 3 года и до 7 лет.
Получение места в детском садике зависит от наличия свободного места в конкретном учреждении, формирование которых осуществляется в зависимости от устава организации и загруженности. Комплектация в яслях и старших группах осуществляется также согласно уставу учреждения.
Изменения процедуры приема в 2021 году
Еще в мае 2012 года президент РФ принял указ, согласно которому должна была решиться проблема с очередями при поступлении в ДОУ. Но, как показывает практика, ситуация осталась без изменений.
В 2021 году Министерство вознамерилось решить-таки наболевшую докуку с очередями, а пока прием и перевод малышей между разными дошкольными учреждениями будет осуществляться по новым правилам.
Властями было разработано три проекта, которые включают в себя несколько значимых нововведений:
1. Порядок перевода детей между детсадами, как государственными, так и частными, прописывается более точно.
2. Согласно принятым в конце 2021 года изменениям, в приоритете для поступления в ДОУ будут те дети, чьи братья или сестры уже учатся в данном учреждении.
3. Порядок приема ребенка в дошкольное учреждение будет уточняться по направлению местного органа власти через информационную систему региона.
Таким образом, прием в ДОУ будет осуществляться по единым правилам, установленным на федеральном уровне. Больше того, данные из региональных информационных систем будут поступать на федеральный уровень, что обеспечивает дополнительный контроль сверху.
Нет места в детском саду 1,5 годовалому ребенку: что делать родителям, куда обращаться?
При отсутствии мест в детском саду родители могут написать заявление на оформление ребенка в другое дошкольное учреждение. В случае отказа в предоставлении места, каждый имеет право написать жалобу на должностное лицо, обратившись в отдел образования города, которые осуществляют прием граждан. Если заявление не будет рассмотрено, куда же возможно еще обратиться? По закону родители могут пойти на прием в прокуратуру или даже отправить письмо Президенту России для решения данного вопроса согласно законодательства.
Заявление будет рассмотрено в установленный законом срок и принято единственно правильное решение.
Смотрите так же:
Минимальные алименты на ребенка
Как подать на развод в России?
Новый закон об образовании 2021 о медсестре в детском саду
Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Рекомендуем прочесть: Основные профессиональные навыки операционной медсестры
Об этом говорят результаты исследования НИИ гигиены и охраны детей и подростков Минздрава РФ. Что показали исследования НИИ гигиены и охраны детей и подростков Ситуация зависит от глав регионов и руководителей органов управления в сфере здравоохранения, что связано с непониманием ими значения школьного здравоохранения.
Что происходит
Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), а уже 3 ноября, меньше чем через месяц, проект программы стал доступен для общественного обсуждения — и спровоцировал большую дискуссию на тему будущего дошкольного образования в России. Воспитатели и педагоги, заведующие детскими садами, методисты, психологи, доценты и профессора, специализирующиеся на дошкольном образовании, выступили со своими предположениями и опасениями по поводу того, что произойдет в случае, если данная программа будет утверждена.
А она — в том или ином виде — будет утверждена и опубликована 1 января 2024 года.
Вместе с экспертным сообществом разбираемся, что предполагает проект, что насторожило педагогов дошкольного образования и что ждет дошкольников в детских садах начиная с будущего года.
Как было раньше
Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет.
Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.
В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. Началась новая веха дошкольного образования в России — и веха в целом неплохая. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование.
Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы». Следом идут «Истоки» (в ее основе — тезисы Александра Запорожца) и «Золотой ключик». Есть в этом списке и отличная программа «Детский сад по системе Монтессори», и программа «ПРОдетей», в основе которой — культурно-исторический подход к образованию, разработанный еще Львом Выготским.
Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы, в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды.
Что будет со всеми этими программами после вступления в силу ФОП ДО — вопрос.
Что не так с проектом новой программы
Цель новой Федеральной программы изначально неплохая — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Махачкале, и в Находке получали равноценное дошкольное образование.
Однако четырех недель, прошедших с момента создания рабочей группы до появления проекта программы, явно мало, чтобы проработать столь серьезный, основополагающий документ, по которому дошколке предстоит развиваться как минимум в ближайшие 10 лет, а возможно, и дольше. Как мягко выразился на общественном обсуждении проекта доктор психологических наук, профессор Дирекции образовательных программ МГПУ и кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Владимир Кудрявцев: «Ощущается четырехнедельная беременность программы». Другие эксперты были более резки в своих высказываниях: «нескладно написанный документ», «реферат студентов-двоечников».
Первое, что бросается в глаза при чтении документа объемом 140 страниц, — это бесконечное количество орфографических и стилистических ошибок, повторов или, наоборот, фрагментов, в которых авторы забыли что-то дописать, как, например, в разделе планируемых результатов художественно-эстетической деятельности (их просто нет). Но это мелочи.
Противоречия с ФГОС и СанПиН
Если внимательно вчитаться в текст, то становится очевидно, что программа представляет собой компиляцию двух документов — ФГОС (откуда, как выразился один из экспертов, «нарезаны целые куски текста») и Примерной рабочей программы воспитания, которая была принята пару лет назад, директивно отправлена в сады, но так и не нашла своего применения. При этом эксперты задаются логичными вопросами: зачем в Федеральной программе столь явные реверансы в сторону ФГОС и что же в итоге важнее — ФГОС или ФОП ДО?
При этом в новом проекте Федеральной образовательной программы дошкольного образования полностью отменяется индивидуальный подход к детям и игнорируется индивидуальный темп развития каждого ребенка, а именно они неоднократно подчеркиваются во ФГОС и во многом составляют их основу. Кроме того, сильно сужены периоды, в рамках которых дети должны показать те или иные образовательные результаты, — и это тоже не соответствует специфике дошкольного детства, четко прописанной во ФГОС .
Ряд понятий в рамках ФОП ДО встречается в одной части проекта (образовательной) — и ни разу не встречается в другой (воспитательной), что приводит к отсутствию прослеживаемой связи между частями программы. Кроме того, ФОП ДО нарушает СанПиН в отношении времени сна дошколят и времени свободной игры, жестко регламентирует время занятий, не оставляя ни минуты на передышку.
Путаница понятий
На страницах программы можно встретить и «воспитателя», и «педагога», и «педагогического работника», и даже просто «взрослого». Причем совершенно непонятно, кто все эти люди, — или это все-таки один человек? И если так, то не слишком ли много функций и обязательств накладывается на одного работника? Предполагается, что педагог (или все-таки воспитатель?) будет отвечать и за развитие речи у детей, и за математические навыки, и за художественно-эстетическое воспитание, а также за трудовое и патриотическое воспитание и за все остальные сферы развития, образования и обучения. Здесь, кстати, тоже абсолютная путаница и непонятно, что все-таки нужно делать с дошколятами: обучать, воспитывать или образовывать? И сколько человек это должны делать?
Впрочем, как верно замечают эксперты, путаница конкретно с этими понятиями произрастает из того, что в Федеральную программу перекочевала в неизменном виде та самая Примерная рабочая программа воспитания, которая также не прошла в свое время экспертную оценку — во многом потому, что и в ней была такая же путаница.
Дошкольное образование, как отмечают практически все эксперты, нельзя рассматривать отдельно от воспитания — их нельзя разделять. И отсюда все проблемы нового проекта. По словам Эльфии Дорофеевой, директора по инновациям Международной академии дошкольного образования и президента Ассоциации развития дошкольного образования, устранить этот недочет можно было бы, составив как минимум глоссарий.
Глоссария в проекте ФОП ДО нет.
По мнению экспертного сообщества, в планируемой программе перепутаны принципы и подходы, ступени и уровни образования, можно встретить странно изложенную информацию (так, в разделе «Знакомство с профессиями» водитель почему-то назван разговорным словом «шофер»). Авторы проекта вводят ряд новых понятий: «образовательная ситуация», «проектная деятельность», «культурные практики, «позитивная социализация», «социальная навигация», «взрослый-навигатор» — но расшифровки понятий нигде не дается.
Отмена игровой деятельности
В каждом возрасте ребенок решает определенные задачи, и ведущая деятельность для каждого возраста своя. Для дошкольников это игровая и исследовательская деятельность. Однако ни та, ни другая в проекте ФОП ДО не представлена.
Игровая деятельность упоминается несколько раз в связи с занятиями физкультурой и в связи с игрой на музыкальных инструментах. И если следовать предлагаемому Укладу детского сада (читайте: режиму дня дошкольного учреждения), то у дошколят в подготовительной группе остается в лучшем случае 5 минут на свободную игру в день — все остальное их время занято обучающими и образовательными занятиями, которые не соответствуют ведущей деятельности в этом возрасте. А ведь именно «учет ведущей деятельности» декларируется в документе как один из принципов программы.
Основной глагол, который чаще всего описывает задачи детского сада в ФОП ДО, — это «учить». И получается, что ребенок из личности и субъекта воспитания, развития и образования превращается в объект обучения.
Праздники не по возрасту
Календарный план воспитательной работы в Федеральной программе впечатляет: от двух до пяти праздников в месяц. А ведь воспитателям (педагогам? взрослым?) нужно время на подготовку каждого события. При этом предполагается, что воспитатели должны готовить мероприятия согласно возрастным, физиологическим и психоэмоциональным особенностям воспитанников.
У экспертов возникает закономерный вопрос: как с этими требованиями соотносится, например, празднование Дня сотрудника внутренних дел РФ?
Эксперты говорят: «У нас просто нет соответствующей методической базы». Но даже если бы она имелась, то при следовании программе у детского сада совершенно не останется времени, чтобы готовить региональные, национальные праздники. Напомним: одна из задач Федеральной программы — создание единого образовательного пространства с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.
Эксперты уверены: в детском саду достаточно трех праздников — Нового года, Дня матери и праздника Выпуска в школу, а все остальное — это праздники-развлечения для детей.
Коррекционная программа без исполнителей
Наличие в ФОП ДО раздела про коррекционную программу — это прекрасный факт. Однако в проекте не прописано, кто будет воплощать эту программу на практике. Как отметила во время обсуждения ФОП ДО Патимат Омарова, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, в программе очень важно не просто сослаться на нормативные документы, а четко прописать наличие в детских садах педагогов-дефектологов, иначе некому будет все это осуществлять.
Так, по ее информации, в Дагестане 1600 школ — и всего 253 логопеда.
Дефектологи и логопеды давно выведены из штата детских садов — их там нет. И получается, что коррекционная работа ложится снова на плечи воспитателя (или педагога?). Но у него нет компетенций для такой работы — и времени тоже нет, учитывая объем образовательной и воспитательной работы.
Более того, говоря о компетенциях, эксперты отмечают, что в ФОП ДО не прописано, какое, собственно, образование должно быть у педагога в детском саду. А это чрезвычайно важный момент: и сейчас, и согласно проекту новой программы, учитель химии или биологии легко может устроиться в детский сад, вот только он понятия не имеет, как работать с детьми: у него нет соответствующих знаний и квалификации. Он не знает, что родитель всегда прав, а детям нужно всегда улыбаться: его этому не учили.
Патриотическое воспитание вне среды
Одна из основных задач дошкольного образования, согласно ФОП ДО, — это «воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации» и «воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины». В проекте программы много места уделено именно патриотическому воспитанию дошкольников — с поднятием флага, проведением образовательных событий по данной теме.
По мнению Сергея Плахотникова, педагога-психолога, разработчика образовательных сред, дошкольное образование, безусловно, должно помочь увидеть и полюбить родину и стать патриотом. «Но, — по его словам, — это должно происходить не за счет вывешивания флагов, гербов и портретов. Дети воспринимают родину благодаря тем объектам, которые есть вокруг них: это театр, парикмахерская, магазин.
Мы должны ввести их в эти помещения, но не через парадный вход, а через заднюю дверь. Ввести и познакомить с жизнью этих объектов изнутри. И тогда они будут идти по улице с родителями и знать нечто такое, чего их родители не знают.
И будут еще две-три недели играть в магазин и парикмахерскую, театр и пожарную часть, выступая как исследователи».
«Через гербарику и через знания патриотизм не становится ценностной установкой личности», — дополняет эту мысль Александр Асмолов, академик, доктор психологических наук.