- Последовательность действий
- Шаг первый: самостоятельная проверка соответствия
- Шаг второй: получение градостроительного плана
- Шаг третий: получение документов о соответствии ТУ
- Шаг четвертый: изготовление технического паспорта
- Шаг пятый: приглашение приемной комиссии
- Шаг шестой: получение разрешения на ввод дома в эксплуатацию
Разрешение на ввод дома в эксплуатацию является стержневым документом, вокруг которого выстраиваются последующие процессы. Без этого документа нельзя зарегистрировать дом. А без регистрации невозможны какие-либо действия с домом.
То есть, ни продать его, ни оставить в наследство, ни заложить в качестве обеспечения по кредиту, без заключения о вводе в эксплуатацию просто-напросто не получится.
Документ выдается по результатам проверки государственной экспертной комиссией, а за организацию и проведение этой процедуры отвечает местная администрация. Точнее – подразделение, которое курирует вопросы строительства и архитектуры. То есть, именно тот орган, который выдал вам разрешение на строительство и утвердил проект дома на стадии согласования его возведения.
Последовательность действий
Ввод частного дома в эксплуатацию предполагает выполнения определенной последовательности шагов, которые приведены ниже.
Шаг первый: самостоятельная проверка соответствия
Перед тем, как обращаться в администрацию с заявлением о проведении проверки и выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, стоит понимать некоторые критерии, в соответствии с которыми комиссия будет определять – пригоден ли дом для проживания или нет. Строительные конструкции должны быть полностью готовы: должна присутствовать крыша, должен быть обустроен пол, выполнена отделка стен и потолка, должны быть в наличии окна и двери, крыльцо со ступенями. Если в доме несколько этажей – обязательно должна быть лестница.
И еще одно важное обстоятельство. Обязательно должны присутствовать инженерные коммуникации – отопление, электричество, водоснабжение и канализация, – иначе никакого разрешения на ввод не получить.
Если до начала возведения дома выполнялась подготовка проектной документации, на основании которой оформлялось разрешение на строительство, постройка должна ей соответствовать – этот параметр также будет проверяться.
Шаг второй: получение градостроительного плана
Если здание возводилось без оформления разрешения на строительство, необходимо получить градостроительный план участка (в противном случае план уже должен быть оформлен) в органах местной администрации.
В градостроительном плане земельного участка содержатся сведения о местоположении участка, расстояние до соседних объектов, информация об инженерных сетях (районная инфраструктура).
Шаг третий: получение документов о соответствии ТУ
Документ выдается представителями организаций, которые обеспечивают эксплуатацию инженерных сетей – подают электричество, воду, обеспечивают теплоснабжение и водоотведение. То есть, это бумага о том, что ваш дом соответствует всем техническим условиям и гарантированно будет подключен к коммунальным сетям.
Шаг четвертый: изготовление технического паспорта
Перед вводом здания в эксплуатацию необходимо изготовить техпаспорт, в котором должны быть обозначены такие параметры, как адрес, общая площадь и площадь всех помещений, а также прочие технические детали. Кстати, без этого документа зарегистрировать объект недвижимости в Росреестре также невозможно.
Изготовлением техпаспорта занимается служба БТИ. Подавать заявление должен лично владелец участка или его представитель, по нотариальной доверенности. Заявление должно сопровождаться документальным подтверждением права владения участком, копией личных документов заявителя, а также квитанцией об уплате пошлины.
Подготовка документа занимает примерно две недели.
Шаг пятый: приглашение приемной комиссии
Чтобы пригласить приемную комиссию, необходимо написать заявление в местную администрацию, где ранее было получено разрешение на строительство, и представить следующие документы:
документ о правах собственности на участок;
документ о соответствии ТУ;
разрешение на строительство;
квитанция оплаты госпошлины.
Приемная комиссия формируется на основании заявления и сопутствующих документов. В нее войдут специалисты, которые проведут оценку безопасности и возможности полноценного функционирования объекта недвижимости – пожарный надзор, Санэпиднадзор, газовая служба, водоканал и пр.
Скорее всего, в составе приемной комиссии будут те же люди, которые утверждали проект при оформлении разрешения на строительство. Поэтому, если отступлений от проекта во время строительства не было, то проблем возникнуть не должно.
Шаг шестой: получение разрешения на ввод дома в эксплуатацию
После осмотра нового объекта, комиссия сформирует заключение о соответствии проектным требованиям и техническим нормативам, которое и будет являться основанием для выдачи разрешения на ввод. Это разрешение подписывается главным архитектором или его заместителем, или лицом, занимающим аналогичную должность в районных структурах. Кстати, на заключении обязательно должны присутствовать подписи всех членов комиссии.
Если в результате осмотра будут обнаружены какие-либо замечания, то вы получите документ, в котором будут отражены замечания и сроки устранения несоответствий. Соответственно, придется приглашать комиссию еще раз.
Время, требуемое сотрудникам местной администрации на рассмотрение вопроса о выдаче разрешения, ограничено законодательством до десяти дней, с момента осмотра и выдачи заключения о соответствии. Собственник может получить отказ при следующих обстоятельствах:
отсутствие необходимых документов;
нарушение строительных стандартов;
несоответствие градостроительному плану;
несоответствие проектной документации.
Если же, по мнению собственника, администрация отказывает в выдаче разрешения незаконно, он может обжаловать решение в судебном порядке.
К моменту получения разрешения уже сформирован перечень документов, необходимых для регистрации объекта недвижимости в Росреестре (градостроительный план, проект, технический план, пр.). Таким образом, сразу после получения разрешения владелец частного дома может подавать документы для регистрации своей недвижимой собственности.