Купленные основные средства приходуйте по первоначальной стоимости. При ее определении учтите в том числе расходы на приобретение и монтаж, скидки от поставщиков, плату за отсрочку/рассрочку, оценочное обязательство по будущему демонтажу, утилизации и т. д.
Если первоначальная стоимость основного средства не превышает лимит, установленный в организации, то спишите его стоимость в расходы, подробнее – в рекомендации. Лимит по стоимости установите с учетом критерия существенности (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом максимального предела в ФСБУ 6/2020 нет.
Документы
Документальное оформление покупки основного средства после перехода на ФСБУ 6/2020 не изменилось, подробнее – в рекомендации. В частности, покупку основного средства оформите следующими документами:
- договор купли-продажи;
- акт приема-передачи по форме № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-1б, если продавец учитывал имущество как основное средство;
- товарная накладная по форме ТОРГ-12, если продавец реализует товар.
Проводки
Затраты по приобретению основного средства отражайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» или счете 07 «Оборудование к установке» по правилам ФСБУ 26/2020.
В учете сделайте следующие проводки:
- Дебет 08 (07) Кредит 60 (76) – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;
- Дебет 08 (07) Кредит 23 (26, 70, 76. ) – отражены затраты на приобретение имущества, которое будет учтено в составе основных средств;
- Дебет 19 Кредит 60 (76) – отражен НДС по приобретенному имуществу, которое будет учтено в составе основных средств, и затратам на доведение его до состояния, пригодного к использованию.
Капвложения отразите в составе основных средств на дату, когда объект пригоден к использованию и находится по своему месторасположению (п. 18 ФСБУ 26/2020).
Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08 (07) – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.
Если основное средство начнут использовать позже, тогда временно отражайте его на субсчете «Основное средство на складе (в запасе)»:
Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство на складе (в запасе)» Кредит 08 (07) – учтено имущество в составе основных средств по первоначальной стоимости.
Амортизацию начисляйте, как только начнете фактически эксплуатировать объект. Независимо от того, оформили ли его полный ввод в эксплуатацию или частично используете еще не готовый объект.
В учете сделайте проводку:
- Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 01 (03) субсчет «Основное средство на складе (в запасе)» – отражен перевод основного средства в эксплуатацию;
- Дебет 02 субсчет «Основное средство на складе (в запасе)» Кредит 02 субсчет «Основное средство в эксплуатации» – начисленная амортизация по основному средству в запасе учтена по основному средству в эксплуатации.
Больше полезной информации вы найдете в Системе Главбух.
Покупка основных средств и их поступление
Основное средство, готовое к использованию и эксплуатации, сразу после покупки регистрируется в 1С 8.3 в «Поступлении основных средств», доступном из раздела «ОС и НМА» главного меню системы.
Рис.2 Поступлении основных средств
Обязательны к заполнению в шапке:
- Номер и дата накладной поставщика – вводится вручную;
- Наименование контрагента-поставщика – выбирается из справочника, может быть добавлено непосредственно через документ;
- Договор между организацией и контрагентом – выбирается из справочника, может быть добавлен непосредственно через документ;
- Способ отобразить расходы амортизации – создается в документе автоматически, может быть изменен пользователем;
- Местонахождение ОС, как подразделение организации – выбирается из справочника;
- Материально-ответственное лицо, как физическое лицо, получающее ОС – выбирается из справочника;
- Группа учета – выбирается из предложенного предопределенного списка.
Рис.3 Заполняем шапку
В табличной части добавляется строка с указанием ОС. Строка добавляется по кнопке «Добавить».
Рис.4 В табличной части добавляется строка с указанием ОС
В этой строке необходимо заполнить объект основного средства, выбрав или создав его в одноименном справочнике.
Рис.5 Заполнение объекта основного средства
Для корректного начисления амортизации обязательно нужно заполнить в карточке группу учета, код общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) и амортизационную группу. ОКОФ должен быть предварительно загружен в систему из внешнего файла, который поставляется с пакетом установки конфигурации.
Завершается заполнение табличной части указанием стоимости основного средства, ставки НДС, срока полезного использования.
В подвале обязательно указывается номер и дата счета-фактуры.
Рис.6 Номер и дата счета-фактуры
Рассматриваемый документ предусматривает регистрацию поступления внеоборотного актива в качестве ОС, постановка на учет и ввод его в эксплуатацию, а также формирование проводок:
Рис.7 Формирование проводок