- Определитесь с тем, что для вас важно
- Познакомьтесь с заведующей садиком
- Что делать, если вас при поступлении в садик активно просят заплатить некое подобие взятки
- Познакомьтесь с воспитателями
- Выбираем детский сад правильно
- Какие вопросы следует задать руководству садика
- Плюсы и минусы государственного садика
- Плюсы и минусы частных и ведомственных садиков
- Домашние детские сады
- Что стоит осмотреть в садике, о чём спрашивать воспитателя и как помочь ребёнку адаптироваться.
- Что важно родителям?
- На что обратить внимание при осмотре детского сада
- О чём поговорить с воспитателем и персоналом?
- Как помочь ребёнку адаптироваться?
- Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?
- Поделиться:
- Выбираем местоположение
- Общаемся с персоналом
- Хорошие воспитатели или хорошее оснащение?
- Кухня в садике
- Тип группы
- Занятия с детьми
Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось — делайте выводы. Ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива. Но имейте в виду, если у ребенка есть изначальная установка «в садик не хочу» — он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший…
Одна мама устраивала свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. Там, мол, и активное развитие, и плавание, и вкусная еда… Заведующая встретила посетителей не очень-то приветливо. Ничего вроде бы удивительного — глава детсадика, как правило, человек занятой.
Но вот тон был не слишком гостеприимный… И самое главное — гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и увидела такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно скривился, а когда их все же пригласили в кабинет и начали намекать, что просто так в это учреждение не попасть, трехлетняя девица без излишней дипломатии заявила: «Мама, пойдем в другой садик!» И потянула маму к двери. (Обратите внимание — не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!)
В результате девочка «выбрала» обыкновенный рядовой детсад, ничем не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два ребенка: один несет хлеб на подносе, а другой — салфетки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах. То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке.
К слову сказать, садик в общем их ожиданий не обманул.
Определитесь с тем, что для вас важно
Для иных взрослых хороший садик — это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение.
Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего «убранства» детсада — мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт…
Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины).
Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду.
Познакомьтесь с заведующей садиком
Очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.
Вот один вариант: во главе садика — прекрасный педагог , любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах.
В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование — детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка — откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.
Второй вариант: заведующая — прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика — на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом — достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках — не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу.
И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.
Третий вариант — счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама «пристраивала» в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала — детям и персоналу на пользу это не пойдет.
Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год — непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось — работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.
Что делать, если вас при поступлении в садик активно просят заплатить некое подобие взятки
Часто это оформляется словами: «Ну что ж, а чем вы можете нашему садику помочь?» Обычно предлагается перечень дорогостоящих покупок, которые необходимо сделать родителям для поступления их потомка в сад. Многие родители на это идут — мол, делать нечего… А другие спрашивают — платить или не платить? Ответ один — не платить, если вы устраиваетесь в обыкновенный муниципальный сад, в который вас просто обязаны взять бесплатно, если к тому же еще подошла для этого ваша «очередь».
Помните известный «закон взятки» — где с вас вымогали деньги однажды, там будут вымогать и дважды и трижды, а почему бы нет? Вы же один раз заплатили, и доказывайте потом, что это были ваши многолетние накопления и больше у вас таких денег нет!
Вообще в любом случае, когда вам предлагают платить, поинтересуйтесь — за что? Если вы надеетесь, что после вашей взятки к ребенку в садике будут относиться лучше — так скорее всего, там все дети поступили в сад на тех же основаниях, и ваш ребенок не будет исключением.
Разумеется, речь идет опять же о самом обычном садике. Если вы сами решили устроить ребенка в частный или специализированный платный сад — там взносы при поступлении оговорены изначально. Но это уже не взятка, а стоимость места.
Там эта плата носит совсем другой характер, и вы решение об этой плате принимаете сами. По крайней мере, вы знаете, за что платите, и при этом получаете и право требовать предоставления оплаченных услуг. А в случае с несанкционированной «помощью садику» из кармана родителей — чего вы сможете потребовать?
Понятно, что наши муниципальные сады находятся в очень плачевном состоянии, и порой вынуждены идти на такие меры. Но помощь садику вполне может быть не только финансовая!
Во многих садиках родители сами клеят и моют окна, приносят по мере возможности цветы из дома, корм для птички и рыбок; папы занимаются починкой шкафчиков и детской мебели. А одной маме было откровенно некогда клеить окна, но имея дома компьютер и принтер, она набирала и распечатывала необходимую для садика документацию (поскольку в самом садике такой «роскоши» и в помине не было)… Вот такая помощь вполне закономерна, особенно если к ней не принуждают силой с угрозами отыграться на ребенке.
Познакомьтесь с воспитателями
Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок.
Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе — хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей — пусть даже маленьких.
Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика — контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик
Выбираем детский сад правильно
На сегодняшний день поставить ребенка на очередь в государственное дошкольно — образовательное учреждение можно через портал ГосУслуги в трехмесячном возрасте. На этапе постановки в очередь можно выбрать три садика для ребенка. Но ближе к делу у многих родителей появляются множество вопросов по поводу выбранных садов.
Есть категории родителей, которые не дожидаясь 3-х летнего возраста отдают ребенка в частные садики. Давайте разбираться как правильно выбрать учреждение, где вашему ребенку будет комфортно и интересно.
Перед родителями становиться нелёгкий выбор – куда отдать своего малыша на обучение?
Многие отдают предпочтение учреждению, которое находится вблизи дома или в пешей доступности. При этом существуют так же садики с определенной специализацией – оздоровительные, этнокультурные, узкоспециализированные, общеразвивающие.
Основные критерии выбора сада:
- Благоустройство территории. Детям нужно выбрасывать свою энергию и проводить много времени на свежем воздухе. Поэтому очень важно посмотреть убирают ли территорию, покрашены и приведены ли в порядок детские комплексы. Площадка должна быть оснащена спортивными сооружениями, качелями, песочницей, клумбами с цветами. Также на площадках должны быть различные игрушки. Территория огорожена забором.
- Помещение. Важно посмотреть игровые, коридоры, столовую, а так же проверить чистоту. Поскольку окружение оказывает большое влияние на формирование психики ребенка. Детская группа должна быть поделена на зоны: игровая, для ролевых игр, для питания, занятий и индивидуального времяпрепровождения.
- Педагогический состав. Стоит поговорить с воспитательницей и заведующей: расспросить, как проходят занятия, чему уделяется больше внимания, есть ли кружки.
- Удаленность от дома. Насколько удобно будет водить ребенка в этот сад. Если будут забирать бабушки, дедушки или няни также учитывайте это.
- Безопасность. Охраняется ли садик, под каким замком находится дверь и так ли легко попасть в учреждение.
Посещение детского сада с ребенком. Так можно понять, какие чувства у ребенка вызывает это заведение, нравится ли ему здесь. Кроме того, удастся понаблюдать, как ведут себя воспитатели с детками на прогулке и в группе.
Если брать за основу вышеперечисленные пункты, в голове представляется общая картина учреждения и становится понятно, нужно ли отдавать туда малыша. Безусловно, стоит прислушаться к рекомендации знакомых, при этом лучше всего удостовериться лично во избежание неприятных инцидентов. Также можно спросить мамочек на площадках, это информация получена будет с первых уст.
Какие вопросы следует задать руководству садика
Вопросы руководству можно задавать абсолютно любые, поскольку отдавая кроху на воспитание, вам же не безразлично, как и чему там научат. Перед походом в садик желательно составить свой список вопросов. В случае если на ум не приходит о чем стоило бы спросить, предлагается список важных вопросов.
- График работы. Детские сады могут работать полный/неполный рабочий день. Рекомендуется уточнить возможность посещения на полдня или несколько часов. Условия, если будете забирать ребенка раньше или позже. Во многих садах от этого зависит конечная стоимость пребывания. Надо ли писать заявления на случай долгого отсутствия. Когда нужна справка по болезни.
- Способности ребенка. Должны ли быть определенные навыки (речь, самостоятельность, приучение к горшку).
- Какая методика воспитания?
- Есть ли в штате медицинский сотрудник, какая у него квалификация? Проводятся ли осмотры детей, как часто и как тщательно. Многие мамы жалуются, что в группу водят заболевших детей. Это также важный момент.
- Какой распорядок дня? Есть ли утренняя зарядка, режим обучения, режим сна и отдыха.
- Питание ребенка. Как составлено меню, можно ли зайти на кухню и посмотреть работу поваров. Привозная еда или в штате есть повар? Если ребенок аллергик — можно использовать индивидуальное меню или корректировки.
- Находится ли постоянно в группе няня или второй воспитатель. Если в только один воспитатель, подумайте стоит ли отдавать туда ребенка.
- Есть ли в штате логопед или психолог. На каких условиях они занимаются с детьми.
- Узнайте заранее о проводимых дополнительных мероприятиях в саду — праздники, спортивные соревнования и т.п.
- Изучите лицензию и устав.
- Четко расспросите какие документы необходимы для поступления.
Плюсы и минусы государственного садика
К основным плюсам можно отнести:
- Близкое расположение к дому.
- Низкая стоимость по сравнению с частными.
К минусам:
- Большое количество детей в группах до 25.
- В большинстве садах плохое качество ухода, отсутствие нянечек или вторых воспитателей.
- Питание не меняется по сезонам.
- Сложности с поступлением (во многих регионах большие очереди).
Плюсы и минусы частных и ведомственных садиков
Прежде чем выбрать частный садик для своего ребенка, ознакомьтесь с основными плюсами и минусами посещения данного учреждения.
Плюсы:
- Количество детей зачастую не превышает 10 человек в группе;
- Более индивидуальный подход к каждому ребенку;
- Разнообразное меню;
- Разнообразие занятий;
- Наличие камер во многих садах с дистанционным просмотром для родителей;
- Режим работы сада более гибкий, имеется возможность забирать ребенка позже, чем в государственных;
- Родители могут вносить предложения по учебному процессу детей.
- Ребенок легче адаптируется.
Минусы:
- Высокая стоимость;
- Часто могут находится довольно далеко от места проживания.
Домашние детские сады
Сейчас все большую популярность приобретают домашние детские садики. Для многих родителей это становится альтернативным решением, при отсутствии мест в государственных учреждениях.
Что необходимо знать о таких садах:
- Данный вид деятельности можно организовать при наличии педагогического образования и опыта работы в дошкольном учреждении;
- Сад как правило размещается в квартирах либо в специально арендованных помещениях;
- Одновременно должны посещать не более 6 человек;
- Все воспитатели должны иметь соответствующее образование;
- Должна быть оборудована спальня, у каждого ребенка свое спальное место;
- Кухня должна соответствовать всем требованиям к чистоте и безопасности.
Плюсы такого сада:
- Индивидуальный подход к каждому ребенку;
- Принимают детей в любом возрасте, но в зависимости от среднего возраста группы;
- Небольшое количество детей (как правило от 3 до 7);
- Договорные условия по посещению;
- Питание подбирается с учетом требований родителей.
Минусы:
- Такие сады не имеют лицензий, организуются частными лицами. Поэтому различных санитарных проверок там не проводится. Родитель должен сам удостовериться в безопасности и чистоте;
- Если возникнут какие либо конфликты с руководством, доказать что-то будет достаточно сложно;
- Во многих садах один воспитатель, нет других педагогов;
- Прогулки проходят на близлежащих детский площадках. Одному воспитателю достаточно сложно уследить за 7 детьми, особенно если они активные. Многие площадки не огорожены и располагаются рядом с проезжей частью;
- Маленькие помещения (3 комнатные квартиры наиболее распространены). Мало места отводится для игр и занятий ребенку;
- Отсутствие медицинского работника;
- Высокая стоимость;
- В случае болезни ребенка как правило стоимость не возвращается.
Что стоит осмотреть в садике, о чём спрашивать воспитателя и как помочь ребёнку адаптироваться.
Детских садов много – и государственных, и частных, а критериев выбора ещё больше: важны воспитатели, персонал, программа развития. Informburo.kz вместе с Наталией Закирьяновой, клиническим психологом детского центра «Моя радость», разбирается, что стоит учитывать, чтобы выбрать лучший для вашего ребёнка вариант.
Что важно родителям?
Informburo.kz провёл опрос среди родителей, чтобы выяснить, что им важно при выборе детского сада. В опросе приняли участие 97 человек. Они отметили, что в первую очередь обращают внимание на расположение детского сада (ближе к дому или работе) и только потом на компетентность воспитателя или его способность к эмпатии.
Среди ответов «Другое» были такие варианты: «Безопасность и охрана здоровья», «Небольшие группы», «Невысокая цена», «Общее видение о развитии детей с воспитателем и другими родителями».
На вопрос «На что ещё вы обращаете внимание при выборе сада?» большинство отметили важность оснащения сада (помещения, игрушки, хорошая мебель, бассейн), программ развития для детей и питания. Были также и индивидуальные запросы: «Питание для аллергиков или возможность приносить своё», «Как ведут себя другие дети» и «Чтобы работали монтессори-педагоги».
Родители воспринимают детский сад как место, где остаётся и проводит время ребёнок. Поэтому важнее всего для них его безопасность и комфорт: способность воспитателя при необходимости оказать первую помощь, качественное питание, оснащение сада, окружение и отношение к ребёнку.
На что обратить внимание при осмотре детского сада
Чтобы убедиться, что сад соответствует требованиям, Наталия Закирьянова рекомендует тщательно осмотреть сад снаружи и внутри, а также побеседовать с воспитателями и персоналом. Также важно определиться, какую главную задачу вы возлагаете на сад: он должен помогать ребёнку социализироваться, развиваться и готовиться к школе или просто быть местом, где можно спокойно оставлять ребёнка. От этого зависит, на что обращать внимание.
В любом случае родителям важно, чтобы ребёнок был в безопасности. Для этого при осмотре сада обратите внимание на:
Ограждение территории. Забор должен быть достаточно высоким, чтобы ребёнок не смог через него перелезть, особенно, если рядом находится проезжая часть.
Вход на территорию детского сада должен закрываться.
Территория вокруг сада. Посмотрите, достаточно ли ухоженные веранды, чистый ли песок в песочницах, насколько безопасны и отвечают ли возрастным требованиям горки, качели и спортивные сооружения.
Площадки для прогулок и поведение воспитателей. Стоит посетить сад во время прогулки и обратить внимание, на каких площадках играют дети и как ведут себя воспитатели. За детьми младшего возраста нужно не просто следить, но и участвовать с ними в совместных играх.
Детям постарше воспитатели могут давать самостоятельно выбирать занятие во время прогулки.
Помещения внутри сада. Очевидно, чистыми должны быть все помещения, в том числе лестницы и коридоры, и особенно санузлы. В комнатах должна быть комфортная температура и свежий воздух без посторонних запахов.
Обратите внимание на состояние мебели в группах: хорошо ли открываются шкафчики, достаточно ли кроватей, столов и стульев. Площадь помещения должна соответствовать количеству детей: минимум 4 квадратных метра на каждого ребёнка.
Оснащение сада. Оформлены ли информационные стенды для родителей, есть ли развивающие игрушки, помещения для занятий танцами, музыкой, гимнастикой или бассейн и насколько они выглядят безопасными.
Питание. Оцените, насколько разнообразно меню на стенде, достаточно ли новая посуда. В частных садах может быть собственный пищеблок или же может заключаться договор с компаниями на поставки еды. В собственном пищеблоке можно сразу же проконтролировать качество еды.
О чём поговорить с воспитателем и персоналом?
Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.
У хорошего воспитателя – индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей. В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться.
Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.
Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.
Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Детский сад становится новой и большой частью жизни ребёнка, и уровень адаптации к новым условиям может влиять на состояние психики и здоровья. Адаптируются к новому распорядку, условиям и окружению все дети по-разному, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребёнка, чтобы при необходимости помочь ему.
По словам Наталии Закирьяновой, психологи выделяют 3 степени адаптации ребёнка:
Лёгкая адаптация. Малыш вливается в коллектив за 2-4 недели, без истерик остаётся в группе и первым идёт на контакт с ровесниками, легко подстраивается под режим дня, адекватно реагирует на одобрение или неодобрение воспитателя, рассказывает родителям, как прошёл день в саду и что нового он узнал. По ребёнку видно, что он ему нравится, его настроение радикально не меняется, когда его отводят в сад.
Привыкание средней тяжести. Адаптационный период – не менее 1,5 месяца. Малыш болеет, демонстрирует выраженную негативную реакцию на сад, не хочет расставаться с родителем. При этом через какое-то время включается в процесс, участвует в занятиях, играх, общается со сверстниками.
Тяжёлая адаптация. Привыкание может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Ребёнок проявляет открытую агрессию или уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего.
Дети с тяжёлой адаптацией могут весь день стоять в стороне, смотреть в окно и ждать, когда их заберут домой. Они не включаются в игры, не участвуют в занятиях, не хотят общаться с другими детьми, их не получается ничем заинтересовать. Может доходить до состояния полной дезадаптации и невозможности посещать детский сад.
«Многое зависит от возраста ребёнка. Полуторагодовалым детям редко нравится посещать детский сад, в таком возрасте они сильно привязаны к маме. Но если в саду хорошие условия и заинтересованные воспитатели, то спустя некоторое время негатив от посещения сада у детей уменьшается.
Тем не менее осознанно хотеть в садик и чувствовать себя комфортно целый день без мамы дети начинают к 3-3,5 года», – объясняет Наталия Закирьянова.
Чтобы облегчить адаптацию, нужно прививать важные навыки. Научите ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, есть разную пищу, общаться со сверстниками и взрослыми, играть с другими детьми. Начните с групп кратковременного пребывания и постепенно увеличивайте время ребёнка в саду.
Если малыш посещал группу раннего развития до того, как пойти в детский сад, то адаптация пройдёт быстрее.
Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?
Опрошенные родители отмечают, что причиной для смены детского сада для них могут стать неприязнь ребёнка к воспитателю, плохая программа развития, плохое отношение к ребёнку, конфликт ребёнка с другими детьми или конфликт самих родителей с воспитателями.
Смена детского сада – стресс, ведь ребёнку снова придётся адаптироваться к новым условиям. Стоит убедиться, что ребёнок действительно чувствует себя в саду некомфортно и смена детского сада ему необходима, иначе можно только умножить его беспокойство.
Если привычный уклад жизни ребёнка не менялся последние 2-3 месяца, но вы замечаете симптомы стресса, то, вероятнее всего, он связан с детским садом. Это могут быть вялость, агрессия, тревога, плаксивость, капризность, изменения в речи вроде запинок и заикания, энурез.
Наталия Закирьянова рассказывает, как убедиться, что проблема именно в детском саду: «Предложите ребёнку поиграть в детский садик. Обратите внимание, с интересом ли он соглашается на игру, присутствуют ли в игре неблагополучные сюжеты. Отслеживайте, есть ли проявления негатива в рисунках, лепке и другом творчестве.
Главное, доверяйте ребёнку: дети лучше чувствуют. Это мы, взрослые, видим красивые картинки – стенды, мебель, игрушки. Ребёнок же чувствует: он безошибочно определяет хорошее к нему отношение и знает, когда его любят и понимают».
Помните, что период адаптации не отражает отношение ребёнка к садику. Многие дети не хотят утром идти в детский сад, однако в группе с удовольствием вовлекаются в игры, зарядку, занятия и общение. Если вас тревожит выбор садика, то стоит понаблюдать, как ребёнок ведет себя и как общается со сверстниками и воспитателем.
Наталия Закирьянова рекомендует присмотреться к выражению лица, мимике, жестам малыша. Не предупреждайте персонал о своём визите и встаньте так, чтобы ребёнок вас не видел.
Если вы видите, что ребёнок плохо и долго привыкает к детскому саду, встревожен, ему некомфортно – это причина сменить детский сад. «Сложно найти детский сад, который соответствует всем условиям. Определите ваши приоритеты и оцените ситуацию такой, как она есть.
Постарайтесь сразу выбирать из того, что соответствует вашим возможностями и нуждам ребёнка, чтобы не возникло необходимости снова менять детский сад», – рекомендует Наталия Закирьянова.
Поделиться:
Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.
Выбираем местоположение
А начать стоит вот с чего: пройдитесь по своему микрорайону и проведите разведку на местности. Садик не школа, и его главная задача — не обучать малыша, а создавать оптимальные условия для его развития, в том числе социального. Ну и разгрузить ваши руки и время.
Поэтому первый критерий выбора садика — это его месторасположение. Чем он ближе к дому, тем лучше. Сами посудите: первое время, пока будет проходить адаптация, вам нужно будет забирать любимое чадо через час-полтора (позднее — через 2–3 часа) его пребывания в саду.
Если дорога до дома отнимает 20–30 минут, будет довольно тяжело. Кроме того, чем ближе садик к дому, тем выше вероятность того, что с вами в группе окажутся знакомые детки — приятели, с которыми вы гуляете вместе на детской площадке или в ближайшем парке.
Иногда детский садик удобнее выбирать по степени близости не к дому, а к месту работы родителей. Действительно, если мама и папа работают, график у них фиксированный и отводить-забирать чадо, кроме них, некому, то логичнее искать сад ближе к работе. Тогда не придется постоянно отпрашиваться и убегать пораньше, чтобы успеть забрать малыша до закрытия садика.
Но будьте готовы к тому, что ребенка будет очень утомлять долгая дорога.
Как правило, садик — это все-таки закрытое учреждение, и абы кого туда не пускают. Однако во всех садах существуют дни открытых дверей. И ваша задача — пройти максимальное количество близлежащих садиков.
Общаемся с персоналом
Обязательно встретьтесь с заведующей и медсестрой, познакомьтесь с детским психологом и как можно плотнее пообщайтесь с воспитателями, которые будут набирать ясельную группу в тот год, когда предполагается поступление в нее вашего малыша.
Здесь следует отметить, что в некоторых садах воспитатели берут детей в яслях и ведут их до школы. А в других садах воспитатели могут меняться каждый год. С точки зрения детской психологии, предпочтительнее первый вариант: так детям проще и комфортнее.
Хорошие воспитатели или хорошее оснащение?
Оценивать садик с точки зрения оснащения практически бессмысленно. Естественно, он не должен быть в аварийном состоянии, все должно быть чисто и аккуратно. Тем не менее, если в одном саду есть бассейн и новейшая детская площадка, но вам не понравились воспитатели, а в другом один и тот же зал выполняет функцию и спортивного, и музыкального, но воспитатели — заботливые и внимательные, как вторая мама, то, вы сами понимаете, лучше ребенка отдать туда, где его будут любить.
Хорошее оснащение садика не гарантирует вам отличного отношения к ребенку. Смотрите не на то, как украшены коридоры и сколько игрушек в группе, а на то, как работники сада общаются с детьми и друг с другом.
Кухня в садике
Выбирая сад, обратите внимание на такой немаловажный фактор, как приготовление еды. Если в садике есть свой пищеблок и еда для детей готовится на месте, а не разогревается привозная, — это неоспоримый плюс. На такую кухню вы, вооружившись медкнижкой, сможете приходить и снимать суточную пробу и даже наблюдать за разгрузкой продуктов, оценивая их качество.
Тип группы
Кроме того, обязательно поинтересуйтесь, будет ли ясельная группа комбинированного типа (то есть в нее будут собраны детишки разного возраста) или в ней будут дети только одного возраста.
Занятия с детьми
Имеет значение и наличие дополнительных занятий в садике. Так, в одном саду за детьми осуществляется только уход и присмотр, тогда как в другом детей в старших группах учат и читать, и писать, и считать — и они выходят из садика готовыми к школе.
Один из самых простых способов определиться с садом — пообщаться с мамами деток постарше. Причем желательно послушать как минимум 3–5 мам из одного сада, поскольку мнения могут кардинально различаться.
Узнать это можно только у воспитателей и мам детей, посещающих конкретный сад.
В некоторых садах есть платные услуги: занятия с логопедом, танцы, рисование. В первый год посещения садика это не имеет большого значения, но в 5–6 лет вам захочется записать ребенка в разные кружки. Очень удобно, если все они будут находиться в одном месте.
Сейчас многие детские сады объединены в комплексы вместе со школами и лицеями. Если вы уже сейчас планируете будущее своего ребенка и метите в какую-то определенную школу, то есть смысл присмотреться именно к дошкольному подразделению выбранного вами учебного заведения. В этом случае вам не надо будет записываться в так называемые «приготовишки», которые сейчас везде платные, и пытаться попасть в дополнительный список.
Дети, посещающие сад при школе, автоматически вносятся в основной список и имеют преимущество при поступлении в первый класс.