- Шпаргалка по категориям водительских прав
- Что будет, если нет нужной категории в правах?
- Почему штраф как за отсутствие права управления?
- Если нет категории M
- Предусмотрена ли эвакуация?
- Какие нужны категории в каких случаях?
- Какое наказание
- Ответственность за самого себя
- Ответственность за другого водителя
- Дополнительные меры воздействия
- В чем выражается нарушение
- Езда по правам старого образца
- Езда с прицепом
- Вождение с автоматической коробкой
- Управление автомашиной с измененной конструкцией без узаконивания в ГИБДД
- Как правильно себя вести при фиксации нарушения
Если вас поймают за рулём транспортного средства, категория которого не открыта в ваших правах, то приличного штрафа не избежать. Денежное наказание за езду без категории будет от 5 000 до 15 000 рублей согласно статьи 12.7 КоАП.
«1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), —
влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей».
То есть езда без соответствующей категории приравнивается к отсутствию водительские прав.
Шпаргалка по категориям водительских прав
Давайте рассмотрим наиболее частые нарушения, которые касаются открытых категорий:
— управление «механики», когда в правах стоит отметка АТ, то есть право управлять исключительно автомобилями с АКПП.
— езда с тяжёлым прицепом, когда нет открытой подкатегории ВЕ. Подробнее в статье «Какими автомобилями и ТС можно управлять с водительскими правами категории В» — управление мотоциклом без открытой категории А.
Также при сдаче на права определённой категории автоматически открываются некоторые другие категории:
— основаная категория А — открывается автоматически М, А1, В1 мотоциклетного типа. То есть вы кроме мотоциклов можете управлять мопедами, лёгкими мотоциклами, трициклами и квадрициклами с мотоциклетной посадкой
— основаная категория В — открывается автоматически М, В1 автомобильного типа. То есть вы кроме легковых авто с прицепами до 750 кг вы можете управлять мопедами, а также трициклами и квадрициклами с автомобильной посадкой, На тяжёлые прицепы нужно открывать ВЕ!
— основаная категория С — открывается автоматически М, С1 (средние грузовики)
— основаная категория D — открывается автоматически М, D1 (небольшие автобусы)
— снованая категория А1 — открывается автоматически М.
И не забывайте: все открытые категории прописаны в водительских правах. Внимательно изучите и не нарушайте!
Наши классы в Москве:
Что будет, если нет нужной категории в правах?
На 2025 год от же штраф – 5-15000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП как за отсутствие права управления.
Данная мера наказания рассматривается исключительно должностным лицом, которое имеет статус начальника или заместителя начальника ГИБДД. Обычный инспектор на дороге может только составить протокол о нарушении и передать вышестоящему лицу на рассмотрение, который назначит водителю определённую дату разбора.
Такой штраф положен в том числе в случаях, когда:
- у Вас есть только категория B, но Вы управляете мотоциклом (здесь и далее с рабочим объёмом более 50 см 3 ), машиной с максимальной разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн или автобусом с числом мест более 8,
- у Вас есть категории B и C, но Вы управляете мотоциклом, автобусом,
- у Вас есть только категория прав C, но Вы управляете легковым авто менее 3,5 тонны массой, мотоциклом или автобусом.
Почему штраф как за отсутствие права управления?
Потому что именно категория, согласно ФЗ «О безопасности дорожного движения», подтверждает наличие права управления определённым классом автомобилей. При отсутствии нужной категории водительского удостоверения у Вас нет права управления данным транспортным средством.
Если нет категории M
Если у Вас есть право управления любой категории, то M вовсе не нужна. Это говорит тот же ФЗ «О БДД»:
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».
Фактически это означает, что на оборотной стороне в/у вовсе может не значиться наличие «разряда» M. В любом случае, при наличии любого другого, M автоматически присваивается любому водителю.
Предусмотрена ли эвакуация?
Да. Данная мера пресечения зависит не от условий отсутствия права управления, а конкретно применяется при назначении наказания по определённым статьям кодекса, куда и входит часть 1 статьи 12.7 КоАП.
Таким образом, если рядом нет водителя, который имеет право управлять данным автомобилем, управляя которым Вы привлечены к ответственности по этой статье, а также если это лицо не вписано в страховку ОСАГО, то машину эвакуируют на штрафстоянку. А забрать её сможет только лицо, подходящее под перечисленные условия.
Какие нужны категории в каких случаях?
Итак, на 2025 год существуют следующие категории и подкатегории для возможности ездить на авто определённого класса (их регулирует тот же ФЗ «О БДД»).
- Категория M позволяет управлять мопедами и скутерами с рабочим объёмом двигателя до 50 см 3 .
- Категория A даёт право ездить на любых мотоциклах.
- Подкатегория A1 – мотоциклы с рабочим объёмом мотора до 125 см 3 .
- Категория B – легковые автомобили с массой до 3,5 тонн и числом мест не больше 8.
- Подкатегория B1 – разного рода вариации мотоциклов, в том числе 3- и 4-хколёсные. Но здесь часто ставят пометки AS или MS.
- Категория BE – легковой авто, как и B, но с прицепом весом более 750 кг (если меньше, то подойдёт B).
- Категория C – грузовые и легковые авто массой более 3,5 тонн, если число мест в них не больше 8.
- Подкатегория C1 – грузовые авто от 3,5 до 7,5 тонн.
- Категория CE – грузовые с массой более 3,5 тонн и прицепом весом более 750 кг (в том числе фуры).
- Категория D – автобусы с более чем 8 местами.
- Подкатегория D1 – автобусы с числом мест от 8 до 16.
- Категория DE – автобусы с прицепом весом больше 750 кг.
Все вышеперечисленные подкатегории прав также включают в себя подкатегории, даже если последние прямо не указаны на обратной стороне водительского удостоверения.
Какое наказание
Административный кодекс предусматривает только штрафные санкции за управление транспортом без нужной категории.
Неправда, что лишают водителя полностью имеющегося у него водительского удостоверения.
Ответственность за самого себя
Штраф за езду без категории колеблется от 5000 до 15000 руб. (ч. 1ст. 12.7 КоАП РФ).
Наказание назначает руководитель территориального ГИБДД и он решает по конкретному случаю какую сумма штрафа определить.
Если это было, допустим, только управление машиной, то сумма наказания будет около 5000 руб.
Когда же виновник сопротивлялся действиям ГИБДД и вдобавок был в состоянии опьянения или допустил повторное нарушение, то размер может быть ближе к 15000 руб.
Ответственность за другого водителя
Отдельно предусмотрено наказание и для собственника ТС, который передаст автомашину/мотоцикл водителю без требуемого допуска. Штраф для собственника будет равен 30 000 руб. (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).
Еще и самому водителю также выпишут штраф.
Это статья неходовая, так как предусматривает, что автовладелец должен четко знать об отсутствии категории. Именно знать, а не предполагать или догадываться. Учитывая, что практически каждый взрослый имеет права, то подразумевается, что человек, которому доверили руль, имеет право на управление ТС.
Исключением является передача грузовика или автобуса.
Дополнительные меры воздействия
Денежным взысканием дело не ограничивается.
Некомпетентного шофера сотрудники ГИБДД отстраняют от вождения (ст. 27.12 КоАП РФ) о чем выносят специальное постановление. А транспорт задерживают, перегоняя эвакуатором на штрафстоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).
Забрать собственник автомобиль сможет, уплатив стоимость буксировки и хранения.
До начала движения эвакуатора можно прекратить задержание ТС, если устранить причины. Как правило, это своевременное появление собственника со своими правами или иного лица, которое имеет доверенность на управление и внесен в страховку (либо страховка с неограниченным списком).
В чем выражается нарушение
Каждой категории и подкатегории соответствует свой тип/состав транспорта.
Нарушение определяется простым сопоставлением данных о категории машины (указывается отдельной строкой в СТС) и сведениями в водительском удостоверении шофера. Если имеется несоответствие, то нарушение налицо.
Многие думаю, что если имеется допуск к более сложному типу транспорта, то более простым можно управлять по умолчанию (без дополнительных разрешений). Это не верно.
Например, у водителя имеется единственное разрешение — управлять автобусами («D»). Его остановили сотрудники ГИБДД, когда он был за рулем мотоцикла. Штрафа за езду на мотоцикле без категории «А» не избежать.
Исключением является передвижение на мопеде, скутере. Достаточно иметь любую категорию в правах (даже если нет самой «М»).
Еще одно исключение — учебная езда, организованная на автомашине с соответствующей символикой и оборудованием, а также под компетентным контролем наставника.
Но не все так однозначно. Существуют еще множество спорных ситуаций.
Езда по правам старого образца
В удостоверениях, выданных в прошлом (до 2014 г.), отражаются ограниченное количество категорий.
- Так в образцах с 2011 г. по 2014 г. имеются «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE», «трамвай», «троллейбус».
- В правах более ранних периодов вообще указывались «А», «В», «С», «D», «E».
Однако эти удостоверения можно полноценно использовать и в настоящее время (если не истек срок действия). Больше всего вопросов с сочетанием подкатегорий, которые не указывались в старых правах. Сейчас действуют правила так называемого поглощения подкатегорий категориями:
- если есть «А», то можно управлять «А1» и «В1» (с мотоциклетной посадкой и рулем);
- если имеется «В», то допускается управлять транспортом класса «В1» (кроме мотоциклетного типа);
- «С» позволяет управлять также и классом «С1»;
- «D» включает право и на «D1»;
- «СЕ» также на «С1Е»;
- «D» — на «D1E».
Указанное правило действует и в отношении удостоверений нового образца. То есть если каким-то образом, открыта основная категория, а родственной подкатегории нет, то всё равно считается, что водитель имеет право управлять соответствующим транспортом и по основной категории и по подкатегории.
Езда с прицепом
За езду с прицепом без категории не всегда привлекают к ответственности. Не будет нарушением для легкового транспорта («В»), если:
- прицеп массой менее 750 кг;
- более 750 кг, но общий вес автомашины с прицепом менее 3,5 т.
Аналогичная ситуация с грузовиками и автобусами. Отдельного допуска в правах не нужно (достаточно «С» или «D» соответственно), когда к автотранспорту присоединяют прицеп, масса которого не более 750 кг.
Вождение с автоматической коробкой
В правах, действующих с 2014 года, на обратной стороне в разделе «12» могут делать отметки о праве управлять автомобилем с автоматической коробкой «АТ». Это означает, что автовладелец может управлять транспортом только с автоматической коробкой передач.
Например, водитель имеет разрешение управлять легковым автомобилем и в правах есть отметка «АТ». Но фактически он передвигается на легковом транспорте с механической коробкой передач. Такой факт равносилен вождению без категории Б. Поэтому сотрудники ГАИ могут наложить штраф как за управление без специального права.
Механическая коробка обозначается или «МС» или вообще никак не обозначается. При этом, тот кто допущен к вождению транспорта с механикой вправе управлять и машиной с автоматической коробкой. Но не наоборот.
Управление автомашиной с измененной конструкцией без узаконивания в ГИБДД
Чаще этот вопрос касается категории Д. Некоторые занимаются переделкой микроавтобусов, переводя в класс легковушек или грузовиков. То есть сокращают число посадочных мест до 8 единиц в надежде, что автоматически изменяется тип машины. При проверках пытаются убедить инспекторов ГИБДД, что допуск «D» не нужен, так как мест не более 8.
Но этого недостаточно. После фактического изменения авто, нужно пройти автотехническую экспертизу, собрать пакет документов и подать заявление в ГИБДД. И только когда в СТС внесут изменения, тогда автомашине присвоят новую категорию.
Как правильно себя вести при фиксации нарушения
Учитывая, что наказание выносит не суд, а должностное лицо ГИБДД, то тщательного и дотошного разбирательства не будет. Поэтому нужно быть внимательным в момент проведения фиксации нарушения. Дабы не допустить ошибок, которые будут использованы против Вас самих же.
Так как сумма штрафа предусматривает «вилку», то своим поведением можно повлиять на размер санкции.
Если Вы уверены, что работник ГИБДД заблуждается или действует неправомерно, тогда нужно проявлять жесткое противостояние: ни с чем не соглашаться, требовать от него пояснений, привлечения независимых понятых, снимать происходящее на камеру и пр.
Часто другие похожие нарушения могут выдавать за проступок:
- оставлением дома водительского удостоверения;
- управление при отсутствии документов на автомобиль.
Нужно быть на чеку, так как прочие нарушения менее серьезные.
Когда же правда не на Вашей стороне, конфликт лучше не допускать. Но и не позволять вседозволенность. Например, сотрудник ГИБДД не имеет права:
- забирать водительское удостоверение;
- изымать документы на автомобиль;
- требовать немедленной оплаты штрафа;
- конфисковывать личные вещи, находящие в машине и пр.
Важно решить вопрос с задержанием ТС. Нужно как можно быстрее вызвать хозяина авто или знакомого, которому можно доверить управление ТС. Если автомобиль не перегонят на штрафстоянку, удастся избежать лишних трат и бюрократической суеты.