- Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?
- Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?
- Порядок заполнения транспортной накладной
- ТТН на перевозку груза: образец заполнения
- Товарно-транспортная накладная (образец заполнения на 2020 год, товарный раздел)
- ТТН (1-Т): образец заполнения транспортного раздела
- Правила заполнения ТТН (2020 год)
- Нужна ли покупателю товарно-транспортная накладная?
- Чем старый образец заполнения ТТН отличается от нового?
- Нужна ли ТТН при самовывозе покупателем?
- Кто должен выписывать ТТН при самовывозе?
- Как заполнить ТТН, если перевозчик третье лицо?
- Оформление ТТН при доставке транспортной компанией: образец
- Кто выписывает ТТН при доставке транспортной компанией?
- Кто должен выписывать ТТН — поставщик или перевозчик?
- Кто оформляет ТТН — заказчик или перевозчик?
- Вид перевозки в ТТН: что писать?
- Понятие и применение в бухгалтерии
- Разновидности
- Международный формат (СМР)
- Для зерновых культур
- Для перевозки животных
- При отправке молочных продуктов
- Перевозка плодов, ягод, овощей
Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара. И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки.
И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.
То есть: две формы документа повторяют друг друга, а потому при заключении договора на перевозку груза можно использовать либо транспортную, либо товарно-транспортную накладную.
Однако это — теоретически. Потому что практически, к сожалению, путаница в применении документа окончательно не разрешена (и разрешена она, видимо, будет только тогда, когда одна из форм накладной законодательно утратит силу). Некоторые компании продолжают заполнять на один рейс и транспортную, и товарно-транспортную накладные, аргументируя это тем, что у этих документов все равно разные назначения.
Мол, товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку автомобильным транспортом , а транспортная выполняет другую функцию — просто подтверждает расходы на перевозку и устанавливает порядок ее организации.
Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/4681@ уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.
Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.
Хотя на самом деле в ситуации, когда роль перевозчика берет на себя поставщик либо покупатель, транспортные документы (ни транспортная накладная, ни товарно-транспортная) могут вообще не потребоваться.
Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?
С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.
Тогда что вместо нее? Товарно-транспортная накладная?
Не обязательно. Покупателю, который на собственном транспорте осуществляет самовывоз груза, для оприходования товара понадобится только товарная накладная (форма ТОРГ-12), а для учета транспортных расходов — путевые листы и документы на приобретение горюче-смазочных материалов.
То же самое, кстати, разъясняло и Министерство финансов РФ (в письмах от 02.09.2011 №03-03-06/1/540 и от 22.12.2011 №03-03-10/123 ), подтверждая, что в таком случае достаточно путевого листа на транспортное средство.
Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов.
В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.
Однако если доставка груза покупателю осуществляется за счет поставщика и на его транспорте, то транспортный документ не требуется: только товарная накладная (ТОРГ-12), путевой лист и подтверждение расходов на горюче-смазочные материалы.
Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.
Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?
В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел).
Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.
Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр.
по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.
В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.
Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства , контейнера и др. Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для скоропортящегося груза ), запрет на перегрузку, информацию по каждому опасному веществу , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции.
Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов ), а также закрепляет режим труда и отдыха водителя .
Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.
Порядок заполнения транспортной накладной
Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.
Что еще нужно знать, так это то, что число транспортных накладных зависит от количества транспортных средств, перевозящих груз (на каждый автомобиль — по накладной). При этом одна транспортная накладная может быть составлена на несколько партий разных товаров, но только в том случае, если они едут от одного продавца (или из одного консолидационного склада) к одному покупателю. Вообще же, при сборных грузоперевозках оформляются отдельные товарные накладные на каждую партию груза.
ТТН на перевозку груза: образец заполнения
ТТН состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Первый заполняет грузоотправитель, второй — все стороны.
Товарно-транспортная накладная (образец заполнения на 2020 год, товарный раздел)
Товарный раздел определяет взаимоотношения отправителя и получателя груза. Он содержит подробные сведения о товарах. Заполняется грузоотправителем. Служит основанием для списания товаров со склада отправителя и их оприходования на склад получателя.
ТТН (1-Т): образец заполнения транспортного раздела
Транспортный раздел определяет взаимоотношения отправителя и организации-владельца автотранспорта, который перевозил груз. Он необходим для расчетов грузоотправителей / грузополучателей с организацией-перевозчиком за оказанные услуги. Также раздел служит для учета транспортной работы.
Правила заполнения ТТН (2020 год)
Оформляя товарно-транспортную накладную (по форме № 1-Т), соблюдайте следующие правила.
- ТТН составляет грузоотправитель. По согласованию сторон документ также может составить перевозчик.
- ТТН составляется на каждый рейс: на каждую партию груза, которую перевозит один транспорт. То есть накладных будет столько, сколько транспортных средств участвует в перевозке. А экземпляров каждого документа будет больше — об этом ниже.
- ТТН составляется для каждого получателя в отдельности. Даже когда вы отправляете все товары одновременно в одном транспортном средстве.
- Правила оформления ТТН в 2020 году предусматривают составление документа в четырех экземплярах, каждый из которых заверяется подписью, печатью или штампом отправителя:
- Один с подписью водителя о получении груза (эта подпись ставится на всех экземплярах, она подтверждает прием ТМЦ к перевозке) — для грузоотправителя. По этому документу отправитель может взыскать материальный ущерб с транспортной организации в случае ущерба или потери товаров.
- Три других (каждый — с подписью грузоотправителя, печатью и подписью водителя) передаются водителю и следуют с грузом:
- Второй — вручается грузополучателю при приемке товара. Получатель делает отметку о наличии / отсутствии претензий и подписывает документ (не только свой, но и все экземпляры), ставит свою печать, указывает время прибытия и отъезда автотранспорта.
- Остальные два — передаются организации-перевозчику:
- Третий, подписанный всеми сторонами, эта организация возвращает грузоотправителю вместе с документами по транспортным услугам;
- Четвертый — оставляет себе.
- В ТТН обязательно нужно заполнить все реквизиты. Если у вас нет данных для какого-то поля (то есть если этот реквизит не является для вас обязательным), поставьте прочерк. Чтобы избежать проблем при проверках, строго соблюдайте порядок заполнения ТТН: незаполненных полей в документе остаться не должно.
Более 2 000 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад
Нужна ли покупателю товарно-транспортная накладная?
Нужна: она необходима, чтобы подтвердить факт приема груза — налоговая обращает пристальное внимание на ее наличие (в составе полного пакета первичных документов) при проверке оснований для применения вычетов по НДС. Также по товарно-транспортной накладной покупатель при получении товаров может сверить фактическое количество с тем, которое указал продавец.
Чем старый образец заполнения ТТН отличается от нового?
«Старая» ТТН — это форма № 1-Т, утвержденная в 1997 году. С тех пор ее не меняли, но сейчас действует и другой документ — транспортная накладная (ТН). Она утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011.
В ТН нет товарного раздела. Она не подойдет вам, если вы привлекаете к перевозке груза транспортную компанию. Подробнее об использовании ТН читайте здесь >>
Нужна ли ТТН при самовывозе покупателем?
Нет необходимости составлять товарно-транспортную накладную, когда покупатель забирает товар сам: ведь в доставке не участвует перевозчик. Чтобы подтвердить факт передачи ТМЦ, хватит формы ТОРГ-12.
Кто должен выписывать ТТН при самовывозе?
Как и в других случаях — продавец.
Как заполнить ТТН, если перевозчик третье лицо?
Если вы привлекаете к доставке груза транспортную компанию, то используйте для оформления ТТН обычный образец заполнения — с указанием информации о перевозчике и разделами, которые последний заполнит самостоятельно.
Оформление ТТН при доставке транспортной компанией: образец
Кто выписывает ТТН при доставке транспортной компанией?
Как и в любом другом случае — отправитель груза, или, по соглашению сторон, перевозчик.
Кто должен выписывать ТТН — поставщик или перевозчик?
Поставщик, он же грузоотправитель, или, по соглашению сторон, перевозчик.
Кто оформляет ТТН — заказчик или перевозчик?
Товарно-транспортную накладную должен оформить заказчик транспорта, то есть грузоотправитель. Перевозчик может выписать этот документ только по соглашению сторон.
Вид перевозки в ТТН: что писать?
В графе «Вид перевозки» пишите расшифровку информации о виде оплаты: почасовая, сдельная, оплата за одну поездку. Также здесь нужно указать, была ли это сборная перевозка или перевозка путем догруза, заезжал ли транспорт на станции (например, жд).
Понятие и применение в бухгалтерии
Эта документация содержит основные сведения о грузе. Весовые параметры, габариты, проделанный путь. Предоставляет информацию об отправителе и компании, сотрудниках, осуществляющих перевозку.
Соответственно, именно на основе бумаги и происходит расчет между сторонами сделки. То есть, это своего рода подтверждение расходов, которые идут в бухгалтерии отдельной строкой. И помогают налоговой службе сформировать правильную картину издержек производства.
Но при этом, конкретно для создания бухгалтерской проводки ТТН не станет основанием. Это своего рода доказательная база, способ подтверждения. Но не основа для внесения бухгалтерской записи в отчетность.
Товаро-транспортная накладная – это подтверждение выполнение условий сделки. А значит, они распределяются на несколько сторон. Зачастую принято использовать 4 экземпляра, чтобы каждый остался со своей доказательной базой.
Отправитель, заказчик, лица уполномоченные принять груз и провести оприходование, а также сам посредник. То есть, частный перевозчик или компания, осуществляющая логистику.
Ценность этой документации сложно не понять. При любом отклонении материальной составляющей груза от заказа, сразу же проводится сверка именно с ТТН. Поэтому ее заполнение должно быть всегда правильным, строго по образцу, без вольностей и самодеятельности.
Оформление с отклонениями от существующих норм и правил, с нарушениями на бланках – автоматически лишит бумагу юридической силы.
Разновидности
Часто появляется вопрос, является ли ТТН первичным бухгалтерским документом. А также происходит путаница со смежными справками. Некоторые граждане ошибочно полагают, что это все разновидности одной формы.
Но нет, на проверку есть принципиальные отличия. Счет-фактура служит только в целях проведения отчетности перед налоговой службой. И конкретно по расчетам за НДС.
Тогда как документация как раз подтверждает факт расходов предприятия на приобретение продукции. Когда она была принята, после оприходования. Но герой нашего обзора таких полномочий не имеет.
Он просто выступает доказательством, что были потрачены средства на доставку этой продукции. Не покупку, не расчеты с грузоотправителем, а именно с компанией, которая доставляет. Разница весьма очевидная.
Поэтому и бухгалтерии справка не становится основной для проводок. Но разновидности все же имеются, и они следующие:
- СП-31. Используется конкретно при поставках зерна и злаковых культур в любых объемах.
- СП-32. Транспортировка животных. Причем не туш или мяса, а исключительно живых особей, имеющих ценность только в таком виде.
- СП-33. При работе с молочной продукцией любого типа. От обычного молока, до творожных изделий или сыров.
- 1-Т. А вот этот тип используется во всех оставшихся случаях. А их, как легко предположить, более 90%. Соответственно, универсальная форма, которая, скорее всего, и будет использоваться на предприятии.
Как мы видим, хотя различных вариаций и существует несколько штук (далее мы обозначим еще), фактически используется один вариант. Разумеется, если Вы не являетесь представителем предприятия, занимающимся реализацией зерна, животных или молочных продуктов. Во всех иных случаях понадобится 1-Т. Теперь пройдемся по каждому пункту детально.
Международный формат (СМР)
Единственный вариант, который распространяется только в трех экземплярах. А также подписывается грузоотправителем и транспортером. Дело в том, что это вид применяется при пресечении груза границы страны.
И важным условиям также является доставка с помощью автомобилей. Грузовиков или легковых, не имеет значения. Но не морское, не воздушное и железнодорожное сообщение.
Строго автотранспорт. Кроме того, страна должна в принципе работать в формате СМР. А последним условием является платность.
Так, гуманитарные миссии будут иметь совершенно иную форму документации. И сюда уже не относятся.
Для зерновых культур
Собственно, транспортная накладная для налоговой по форме СП-31. Используется весьма часто, ведь зерно поставляется не только огромными объемами. А также и локальными партиями для реализации в розницу на местах продаж в небольших магазинах или товарных точках. Упакованные злаки сюда не относятся, а вот весовое зерно – это подходит.
Для перевозки животных
Зачастую формат СП-32 понадобится при сотрудничестве с фермерами в качестве индивидуальных предпринимателей. А сейчас становится все больше. Они активно занимают нишу крупных холдинговых компаний, и наша страна переходит в такое русло сельского хозяйства по примеру США.
Поэтому на проверку применения формата становится довольно частым.
При отправке молочных продуктов
В этом случае важным аспектом является соблюдение всех нормативов и характеристик. Если о качестве зерна судить особо не получается, достаточно весовых параметров и объема. То при работе с молочкой в расчет идет жирность, кислотность, температурный параметр (повышение температуры до предельной отметки – это нарушение условий хранения, а значит, срок годности сразу падает на – ноль).
Поэтому форма СП-33 считается одной из наиболее сложных.
Перевозка плодов, ягод, овощей
СП-34, транспортная накладная – это документ, помогающий осуществить отправку и прием товаров с фермерского хозяйства. Но уже растительной продукции. В основном овощи, разумеется.
Но также сезонные ягоды и даже фрукты. Тем более что многие из культур везут к нам из стран ближнего зарубежья. А значит, понадобится уже не эта форма, а международная.
О которой мы сообщали в начале нашего импровизированного списка.