- Александр Константинович Дрючков
- Лидия Константиновна Сташкевич
- Дети у станков
- Сыновья полка
- Война и ласка
- Никакой «войнушки» во дворах
- Г.А. ЗЮГАНОВ: С ПРАЗДНИКОМ, НАШИ ЛЮБИМЫЕ!
- НИКОЛАЙ АРЕФЬЕВ: С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ!
- МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ПОДОЛЬСКИЕ КОММУНИСТЫ ПОЗДРАВИЛИ «ДЕТЕЙ ВОЙНЫ»
- КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ. В ПРАЗДНИК 8 МАРТА ЖИТЕЛЬНИЦЕ С.П. СТАРЫЙ ЧЕРЕК ФЕТКЕ АШИНОВОЙ ВРУЧЕНА ПАМЯТНАЯ МЕДАЛЬ ЦК КПРФ «ДЕТИ ВОЙНЫ»
- МОСКВА. «ДЕТИ ВОЙНЫ» НА АКЦИИ ПАМЯТИ ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА
- ЛИДЕР БАШКИРСКИХ «ДЕТЕЙ ВОЙНЫ» АЛЕКСАНДР ПАЛТУСОВ ПРОВЁЛ УРОКИ МУЖЕСТВА
- ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ А.С. ИЩЕНКО
- МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ПРИЁМ ГРАЖДАН КАТЕГОРИИ «ДЕТИ ВОЙНЫ» В КОРОЛЁВЕ
- МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. В КОРОЛЁВЕ ДАН СТАРТ АКЦИИ «МУДРЫЙ И ЯСНЫЙ ВЗГЛЯД»
- ПЛАН РАБОТЫ ЦС ООО «ДЕТИ ВОЙНЫ» НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2025 ГОДА
- КНИГА «ДЕТИ ВОЙНЫ УЧАСТНИКИ И СВИДЕТЕЛИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ»
- ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»
- ВНИМАНИЕ! МОШЕННИКИ!
- Уважаемые «Дети войны», будьте особенно внимательными!
- ГИМН «ДЕТИ ВОЙНЫ»
- Новости
- ПОЭЗИЯ
- Оборона Города
- Воспоминание об отце
- Что нам поможет?
- Марат Казей
- Володя Дубинин
- Лёня Голиков
- Валя Котик
- Толя Шумов
- Саша Чекалин
1933 года рождения
Когда началась война, мне было восемь лет. Мы жили в Кирове. В том, что война будет, вообще мало кто сомневался, в том числе, и мы — восьмилетние дети.
В те годы велась активная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения: нам устраивали псевдовоздушные тревоги, мы сдавали нормы ГТО, каждый мальчишка моего возраста понимал, что нужно готовить себя к защите родины, потому что есть враг, который может на нее напасть. У меня были две сестры — они были старше меня на четыре и три года — и у них был такой же настрой. И все-таки объявление войны стало для нас неожиданностью: не думали мы, что она начнется летом, в июне, — все произошло раньше, чем мы предполагали.
Но мы сказали себе: «Да, война. Но теперь надо ждать героической победы», — именно такие мысли возникали в сознании, по крайней мере, людей моего возраста в то время.
Мы, конечно, и представить себе не могли те трудности, которые принесет война. Все были уверены в быстрой победе.
Помню первые месяцы: эвакуация, приезд новых людей, перестройка всей жизни, потом начался голод, холод — в тыловых условиях жилось непросто. Дети тогда быстро взрослели, мы знали: перенести все эти лишения — это наш долг перед родиной, и верили в победу.
Мы, дети, были очень хорошо информированы о ходе войны, о ходе боевых действий — о них мы узнавали из сводок новостей. Знали мы и о тяжелой обстановке под Сталинградом, а до этого — о московской битве. Сводку Совинформбюро слушали все: могли плохо знать математику, физику, отставать в литературе, но сводка была частью нашей жизни.
С обсуждения успехов наших войск начинался каждый учебный день, говорили мы об этом и на переменах. Великая сила духа была не только у тех, кто воевал, кто был на фронте, кто был в тылу, но и у детей.
Когда началась эвакуация, половина школ была закрыта — там открылись госпитали. Учились мы в три смены, и каждый учащийся должен был посещать и помогать эвакуированным в госпитале. В школах создавались концертные бригады, которые выступали перед ранеными.
Помню, как мы, второклассники, приходили в госпитали и как раненые солдаты нас по-доброму встречали. Тогда был уже страшный голод, и к бойцам мы приходили полуголодными. Они это понимали и часто угощали нас сахаром, давали нам хлеб.
Такое запоминается на всю жизнь.
В детские игры во время войны мы не играли. Многим из нас приходилось работать на заводах и в селе на собственных земельных участках, свой даже небольшой урожай позволял выжить и не умереть с голода. Нужно было собирать металлолом, участвовать во встрече раненых, устраивались школьные военные парады.
Но когда с фронта привозили трофейную технику, каждый из нас стремился заполучить какой-нибудь поврежденный автомат — что-нибудь военное. Бывало, что все заканчивалось несчастным случаем, когда в руки детей попадали гранаты. Но все это были не игры, а что-то вроде самоподготовки.
Не случайно же в последние годы войны были колоссальные конкурсы в военные училища — каждый мальчишка мечтал стать летчиком, быть военным считалось очень большой честью.
У нас в школе был учитель — он воевал и вернулся с фронта инвалидом — так вот все ученики относились к нему совершенно по-особому, очень боялись получить по его предмету двойку — это считалось особым проступком, почти общественным.
Войну я встретил уже без отца. Но близких и знакомых нашей семьи на фронте погибло очень много. Я с детства был всегда очень наблюдательным.
Выйду вечером, сяду на лавочку и смотрю на людей. И вот каждый вечер мимо нашего дома проходила молодая пара. Удивительной красоты женщина и очень красивый мужчина.
Я не знал, кто они были по профессии, где работали, я просто знал, что в определенное время они, такие счастливые и радостные, несущие свет, пройдут мимо. Было уже начало 1942 года, я как обычно сидел перед домом и снова увидел эту женщину, но не узнал ее: убитая бедой, убитая горем, она постарела за считанные часы. И мы опять встретились глазами.
А потом я узнал, что она получила извещение о гибели своего мужа. Тогда я задумался: что это за горе, что это за беда так повлияли на нее — через всю жизнь эти воспоминания я пронес.
Помню, что в День победы в Кирове шел сильный дождь. Уже объявили, что мы победили, а на улице — ливень, прохладно. Когда к обеду небо очистилось, весь город высыпал на улицы.
Это было стихийное шествие, люди просто шли — такая неорганизованная демонстрация. У всех было чувство великой радости — его просто не передать. Этот день мне запомнился на всю жизнь: дождь, потом солнце, праздник, весь город гуляет, радуется.
Александр Константинович Дрючков
1926 года рождения
Летом 1941-го мне было 15 лет. Наша семья жила в Башмаковском районе Пензенской области, в селе Кандиевка — именно там состоялось первое крестьянское восстание в 1861 году. Мой отец был призван на фронт в 1941 году, попал в знаменитую 354 дивизию — она освобождала деревню Крюково, под Москвой вместе с Панфиловской дивизией.
Я остался в семье за старшего, у меня еще две сестры младшие были — Антонина и Лида, да и матери нужно было помогать. Коротали те дни по-всякому: помню был в трех километрах от нашего дома совхоз имени Тимирязева, и мы, мальчишки, ходили туда работать, продавали солому, заготавливали сено; что заставляли нас делать, то и делали. Непослушные мы были в то время.
С одноклассниками мы часто говорили о войне: слышали, что война — это нехорошее дело, но что это такое, поняли только через несколько лет.
В военное время трудно было — и холод, и голод, но деревня есть деревня все-таки. У нас и молоко было, и сало, и картошка. Конечно, мы все это для фронта готовили, но остатки у нас оставались. Тяжело было, конечно, тяжело. Но мы ведь советские люди — все перенесли.
Чтобы попасть на фронт, в 1943 году я приписал себе лишние полгода. Было страшно, но я хотел скорее пойти родину защищать. Пошел на радиокурсы в городе Куйбышев.
Мне оставалось учиться несколько месяцев, когда к нам приехал делать набор капитан Тимохин из 354 дивизии. Он посмотрел списки и увидел в них мою фамилию. Сижу я на занятиях, и вдруг меня вызывают в штаб, я, конечно, испугался.
Пришел, а капитан у меня спрашивает: «Где отец?» Я говорю: «Отец на фронте», — «А где служит?» А это же было не положено говорить, да и я не знал, знал только его полевую почту. Тут мне Тимохин и говорит: «Хочешь к отцу поехать?» Я говорю: «С удовольствием». Вот я и сдал досрочно все экзамены и совсем мальчишкой поехал на фронт — мне тогда еще и 17 не исполнилось.
Я, кстати, до сих пор оба своих дня рождения отмечаю — между ними полгода разницы.
Мама, когда узнала, сказала мне: «Что ты сделал?!» А я ей: «Все уже сделано». Перед тем, как уже на фронт ехать, появилась возможность немного дома побыть. Забежал домой… до сих пор не могу без слез об этом вспоминать. Забежал ведь всего на несколько часов, собрали мне котомку. Поверьте, это было очень тяжело.
К линии фронта нас везли на машине, потом несколько километров еще пешком шли. Отец тогда был старшиной. Капитан доложил ему: «Принимай пополнение!» Он зажег коптилку — мы ночью пришли — и говорит: «Ой, сынок…» Тяжело это очень вспоминать и сегодня. Наша встреча была неописуемой.
Меня назначили в разведку как радиста полка. В 18 лет я уже получил медаль «За отвагу», потом — орден Красной звезды, имею несколько благодарностей от товарища Сталина. Во время войны мы с отцом встречались пять раз.
Когда война кончилась, первая мысль — узнать, жив ли он. Он обо мне, конечно, больше беспокоился — все-таки отец. Да и он в основном в тыловых частях был, а я всегда на передовой.
С войны мы вернулись оба. Я, как самый молодой, проводил своих до Германии, потом дивизию перевезли в Польшу. Имею медали за освобождение Белоруссии и Польши.
Я был ранен, контужен, ходил в разведку, убивал немцев, брал «языков», под пулями лежал — совсем рядом со смертью. Рассказывать это до сих пор очень тяжело. Война вроде бы уже забывается, но не забываются эти эпизоды. Так что моя жизнь прошла и страшно, и интересно, и завидно, и опасно.
Лидия Константиновна Сташкевич
1934 года рождения
29 июня 1941 года мне исполнилось семь лет. Мы жили в Дзержинске рядом с Минском. Нас было семеро детей и одна мама. Наш отец был репрессирован и расстрелян до войны. Его реабилитировали только в 1959 году. Он был единственным в Дзержинске ветеринарным фельдшером, лечил скот. Я его не помню, мне было всего три годика, когда его забрали.
Однажды я встретила человека, который знал моего отца и спросила у него: «Расскажите, пожалуйста, какой он был?» А он и говорит: «Ну, человек он был хороший, ночью позови — приедет, скотину полечит и грошей [денег] не возьмет». Вот таким был батька. Мать осталась одна.
Семеро деточек: мне семь лет, Ване — пять, Томочке — три, это мои младшие. Братику Сашке было на четыре года больше, чем мне. Наши старшие девочки были комсомолками — несмотря на то что батьку репрессировали.
Помню, как мама выдрала несколько кирпичей из печи, положила в холщовую тряпочку два комсомольских билета, замуровала кирпичами и забелила.
На фронт ушли те, кто успел. Это же моментально все случилось: вот Брест бомбят, буквально пять дней, и они уже здесь были. Мой крестный отец, мамин родной брат, Павлуша сел на велосипед и помчался в Борисов, там его часть была. Так и погиб на фронте.
Помню, как они [немцы] понаехали. Мотоциклы! А я раньше этих мотоциклов и не видела никогда. У нас была тихая улица, а тут на мотоциклах — да такой шум, гам.
Сидим мы в хате, и вдруг мама говорит: «Гляньте, немец бегает». Они первое время брали у людей, что хотели. Нас семеро детей, а он бегает по нашему огороду — курей ловит, хватает за шею, раскручивает-раскручивает, и она уже задыхается, и уносит.
Так мама как выскочила: «Сыночек ты мой, у меня ж семеро детей, что ж ты моих кур ловишь?» В общем, она ему не дала этих кур.
Прошло некоторое время — евреев еще не репрессировали, пришли маму хватать. Как теперь помню: она около печи пекла блины, а ее схватили и погнали прямо с младшим братиком на руках. И их загнали за колючую проволоку под открытым небом.
Придумали, что у нас дома — приемник, и мы слушаем Москву. Если бы не сосед, поволжский немец, то ее бы по этой статье постреляли. Они рядом с нами жили, и мама моя шила его деткам и жене.
И вот они стали ходить, просить, доказывать, что мы ни в чем не виноваты. Еле-еле переубедили.
Потом нашу Галю схватили. Сказали, что отошлют ее в концлагерь. Мама совершенно случайно узнала, что Галя сидит не в полиции — если бы в полиции, то ей бы уже хана, — а в полевой жандармерии.
Там начальник очень золото любил. Вот маме и сказали, если вы имеете хоть копейку золотую, идите рано утром, называйте фамилию и просите. Раздобыли где-то монетку.
Мама прибежала, встала на колени, целует его сапоги и просит, называет фамилию, плачет. А когда денежку показала — он ее хвать и в карман. И говорит: «Вэк, вэк, вэк».
День, другой, на третий день рано утром прибегает Галя домой.
Немцев понаехало много — через дом немцы стояли. У нас был большой зал, отдельный, и они забрали этот зал и поставили там одного немца жить, с денщиком, прямо в нашем доме. Казарм не было, а жить же им где-то надо было.
У этого немца было трое детей. Он глядел на нас и маме рассказывал про своих. Сидел, бывало, на крыльце и горевал, вспоминал свою семью, говорил, что не хотел этой войны, что это все их руководство.
Они нас не притесняли. Денщик его все время в комнате сидел. А когда он выходил на улицу — у нас туалет аж в другом конце огорода был — мой брат Сашка, как обезьяна, перелезал к нему в комнату и хватал какие-то маленькие шоколадки, какие-то конфетки.
Мама как узнала: «Сынок, милый, нас же расстреляют, что ж ты трогаешь?» Но он все равно не перестал лазить туда. И вот однажды денщик пошел в туалет и вдруг кричит ему оттуда. Саша уже подумал, что он все понял, но оказалось, что его мундир зацепился за гвоздь, и он не мог никак отцепиться.
Вот и позвал Сашу, чтобы тот ему помог.
Оккупация. Сидим мы вечером на печи, из света — одна лампочка под потолком еле-еле светится. Нам сказали занавесить все так, чтобы нигде никакой щелки, ни лучика света не проникло.
А у нас — детей много, одеял мало. Мама что могла, на эти окна понавесила, но все равно они обнаружили щелку. Так вот сидим мы на печке, дров не было, холодно, и вдруг раздается целый ряд выстрелов — из-за того, что свет увидели.
Окно разбито, и мимо нас только пули свистят. Слава богу, никого не зацепило. Мама скорее свет погасила — и на завтра уже закрывали это окошко и свет старались не включать.
Самое страшное, что я помню, когда прибежала моя старшая сестричка — она тогда была в десятом классе, — кричит, плачет и рассказывает мне, что ее подружку любимую, с которой они сидели за одной партой, вытащили с хаты и маму ее, и всех родных потащили убивать. Они евреи были.
Когда началось партизанское движение, немцы вешали наших партизан — молодых мальчиков — прямо в городском сквере. Я своими детскими глазами видела, как они бедненькие, босые, разутые висят, а на груди у них доски прибиты: «я партизан», «я бандит».
Помню, как мама прятала в погребе старших детей во время облавы. Немцы в Германию молодежь забирали, а партизаны к себе заманивали. Очень многие у нас помогали партизанам.
Моя старшая сестра устроилась работать на вокзале и считала вагоны: какие куда идут, с каким вооружением. Мой родной дядька жил в деревне, так к нему партизаны приходили каждый вечер.
Я пошла в первый класс — в районных центрах школы были. Учили нас читать, писать. По программе читали рассказы о том, какие партизаны злостные, как они убивают людей. Еще помню, что в нашей школе сделали кинотеатр для немцев и мы радовались, когда у них кино было, — значит, в этот день мы учиться не будем.
Сколько себя помню, столько недоедали. Люди держали кабанчиков, держали кур, а мамочка держала корову и ходила в лес, чуть ли не за 2,5-3 километра за сеном, выкашивала, на себе носила, сушила. Но корова наша давала очень мало молока, не хватало даже нам, детям. Короче, было туго.
В 1944 году они [немцы] умотались — нас освободили 3 июля в один день с Минском. Все бабы кричали: «Наши идут, наши идут!» Столько радости, но все шепчутся — немцев еще боятся.
Дети у станков
На войне детей не бывает, гласит известная поговорка. Ребята взрослели не потому, что хотели, — того требовала жизнь. На фронт уходили отцы, братья, мужья и сыновья, а вместо них помощниками становились мальчики и девочки.
У большинства не было возможности ходить школу — стоящий на заводе мальчишка, не окончивший и семи классов, не редкость в Кузбассе.
Во время войны в регион эвакуировали 82 предприятия — военные, угольные, химической промышленности, металлургии. На некоторых из них во всю использовали детский труд.
— Вот на таких токарных станках работали ребята с 12 лет. Они уже не считались инфантильными, маленькими, как сейчас в таком же возрасте. Надо было много работать, никто даже вопросов не задавал.
Если ты был мал ростом, приходилось приспосабливаться — вставали на ящики, куда производили укладку созданных деталей. Потом их отправляли на фронт, — рассказала сотрудник музея Любовь Смокотина.
А вопросов не задавали потому, что работа на предприятии была единственной возможностью прокормить семью. Или ты идёшь в школу и получаешь худо-бедно образование (об этом мы поговорим позднее), или пашешь на заводе и получаешь продуктовую карточку. Родители соглашались на такой шаг, лишь бы младшим детям, бабушкам и дедушкам было что кушать.
Те, кто помладше, отправлялись в поля, в сельское хозяйство, в госпитали. Там они помогали подписывать посылки, письма, устраивали концерты, чтобы радовать раненых: в одной палате ставили слушать пластинку пару раз, затем переносили в другую.
Дети становились в один ряд с женщинами, которым тоже приходилось осваивать тяжёлое оборудование, и ветеранами труда. На Кемеровском коксохимическом заводе дети были в основном подсобниками. Их допускали только до тех работ, где не требовался квалифицированный труд, и он не касался опасности.
На шахты мальчиков вообще не отправляли — слишком специфичная и опасная работа даже для крепких подростков.
Сыновья полка
Во время войны более 3 500 фронтовиков были, по сути, детьми — младше 16 лет. Данные лишь приблизительные, мы не считаем тех, кто вступил в партизанские отряды. Дети попадали на фронт самыми разными путями.
— Все, непременно все стремились туда. Они считали: разобьём врага быстренько! Порыв был патриотический, искренний, когда ты не наёмная армия, а жаждешь освободить свою родину от непрошеного врага, — продолжила Любовь Смокотина.
Ярким примером храбрости и патриотизма стал Гена Красильников, окончивший всего 8 классов. Мальчика помнили как спокойного, сдержанного, стремившегося к знаниям, при этом компанейского и весёлого. На войне о школе и любимом увлечении Гены — рисовании — теперь не было и речи.
Мальчишка пошёл работать слесарем на завод «Карболит». И не раз посылал письма с просьбой отправить его на фронт. Как итог — в 1943 году его направили в пехотное училище, а оттуда — во 2-ю стрелковую роту 2-го батальона 212-го гвардейского полка.
Он отличился во время форсирования реки Днепр севернее Киева и погиб в одном из боёв. На тот момент Гене было всего 17 лет.
Иногда дети сами сбегали к линии огня. Если им удавалось добраться до передовой, то командиры оставляли их — дети становились сыновьями полка — считалось, ради их же безопасности. В таком случае наличие ребёнка в подразделении часто становилось тайной, хотя нередко им выдавали обмундирование и даже личное оружие.
Как правило, дети выполняли хозяйственные работы, а постарше могли стать участниками боевых операций.
У Петьки Красулько была какая-то невероятная связь с отцом, ушедшим на фронт. Мальчик, живший в одном из населённых пунктов Кузбасса, постоянно спрашивал у мамы, когда папа вернётся, но у той не было ответа.
— Тогда мальчик сбежал из дома искать отца. Настоящая трагедия для матери: муж на фронте, сыночка не сберегла. Петя попал в партизанский отряд, где ему форму сшили, сапоги подогнали под 33 размер.
Стал сыном полка, что называется. Все крутили у виска: ну, что творит мальчик, где его папку искать-то. Как-то раз едут два поезда: один на восток, другой — на запад.
Этот пацан глазастый в окне стоящего поезда увидел отца. Как рванёт к нему, обнялись, поцеловались, сфотографировались и больше не расставались, — рассказала Любовь Смокотина.
Война и ласка
Такие трогательные истории война знает немало. Многим детям находить свои семьи помогал случай. В военном отделе музея хранится пуговица от пальто мамы ребёнка, эвакуированного из блокадного Ленинграда. Странный, казалось бы, экспонат, но очень важный для той семьи.
— Дети уезжали неожиданно, родители не успевали даже сумку с документами собрать. Мальчишка приехал к нам, заикался, не говорил, а в кармане его штанишек была пуговица, которую он никак не хотел отдавать. Когда мальчика успокоили, подлечили, он рассказал свою историю.
Мама прощалась с сыном на вокзале, оторвала от своего пальто пуговицу со словами: «Береги, сынок, это единственное, что нас с тобой соединяет». И мальчонка сохранил, нашлись они потом с мамой по этой самой пуговице, — улыбается сотрудница музея.
Детей из блокадного Ленинграда помещали в детских домах, по 10-15 человек максимум. Всего в Кузбассе работали 123 детдома. Ребята, пережившие ужас и голод, срывали листья с деревьев, ели траву, хотя взрослые их кормили.
Почти все писали на листочках меню, что хотели бы съесть, когда блокада и война закончится. И никаких психологов, никаких специалистов не было, чтобы избавить детей от стресса и страха.
— Взять, пригреть, погладить по голове, рассказать сказку, утешить чем-то добрым, теплым — вот как пытались блокадных детей вывести из того состояния. Взрослый принесёт из дома лишнюю лепёшечку, варенье сбережённое, угостит драником, возьмёт на руки лишний раз, так, гляди, у ребёнка ассоциация возникнет со старой, доброй, мирной жизнью, — пояснила Любовь Пантелеевна.
Глядя на блокадных детей, каждый кузбассовец думал о собственных. Очень многие принимали их в свои семьи, потому что по-другому, глядя на сироту, не могли.
Русские солдаты не оставались равнодушными даже к немецким мальчикам и девочкам. Несмотря на тот ужас, что творил враг с их собственными сыновьями и дочерьми, жёнами и сёстрами. Сержант Николай Масалов 30 апреля 1945 года в Берлине за час до атаки гвардейцев услышал в тревожной тишине детский плач и постоянно повторяющееся слово: «Муттер, муттер!».
Он пополз сквозь воронки от снарядов и мин, пересёк набережную и, рискуя жизнью, поднялся во весь рост.
— Масалов перекинулся через барьер канала… Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо.
Ждали пять, десять минут. Неужели напрасно рисковал Масалов? Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: «Внимание! Я с ребёнком.
Прикройте меня огнём. Пулемёт справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку! …» Тут началась артподготовка.
Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трёхлетней немецкой девочкой на руках. Её мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась.
Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперёд, — писал маршал Чуйков.
Во время подписания акта о капитуляции Германии всех спасённых детей собрали в одном месте — 200 белокурых красивых ребят. Правда, среди них не было той самой, что спас Масалов.
— Зачем русские люди это делали? Ведь наших детей враги угоняли в рабство, помещали в концлагеря, сжигали заживо, убивали. Никак не выходит у меня из головы тот случай, когда в оккупированной Орловщине немцы подходили к молодой и красивой мамочке с грудничком на руках, вырывали его, брали за ноги, как курицу, и бросали в колодец. Мама сходила с ума! Это зверство, непостижимо, подло.
Масалов поступить так не мог. Он идёт на бой, слышит истошный крик, его зовут инстинкт, честь, душа. Наши дети не виноваты, их дети — тоже, — рассказала Любовь Смокотина.
Никакой «войнушки» во дворах
Когда ветеранов и их детей спрашиваешь, а были ли развлечения во время войны, обычно слышишь в ответ: «Не до веселья же было». А на деле без культурной составляющей дух бойцов и их семей явно был бы на нуле. Мальчиков и девочек тоже не хотели окончательно лишать детства.
— Вот эта кукла необычная, военного времени. Её сделали на фабрике игрушек в Кузедеево. Ручки и ножки у неё тряпичные, голова целлюлозная, внутри опилки. А рядом лежит школьник, резиновое изделие уже другой фирмы, — рассказывает Любовь Смокотина.
Дети во время войны играли с уже готовыми изделиями или же сами делали наганы, пистолеты из дерева, из чулка — мячики. По воспоминаниям, в ходу были коллективные игры — лапта, прятки, казаки-разбойники. «Войнушку» почти никогда не устраивали — никому не хотелось быть фашистом.
Игра в «больницу» стала для детей реальностью: они часто помогали в госпиталях, лечили и развлекали раненых.
Учиться в школе мало кто стремился. На то было несколько причин: надо было работать и помогать взрослым по хозяйству. В школах оставалось мало учителей, ибо почти все ушли на заводы. Даже писать было не на чем и нечем.
— Бумаги не было, писали на пожелтевших газетах, полях книг, сквозь строчки. Учителя и дети мёрзли в школах, хотя дрова давали, даже учебники. Чернили из чего только не делали.
А порой в школы не ходили потому, что обуви у детей не было — как идти зимой по снегу? И было такое сознание: чего это ты будешь учиться, а не работать. Поэтому взрослели детки намного раньше, чем должны были, — вздыхает сотрудница музея.
Война для всех страны стала трагедией. И если взрослые с уже сформировавшейся психикой, здоровьем, физическими навыками как-то потихоньку справлялись, то дети переживали гораздо сильнее. Малейшее дуновение ветра, шум пролетающего самолёта или стук в дверь в те годы для них были серьёзным испытанием.
«Путь к Победе» — это цикл публикаций на сайте A42.RU, посвящённый предстоящему 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы будем говорить с ветеранами, побывавшими на фронте, и тружениками тыла, листать старые документы и смотреть чёрно-белые записи, — чтобы тихие голоса героев громко звучали для новых поколений.
Г.А. ЗЮГАНОВ: С ПРАЗДНИКОМ, НАШИ ЛЮБИМЫЕ!
Милые, дорогие наши женщины! Примите самые тёплые поздравления с Международным женским днём 8 марта! Для нас наши женщины — это воплощение красоты, пример неутомимых тружениц и любящих сердец. Мы .
НИКОЛАЙ АРЕФЬЕВ: С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ!
Весна, цветы, женщины — это украшение планеты, это праздник жизни, это праздник женщин и всех тех, кто преклоняется перед красотой! В этот день все настоящие мужчины выражают восхищение вами, женщины, .
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ПОДОЛЬСКИЕ КОММУНИСТЫ ПОЗДРАВИЛИ «ДЕТЕЙ ВОЙНЫ»
Накануне 8 марта депутаты Совета Депутатов от КПРФ Михаил Чириков и Владимир Красавин вместе с членом Общественной палаты Г. о. Подольск Сергеем Чернегой и Первым секретарем ПГО ЛКСМ РФ Ильей Серовым .
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ. В ПРАЗДНИК 8 МАРТА ЖИТЕЛЬНИЦЕ С.П. СТАРЫЙ ЧЕРЕК ФЕТКЕ АШИНОВОЙ ВРУЧЕНА ПАМЯТНАЯ МЕДАЛЬ ЦК КПРФ «ДЕТИ ВОЙНЫ»
В Международный женский день 8 Марта председатель правления Урванского местного отделения ООО «Дети войны» Казбек Гетоков и секретарь первичного партийного отделения с.п. Старый Черек Руслан Пшихопов .
МОСКВА. «ДЕТИ ВОЙНЫ» НА АКЦИИ ПАМЯТИ ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА
Незамерзающий отряд представителей многотысячного московского сообщества членов организации «Дети войны» всегда в строю! 5 марта 2025 года, в день памяти генерального секретаря ЦК ВКП (б), Верховного .
ЛИДЕР БАШКИРСКИХ «ДЕТЕЙ ВОЙНЫ» АЛЕКСАНДР ПАЛТУСОВ ПРОВЁЛ УРОКИ МУЖЕСТВА
3 марта в селе Прибельский Кармаскалинского района состоялось 2 тематических урока патриотизма и мужества с учениками местной школы. Перед ребятами выступил председатель регионального отделения .
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ А.С. ИЩЕНКО
Центральный Совет ООО «Дети войны» поздравляет Ищенко Андрея Сергеевича с днем рождения! От имени Центрального Совета Общероссийской общественной организации «Дети войны» примите самые искренние и сердечные поздравления .
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ПРИЁМ ГРАЖДАН КАТЕГОРИИ «ДЕТИ ВОЙНЫ» В КОРОЛЁВЕ
Председатель Королевского отделения «Дети войны» Людмила Лебедева провела приём граждан категории дети войны. Наших жителей интересуют программы, которые в рамках оказания им социальной поддержки проводит .
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. В КОРОЛЁВЕ ДАН СТАРТ АКЦИИ «МУДРЫЙ И ЯСНЫЙ ВЗГЛЯД»
В рамках социальной поддержки ветеранов, «детей войны» города Королёв МО 4 марта 2025 г. стартовала акция «Мудрый и ясный взгляд», которая проходит в офтальмологическом отделении ГБУЗ МО «Королёвской .
ПЛАН РАБОТЫ ЦС ООО «ДЕТИ ВОЙНЫ» НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2025 ГОДА
План работы Центрального Совета Общероссийской общественной организации «Дети войны» на первое полугодие 2025 года.
КНИГА «ДЕТИ ВОЙНЫ УЧАСТНИКИ И СВИДЕТЕЛИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ»
В 2020 году Россия отметила 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Частью нашей истории является тяжелейшая, на грани выживания, жизнь самых уязвимых во время
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты детей войны в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную
ВНИМАНИЕ! МОШЕННИКИ!
Уважаемые «Дети войны», будьте особенно внимательными!
ГИМН «ДЕТИ ВОЙНЫ»
Новости
ПОЭЗИЯ
Оборона Города
- Дмитрий Лесной
Шесть месяцев — бои без остановки,
В лицо нам смертью дышит подлая война,
Лишь слышим, как сквозь гром артподготовки,
Наш командир кричит «За нами вся страна!»
Воспоминание об отце
- Ким Васильев
Я не помню отца, он ушёл на войну до рожденья,
Не ласкал он меня, не держал у себя на руках,
Лишь со старого фото послал нам своё поздравленье
И оставил на память пару писем на жёлтых листах.
Что нам поможет?
- К.Е. Васильев
Нам чужд и горек дух капитализма,
Губителен его грабительский оскал,
Хотим опять, чтоб строй социализма
Для всех желанной сущностью настал.
Марат Казей
Несмотря на юный возраст, Марат Казей стал выдающимся бойцом партизанского отряда им. 25-летия Октября. К партизанам парнишка сбежал в 1942 году, после того как немцы казнили его мать за то, что она лечила раненых бойцов.
Юный защитник родины оказался талантливым разведчиком: раздобыть немецкие документы или прорваться незамеченным через окружение, участвовать в диверсии — всё это было Марату по плечу. Но до Победы юному партизану дожить не удалось. Весной 1944 года, отправившись на встречу со связным, Марат и его боевой товарищ попали в окружение немецкого карательного отряда.
Они сражались до последнего патрона. Попасть в руки нацистов живым маленький солдат не захотел: у него оставалась последняя граната.
Изображение взято с сайта ru.wikipedia.org
Володя Дубинин
В начале войны семья Володи оказалась в Керчи. Но и в Крыму уже не было спокойно: крымчане начали активно готовиться к обороне. Настойчивый и отважный мальчик добился того, чтобы его приняли в партизанский отряд, который действовал в Старокаратинских каменоломнях.
Юный защитник был маленького роста, поэтому он легко пробирался по узким проходам в этих лабиринтах. Он добывал для своего отряда очень важную информацию, которую партизаны использовали в своих военных операциях: расположение и численность немецких войск, их перемещения. О его героизме рассказывали легенды.
Но однажды Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням и погиб от взрыва.
Технологические карты уроков разработаны в соответствии с учебником «История России. Начало XX — начало XXI века. 10 класс» О.
В. Волобуева, С. П.
Карпачёва, П. Н. Романова, требованиями ФГОС среднего общего образования и историко-культурным стандартом.
В пособии приведено содержание курса, определена последовательность изучения учебного материала, отражены планируемые предметные, метапредметные, личностные результаты обучения, виды учебной и познавательной деятельности учащихся, а также формы контроля. Пособие поможет учителю организовать образовательный процесс и существенно сократит время на подготовку к уроку. Материалы пособия являются примерными (1 урок — 1 учебный час), учитель может дополнять их по своему усмотрению, исходя из поставленных задач, уровня подготовки учащихся и с учетом школьного компонента.
Изображение взято с сайта ru.wikipedia.org
Лёня Голиков
Этот маленький солдат широко известен своими боевыми подвигами: как он вместе с партизанами громил войска Вермахта в районе Пскова! Ему удалось уничтожить несколько десятков нацистов, участвовать во множестве диверсионных операций. А однажды он совершает нападение на немецкого генерала, забирает портфель с ценными документами и планами немецкого командования и подрывает генеральскую машину! Довелось отважному воину побывать и в блокадном Ленинграде: он сопровождал обозы с продовольствием. Но, к сожалению, немецкая пуля в бою настигла Леонида, так маленького защитника не стало.
За свои многочисленные подвиги ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Изображение взято с сайта ru.wikipedia.org
Валя Котик
Когда началась война, Валя учился в шестом классе. С первых дней войны он начал бороться с немецкими оккупантами и вскоре стал связным в партизанском отряде имени У. Я.
Кармелюка. Однажды ему удалось сильно навредить работе местного немецкого штаба: он обнаружил и уничтожил подземный телефонный кабель, который обеспечивал связь немцев со ставкой Гитлера в Варшаве! Участвовал Валя и в подрыве немецких железнодорожных эшелонов и оружейных складов. А заметив приближающихся к партизанской стоянке немецких солдат, он поднял тревогу и спас своих товарищей.
Валя был смертельно ранен в бою за город Изяслав зимой 1944 года. Валентин Котик стал самым молодым героем Советского Союза.
Толя Шумов
Толя рос без отца, но мама воспитала его настоящим героем: осенью 1941 года они вместе ушли в партизанский отряд. Толя добывал сведения о численности немецкий войск под самым носом у немцев. Ему приходилось быть очень осторожным, но однажды он всё-таки попал в руки немецких захватчиков! Немцы не арестовали его после допроса: Толя убедил всех, что он потерялся и ищет свою маму.
Парень сумел расположить к себе немецкого командира и два дня он прожил в лагере нацистов. Находясь в тылу врага, он не терял времени: тщательно изучил лагерь, состав вооруженных сил и, убегая, взял с собой полевую сумку с картами и планами. Через месяц немцы вычислили его и арестовали.
Во время долгих пыток Толя не выдал своих однополчан, и его казнили.
Учебник, подгтовленный в соответствии с ИКС, охватывает период отечественной истории с 1914 г до начала XXI века. Сожержание учебника направлено на развитие позначательных интересов учащихся. В основе методики учебника системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности.
Изображение взято с сайта ru.wikipedia.org
Саша Чекалин
В июле 1941 года Саша Чекалин вступил вместе со своим отцом в партизанский отряд: мужчина был охотником и хорошо обучил своего сына стрельбе, показал тайные тропинки в окрестных лесах. Засады, диверсии, минирования дорог, подрывная деятельность — Саша оказался мастером военного дела. Но молодого бойца предали.
Вернувшись ненадолго отдохнуть в пустующий отчий дом и растопив печь, Саша привлек внимание деревенского старосты, который выдал его нацистам. Немецкие солдаты окружили дом, и завязался бой. Израсходовав последний патрон, Саша попытался отступить к своим.
Но немцы схватили его и, после долгих пыток, показательно казнили.
Изображение взято с сайта ru.wikipedia.org