- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением
- Памятка по суицидальному поведению детей и подростков
- ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
- Памятка для родителей на тему: «Обязанности детей дома»
- Роль домашних обязанностей в формировании подростков к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению
- Профилактика суицида у детей и подростков. Памятка для родителей.
- Домашние обязанности детей с аутизмом.
- 10 способов воспитания ответственного ребенка
- 1. Учим убирать за собой самостоятельно
- 2. Учим заботиться о семье
- 3. Главное — это желание
- Программа «Предшкольная пора»
- 4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому
- 5. Перестаём критиковать
- 6. Создаем необходимые условия
- 7. Даём возможность разобраться ребёнку самому
- 8. Поощряем
- 9. Учим составлять график
- 10. Стремимся стать хорошим примером
- Пример 1. Отрицательный
- Пример 3. Положительный
- На каждый возраст – свои обязанности
- За что могут нести ответственность малыши:
- За что могут нести ответственность дошкольники (3-5):
- УМК «Ступеньки к школе»
- Правоспособность: какие права ребенку гарантирует закон?
- Может ли ребенок заключить сделку без участия родителей?
- В каком возрасте ребенок может устроиться на работу?
- Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью?
- Должно ли учитываться мнение ребенка о местожительстве при разводе родителей?
- В путешествие – только с мамой или папой.
- В дальний путь – без родителей?
- Ребенок оказался в опасности – родителей лишат родительских прав?
- Возрастные ограничения: куда не пустят с ребенком?
- За поздние прогулки ребенка родителей оштрафуют?
Домашние обязанности детей и подростков. Памятка.
Права и обязанности детей определяются родителями, и должны соответствовать требованиям конституции РФ о недопущении нарушения прав несовершеннолетних в семье. Любой ребенок вправе рассчитывать на уважительное отношение родителей, на их стремление сформировать идеальные условия для развития и обучения. Но также у малолетних людей существуют свои обязанности .
Как правило, семья просит подрастающего человека выполнять элементарные вещи:
- Собирать разбросанные игрушки.
- Заправлять спальное место.
- Вытирать пыль.
- Подметать пол.
- Пылесосить.
- Протирать пол.
- Выносить мусор.
- Содержать в порядке свой рабочий стол.
- Помогать сервировать и убирать стол.
- Мыть за собой посуду.
- Мыть плиту, духовку.
- Протирать стол.
- Помогать готовить.
- Помогать ухаживать за домашними животными (кормить, выгуливать, мыть лапы, чистить туалет и т.п.).
- Убирать за собой в ванне, туалете.
- Самостоятельно стирать свое нижнее белье, носки.
- При участии взрослых или самостоятельно стирать свои вещи с помощью стиральной машины, развешивать их, снимать, утюжить.
- Убирать в шкаф свои вещи.
- Штопать свои вещи, пришивать пуговки.
Дети среднего и старшего возраста должны самостоятельно готовить как простые блюда, так и супы, мясо, выпечку.
Выполнение семейных обязанностей содействует благоприятному воспитанию. Ребенок приучается быть аккуратным, трудолюбивым, дисциплинированным, вносить свой вклад в жизнь семьи. Учится ставить перед собой цели, вырабатывать навыки для достижения этих целей, привыкает планировать свое время.
Помимо бытовых обязанностей, ребенок обязан уважительно относиться к родителям, к бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам – прислушиваться к их замечаниям, пожеланиям, учитывать их мнение, помогать им. Должен ходить в школу и хорошо учиться, следовать правилам школы, беречь ее имущество, соблюдать дисциплину и выглядеть опрятно. Распределять свое время, чтобы успевать помогать по дому, выполнять домашние задания, посещать секции дополнительного образования.
Дети и подростки обязаны соблюдать режим дня, правила поведения и безопасности. Не забывайте рассказывать детям о правилах и следить, чтобы они понимали, какие последствия влекут нарушения.
Пусть в вашей семье отношения строятся на взаимопомощи, взаимоуважении, равенстве и справедливости. Заботьтесь друг о друге!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением
статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению.
Памятка по суицидальному поведению детей и подростков
Памятка для родителей, учителей.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Сегодня дети и подростки вступают в мир, более жестокий по отношению к ним, чем тот к которому принадлежат их родители. Трудности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, для подростков часто станов.
Памятка для родителей на тему: «Обязанности детей дома»
Памятка для родителей на тему: «Обязанности детей дома».
Роль домашних обязанностей в формировании подростков к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению
Возраст юношества чувствителен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определение.
Профилактика суицида у детей и подростков. Памятка для родителей.
Уважаемые родители, не нужно думать, что это Вас не коснется. Беду проще предотвратить. Уделите пару минут и прочтите эту памятку.
Домашние обязанности детей с аутизмом.
В любящих семьях, аутистов растят как хрупкие цветы, полностью адаптируют пространство под их особенности, избегают лишний раз нагружать просьбами. В своей заботе родители иногда забывают, что они так.
10 способов воспитания ответственного ребенка
1. Учим убирать за собой самостоятельно
Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:
а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.
– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!
Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.
Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.
Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:
– Мы всегда убираем свои вещи на место.
Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь.
2. Учим заботиться о семье
Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье.
Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.
По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.
3. Главное — это желание
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.
Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства.
Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.
Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!
Программа «Предшкольная пора»
Основные цели программы «Предшкольная пора» — личностное развитие будущих первоклассников, их готовности к обучению. Программа поможет сформировать у дошкольников качества, которые в дальнейшем станут основой высокой познавательной активности и успешной учебы. В нее включены темы, направленные на познание мира, социальных отношений и самопознание; знакомство с родным языком, музыкой, искусством, литературой; физическое развитие.
4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому
У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.
Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.
Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».
Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.
5. Перестаём критиковать
Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.
Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.
Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий. Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»
Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку.
6. Создаем необходимые условия
Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником.
Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.
Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.
7. Даём возможность разобраться ребёнку самому
Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.
Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.
8. Поощряем
Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д.
Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.
Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.
9. Учим составлять график
Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.
Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.
Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.
10. Стремимся стать хорошим примером
Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.
Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.
Пример 1. Отрицательный
— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!
Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.
Пример 3. Положительный
— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.
На каждый возраст – свои обязанности
Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно?
Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.
За что могут нести ответственность малыши:
- Что надеть.
- Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
- Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
- С какими игрушками играть.
- Когда сходить в туалет.
За что могут нести ответственность дошкольники (3-5):
- Все вышеперечисленное, плюс:
- Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
- Их собственные комнаты.
- Сколько нужно еды.
- С кем и когда играть.
- Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).
УМК «Ступеньки к школе»
Предлагаемые варианты заданий в пособиях серии предполагают активное включение ребёнка в познавательную деятельность, с учётом его сильных и слабых сторон развития, и возможность учёта индивидуальных особенностей при подсказке и помощи взрослых.
Правоспособность: какие права ребенку гарантирует закон?
С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.
Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.
Правоспособность человека прекращается с его смертью.
Может ли ребенок заключить сделку без участия родителей?
Права малолетних предусмотрены ст. 26 и 28 Гражданского кодекса. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не могут быть самостоятельными участниками крупных сделок. Для этого им нужны представители – родители, опекуны или усыновители. То есть ребенок не может распоряжаться недвижимостью, автомобилем, дорогой аппаратурой и бытовой техникой.
Несовершеннолетние 14–18 лет совершают крупные сделки с письменного согласия представителей. Сделки будут действительны также при последующем письменном одобрении представителей.
При этом малолетние начиная с 6 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки – купить еду, тетради и учебники. Приобретаемая вещь должна удовлетворять каждодневные потребности ребенка в пище, одежде, обучении и т.п.
Без участия взрослых можно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или госрегистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом. То есть речь идет о мелких покупках, подарках, обмене. Также самостоятельно несовершеннолетний может вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут родители. Это значит, что если ребенок причинил вред, то пострадавший обратится в суд с иском к родителям. Компенсация будет выплачена из их заработной платы или взыскание будет обращено на их имущество.
В каком возрасте ребенок может устроиться на работу?
С 14 лет ребенок может привлекаться к легкому труду с письменного согласия родителей. Работа не должна быть сопряжена с вредом здоровью и влиять на процесс обучения. Подросток может работать в театре, участвовать в цирковых представлениях и концертах. Договор за ребенка подписывает родитель.
Если один из родителей выступает против заключения трудового договора с подростком, то учитываются позиция органа опеки и попечительства и мнение ребенка.
При этом заключение трудовых договоров, в которых на детей возлагается полная материальная ответственность, запрещено законом.
С 16 лет несовершеннолетние могут заключать трудовые договоры без согласия родителей.
(О правах несовершеннолетнего работника читайте в статье «Устраиваем на работу подростка».)
Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью?
Условием для самостоятельного занятия предпринимательской деятельностью является наличие полной дееспособности. Это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме гражданин приобретает по достижении 18-летнего возраста (ст.
21 Гражданского кодекса).
То есть несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей. Оно не потребуется только эмансипированным гражданам и тем, кто вступил в брак до 18 лет.
Для осуществления предпринимательской деятельности нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе (ст. 23 Гражданского кодекса). Однако приобретение статуса ИП не позволит несовершеннолетнему самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью.
До достижения им 18 лет в отношении сделок будут применяться ограничения, предусмотренные Гражданским кодексом. Сделки, не упомянутые в п. 2 ст.
26 Гражданского кодекса, он должен будет совершать с письменного согласия родителей. При отсутствии такого одобрения сделка впоследствии может быть признана судом недействительной (ст. 175 Гражданского кодекса).
Этого можно избежать, если добиться признания подростка полностью дееспособным до исполнения ему 18 лет. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится с согласия обоих родителей по решению органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. Для этого несовершеннолетний, приобретший статус ИП, должен обратиться в орган опеки и попечительства или в суд с соответствующим заявлением.
(В статье «Как несовершеннолетнему заняться профессиональной деятельностью и уплачивать налоги?» можно прочитать о том, что нужно предпринимателю, не достигшему 18 лет, и несовершеннолетнему без статуса ИП для ведения профессиональной деятельности, как уплачивать налоги и накажут ли за налоговое правонарушение.)
Должно ли учитываться мнение ребенка о местожительстве при разводе родителей?
После расставания родителей нередко возникает вопрос, с кем из них ребенок останется после развода. Его мнение в суде будет учтено, если ему исполнилось 10 лет (ст. 57 Семейного кодекса). До достижения этого возраста решение за ребенка примет суд на основании заключения органов опеки и экспертизы, если в ней возникнет необходимость.
В путешествие – только с мамой или папой.
Отправиться в путешествие с малолетним ребенком без второго родителя стало проще в прошлом году. С 12 июня 2019 г. при выезде несовершеннолетнего за рубеж с одним из родителей документального подтверждения согласия на выезд от второго родителя не требуется.
А вот чтобы официально запретить вывоз ребенка, необходимо обратиться с заявлением в территориальное подразделение МВД, занимающееся вопросами миграции. Данные о ребенке занесут в единую базу. По ней будет вестись проверка на всех пограничных пунктах паспортного контроля.
После поступления заявления о несогласии на вывоз ребенка от одного из родителей несовершеннолетнего гражданина не выпустят из страны независимо от того, кто будет его сопровождать.
(В статье «Как дать согласие или заявить о несогласии на выезд ребенка за границу» можно прочитать о том, в каком случае нужно согласие родителей на выезд ребенка из страны и как его оформить; как заявить о несогласии на выезд ребенка из России; сколько будет действовать ограничение на выезд и как его оспорить.)
В дальний путь – без родителей?
Нет возможности отправиться с ребенком к родственникам или в оздоровительный лагерь? Сейчас практически все перевозчики предлагают услугу сопровождения несовершеннолетнего во время поездки или перелета. Компания-перевозчик возьмет на себя ответственность за безопасное путешествие ребенка. Однако вам откажут в сопровождении ребенка, если ему меньше 5 лет.
Заказать услугу может только родитель или опекун. То есть дядя или тетя, дедушка или бабушка не смогут воспользоваться таким сервисом.
Для путешествий за границу понадобится нотариально заверенное разрешение от каждого родителя. Если супруги в разводе, достаточно будет разрешения только одного родителя.
Ребенок оказался в опасности – родителей лишат родительских прав?
Летом 2019 г. в Москве прошли не согласованные с властями митинги в поддержку незарегистрированных кандидатов на выборы в Мосгордуму. В акциях приняли участие две семьи – Петр и Елена Хомских с дочерьми, Ольга и Дмитрий Проказовы с годовалым сыном.
Позже прокуратура обратилась в суд с иском к супругам о лишении их родительских прав. Ведомство посчитало, что дети находились в опасности. Однако суды приняли решение не лишать супругов родительских прав.
Попробуем разобраться в ситуации. В данном случае не было вовлечения детей в участие в митинге – они оказались там с родителями по малолетству. Наказывать родителей за то, что они берут на собрание ребенка, – нельзя.
Однако они могут понести ответственность в случае, если участие малолетнего ребенка в таком собрании сопровождалось опасностью для его здоровья и жизни.
Другое дело – привлечение к участию в несанкционированных митингах несовершеннолетних. За это для граждан предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., или обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или ареста на срок до 15 суток 1 .
Можно привести и другие примеры, когда ребенок оказался в опасности, за что родителей могли лишить или даже лишили родительских прав. Довольно часто встречается ситуация, когда дети пришли с родителями в ресторан. Взрослые заказали алкоголь, и впоследствии их поведение вынудило соседей по столикам вызвать полицию, несмотря на нежелание персонала ресторана вмешиваться в ситуацию.
Один из подобных случаев закончился составлением протокола. После этого родителей с детьми посадили в такси, и те поехали домой. После инцидента органы опеки начали работу с семьей.
Позже они вмешались в ситуацию, когда те же родители пытались выгнать детей 5 и 13 лет из дома, потому что те не давали им спокойно отмечать какое-то событие. Это стало поводом для лишения их родительских прав в отношении старшего ребенка и для ограничения прав в отношении младшего.
Чаще всего, если семья привлекла внимание полиции, то велика вероятность, что она окажется на особом контроле у органов опеки. Если действия родителей в дальнейшем создадут опасность для жизни и здоровья детей, то их могут лишить родительских прав.
Возрастные ограничения: куда не пустят с ребенком?
29 октября 2019 г. вступили в силу поправки в Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 2 . С этой даты не разрешается пускать на зрелищные мероприятия детей младше 18 лет, если там доступна информация, запрещенная для распространения среди несовершеннолетних.
К такой информации относятся, например, изображение или описание насилия. То есть перед покупкой билетов на фильм, спектакль или концерт родителям следует обратить внимание, на какую категорию зрителей рассчитано мероприятие: «0+», «6+», «12+», «16+», «18+». Ребенка не пустят на мероприятие для взрослых даже с родителями.
К слову, благодаря этим же поправкам родители могут рассчитывать на то, что информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, не будет продаваться на расстоянии менее чем 100 м от школ, садов и других детских организаций. Хотя тут нужно сделать оговорку: регионы вправе уменьшить это расстояние, но не более чем на 50 м.
За поздние прогулки ребенка родителей оштрафуют?
28 апреля 2009 г. были внесены изменения в Закон об основных гарантиях прав ребенка 3 . Поправками введен детский комендантский час: ребенку запрещено появляться без сопровождения взрослых на улице в ночное время суток.
В большинстве регионов России детям до 16 лет можно находиться на улице одним до 22:00. Если ребенок старше, гулять разрешено до 23:00.
Однако местные власти в любом из регионов имеют право: изменять время начала и окончания действия «недетского часа»; отменять его по случаю всероссийского или муниципального праздника, организованного администрацией округа; вносить корректировки, касающиеся возраста несовершеннолетних; определять список запрещенных для посещения детьми мест. Например, в Башкирии подросткам разрешено появляться на улице без взрослых до 00:00.
Несоблюдение ребенком режима комендантского часа считается неисполнением родителями обязанностей по воспитанию детей – ст. 5.35 КоАП РФ. Если ребенок при этом совершил противоправные деяния, наказание для него или его родителей может последовать по статьям Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.
На родителей ребенка-нарушителя будет наложен штраф. Его размер в зависимости от нарушения и серьезности последствий может составить как 300 руб., так и 50 тыс. руб. Например, подросток, будучи пьян, оказался за рулем автомобиля и протаранил несколько машин. Родителям был присужден штраф в размере 30 тыс. руб.
Но наказание не может назначаться матери и отцу, не проживающим вместе с ребенком после развода или лишенным родительских прав, поскольку в их обязанности воспитание детей не входит. Исключение составят случаи, когда ребенок был временно передан им на законном основании.