Конституционно-правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности являются положения ч. 5 ст. 13, ст.
ст. 14, 29 Конституции РФ, в том числе о запрете пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства во взаимосвязи с международными нормативно-правовыми актами, в том числе Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. , Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.
и др.
———————————
РГ. 1995.
5 апр.
БВС РФ. 1994. N 12.
СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163; БМД. 2001. N 3.
СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947; БМД. 2004. N 1.
Подробнее см.: Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11.
Конституция, гарантируя каждому свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. ч. 1 и 2 ст.
29). В развитие данного конституционного положения, а также иных положений Конституции и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, УК устанавливает запрет публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, предусматривая уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются публично, с обращением к неопределенному кругу лиц. Поэтому положения комментируемой статьи не могут рассматриваться как несовместимые с конституционным правом на свободу выражения мнения .
———————————
Определение КС РФ от 16.07.2009 N 1018-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мухина Юрия Игнатьевича на нарушение его конституционных прав статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Основным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны конституционного строя, политической системы и безопасности РФ. Дополнительным объектом выступают права и свободы, честь и достоинство человека и гражданина.
2. В соответствии с примечанием к ст. 282.1 УК под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Поскольку конструкция диспозиции названной статьи представляется как бланкетная, для уяснения смысла понятий необходимо обратиться к Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 25.12.2012) , в соответствии с которым экстремистская деятельность (экстремизм) — это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо СМИ, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; на подрыв безопасности РФ; на захват или присвоение властных полномочий; на создание НВФ, на осуществление террористической деятельности, на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной вражды, связанной с насилием или призывами к насилию; на унижение национального достоинства.
———————————
СЗ РФ.
2002. N 30. Ст.
3031; 2006. N 31 (ч. 1).
Ст. 3447, 3452; 2007. N 21.
Ст. 2457; N 31. Ст.
4008; 2008. N 18. Ст.
1939; РГ. 2012. N 301.
К экстремизму относится осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, финансирование экстремистской деятельности либо иное содействование ее осуществлению.
Экстремизм представляет собой склонность к политическому насилию, а также осуществление политики, направленной на насильственное изменение существующего государственного строя или на захват власти, установление фашизма или иной диктаторской формы правления. К проявлениям экстремизма могут быть отнесены призывы к систематическим нарушениям прав человека, дискриминации людей по шовинистическому, национальному, расовому или религиозному признаку.
3. Под публичными призывами в комментируемой статье следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах (личных электронных дневниках, размещенных в сети Интернет для всеобщего пользования) или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.).
Формы, в которых осуществляются призывы, могут быть самыми разнообразными (устные, письменные, с помощью технических средств и т.п.), кроме призывов с использованием СМИ. Призывы с использованием СМИ образуют квалифицированный состав этого преступления.
Обязательным требованием к призывам является их публичность, которая предполагает, что призывы обращены к широкому кругу людей. Наиболее характерными примерами публичности являются выступления на собраниях, митингах и других массовых мероприятиях, использование экстремистских лозунгов во время демонстраций, шествий, пикетирования и т.д. В каждом конкретном деле вопрос о публичности призывов решается с учетом всех обстоятельств дела.
В том числе должно быть установлено, что публика воспринимала призывы.
4. Состав комментируемого преступления является формальным, т.е. преступление признается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.
Изготовление, размножение или хранение материалов с целью последующего их использования для пропаганды экстремизма не влечет уголовной ответственности, так как стадия приготовления к данному преступлению в силу ч. 2 ст. 30 УК ненаказуема (ввиду того что оно принадлежит к преступлениям средней тяжести).
По тому же основанию ненаказуема в уголовном порядке и подготовка совершения указанного преступления при отягчающих обстоятельствах (с использованием средств массовой информации).
Если публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности привели к вооруженному мятежу или массовым беспорядкам, то действия виновных следует квалифицировать по совокупности преступлений (со ст. ст. 212, 279 УК).
Следует разграничивать комментируемую статью и ст. 282 УК. Так, комментируемой статьей предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Тогда как публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления.
Следует отличать высказывания, утверждающие необходимость совершения противоправных действий (ст. 282 УК), и призывы к таким действиям (ст. 280 УК).
Призывы к совершению экстремистской деятельности являются разновидностью действий, направленных на возбуждение ненависти. Например, если в сети Интернет размещен видеоролик, в котором доказывается, что представители экваториальной расы повсеместно притесняют представителей европеоидной расы, избрали курс на ее искоренение и уничтожение, совершают особо тяжкие преступления исключительно по расовому признаку, то в этом случае имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК.
Но если по результатам данного видеоролика делается вывод о необходимости сплотиться и убивать представителей экваториальной расы, то в данном случае наличествует ст. 280 УК, которая в своей конструкции предусматривает и действия по ст. 282 УК, следовательно, дополнительной квалификации не требует.
Необходимо иметь в виду, что комментируемой статьей предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления.
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу ч. 3 ст. 17 УК подлежат квалификации не по комментируемой статье, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. ч. 1 или 2 ст. 205.2 УК.
5. С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает характер и публичную направленность призывов и желает действовать таким образом.
Мотивы виновного являются факультативным признаком, могут быть разнообразными (хулиганские, националистические, корыстные, месть и т.д.). Для правильного установления мотива преступления следует учитывать, в частности, длительность межличностных отношений подсудимого с потерпевшим, наличие с ним конфликтов, не связанных с национальными, религиозными, идеологическими, политическими взглядами, принадлежностью к той или иной расе, социальной группе. Цель преступления — склонить граждан к осуществлению экстремистской деятельности.
6. Ответственность за данное преступление несут физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
7. Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.
8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за публичные призывы к экстремизму, совершенные с использованием СМИ. Прежде всего имеются в виду радио, телевидение, печать.
В Российской Федерации запрещается распространение через СМИ экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. Законодательством РФ запрещается использование сетей связи общего пользования (в том числе сети Интернет) для публичных призывов к экстремистской деятельности. К материалам экстремистской направленности следует отнести материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Вместе с тем исходя из положений норм закона экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, подрыв безопасности РФ и других целей, указанных в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Поэтому сам по себе факт моделирования форума на сайте таким образом, что поступающие на него комментарии читателей помещаются без предварительной проверки содержащейся в нем информации, закону не противоречит и не может быть расценен как экстремистская деятельность .
———————————
Определение ВС РФ от 12.09.2006 N 51-Г06-21.
Комментарий к Ст. 280 Уголовного кодекса
1. В ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г.
N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» дан широкий перечень деяний, подпадающих под понятие экстремистской деятельности (экстремизма). Среди прочего к экстремизму относится насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; массовое распространение заведомо экстремистских материалов и проч.
2. Объективная сторона выражается в форме действия: публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Публичные призывы — это активное обращение (агитация) к гражданам в устной, письменной или иной форме (с использованием технических средств, в том числе сети Интернет) для оказания воздействия на них с целью склонить к экстремистским действиям.
Призывы могут быть выражены в выступлениях на митингах, собраниях, иных массовых мероприятиях, в форме экстремистских лозунгов во время демонстраций, шествий и пр. Указанные действия с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2), образуют квалифицированный состав преступления.
Об объективных признаках преступления также см. п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г.
N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
3. Преступление признается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения, независимо от достижения поставленных целей.
Понятие насилия
В широком смысле этого слова насилие – это воздействие одного человека на другого. Подобное воздействие может быть двух видов:
- физическое (страдает тело, организм человека);
- психическое (оказывается влияние на сознание и волю человека).
Однако законодатель под «насилием» понимает исключительно физическое насилие. К примеру, изнасилование, пытки, похищение человека, побои, отравление, истязание и пр.
Психическое насилие законодатель приравнивает к понятию «угроза применения насилия», которое предполагает причинение душевной травмы человеку. К примеру, шантаж, клевета, оскорбление, угрозы и пр.
Таким образом, насилием можно считать противозаконное физическое/психическое воздействие на человека, а также умышленное причинение ему вреда, которое представляет опасность для его здоровья, психики и жизни. В каком-то смысле лишение свободы в отношении преступника тоже можно рассматривать как одну из форм физического насилия, ведь ограничиваются его права и вряд ли он в восторге от приговора суда провести столько-то лет в колонии. Но тут дело касается преступника, который нарушил закон и должен за это нести ответственность.
Именно поэтому в данном случае физическое насилие стоит заменить понятием «государственное принуждение».
Политическое насилие
Это понятие стоит рассмотреть отдельно, так как в данном случае объектами и субъектами деяния выступают не человек и человек, а государство и народ. Политическое насилие – это физическое принуждение, которое используется субъектом политики, чтобы заполучить государственную власть в собственных интересах.
Политическими актами насилия считаются определенные насильственные действия. Это террор, убийства, пытки, незаконные задержания, присвоение собственности и пр. Яркий пример этому – 30-е годы, когда происходило массовое раскулачивание крестьян. Всех более-менее зажиточных «кулаков» лишали земель, домов и отправляли в ссылку целыми семьями.
Существует множество вариантов типологии и разновидностей политического насилия. По этой причине его стоит рассматривать как самостоятельное понятие, которое кардинальным образом отличается от государственного принуждения.
Призыв к насилию
Под призывом к насилию понимается устное либо письменное обращение к людям с целью побудить их совершить то или иное противоправное действие против государственной власти или определенного круга лиц. Данное понятие опять-таки законодательно никак не определено и под него могут попасть сразу несколько норм УК РФ.
Призывом к насилию можно считать обращения на сайте/блоге, выступления на митинге/общественном месте, распространение листовок/плакатов и пр. Для возбуждения уголовного дела достаточно того, что этот призыв носит публичный характер (то есть обращается к широкому кругу лиц). Преступление считается совершенным в момент распространения обращения, независимо от того, удалось ли побудить других людей к насилию или нет.