Требования к автодрому для приема первого этапа практического экзамена

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее — тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;

ТСО должны включать в себя компьютер, средства отображения информации, а именно проектор, экран, монитор, магнитные доски, с соответствующим программным обеспечением.

АПК должны обеспечивать тестирование таких профессиональных качеств водителя, как психофизиологические (память, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания и др.), свойства и качества личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и др.).

Тренажеры должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения, отработку правильной посадки водителя в ТС, ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, отработку приёмов управления ТС. В учебном заведении должны быть тренажеры-манекены для отработки навыков оказания медпомощи.

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, отдельным зеркалом заднего вида для ученика и отдельным — для инструктора, опознавательными знаками «Учебное транспортное средство», видеорегистратором.

Отдельно следует отметить, что обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах. А для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, ТС должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим управлением, предусмотренным для таких лиц.

Кроме того, автошколы обязаны иметь комплект учебных пособий для занятий: методички, плакаты, видеофильмы. В доступном месте должен быть расположен информативный стенд с учебными планами, расписанием занятий, копией лицензии и копией нормативных актов о защите прав потребителей, книгой жалоб.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКРЫТОЙ ПЛОЩАДКЕ (АВТОДРОМУ)

Основное требование указывает на то, что размер территории, предназначенной для практических занятий, должен составлять не менее 0,24 гектара. Площадка должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается. Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. / г В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

В целях имитации реальных условий движения на площадке должны будут размещаться перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, светофор и дорожные знаки, а также нанесена дорожная разметка. Должны применяться также разметочные (ограничительные) конуса, разметочные стойки и стержневые вехи.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ АВТОШКОЛ

Теперь преподаватели автошкол должны иметь высшее профессиональное образование либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Таким образом, обычные автолюбители не смогут теперь стать инструкторами. Кроме того, изменились и требования к лицам, принимающим экзамены.

Так, рядовой инспектор не сможет этого сделать.

А о новых требованиях к учебным программам можно прочитать здесь. О том, как подать заявление о проверке и получения разрешения для дальнейшей деятельности автошколы можно узнать в статье «Как пройти проверку и получить заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям».

Приложение 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ АВТОДРОМУ, ИСПОЛЬЗУЕМОМУ ДЛЯ ПРИЕМА ПЕРВОГО ЭТАПА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

Приложение N 2
к Методике

Советуем прочитать:  Отказ от приватизации в пользу другого лица, отказ от приватизированной собственности

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ АВТОДРОМУ, ИСПОЛЬЗУЕМОМУ ДЛЯ ПРИЕМА
ПЕРВОГО ЭТАПА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

Автоматизированный автодром — комплекс специальных технических средств и сооружений, предназначенный для обучения и приема первого этапа практического экзамена с использованием автоматизированной системы контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители.

Основными элементами автоматизированного автодрома являются закрытая от движения площадка, оборудованная испытательными упражнениями с элементами улично-дорожной сети, диспетчерский пункт и аппаратно-программный комплекс, включающий взаимосвязанные между собой специально оборудованные ТС, технические средства организации дорожного движения, а также автоматизированную систему контроля и оценки результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом.

Автоматизированный автодром должен удовлетворять следующим требованиям.

Общие требования к элементам улично-дорожной сети
автоматизированного автодрома

1. Автоматизированный автодром должен иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по его территории ТС и людей, кроме непосредственно участвующих в проведении экзаменов.

2. Расположение автоматизированного автодрома должно учитывать требования правил, технических норм и стандартов в части безопасности дорожного движения и экологической безопасности.

3. Размеры автоматизированного автодрома должны обеспечивать возможность размещения на нем всех зон испытательных упражнений, определенных Методикой для соответствующих категорий ТС. При этом должны учитываться габаритные параметры и радиусы поворота используемых для проведения экзаменов ТС, размеры предстартовой и послефинишной зон, зон выполнения испытательных упражнений и участков движения между ними, а также технологических зон для размещения диспетчерского пункта, элементов автоматизированной системы, технических средств организации дорожного движения и установок наружного освещения.

4. Размещение зон испытательных упражнений, элементов автоматизированной системы и технических средств организации дорожного движения на автоматизированном автодроме должно обеспечивать возможность последовательного и непрерывного выполнения всего комплекса испытательных упражнений, предусмотренного Методикой для соответствующей категории ТС.

5. Последовательность выполнения испытательных упражнений, предусмотренных для ТС соответствующей категории, определяется схемой организации дорожного движения автоматизированного автодрома.

6. Участки автоматизированного автодрома, предназначенные для движения ТС, должны иметь ровное, однородное асфальтобетонное покрытие. Указанное покрытие не должно иметь перепадов, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение ТС с разрешенной скоростью.

В зоне движения ТС не допускается наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автоматизированного автодрома.

7. Коэффициент сцепления колеса с дорожным покрытием (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4 .

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием».

8. На проезжей части автоматизированного автодрома должен быть предусмотрен водоотвод с ее поверхности. Проезжая часть должна быть горизонтальной с максимальным продольным уклоном 100%.

9. В случае проведения экзаменов в темное время суток средняя горизонтальная освещенность проезжей части автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должна быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150 .

СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

10. Используемые на автоматизированном автодроме технические средства организации дорожного движения должны соответствовать установленным требованиям .

ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения.

Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения.

Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Советуем прочитать:  Отключили газ – что делать? Памятка потребителю

1. Рекомендуется использовать дорожные знаки I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоры — типа T.1 по ГОСТ Р 52282-2004.

2. Допускается уменьшение нормированного расстояния от дорожных знаков и разметки до объекта.

11. Для обозначения зон и элементов испытательных упражнений, контролируемых автоматизированной системой, применяется специальная разметка, требования к которой изложены в приложении N 3 к Методике.

12. Дополнительно на автоматизированном автодроме должны иметься соответствующие датчики, линии электроснабжения и связи, обеспечивающие функционирование улично-дорожной сети как элемента автоматизированной системы автодрома.

13. Датчики должны быть стационарно установлены, не должны изменять своего местоположения или технического назначения при воздействии на них механических или погодных факторов, а также не являться помехой для движения ТС.

Требования к ТС, используемым для приема экзаменов
на автоматизированном автодроме

14. ТС, используемые для приема экзаменов на автодроме, должны соответствовать требованиям пунктов 8 — 11 Методики, а также должны быть оборудованы системами приема/передачи информации, датчиками, световым и/или звуковым сигналом аварийного торможения, дисплеем, обеспечивающими функционирование ТС как элемента автоматизированной системы автодрома, информирование кандидата в водители об оценке в автоматизированном режиме результатов и времени выполнения каждого испытательного упражнения и экзамена в целом.

Требования к диспетчерскому пункту

15. Расположение диспетчерского пункта должно предусматривать возможность ведения визуального наблюдения за обстановкой на автодроме в целом.

16. Диспетчерский пункт должен иметь возможность размещения в нем автоматизированных рабочих мест, оснащенных компьютерами, мониторами, показывающими действия кандидатов в водители, принтером для распечатки результатов экзамена, оборудованием для бесперебойного получения/передачи и обработки информации, громкоговорящей связью, обеспечивающего функционирование пункта как элемента автоматизированной системы автодрома.

17. Электропитание оборудования диспетчерского пункта должно иметь систему защиты и стабилизации.

Требования к автоматизированной системе

18. Автоматизированная система должна обеспечивать:

непрерывность процесса приема первого этапа практического экзамена;

контроль в режиме реального времени одновременного движения по площадке нескольких ТС;

прием/передачу и обработку информации, полученной в ходе экзамена;

контроль исправности системы;

контроль выполнения испытательных упражнений (каждого по отдельности и всего комплекса в целом);

хронометраж времени выполнения испытательных упражнений (каждого по отдельности и всего комплекса в целом);

формирование результатов экзамена каждого кандидата в водители в виде суммы набранных штрафных баллов, установленных Методикой;

распечатку экзаменационного листа и протокола экзамена.

19. При выполнении испытательных упражнений должны контролироваться:

пересечение колесами ТС линий разметки (линий фиксации выполнения упражнения, линий начала и окончания выполнения упражнения, линий «СТАРТ», «СТОП», «ФИНИШ», стоп-линий, контрольных линий);

остановка ТС в заданном месте;

переключение передач механической трансмиссии ТС;

включение/выключение сигналов поворота и аварийной световой сигнализации;

правильность использования ремня безопасности;

время выполнения (каждого испытательного упражнения по отдельности и всего комплекса в целом).

20. Автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению и данным, а также их нерегламентированного тиражирования.

21. Доступ к программному обеспечению и базе данных должен быть защищен паролем. Вход в систему должен протоколироваться.

22. Автоматизированная система должна исключать возможность корректировки информации, полученной в ходе экзамена, в том числе результатов выполнения каждого испытательного упражнения по отдельности и всего комплекса в целом.

Возможность использования конкретного автоматизированного автодрома для приема экзаменов подтверждается федеральным органом управления Госавтоинспекции путем утверждения соответствующих технических требований (условий).

Оборудование эстакады

Элемент, включенный в программу обучения, позволяет освоить старт на подъеме и торможение на спуске. Представляет собой конструкцию из горизонтальной площадки, заезда и съезда. Уклон спуска и подъема регламентирован и составляет 8-16%, аналогично параметрам дорог общего пользования.

Под упражнение «эстакада» отводится определенное место. Расстояние от подъема до стартовой линии составляет 2 корпуса автомобиля + 2 м. Протяженность подъема должна быть равна длине кузова авто + 2 метра. Прим этом за 1 м до верхней точки устанавливается стоп-линия.

Советуем прочитать:  Установление факта нахождения на иждивении. Адвокаты.

Верхняя горизонталь не должна быть короче длины учебного авто, спуск по протяженности должен соответствовать подъёму. Расстояние после съезда до конца упражнения аналогично его началу. В конце наносится стоп-линия, чтобы обозначить конец упражнения.

Габаритный дворик автодрома

«Дворик» используется при обучении развороту в условиях ограниченного пространства. Представляет собой прямоугольный участок длиной 3 машины + 1 метр, и шириной в 2 машины.

Габаритные размеры упражнения определяются «фишками» — стойками (флажками). Разметка используется в дополнение к фишкам. Стартовая линия выполняет и функцию стоп-линии.

Требования к змейке

Для отработки навыков маневрирования используется упражнение «змейка» — категория Bне включает этот элемент на экзамене, однако навыки маневрирования нужно иметь обязательно. «Змейка» представляет собой «коридор», обозначенный фишками

Ширина змейки должна составлять 4 м, радиус дуги — 7,5 м. Этого вполне достаточно для маневрирования на школьных автомобилях и даже на премиальных седанах класса E.

«Гараж» на автодроме

Это небольшой участок для отработки движения задним ходом в ограниченном пространстве. Пригодится как при парковке авто в гараж, так и при постановке на стоянку во дворе или у ТЦ между другими транспортными средствами.

Представляет собой небольшой прямоугольник, оборудованный фишками, ограничивающими зону парковки. Длина равна длине школьного авто, ширина на 1 м больше ширины машины.

Место для обучения параллельной парковке

Используется для отработки навыков парковки в стесненных условиях. Общая ширина не должна быть меньше 6 м, при этом парковочное место по ширине должно быть 2,5 м (средняя ширина авто + 1 м). Длина парковочного места — 7,5 м.

Длина всего упражнения составляет (примерно) 3,5 длины учебного автомобиля, т.е. около 12 м. Парковочное место обозначается фишками, имитирующими габариты транспортных средств, стоящих впереди и сзади.

Стандартное оборудование автодрома

В стандартное оснащение площадки входят знаки, фишки, габаритные стойки и средства автоматизации. Причем последние не являются обязательными. Их применяют для удобства курсантов.

В целом же все оснащение условно делят на 2 категории: обязательное и дополнительное. Требования разрабатывались с учетом опыта учебных курсов.

Обязательные элементы площадки

Сюда входит набор элементов, которые позволяют инструктору, курсанту и инспекторам ориентироваться в пространстве. В основном это всевозможные фишки: конусы и стойки. Дорожные знаки также входят в список обязательных.

К этим элементам предъявляются требования ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ32758-2014. Установленные стандарты применяются не только к закрытым площадкам, но и к оборудованию дорог общего пользования.

Дополнительные элементы для вождения на площадке

Дополнительно она может оснащаться дорожными разметочными элементами и средствами автоматизации. Под последними понимаются светофоры. Такой автодром приобретает дополнительный элемент — регулируемый перекресток.

Все допоборудование предназначено для приближения условий учебы к реальной дороге. Однако без этих элементов вполне можно обойтись при подготовке водителей любой категории.

Размеры и схема автодрома

Габариты зависят от того, какие транспортные средства по нему ездят. На категорию C или D нужно больше места, а категория Aсчитается наименее объемной, потому площадка для нее может быть невелика.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector