Известно, что понятие гражданского общества является для отечественной правовой науки одним из наиболее трудноопределимых. Как в научной, так и в учебной литературе встречаются различные термины, характеризующие данный феномен. Так, например, В.
Д. Перевалов определял гражданское общество как свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. П.
Г. Щекочихин сформулировал следующее определение гражданского общества: «Гражданское общество — это своеобразное социальное пространство, взятые в единстве экономические, политические, социально-культурные и другие коллективы и ассоциации, в рамках которых реализуются индивидуальные и коллективные интересы людей — членов российского общества».
Равноправное существование данных определений позволяет выделить два основных направления в исследовании гражданского общества — изучение соотношения государства и гражданского общества и исследование проблем становления, развития, а также законодательного воплощения институтов гражданского общества. На данных направлениях существует множество сходных моментов и общих проблем; можно даже говорить о том, что проблемы закрепления институтов гражданского общества в значительной мере обусловлены спорными моментами соотношения государства и гражданского общества.
Относительно первого направления исследования нужно отметить, что в науке пока не сложилось единого взгляда на комплекс вопросов, возникающих при рассмотрении взаимоотношений государства и гражданского общества. Объясняется это различными подходами к определению самой сути и предназначения государства. Традиционно сложились две точки зрения на сущность государства: либеральная и консервативная.
Суть первой заключается в том, что государство рассматривается как гарант жизнедеятельности человека, обеспечивающий возможности его свободы. Суть второй сводится к рассмотрению государства как инструмента, направленного на ограничение произвола, защиту устоев общества.
В литературе встречается утверждение, что к непременным признакам существования гражданского общества относится невмешательство власти в частную жизнь и одновременно защита ею частной жизни. Такая формулировка видится несколько некорректной и неопределенной. Действительно, столько существует обстоятельств, допускающих либо прямо диктующих необходимость вмешательства государства в частную жизнь; и столько существует объективных причин для устранения от ее защиты…
Проблемным является вопрос о мере защиты (или поддержки) государством частной жизни, соблюдения и гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина. Не секрет, что зачастую утрачивается баланс между действительной защитой прав и свобод и акциями сугубо благотворительного характера, направленными на защиту прав отдельных категорий граждан, часто в ущерб остальному населению.
Вывод об отрицательной роли излишнего государственного регулирования подтверждает и опыт социал-демократических правительств некоторых «благополучных» стран (Испания, Норвегия, Швеция). Завышенные социальные услуги со стороны государства (разного рода социальные пособия и др.), которые превышали вклад тех или иных социальных групп в развитие общества и для реализации которых государство, по существу, не имело экономических возможностей, а также популистские лозунги приводили к бегству капитала, массовой безработице, социальной напряженности и, как следствие, к поражению социал-демократов на очередных выборах в парламент.
Становление гражданского общества в целом, как и отдельных его институтов, тоже является чрезвычайно обширным и проблемным исследовательским полем, и взгляды на данный процесс также не отличаются многообразием. Любопытный взгляд на эволюцию гражданского общества и его последующую интеграцию содержится в «Русской правде» П. И.
Пестеля: гражданские общества, «будучи устроены и в порядок приведены… получают названия государств»; то есть конечной целью гражданского общества является, в соответствии с такой трактовкой, не противостояние государству, а фактическое растворение в государственноподобном образовании.
Проблемным видится процесс конституционно-правового оформления института политической системы гражданского общества. Казалось бы, принятие закона «О политических партиях» и нового закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исчерпывающим образом решило эту проблему. Однако у нее существует еще один аспект, и касается он непосредственно гражданского общества.
Данный аспект нужно соотнести с утратой партиями признака публичности, огосударствления партий всероссийского масштаба, имеющих весомую долю представительства в парламенте и превращения мелких, «карманных» партий в олигархически-клановые структуры.
Получается, что партии, создаваемые, по мысли законодателя, как одна из основ гражданского общества, этой своей функции не выполняют. В связи с этим уместно предложить внесение в законодательство (в частности, в ФЗ от 13 июня 2001 года «О политических партиях» и ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») норм, содержащих положения о необходимости проведения в течение определенного срока (до начала периода предвыборной агитации) акций благотворительного характера.
Проблемным является и законодательное оформление такого института гражданского общества, как средства массовой информации. Практически невозможно решить, что лучше: отсутствие всякой цензуры или же определенное ограничение информационных потоков, поскольку критерии ограничения здесь весьма расплывчаты.
Представляется, что освещение данных спорных моментов должно найти отражение в будущих нормативных актах конституционно-правового характера.
Юридические гарантии
Юридические гарантии – это система правовых условий и средств, которые закреплены в основном законе( Конституции РФ). Она гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина (высококачественное, конкретизируемое и без недоработок законодательство, создание механизма претворения в жизнь гражданских прав и свобод).
Одной из гарантий определено право каждого гражданина осуществлять защиту своих прав и свобод всеми средствами и методами, которые не запрещает закон. Так, например, в статье 49 Конституции РФ закреплено имеющее большое значение право на презумпцию невиновности абсолютно для каждого человека. То есть любой, привлекаемый к ответственности, подозреваемый в совершении преступления, гражданин считается безвинным, пока его вина не будет подтверждена и установлена законом,а также вступление в силу решения суда.
Даже факт абсолютного отсутствия у обвиняемого доказательств невиновности сам по себе не считается доказательством его вины.
Конституционные обязанности
Конституция Российской Федерации определяет ключевую ответственность граждан,которая заключается в определенных конституционных обязанностях. Вот наиглавнейшие из них:
- защита Отечества, воинская или альтернативная гражданская служба;
- оплата законно установленных налогов и сборов(при этом не играет роли гражданство,касается всех ,кто проживает на территории России);
- сохранение природы и окружающего мира, обязанность проявлять бережное отношение к природным богатствам;
- родители обязаны нести ответственность о детях их воспитании и содержании;
- обладающие трудоспособностью дети старше восемнадцати лет обязаны заботиться о не обладающими способностью работать родителях.
В канонах Конституции РФ, утверждающих обязательства, синтезированы особо важные требования, в воплощении которых отражается ответственность индивидуальности перед общественностью, страной, долженствующее отношение к государственному и общественному кругу интересов.
Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет основную обязанность для всех субъектов права – исполнять Конституцию РФ и законы государства. В этой статье говорится не только об отказе от недозволенных деяний (собственно следование закону), но и о реализации необходимых действий (исполнение). Также эта содержательная конституционная норма предопределяет более энергичное использование человеком принадлежащих ему прав и свобод.
Конституцией РФ предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность сконцентрирована на том, чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение природы.
К числу обязанностей родителей относится обязанность гарантия получения детьми основного общего образования. Эта обязательство благоприятствует сокращению развития криминогенности и представляет собой устойчивый в общественном отношении мотиватор, потому что в сегодняшнем сложном информационном мире нет места для людей без стартового образования. Хотя стоит принять во внимание что основное общее образование на сегодняшний день незначительная гарантия социальной нужности человека в современных условиях.
Статьей 44 Конституции РФ накладывается имеющая большое значение обязанность обеспечить уход и бережное отношение к своему общеисторическому и культурному достоянию. Всем гражданам эта статья предписывает обязанность оберегать памятники истории и культуры.
Финансовая безопасность страны гарантируется методом исполнения лицами обязанности оплачивать налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Содержание государственного аппарата, армии, социальные выплаты и программы,а также многое другое- – именно на это расходуются эти средства.