Как дистанционное обучение помогает детям с инвалидностью

Содержание
  1. Чем удобно семейное образование
  2. Кому подойдёт дистанционное обучение
  3. Как сдавать экзамены детям с ОВЗ
  4. Что такое тьюторское сопровождение
  5. Дистанционное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья
  6. Дистанционное обучение — это получение образования с помощью интернет-технологий.
  7. Почему обычная школа не всегда подходит для детей с ОВЗ
  8. Как может помочь онлайн-школа
  9. Если ребёнок плохо видит
  10. Если ребёнок плохо слышит
  11. Если у ребёнка заболевания опорно-двигательного аппарата
  12. Если у ребёнка нарушения речи
  13. Если у ребёнка задержка психического развития
  14. Если у ребёнка расстройства аутистического спектра
  15. Обучение детей с ОВЗ и инвалидность в «Домашней школе Фоксфорда»
  16. Резюме
  17. Кому подойдет заочное обучение
  18. Вузы и колледжи с заочной формой
  19. Какие специальности можно выбирать
  20. Где переводчику можно работать удаленно
  21. Удаленная работа для юристов

Получить образование ребёнок может в двух официальных форматах: надомное и семейное. Дистанционное обучение – это разновидность семейного, при котором школьник взаимодействует с учителем через интернет. Например, смотрит уроки онлайн и выполняет интерактивные домашние задания.

На надомном обучении учитель приходит домой или в больницу к ребёнку либо проводит занятия дистанционно. Все организационные вопросы решает школа, к которой ребёнок прикреплён. Это значит, что именно школа назначает преподавателей, формирует индивидуальный план обучения и следит за нагрузкой.

Чтобы перейти на надомное обучение, нужно заключение медико-социальной экспертизы и заявление от родителей.

У надомного обучения есть несколько недостатков. Во-первых, ребёнку нужно за полтора-два часа освоить материал, который школьники изучали весь день. Во-вторых, много информации приходится искать и разбирать самостоятельно. В-третьих, легко выпасть из учебного процесса, если из-за процедур или плохого самочувствия уроки отменяются.

Семейное обучение – это другая форма образования, при которой ребёнок не ходит в школу, а родители сами выбирают программу и распорядок дня. Для перевода нужно сообщить о своём желании в органы местного самоуправления и выбрать школу, в которой ребёнок будет сдавать аттестации. Учить можно самому, с помощью репетиторов, использовать интернет или пойти в онлайн-школу.

Чем удобно семейное образование

Преимуществ у такой формы обучения немало:

Комфортное расписание занятий. Можно выспаться, пройти оздоровительные процедуры или сделать перерыв между уроками. При некоторых заболеваниях регулярная физическая активность очень важна.

Обучение в своём темпе. Материал можно изучать столько, сколько потребуется: не задерживаться на лёгком и пересмотреть занятие по сложной теме.

Общение с разными преподавателями. При обучении в онлайн-школе, в отличие от надомного, за каждый предмет отвечает отдельный преподаватель.

Раскрытие потенциала. Семейное обучение позволяет готовиться к олимпиадам или углублённо изучать понравившиеся предметы.

Минимум стресса. Не нужно вливаться в коллектив или торопиться всё списать с доски. В дружелюбной домашней атмосфере получать новые знания гораздо приятнее.

Простой переход на новый формат обучения.

Льготные условия зачисления и оплаты. Они есть для детей с ОВЗ на некоторых онлайн-сервисах.

Источник фото: Julia M Cameron / Pexels

Кому подойдёт дистанционное обучение

Важно, чтобы умственное развитие ребёнка не было нарушено, ученик мог слушать занятия и умел пользоваться компьютерной мышкой.

Слабовидящие дети могут слушать лекции и пользоваться специальной программой – скринридером. Она считывает всё, что происходит на экране монитора, и озвучивает с помощью речевого синтезатора. Если нужно что-то спросить в чате, ребёнок использует голосовой ввод.

Если у школьника проблемы со слухом, он может читать электронные конспекты.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата ребёнку может быть сложно много писать. В этом случае также выручит голосовой ввод или экранная клавиатура.

На дистанционном обучении родители и ребёнок выбирают комфортный темп учёбы, поэтому занятия легко подстроить под свой образ жизни и физические способности.

Как сдавать экзамены детям с ОВЗ

Итоговые аттестации на семейном обучении проходят в школе, к которой ребёнок прикреплен. Дети с ОВЗ сдают экзамены с родителями или ассистентами, которые помогают им занять место, прочитать задание или вписать ответ в бланки. Помощь оказывают с учётом состояния здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Эти правила указаны в пункте 44 Приказа «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Что такое тьюторское сопровождение

При обучении детей с ОВЗ важно учитывать психофизические особенности: понять, на чём сосредоточить внимание и как компенсировать слабые функции организма. С этим поможет тьютор – специалист, который создаёт среду для учёбы и социальной адаптации на основе интересов и способностей ребёнка. Например, если ребёнок любит писать, тьютор расскажет, в каких профессиях это можно реализовать и какие предметы нужно учить.

Дистанционное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • критического мышления;
  • духовно-познавательных ценностей;
  • системы фундаментальных знаний;
  • умений по решению разнообразных проблем;
  • потребностей приобретения новых знаний;
  • культуры социальной коммуникации;
  • рефлексии.
  • Сужение потенциальной аудитории учащихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);
  • Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;
  • Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).
  • Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.
  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями слуха;
  • с ограничением двигательных функций.
  1. традиционные виды технологий (компьютеры, веб-браузеры, текстовые процессоры, электронные доски и мобильные телефоны со встроенными функциями повышения доступности);
  2. ассистивные технологии (аудиофоны, программы для чтения с экрана, адаптивные клавиатуры, дополнительные коммуникационные устройства);
  3. доступные носители и форматы (гипертекстовый язык описания электронных документов HTML, видеоматериалы с субтитрами, DAISY – система доступной цифровой информации и книги в этом формате).
  1. выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для студента;
  2. прочное усвоение знаний;
  3. контакт преподавателя с обучаемым по мере необходимости, если он работает и контактирует с преподавателем;
  4. индивидуализацию обучения.
  1. Блок содержания курса (лекции, инструкции для слушателей, источники, глоссарии).
  2. Блок контроля:
    • текущий (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line);
    • итоговый (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок).
  3. Организационный блок (форум знакомств, документация учебного процесса, текущие объявления).
  4. Блок средств коммуникаций для индивидуального и группового обучения (форум, e-mail, ICQ, wiki-wiki, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).
  5. Блок подведения итогов (рефлексия после изучения каждого модуля и в конце курса).
  • организация учебной и исследовательской деятельности с использованием ИКТ;
  • организация работы по созданию телекоммуникационных проектов;
  • индивидуальное и групповое обучение в различных моделях;
  • разработка различных дидактических моделей на базе сетевого ресурса;
  • подготовка превентивных заданий к занятию;
  • взаимодействие с педагогом-куратором и психологом;
  • организация работы в малых группах сотрудничества;
  • участие в педагогических телеконференциях и семинарах;
  • анализ и оценивание работ обучаемых;
  • участие в процедуре модерации;
  • проведение он- и офф-лайн консультаций;
  • проведение Интернет-дискуссий и Интернет-конференций.
  1. компетенции в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей, подростков, взрослых);
  2. компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии);
  3. компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием.
Советуем прочитать:  КАСКО на старый автомобиль в Москве: рассчитать стоимость страховки автомобиля по КАСКО

2.1. КАТЕГОРИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.
В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности.

Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным».
В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
а) недуг — любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;
б) ограниченные возможности — любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;
в) недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В настоящее время, как уже было отмечено выше, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн.

человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей.

Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности. В США с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн.

инвалидов.
Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д.
И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет.

Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.
Рост инвалидности в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

Дети с ограниченными возможностями — дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
К термину «дети с нарушениями в развитии» относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.
Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения.

Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной школе. Ребенок же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

Депутаты Государственной Думы РФ приняли федеральный закон, направленный на защиту детей «с ограниченными возможностями здоровья», Закон вводит такую формулировку вместо термина «с отклонениями в развитии» в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ».
Как утверждают авторы законопроекта, термин «с отклонениями в развитии» традиционно в России ассоциируется с таким нарушением состояния здоровья, как «умственная отсталость», и не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у детей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано со значительными проблемами для его семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации.

Советуем прочитать:  Должностная инструкция прораба 2021

В большинстве развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения для обозначения этой категории граждан применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья».
Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения утверждена классификация нарушений основных функций организма человека:
1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
3.

Нарушения статодинамической функции.
4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Если мы говорим о детском возрасте, то дети, относящиеся к первым трем категориям, составляют большую часть из общего количества детей-инвалидов, имеющих инвалидность. Все они, независимо от вида нарушения, имеют отклонения (в той или иной степени) или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.
В психолого-педагогической литературе используется несколько понятий той категории детей, которые относятся к системе специального образования.

Дети с нарушениями в развитии — дети, отстаю

Дистанционное обучение — это получение образования с помощью интернет-технологий.

Почему обычная школа не всегда подходит для детей с ОВЗ

Традиционная массовая школа чаще всего не отвечает запросам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и вот основные причины:

  • инфраструктура территории и помещений для занятий может быть не приспособлена. Например, часто отсутствуют пандусы и лифты;
  • темп учёбы приносит дискомфорт и отбирает много сил, например, в старшей школе ежедневное расписание состоит из 7–8 уроков;
  • формат не позволяет ребёнку быть продуктивным — требования программы не коррелируют с возможностями ученика, а детям с ОВЗ может быть сложнее писать от руки, успевать за скоростью речи преподавателя или долго фокусироваться на одной задаче.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа подстроится под запросы ребёнка с и обеспечит максимально комфортные условия для занятий.

Как может помочь онлайн-школа

Приведём некоторые примеры того, как онлайн-школа облегчает процесс учёбы для детей с ОВЗ.

Если ребёнок плохо видит

В онлайн-школе незрячим и слабовидящим ученикам доступны лекции. Их можно слушать по несколько раз, ускоряя или замедляя воспроизведение. Для того, чтобы ребёнок мог пользоваться компьютером, нужно установить две специальных программы:

  • скринридер — программа экранного доступа, которая считывает всё, что происходит на компьютерном экране;
  • речевой синтезатор — программа, которая озвучивает информацию с экрана.

Домашнюю работу можно выполнять при помощи скринридера, а печатать в чате — голосовым вводом.

Если ребёнок плохо слышит

Вместо лекций ученик сможет читать электронные конспекты, передающие содержание урока, и решать интерактивные домашние работы. Они закрепляют пройденный материал и почти полностью выполняются компьютерной мышкой. В некоторых школах есть субтитры для записанных уроков.

Если у ребёнка заболевания опорно-двигательного аппарата

В онлайн-школе для детей с ОВЗ не потребуется писать от руки, в то время как традиционное обучение подразумевает бесконечные диктанты и списывания упражнений. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

Если у ребёнка нарушения речи

В онлайн-школе часто придётся делать задания на компьютере и сдавать письменные работы. Ребёнок может редко выступать с устным докладом или сообщением. А ещё во всех контрольных и самостоятельных не нужно говорить.

Если у ребёнка задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) часто сочетается с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Такой ребёнок сможет делать перерывы, когда поставит лекцию на паузу, так как ему может быть сложно усидеть на месте. А ещё не придётся менять локацию, переходить из класса в класс, что для ребёнка с ЗПР — стресс.

Если у ребёнка расстройства аутистического спектра

Такому ребёнку понравится заниматься дома, потому что вокруг не мешают другие дети, а лекции можно ставить на паузу. Есть возможность составлять собственный график. А ещё общаться с друзьями в мессенджерах.

Обучение детей с ОВЗ и инвалидность в «Домашней школе Фоксфорда»

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» рада ученикам с любым состоянием здоровья, способностями и амбициями. Особенные дети получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал. Дистанционное обучение организовывается так, чтобы подстроиться под нужды и запросы каждой семьи.

Занятия проводятся по расписанию, которое комфортно для детей с ОВЗ: первый урок — не раньше 10–11 утра мск, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть частые перерывы и время на отдых.

К ребёнку может быть прикреплён персональный наставник, который будет постоянно находиться на связи, мотивировать и поддерживать ученика и родителей. При необходимости можно получить дополнительные консультации с психологом.

Кроме того, для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, предусмотрены льготные условия зачисления и оплаты обучения.

Резюме

Обучение на дистанционных курсах — отличный выход для детей с ограниченными возможностями здоровья. Онлайн-учёба поможет соблюдать оптимальную нагрузку, заботиться о самочувствии и достигать результатов в комфортном темпе.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Советуем прочитать:  Ст. 42 УК РФ. Исполнение приказа или распоряжения

Попробовать бесплатно

Кому подойдет заочное обучение

Не будем перечислять все медицинские диагнозы, с которыми сталкиваются люди. Достаточно того, что человек сам задумывается над возможностью собственного развития, в которое входит и получение какой-либо специальности.

Если дело только в двигательной дисфункции, а мозг функционирует нормально, то стоит заняться поиском учебного заведения, в котором можно получить диплом и начать работать.

На основании Закона о заочном образовании в средней школе любой школьник может перевестись и закончить школу заочно.

Но есть небольшие юридические различия между:

  • домашним;
  • семейным;
  • заочным образованием.

Домашнее обучение предполагает, что ученик закреплен за определенной школой, к нему домой ходят учителя, занимаются с ним, принимают экзамены. Здесь же он сдает ОГЭ и ЕГЭ, после чего получает аттестат и далее поступает в колледж или университет. Такая форма применяется к детям с проблемным здоровьем, которым трудно или невозможно посещать школу очно.

Семейное образование – это более свободная форма, при которой дети не пользуются услугами учителей, а ищут способы получения знаний самостоятельно – интернет, репетиторы, курсы, дополнительные специализированные школы. Экзамены и государственные тесты они сдают при какой-то школе, там же получают аттестат. Перейти на семейную форму обучения может любой ребенок с согласия родителей, и для этого не обязательно болеть чем-то серьезным.

Тем более пойдут навстречу ребенку с инвалидностью. Чтобы получить начальное образование, заочная форма обучения семейного типа подходит как нельзя лучше.

Заочное образование подразумевает, что ребенок не посещает школу ежедневно, но приходит несколько раз в месяц в оговоренные дни, чтобы сдать тесты, проконсультироваться с преподавателями и получить оценки, посещает контрольные работы. Экзамены сдает в школе, там же получает аттестат. Эта форма не подходит детям, которые не могут появляться в школе часто по состоянию здоровья.

Вузы и колледжи с заочной формой

После школы можно выбирать, куда идти дальше – в колледж или вуз. Заочно-дистанционное образование, в основном, предлагают частные образовательные заведения, но есть исключения в виде государственных программ для инвалидов, где есть бесплатное заочное обучение. Сразу уточняем – конкурс туда будет гораздо выше, чем на платные программы, поэтому аттестат должен быть в порядке, то есть конкурентоспособным.

Заслуживает внимания людей с инвалидностью и очно-заочное образование, при котором можно в определенные дни посещать университет и присутствовать на лекциях. Но подходит оно в том случае, если студент проживает в том же городе, где находится вуз. А также роль играет его способность передвигаться без посторонней помощи.

Абитуриенты, которые проживают в дальних регионах страны, могут подавать заявки в любые города и высшие учебные заведения, в том числе зарубежные. Только необходимо сразу уточнять детали: нужно ли приезжать на сессию, или можно сдавать все экзамены удаленным способом. Это важно – например, вуз находится в Москве, а студент-инвалид проживает в Хабаровске.

Приехать два раза в год в столицу будет проблемой – во-первых финансовой, во-вторых – физической.

Рекомендуется перед подачей заявки узнать у менеджера следующие нюансы:

  1. Есть ли при университете отдел, который занимается подбором вакансий. Если есть, то это означает, что работодатели доверяют уровню подготовки специалистов данного вуза и предпочитают давать им работу сразу по окончании учебного заведения, или даже во время учебы. Чтобы сразу начать работать, а не тратить время на поиски заказчиков на фрилансе, лучше пойти более легким путем.
  2. Что нужно делать и в каком объеме, чтобы гарантированно получить работу.

Почему это необходимо уточнить сразу? Потому что есть большой стимул учиться, когда кто-то интересуется твоими достижениями.

Возможно, данный вуз сотрудничает с зарубежными университетами и может предложить кандидатуру выпускника бакалавриата получить высшее образование заочно в магистратуре за границей. Это прекрасная возможность повысить квалификацию и иметь преимущество при приеме на работу.

Какие специальности можно выбирать

Самыми ходовыми считаются специальности, связанные с работой за компьютером – программирование, веб-дизайн, информационные системы безопасности, а также множество новых направлений, которые еще недостаточно развиты. Об этом также можно спросить у представителя вуза.

Чтобы работать удаленно переводчиком, не обязательно синхронным, можно попытаться поступить на факультет иностранных языков. Сейчас в приоритете восточные направления, и они развиваются стремительно.

Чтобы освоить китайский язык с нуля, нужно минимум три года посвятить основам – освоить произношение и какое-то количество иероглифов. Для среднего уровня нужно 5 лет жить в языковой среде и непрерывно общаться, слышать оригинальную речь. Высший уровень – это 10 лет языковой среды.

Такова статистика, но если будущий студент знает о каких-либо своих проблемах, он может начать делать что-то раньше и к моменту получения диплома будет продвинутым специалистом, у которого много работы.

Где переводчику можно работать удаленно

Многие бизнесмены создают сайты для торговли товарами из Китая, имея на руках только тексты с иероглифами. Задача переводчика – наполнить сайт русским контентом. Никто не говорит, что легко выучить китайский, но кое-кому это удается.

Удаленная работа для юристов

Юридическое образование также можно применить в Интернете, например, быть удаленным консультантом в какой-нибудь компании. То же касается бухгалтерии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector