- Разрешено ли пересекать желтую сплошную линию?
- Обгон или опережение?
- Какое наказание за обгон по сплошной?
- Обгон начат на участке прерывистой линии, но завершен на сплошной
- Объезд препятствий, в т.ч. тихоходного транспорта
- Обгон через сплошную (без смягчающих факторов)
- Повторное нарушение
- Возможно ли избежать наказания за пересечение сплошной линии разметки при обгоне?
- В каких случаях разрешен обгон через сплошную (двойную)?
Основную проблематику мы увидим сразу же, попытавшись сформулировать, а что, собственно, такое «обгон через сплошную»?
Обгоном через сплошную линию называют маневр во время движения транспортных средств, во время которого, по тем или иным причинам, происходит выезд на полосу встречного движения или на участки дорожного полотна, ограниченные для движения в данный момент соответствующей разметкой.
В заглавной статье, посвященной всем случаям пересечения сплошных линий, подробно разобраны типы данной разметки. Чтобы не повторяться, здесь лишь кратко напомним основные ее типы:
- Разметки 1.1 и 1.3 всегда являются нарушениями, однако наказания за них будут зависеть от обстоятельств, которые мы подробно разберем далее.
- Линии 1.2.1 , которой обозначается обочина (край проезжей части) — ее пересечение возможно для парковки или выезда с нее (если это допустимо знаками или их отсутствием), но запрещена во всех прочих случаях.
- Линию 1.11 допустимо пересекать в одном направлении, и возвращаться в рамках действия этой разметки.
Разумеется, все эти случаи требуют детального разбирательства, чем мы и займемся далее, но сначала пару слов о разметке 1.4 (желтая сплошная).
Разрешено ли пересекать желтую сплошную линию?
Прежде всего, следует различать желтую и оранжевую разметку. Действующие нормы предполагают использование обоих этих цветов, причем с принципиально разным значением:
- Оранжевая разметка означает ее временное действие. К примеру, во время реконструкции, ремонта и других действия, имеющих непостоянный характер. В оранжевом цвете могут быть исполнены все типы дорожной разметки, и при одновременном наличии оранжевых и других полос, именно оранжевые имеют приоритет.
- Желтым цветом обозначаются специальные зоны постоянного действия. В частности, разметка 1.4 указывает на запрет остановки в зоне ее действия (а при наличии дополнительных знаков, в зоне действия таких знаков).
Можно ли пересекать желтую разметку (то есть пересекать без остановки)? Напрямую такого запрета нет, но многое зависит от других обстоятельств. Например, такой непрерывной разметкой может быть обозначен тротуар, тогда выезд на него станет нарушением ч.2 ст.12.15 КоАП РФ (движение по тротуарам влечет наложение штрафа в размере 2000 руб.). Могут быть и другие схожие случаи.
Но ни один из них не подойдет под определение «обгон», а значит к рассматриваемой теме отношения не имеет.
Оранжевая разметка, несмотря на временный ее характер, является в плане нарушения полностью аналогичной белой (постоянной). Поэтому и рассматриваться далее будет в общем контексте, без акцента на цвет полосы.
Обгон или опережение?
Еще несколько коротких вводных. Что, собственно, является обгоном, и чем он отличается от опережения:
- Опережение – это перемещение быстрее другого участника движения, но в рамках полос своего направления.
- Обгон – маневр, предполагающий изменение положения вашего ТС относительно других участников движения, с выездом на полосу встречного движения.
Вот от этого выезда на встречку и будет зависеть степень виновности, а значит и уровень наказание при обгоне через сплошную.
- Все сказанное далее в полной мере относится к двухполосным дорогам (имеющим по одной полосе в каждом направлении).
- Движение по трехполосным дорогам (по одной полосе в каждом направлении плюс одна «общая» посередине) регулируется действующей разметкой или знаками.
- К дорогам в четырьмя и более полосами данное разбирательство не имеет никакого отношения.
При движении по дорогам, имеющих четыре или более полос, обгон запрещен в любом случае.
Какое наказание за обгон по сплошной?
Для начала развеем еще один миф, часто встречающийся в разных источниках. Пишут, мол, обгон через одинарную сплошную (разметка 1.1 ) это менее серьезное правонарушение, чем обгон через двойную (разметка 1.3 ). Это неправда. С точки зрения наказания, оба варианта являются обгоном через сплошную, санкции за который одинаковы.
Рассмотрим самые расхожие случаи, и применение к ним различных частей статьи 12.15 КоАП РФ (а именно она в данном случае станет основной). Первое, на что стоит обратить внимание, в статье ни разу не упоминается слово «обгон». То есть санкции будут применяться за другие правонарушения, причинами которых и станет обгон.
Обгон начат на участке прерывистой линии, но завершен на сплошной
Очень распространенный случай, причем относящийся как к прерывистой полосе, так и к разметке 1.11 , когда прерывистой обозначена часть дороги со стороны рассматриваемого ТС, а закончили обгон в районе действия сплошной (в т.ч. двойной сплошной линии). В обоих этих вариантах, пересечение сплошной (при начале маневра на прерывистой) или двух сплошных (во всех случаях) при возвращении в свой ряд будет являться нарушением.
Существует много неверной информации, что в таких случаях будет применима ч.1 ст.12.15 (неправильное расположение машины на дороге), предполагающая штраф в размере 1500 рублей. Ситуация действительно ранее вызывала споры, однако в 2019 году появилось Постановление Верховного суда №20 от 25.06.2019 года, где в п.15, кроме прочего, указано (представлено в сокращении):
«Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований […] дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 […] также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ».
Часть 4 подразумевает штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок от 4х месяцев до полугода .
Объезд препятствий, в т.ч. тихоходного транспорта
Вопрос тихоходов – ТС, чья конструкция не предполагает движение быстрее 30 км/ч – имеет свои нюансы, которые мы подробно разбирали в статье про выезд на встречную полосу. Но в контексте данного разбирательства имеет значение только наличие сплошной линии, а ее пересечение будет нарушением, вне зависимости от наличия препятствия – трактора, автобуса, пешехода и т.п.
Однако наказание, при совершении обгона тихохода или объезда препятствия через сплошную, назначается по отдельным правилам. Его предполагает ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, а составляет штраф от 1000 до 1500 рублей .
Наличие препятствия при выезде на встречку является своего рода смягчающим фактором, т.к. такое же правонарушение, но без препятствия (как увидим далее), наказывается значительно строже. Поэтому крайне важно, в том числе, разобраться и с понятием тихохода – что именно может быть интерпретировано подобным образом, а что тихоходом не является, несмотря на медленную скорость передвижения.
Если эта тема вам не знакома, обязательно перейдите по ссылке выше, и изучите вопрос.
Обгон через сплошную (без смягчающих факторов)
Непосредственный обгон через сплошную (-ые) полосу (-ы) будет интерпретирован как выезд на полосу встречного движения. Данное нарушение подпадает под действие ч.4 ст.12.15 КоАП, и предполагает штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления ТС на период от 4 до 6 месяцев .
Под данную часть статьи подпадает далеко не только обгон через сплошную, но в контексте нашего разбирательства главное уяснить, что отсутствие смягчающих обстоятельств, позволяющих применить части 3 ст.12.15, при пересечении сплошной линии, является выездом на встречную полосу, со всеми вытекающими последствиями.
Повторное нарушение
Согласно нормам ч.5 ст.12.15 КоАП РФ, ужесточение наказания предполагается только за повторное нарушение части 4, т.е. в нашем случае за обгон через сплошную без смягчающих обстоятельств.
Наказание за такое нарушение максимально серьезное и безальтернативное – лишение прав на 1 год , при фиксации нарушения сотрудником ГИБДД (ДПС). Однако при регистрации нарушения камерой, может быть назначен только штраф, составляющий 5000 рублей.
Возможно ли избежать наказания за пересечение сплошной линии разметки при обгоне?
Есть лишь два основных случая, когда за обгон через сплошную можно избежать наказания:
- Если при фиксации правонарушения (как правило, произведенной сотрудником ДПС / ГАИ) произошло нарушение процессуальных норм.
- Если, на основании норм ст.2.7 КоАП РФ, нарушение было совершено в крайней необходимости, т.е. для устранения другой опасности, последствия от которой могли быть более серьезными, чем от данного правонарушения.
Очевидно, что доказать любой из данных случаев непросто, и в большинстве случаев потребуется судебное разбирательство. Это однозначно говорит о том, что привлечение к процессу профессионального адвоката по автомобильным делам является крайне желательным. Без этого неподготовленному человеку собрать необходимые доказательства и верно их применить будет крайне сложно.
В каких случаях разрешен обгон через сплошную (двойную)?
Есть лишь один случай, который относительно можно считать разрешением на обгон через сплошную. Это разрешающая обгон временная разметка (или временный знак) при наличии запрещающей постоянной. Временная имеет приоритет над постоянной, значит и нарушения не будет.
В остальных случаях любой обгон через сплошную будет интерпретироваться как нарушение. С разным уровнем серьезности, но нарушением.