- Какие поправки вступают в силу с марта 2025?
- Новые правила ограничения для электросамокатов
- Ограничение скоростного режима
- Запрещено ездить по пешеходным переходам
- Где и как можно передвигаться?
- Новшества в правилах кругового движения
- Возможность предъявлять ГИБДД для проверки электронные документы
- Новый сигнал светофора в ПДД
- 6 дорожных знаков
Сущая правда. Вы, вероятно, видели во многих источниках в интернете о том, что с начала весеннего времени в Правила дорожного движения вводятся многочисленные поправки. Однако, не всё это соответствует правде.
Хотя, сам факт внесения изменений имеет место. Обновления вводятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1769 от 06.10.2022 г. Полный текст всех правок вы можете увидеть на официальном портале опубликования.
Какие поправки вступают в силу с марта 2025?
Их, как мы уже указали выше, достаточно много. И все их можно поделить на несколько основных категорий:
- обширные изменения в ПДД по части требований и ограничений к движению электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности,
- несколько свежих дорожных знаков,
- одна, но очень существенная поправка в правилах кругового движения,
- новый сигнал светофора,
- и реализация права передавать для проверки инспектору ДПС электронные документы на машину.
Давайте подробнее и рассмотрим все эти новшества.
Новые правила ограничения для электросамокатов
До настоящих поправок разного рода электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и подобные устройства с двигателями не регулировались практически никакими законами. Единственное, что было для них – это косвенные определения в ПДД:
- если мощность электродвигателя меньше 250 Вт, то его приравнивали (в судебной практике) к велосипеду или пешеходу,
- если больше, то к мопеду со всеми вытекающими последствиями в виде передвижения в состоянии опьянения, без прав и так далее.
- Оно является транспортным средством, то есть предназначается для перевозки людей (или грузов или оборудования), но не путать с механическим ТС – в новых ПДД теперь прямо указано, что в эту категорию не включаются СИМ.
- Оно имеет одно или несколько колёс, но может вместо них также иметь и ролики,
- И, наконец, главной его целью является индивидуальное передвижение человека (то есть по одному человеку) с помощью двигателя.
Обратите внимание, что в новых изменениях не указано, что электросамокат должен обязательно обладать электрическим мотором – может и бензиновым и даже дизельным.
Таким образом, электросамокаты теперь приравниваются:
- к транспортным средствам (но не механическим),
- водитель СИМ – это не пешеход,
- однако, если лицо спешилось (например, на переходе), то тогда становится пешеходом (ведущим СИМ).
Для максимально подробного ознакомления с этим нововведением предлагаем вам нашу специальную статью о новых правилах для электросамокатов.
Ограничение скоростного режима
25 км/ч. Это максимально возможная по новым правилам скорость для электросамокатов (точнее, всех средств индивидуальной мобильности). Это регулирует вновь появившийся пункт 24.6 новых ПДД с 1 марта.
При этом, это новое правило приведено в соответствие ГОСТу Р 70514-2022, согласно которому, максимальная техническая скорость у любого СИМ должна быть не более 25 км/час. Кроме того, различные организаторы пунктов проката устанавливают принудительное ограничение скорости, которое нередко может быть и ниже этой отметки.
Запрещено ездить по пешеходным переходам
Обновлённый пункт Правил под номером 24.8 теперь запрещает водителям СИМ двигаться по пешеходным переходам (точнее, пересекать по ним дорогу – как это делают сами пешеходы). В этом случае теперь существует обязанность спешиться.
Такая обязанность была у велосипедистов, водителей мопедов, а теперь и у электросамокатчиков она появилась.
Где и как можно передвигаться?
В целом здесь электросамокаты приравняли к велосипедистам. То про приоритетности для водителей СИМ допускается движение по:
- велодорожкам, велозонам, велопешеходным дорожкам,
- также можно ехать по тротуарам и пешеходным дорожкам для электросамокатов, масса которых не более 35 кг,
- при отсутствии вышеуказанных или невозможности по ним передвигаться можно выезжать на обочину дороги,
- и далее по правому краю проезжей части, если нет обочины.
Всего для водителей средств индивидуальной мобильности предусмотрено достаточно много требований – все их мы рассмотрели в той же отдельной статье. А также новые штрафы ГИБДД для электросамокатов и что грозит за нетрезвую езду на таких самокатах.
Новшества в правилах кругового движения
Ещё одно значительное обновление ПДД – изменяется порядок проезда автомобилей по круговым перекрёсткам в соответствии со знаками приоритета.
До марта работала такая схема, что круг – всегда главная дорога. Однако, на практике многие водители могли видеть такую ситуацию, когда перед кольцевым движением были установлены знаки, изменяющие такой приоритет по умолчанию. Но в этом случае получалось противоречие с пунктом 13.11.1 (ссылка на пункт в предыдущей редакции), где чётко было указано, что, если перед перекрёстком стоит знак кругового движения, то вы обязаны уступать.
С 1 марта 2025 года данную ситуацию изменили – теперь знаки преимущественного проезда стоят выше пункта 13.11.1, который прямо указывает, что при въезде на круг нужно уступать только в тех случаях, когда у вас главная дорога. А она может быть обозначена знаком.
Таким образом, у нас становится три варианта организации движения.
Слева – мы уступаем, посередине – у нас главная дорога, справа – мы уступаем
Возможность предъявлять ГИБДД для проверки электронные документы
Уже некоторое время в России действуют две возможности: предъявлять сотруднику ДПС права и/или свидетельство о регистрации на машину в электронном виде через Госуслуги. Однако, в пункте 2.1.1 ПДД не было указано, что документы могут быть электронными. Как итог, инспектор мог потребовать у вас бумажные оригиналы, и смысла в электронных терялся.
С 1 марта в пункт 2.1.1 добавляется сноска о том, что в случае оформления электронного документа предъявлению подлежит он, либо его распечатка на бумаге.
Однако, и здесь нет однозначного ответа о том, что является электронным документом. По сути своей ни СТС, ни водительские права в электронном виде в их текущем состоянии не являются электронными документами – это даже не копии бумажных оригиналов, а QR-код для проверки их по базе. Поэтому просто оставлять удостоверение и СоРТС дома и не возить их с собой не стоит – по меньшей мере, пока не сработается практика правоприменения новых ПДД.
Новый сигнал светофора в ПДД
И одно из наименее полезных нововведений – сигнал светофора с марта 2025 года. Он не несёт с собой никаких прав, обязанностей, а просто информирует.
Речь идёт о силуэте пешехода на светофоре перед перекрёстком, который говорит поворачивающим водителям о том, что в направлении их движения зелёный свет горит одновременно ему и пешеходам на дороге, на которую тот поворачивает. То есть данное новшество вводится в целях повышения безопасности.
Новый сигнал выполнен в виде дополнительной секции и выглядит следующим образом по ГОСТу: