Недостача, порча груза при перевозке

Часто грузополучатель пытается получить стоимость недостающего груза прямо на выгрузке непосредственно с водителя. Это грубейшая ошибка, причем, как для получателя, так и для перевозчика (разумеется, исключая случай, когда водитель является индивидуальным предпринимателем, который заключил договор перевозки и фигурирует в 10-ой графе транспортной накладной).

Дело в том, что ответственность за недостачу груза, в соответствии со ст. 796 Гражданского кодекса, несет перевозчик. Статья 2 УАТиГНЭТ дает определение понятия “перевозчик” — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Водитель в подавляющем большинстве случаев не является перевозчиком. Правилами дорожного движения РФ определено, что водитель это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Пытаясь получить возмещение стоимости недостающего груза с водителя, сотрудник грузополучателя, перестаравшись, может быть привлечен к уголовной ответственности за вымогательство (ст. 163 УК РФ). С другой стороны, если сумма недостающего груза невелика и водитель рассчитается за него на месте, это не означает, что к перевозчику не может быть предъявлено претензий за недостачу груза — редко кто утруждается надлежащим оформлением факта возмещения утраченного груза.

При отсутствии непосредственной вины, ответственность водителя перед работодателем ограничивается средним месячным заработком (ст. 241 Трудового кодекса РФ). Однако, если недостача груза возникла непосредственно по вине водителя (говоря проще, если водитель его украл), то он обязан возместить работодателю полную стоимость украденного имущества (ст.

238 ТК РФ). Право на предъявление требований о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, может быть предъявлено в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм (ст. 392 ТК РФ).

Объявленная ценность груза.

Законодательством предусмотрена возможность объявить ценность груза (ч. 6 ст. 10 Устава автомобильного транспорта).

Советуем прочитать:  Общие требования к местам установки приборов учета.

При этом объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза (п. 14 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом). Нельзя устанавливать объявленную ценность насыпных, наливных, опасных, скоропортящихся, опломбированных грузоотправителем, делимых грузов (п.

78 Правил перевозки грузов). Указать объявленную ценность груза можно в графе 5 транспортной накладной.

Закон защитил права перевозчиков, к которым могли быть предъявлены требования о возмещении ущерба за утрату и повреждение груза в большем размере, нежели его действительная стоимость. При этом законодательство не защищает грузовладельцев, которые различным причинам (техническая ошибка, опечатка, человеческий фактор) могут допустить указание в транспортной накладной неверной, заниженной объявленной ценности груза.

Восполнять законодательный пробел приходится юристам. Единообразный подход по этому вопросу судами не выработан, поэтому доказывание несоответствия действительной стоимости груза и указанной в накладной объявленной ценности становится творческим процессом. Успех доказывания во многом зависит от квалификации юриста и наличия у него познаний в специфической области права.

Мнимая недостача груза.

Вопросы из серии «на выгрузке обнаружили недостачу при целой пломбе и теперь мне не оплачивают перевозку» с завидной регулярностью появляются на тематических форумах. Да, мир не идеален. Грузополучатель и грузоотправитель предпочитают не разбираться в причинах недостачи груза, а просто «повесить» мнимую недостачу на перевозчика, ведь часто перевозчик не отстаивает свои права, а молча соглашается с тем, что недостача груза произошла по его вине, и не важно, что кузов транспортного средства был опломбирован, а недостача груза обнаружилась при вскрытии запечатанной коробки, находящейся на обмотанном целлофаном паллете.

Одна из причин такого поведения перевозчика — относительно малые суммы, которые ему предъявляют к оплате, вернее, просто вычитают из ставки за перевозку. На это же делают ставку посредники, которые уверены в том, что перевозчик не будет отстаивать свои права.

Советуем прочитать:  Заверение нотариального договора займа между физическими лицами у нотариуса: цена, стоимость удостоверения, необходимые документы, сила исполнительной подписи нотариуса

Как показывает практика, случаи воровства водителем груза из кузова автомобиля скорее относятся к исключениям, нежели к обычному положению дел. Внутритарная недостача груза никак не может быть вменена в вину перевозчику и, соответственно, не может быть компенсирована за счёт перевозчика.

Часто перевозчику отказываются оплачивать перевозку даже за вычетом спорной суммы недовезённого груза, объясняя это тем, что грузовладелец «разбирается». Как нетрудно догадаться, «разбор» может длиться сколь угодно долго и выгоден он кому угодно, но только не перевозчику.

Обращаясь за юридической помощью, перевозчик не только отстаивает свои права и имущественные интересы, он также способствует оздоровлению всей отрасли в целом. Я предлагаю перевозчикам отстаивать свои законные интересы и не дарить диспетчерам и грузовладельцам деньги, по праву принадлежащие перевозчику. Защита прав перевозчиков осуществляется всеми доступными способами, включая претензионную работу, телефонные переговоры, личные встречи с неплательщиком; при необходимости отстаивание интересов перевозчика осуществляется в суде.

Решение проблемы недостачи груза для участников процесса

Общее правило фиксации факта недостачи – осмотр и составление отчета, желательно с участием третьих лиц (экспертов) и обязательно с участием представителя перевозчика.

Грузоотправителю

Грузоотправители по факту недостачи груза:

  • Осуществляют комиссионную приемку груза.
  • Привлекают сторонних специалистов для фиксации факта недостачи и составления сюрвейерского отчета, что практически исключает вероятность допущения ошибок в документальном оформлении, а значит значительно упрощает процесс дальнейшего возмещения размера недостачи виновной стороной в добровольном или принудительном порядке.

Грузополучателю

Способы контроля прибывшего груза грузополучателем для обнаружения недостачи:

  • Осмотр внешней упаковки груза на предмет нарушения целостности упаковки или пломбы, выборочная проверка грузомест.
  • Взвешивание. С учетом отклонений в пределах установленной погрешности груз принимается у перевозчика с замечаниями или без таковых.
  • Тщательный осмотр со вскрытием всех грузомест и досмотром содержимого. В данном случае логика грузополучателя сводится к тому, что оплата простоя перевозчика во время выгрузки обойдется ему дешевле, чем последующее доказывание факта недостачи. Но все же такой порядок приемки встречается довольно редко, особенно при перевозке особо крупных партий неоднородного груза.
Советуем прочитать:  Как заполнить нулевую декларацию ИП в 2025 году: инструкция

Перевозчику

Вина перевозчика при утрате или частичной недостаче груза признается по умолчанию (презюмируется).

Перевозчик будет нести ответственность за любую недостачу, возникшую по его вине, кроме возникшей под действием обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Вопреки убеждениям некоторых перевозчиков – недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами, не относится к числу обстоятельств, не зависящих от перевозчика и не может являться основанием для освобождения от ответственности. Сложившаяся судебная практика подтверждает данную точку зрения, Пленум Верховного Суда поставил жирную точку в этом вопросе еще в середине 2018 года, разъяснив, что хищение имущества во время перевозки является риском перевозчика, который последний в состоянии предусмотреть.

Экспедитору

Экспедитор отличается от перевозчика степенью вовлеченности в процесс транспортировки и разнообразием оказываемых услуг, связанных с такой транспортировкой. Экспедитор чаще всего является организатором перевозки, в отличие от перевозчика, который обычно оказывает услуги по перевозке собственными силами.

Размер ответственности экспедитора за недостачу в целом не отличается от ответственности перевозчика. И экспедитор и перевозчик заинтересованы в надлежащем документальном оформлении причиненного ущерба и обстоятельств происшествия, так как в силу законодательных особенностей они вынуждены занимать оборонительную позицию, доказывать отсутствие своей вины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector