Организационная структура Банка России

Банк России является главным банком страны. С одной стороны, является юридическим лицом, объектом гражданско-правовых сделок, с другой – выступает государственным органом, наделенным специальными властными полномочиями, надзорными и контрольными функциями.

С 2013 года Банк России осуществляет надзор и контроль не только за банковским сектором, но и за всеми финансовыми рынками страны. Таким образом, Банк России становится МЕГАРЕГУЛЯТОРОМ.

Ключевым элементом статуса ЦБ РФ, является принцип независимости, который проявляется в том, что:

ЦБ РФ не входит структуру федеральных органов государственной власти;

ЦБ РФ обладает исключительным правом денежной эмиссии, организует денежное обращение;

ЦБ РФ обладает полномочиями по владению и распоряжению своим имуществом;

не допускается изъятие имущества ЦБ РФ без его согласия;

ЦБ РФ финансирует свои расходы собственными доходами;

получение прибыли не является целью Центрального банка;

ЦБ РФ не регистрируется в налоговых органах;

органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Между ЦБ РФ и органами государственного управления существует тесная связь: правительство заинтересовано в надежности ЦБ, так как ЦБ имеет решающее значение в кредитной системе страны и в проведении экономической политики правительства. Президент РФ и Государственная Дума контролируют деятельность ЦБ РФ и принимают участие с правом совещательного голоса в совете директоров.

Центральный банк является государственным органом, имеющим самостоятельность и независимость в принятии решений: ЦБ не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам ЦБ

по этой причине Банку России запрещено кредитовать дефицит государственного бюджета, так как государство не может кредитовать самого себя.

Советуем прочитать:  Претензия / досудебная / составить претензию

Центральный банк НЕ является кредитором юридических и физических лиц, осуществляя кредитные операции только для коммерческих банков

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Создание коммерческого банка и других кредитных учреждений на паевых и акционерных началах осуществляется с целью аккумуляции временно свободных денежных средств предприятий, организаций и учреждений и их

Глава 2 Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

Глава 2 Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) Нормативная база1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».2. Положение Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П «О территориальных

3. Органы управления Банка России

3. Органы управления Банка России Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, Председатель и Совет директоров.Национальный банковский советВ соответствии с Законом о Банке России в состав органов входит Национальный банковский совет (НБС),

12. Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ

12. Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ Статус территориальных учреждений ЦБ РФ определяется Положением «О территориальных учреждениях Банка России».Территориальное учреждение– обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на

104. Функции Центрального банка РФ

104. Функции Центрального банка РФ Функции Центрального банка России регламентируются Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Эти функции таковы:1. Во взаимодействии с

48. Компетенция Центрального банка РФ

48. Компетенция Центрального банка РФ Компетенция ЦБ РФ – это его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции:•?как важнейший

Тема 18. Организационная структура коммерческого банка, роль и функции отдельных подразделений

Тема 18. Организационная структура коммерческого банка, роль и функции отдельных подразделений Коммерческие банки – кредитные организации негосударственного характера, осуществляющие на предпринимательской основе банковские операции по обслуживанию юридических и

Советуем прочитать:  Досрочное погашение кредита: выгода, порядок закрытия, перерасчет

2.2. Организационная структура системы управления ТСЖ

2.2. Организационная структура системы управления ТСЖ Исходя из изложенных принципов построения организационных систем управления и принимая во внимание особенности организации и функционирования ТСЖ, можно определить, что в конструкции системы управления ТСЖ

Необходимость функционирования центральных банков и их место в системе управления экономикой страны

В самом общем виде центральный банк представляет собой особый финансовый институт, расположенный на верхнем уровне банковской системы и обеспечивающий проведение в стране денежно-кредитной политики, эмиссию национальной валюты и контроль за ситуацией в финансовом секторе экономики.

Появление центральных банков было обусловлено возникновением на определённом этапе развития экономики в целом и банковской системы, в частности, необходимости в монопольной эмиссии банкнот, то есть образования эмиссионного центра страны. Для этого либо целенаправленно создавался подобный институт (как, например, Банк России в 1860 г.), либо в результате преобразования коммерческого банка (как, например, Банк Англии в 1694 г.).

Получишь знания, необходимые в работе, соберешь портфолио из собственных проектов и начнешь получать $$

Требования государственного регулирования экономики в 1930-х гг. спровоцировали процесс огосударствления (национализации) многих центральных банков. Однако и на настоящий момент существует определённое разнообразие среди центральных банков по структуре их собственности:

  • государственный банк – это центральный банк, капитал которого полностью принадлежит государству (например, Банк России);
  • акционерный банк – это центральный банк, капитал которого сформирован за счёт эмиссии акций, принадлежащих кредитным учреждениям (например, Федеральная резервная система, выполняющая в США функции центрального банка и состоящая из 5470 различных банков-членов);
  • смешанный банк – это центральный банк, капитал которого является акционерным, но часть акций принадлежит государству (например, Центральные банки Швейцарии и Австрии).

Функционирование центрального банка регулируется нормами национального законодательства (в частности, специально принятого закона о центральном банке), а также (в отношении акционерного центрального банка) его Уставом, которые в совокупности составляют его правовую основу. Общепринятыми принципами организации деятельности Центрального банка являются его подконтрольность, подотчётность государству и одновременно независимость в своей деятельности. Оценить степень реализации данных принципов можно, основываясь на изучении следующих критериев (показателей):

  • участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  • процедура назначения руководства центрального банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • наличие установленного законодательством права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, согласно которому государственные органы могут отклонять решения руководства центрального банка;
  • правила, которые регулируют вопросы, связанные с возможностью центрального банка прямо или косвенно профинансировать государственные расходы.
Советуем прочитать:  Ст. 121 ТК РФ с Комментариями 2022-2025 года (новая редакция с последними изменениями)

Обычно центральные банки занимают в структуре органов государства, разрабатывающих и реализующих в стране экономическую политику, занимают противоречивое положение. С одной стороны, в вопросах стратегического развития важнейших областях национальной экономики они работают согласовано с правительством и другими органами исполнительной власти, а с другой —между ними в процессе принятия решений тактического (краткосрочного) характера могут возникнуть большие разногласия, которые носят принципиальный характер.

Это объясняется юридической самостоятельностью центрального банка и формальным отсутствием его подчинения государству. В данном случае банк формулирует и реализует свою политику в условиях существования противоречивых друг другу интересов основных субъектов экономической жизни – государства, предприятий, промышленных компаний, банков, профсоюзов. Подобная ситуация описывается в модели различных целей экономической политики «магический четырехугольник», углами которого являются: экономический рост, полная занятость, стабильность «цены» денег и равновесие платежного баланса.

Как показывает практика, даже несмотря на предоставление центральным банком специализированных инструментов для регулирования кредитных учреждений и, как следствие, экономики в целом, эти цели не могут быть достигнуты одновременно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector