- Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
- Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно
- УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания
- Где парковаться во дворе?
- Почему нельзя парковать автомобили под окнами?
- Где нельзя ставить автомобили?
- Нормативная база
- «Гостевая» парковка у подъезда
- Штраф за парковку у подъезда жилого дома
- Как бороться с нарушителями правил парковки?
- В каких случаях парковать машину у подъезда можно?
- Законна ли установка ограждений парковочного места у подъезда?
- Что можно сделать:
- Законна ли установка ограждений парковочного места у подъезда?
- Права жильцов
- Чем отличается стоянка от парковки
- Стихийная стоянка
- Составление заявления о незаконной парковке
- Как организовать парковку на придомовой территории
- Придомовая территория в собственность
- От общего к частному
- Льготная парковка
- Парковочные запреты в жилых зонах
- Как жильцам бороться с автонарушителями?
- Могут ли жильцы установить шлагбаум, чтобы ограничить въезд на придомовую территорию?
Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.
- отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
- на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.
Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.
Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.
Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст.
11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.
Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.
Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.
ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.
Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п.
5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд.
7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.
Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно
Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.
Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.
При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.
Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.
УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания
- На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
- Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.
Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.
Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.
Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Где парковаться во дворе?
Существуют правила стоянки во дворах многоквартирных домов, они регламентированы пунктом 26.6 правил дорожного движения. Согласно правилам «О парковке в жилом районе», оставлять транспорт во дворах можно только в специально отведенных для этого местах. Места для машин на территории двора должны быть выделены разметкой, дом может быть оборудован подземным или наземным паркингом.
Если машиномест на придомовой территории недостаточно, застройщик может заключить договор с близлежащей платной стоянкой.
Почему нельзя парковать автомобили под окнами?
Правила размещения транспорта во дворе призваны защитить дома от неудобств, которые могут причинить жителям автомобили под окнами. При прогреве автомобиля, выхлопы попадают в раскрытые окна, срабатывающие сигнализации создают шум и мешают отдыху жителей многоквартирного дома.
*Свет ярких, неотрегулированных фар, например, ксенона, может также мешать жителям нижних этажей. Лучше выбрать светодиодные фары оснащенные регулятором, а светодиодные фары дополнительного света выключать в жилой зоне.
Где нельзя ставить автомобили?
- На газонах и тротуарах, в местах, где они загораживают проход пешеходам;
- на проезде, загораживая свободное перемещение транспорта по двору и закрывая доступ для экстренных служб;
- парковаться рядом с мусорными баками, чтобы не препятствовать вывозу ТБО;
- в непосредственной близости к жилому дому с включенным двигателем, чтобы выхлопные газы не проникали через окна в квартиры;
- у подъездов жилого дома, чтобы не осложнять подход к подъезду пешеходов, проезд колясок и доступ экстренных служб.
Нормативная база
- П. 17.3 ПДД запрещает стоянку грузовых автомобилей категории «С» в жилой зоне и стоянку с включенным двигателем;
- нормы пожарной безопасности запрещают перегораживать въезд во двор для специального транспорта;
- в санитарно-эпидемиологических нормах указано расстояние от окон, на котором должны располагаться парковки с определенным количеством мест. Так парковка на 10 машиномест должна быть расположена не ближе чем в 10 метрах от дома, разместить 25 машин можно не ближе чем в 50-100 метрах от дома и т. д.
Собственники помещений МКД могут на общем собрании принять решение о выделении дополнительных парковочных мест, используя и непригодную для этих целей территорию. Оставление авто на газонах, детских площадках и тротуарах возможно, если жители проголосовали за такой способ размещения машин во дворе, и установили специальные разрешительные знаки. Но стоит учесть, что, если это решение будет противоречить нормативной базе, даже разрешенная парковка будет вне закона и может повлечь наложение штрафа.
*Если житель не согласен с решением собрания собственников и считает, что оно нарушает требования пожарной инспекции или санэпидемстанции, он может обратиться в указанные органы для проверки законности.
«Гостевая» парковка у подъезда
СанПиН содержит понятие «гостевая парковка». Под ним предполагают машиноместа для гостей жителей многоквартирных домов. На гостевых местах нельзя оставлять автомобили надолго, только временное пребывание.
В самих нормах нет ограничений, связанных с расположением этих мест, по умолчанию их можно оборудовать и на тротуарах, в том числе непосредственно перед входом в подъезд. Если автомобиль стоит у подъезда систематически и длительное время, значит речь идет о нарушении и штрафе за парковку именно возле подъезда.
Штраф за парковку у подъезда жилого дома
Размер штрафа зависит от региона и типа нарушения.
- Так, если водитель оставил машину на тротуаре у подъезда, и рядом нет разрешающего парковку знака, в Москве и Санкт-Петербурге он должен будет заплатить 3000 рублей, в регионах – 1000.
- Авто у подъезда мешает передвижению другого транспорта, в регионах придется заплатить 2000 рублей, в Москве и Петербурге – 3000.
- Припаркованная у подъезда машина мешает подъезду пожарного автомобиля, штраф составит от 500 до 2000 рублей. Если из-за этого погибли или пострадали люди, нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
- Водитель оставил транспорт у подъезда на газоне, размер штрафа установлен региональным кодексом об административных правонарушениях до 5000 рублей.
- Регионы определяют и размер штрафа за парковку возле мусорных баков, он обычно составляет до 5000 рублей.
Как бороться с нарушителями правил парковки?
Официальные службы не занимаются патрулированием дворов и выявлением нарушений правил парковки, поэтому применение санкций к нарушителям зависит от активной позиции жителей.
Чтобы бороться с припаркованными где попало автомобилями законными методами, есть 3 способа:
- При обнаружении автомобиля у подъезда, вы можете вызвать сотрудника ГИБДД. В таком случае нарушителю выпишут штраф, а автомобиль отправят на штрафстоянку. К затратам прибавится оплата эвакуатора и оплата штрафстоянки. Вызвать сотрудника полиции можно по общему номеру или по номеру дежурной части района. Но не стоит рассчитывать, что ГИБДД приедет быстро, возможно, ждать придется несколько часов. К прибытию инспектора машина уже может уехать.
- Жители могут зафиксировать нарушение самостоятельно, для этого нужно сделать фото, где видно, что автомобиль припаркован в неположенном месте и госномера автомобиля. Эти фото нужно приложить к письменной жалобе, составленной в произвольной форме и подать в отделение ГИБДД.
- Жалобу можно отправить через официальный сайт или специальные приложения, в Москве – «Помощник Москвы», в других регионах – приложение «Spot». Преимущества такого способа: не нужно никуда ехать, ждать инспектора, отправляйте фото и видео.
*Владелец авто может сослаться на СанПиН о «гостевой» парковке, в таком случае придется доказать при помощи фото и видео, что автомобиль стоял на парковке длительное время, или оставляется жильцом систематически.
В каких случаях парковать машину у подъезда можно?
Водитель может кратковременно оставить транспортное средство у подъезда для погрузки или разгрузки, посадки или высадки пассажиров. У подъезда также можно поставить транспорт экстренных служб, которым необходим доступ к дому: скорой помощи, пожарной, газовая служба и т. д.
Поставить транспорт на длительную стоянку можно только в случае, если установлен специальный дорожный знак.
Законна ли установка ограждений парковочного места у подъезда?
Часто жители многоквартирных домов пытаются закрепить за собой парковочное место и самовольно устанавливают ограждение, бывает, что прямо у двери в подъезд. Такие действия незаконны, могут привести к конфликту между соседями.
Что можно сделать:
- Придомовая территория – это общее имущество и распоряжаться им может только собрание собственников помещений. Если у владельца авто нет копии протокола общего собрания собственников, где было принято решение об установке ограждения парковочного места, любой житель имеет право демонтировать самовольно поставленную конструкцию. Главное – не нарушить асфальтобетонного покрытия.
- Если парковка у подъезда разрешена, но кто-то установил самовольное ограждение, ГИБДД не станет заниматься демонтажем. В таком случае лучше обратиться к участковому полицейскому для устранения нарушения.
- Обратитесь в управляющую компанию, муниципальный отдел ЖКХ или ТСЖ, у этих организаций есть полномочия для демонтажа самовольных конструкций, но нет полномочий выписать штраф нарушителю. Причем в ТСЖ и УК достаточно обращения собственника, отдел ЖКХ может запросить коллективную жалобу с подписями как можно большего количества собственников помещений в МКД. В администрации разберутся в ситуации и могут обязать УК или ТСЖ убрать незаконное ограждение.
В большинстве случаев парковка у подъезда многоквартирного дома вне закона и грозит штрафом. Не стоит пытаться бороться с нарушителями самостоятельно и доводить до открытого конфликта с соседями, стоит обратиться в официальные инстанции. Если парковка у подъезда мешает пешеходам, чтобы выписать штраф, необходимо обратиться в Госавтоинспекцию.
Если водитель оставил проход для пешеходов и проезд колясок, но машина стоит у подъезда, можно обратиться к пожарным или в санэпидемстанцию. Если у подъезда кто-то самовольно установил ограждение, вы имеете право обратиться в организацию, осуществляющую функции по управлению МКД или городскую администрацию.
Не забудьте отрегулировать фары, чтобы не мешать соседям и не вызывать негатива. Оптимальный вариант – светодиодные фары для автомобиля и доп фары светодиодные оснащены регулирующим механизмом, долго служат, не слепят встречный транспорт, дают яркий, схожий с дневным свет. С хорошим автомобильным светом можно чувствовать себя уверенно и на дороге и на парковке.
Законна ли установка ограждений парковочного места у подъезда?
Часто жители многоквартирных домов пытаются закрепить за собой парковочное место и самовольно устанавливают ограждение, бывает, что прямо у двери в подъезд. Такие действия незаконны, могут привести к конфликту между соседями.
Права жильцов
Обобщая описанные выше требования нормативных актов, перечислим основные права и обязанности собственников квартир в отношении парковок:
- Вся территория вокруг дома – это собственность жильцов.
- Если 2/3 жильцов согласны на организацию стоянки, они имеют полное право обустраивать придомовую территорию в соответствии со своим видением стоянки.
Права жильцов должны подкрепляться двумя документами: а) протокол собрания собственников квартир с решением об организации парковки и необходимыми подписями; б) справка органов власти о размерах и составе придомовой территории.
Реализуя свои права, жильцы не должны забывать о санитарных нормах и правилах дорожного движения.
Чем отличается стоянка от парковки
Если говорить об особенностях законодательного определения понятий «стоянка на придомовой территории многоквартирного дома» и «парковка», то данные термины относятся к сфере действия разных правовых актов. В частности, стоянка – это место хранения автомобилей и обеспечения их сохранности (согласно Гражданскому Кодексу РФ).
С другой стороны, парковка – это термин ПДД, который обозначает место для временной остановки машины. В практическом смысле стоянка чаще всего обозначает огражденную территорию, предназначенную для длительного размещения транспортных средств за определенную плату на основе заключенного договора. При этом сотрудники стоянки несут ответственность за безопасность автомобиля.
В случае парковки ответственность лежит только на владельце транспортного средства. Говоря о придомовых территориях, корректнее всего использование именно термина «парковка».
Стихийная стоянка
Чем стоянка отличается от парковки на придомовой территории? Согласно описанным выше определениям и требованиям правовых актов, незаконной парковка может быть в двух случаях: если она нарушает санитарные нормы или противоречит правилам дорожного движения. Как показывает практика, действеннее всего в таких случаях обращаться с письменным заявлением в ГИБДД, чтобы оно выписало предписание. Можно также попытаться повлиять на нарушителей самостоятельно или с помощью управляющей компании.
Кроме того, все чаще во дворах можно наблюдать образование стихийной парковки на придомовой территории, незаконно «захвативших» парковочные места.
Если общее собрание жильцов не принимало решения об организации стоянки, и третьи лица установили шлагбаумы, веревки или прочие объекты, ограничивающие доступ собственников квартир к парковочным местам, самостоятельно избавляться от них не стоит: правомернее будет обратиться с заявлением в ГИБДД или прокуратуру.
Составление заявления о незаконной парковке
Оформление шапки обращения, содержащей информацию об органе ГИБДД, в который подается заявление, а также сведения о заявителе: Ф.И.О. и контактные данные. Шапка по правилам делового оборота располагается в правом верхнем углу листа.
Текст обращения должен подробно описывать ситуацию: где установлена незаконная стоянка, что она в себя включает (ограждения, блокирующие объекты и др.), гос. номера автомобилей, нарушающих закон. Стоит также упомянуть имена свидетелей, который могут подтвердить факт незаконной парковочной площадки.
Не забудьте указать, какие пункты законодательства нарушает стоянка (описано выше).
Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и чаще всего, за этот период нарушителям выносится предписание о необходимости ликвидации незаконной стоянки. Во избежание повторения подобных ситуаций, следует задуматься об организации парковочной собственными силами жильцов.
Как организовать парковку на придомовой территории
Заимев на руках протокол собрания жильцов, нужно обратиться с заявлением о выделении территории под будущую стоянку в местный Земельный комитет (название в разных городах может отличаться). В данном случае речь идет о том, что земельный участок не находится в общей собственности жильцов.
Если при введении дома в эксплуатацию участок уже был зарегистрирован на собственников квартир и поставлен на кадастровый учет, дополнительно обращаться в органы власти не нужно.
Заявление в Земельный комитет включает в себя стандартную информацию:
- наименование и адрес контролирующего органа, Ф.И.О. и контактные данные подающего заявление;
- в самом тексте заявления нужно описать просьбу о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и адрес объекта;
- к заявлению нужно приложить копию протокола собрания жильцов.
После получения письменного разрешения комитета, нужно обратиться в ГИБДД и департамент или иной орган, занимающийся вопросами архитектуры в вашем населенном пункте. Одобрение данных инстанций необязательно, однако практика показывает, что их наличие существенно облегчит разрешение возможных конфликтов в будущем.
В следствие необязательности данные заявление не имеют утвержденной формы, однако обязательная информация аналогична той, что была описана ранее (заявление в Земельный комитет).
Далее все зависит от того, насколько масштабна будет парковочная площадка. Изначально необходимо определиться с проектом будущей стоянки.
Для этого проще и быстрее всего нанять специализированную организацию. После согласования проекта с жильцами, можно приступить непосредственно к обустройству парковки во дворе дома.
Данный процесс полностью зависит от того, какую сумму готовы заплатить жильцы за приобретение собственной парковки: можно ограничиться двумя шлагбаумами, но в то же время вы можете проложить собственное покрытие, установить охрану и т.д. – словом, закон жильцов в предпочтениях не ограничивает.
Справка: В теории организация стоянки не составляет труда, однако на практике этот процесс занимает достаточно длительное время. Без создания инициативной группы из числа жильцов здесь не обойтись, и лучше, если у членов данной группы будет достаточно много свободного времени.
В заключение можно сказать, что, несмотря на наличие значительной бумажной волокиты и «беготни» по разным инстанциям, конечный результат процесса – наличие собственной придомовой парковки – оправдывает все затраченные силы и средства.
Придомовая территория в собственность
Начнем мы с самого распространенного случая, когда автомобили размещаются во дворе, на так называемой придомовой территории. Она включает в себя участок земли под самим строением, а также элементы благоустройства и озеленения, спортивные и детские площадки, котельные, трансформаторные подстанции и, в том числе, стоянки. Для того, чтобы этим всем распоряжаться по усмотрению жильцов (например, парковать машины), а не так, как это видят местные власти, придомовую территорию можно оформить в общую собственность.
Самое сложное в этом процессе — получить согласие всех зарегистрированных в доме жильцов. Ведь при смене статуса территории за нее придется отвечать всем соседям: заботиться об уборке, вывозе мусора, наличии пожарных подъездов и, конечно же, платить налог с недвижимости. Плюсы в оформлении в собственность тоже есть: никто, кроме жильцов, не сможет распоряжаться этой землей — городские власти не будут иметь права построить во дворе то, что им вздумается, или ввести платную парковку.
Границы придомовой территории и площадь земельного участка отражены в кадастровом паспорте. Эти сведения можно проверить на публичной интернет-карте Росреестра. Если же земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, то для его оформления можно обратиться с соответствующим заявлением в органы государственной власти или местного самоуправления.
Согласно статье 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса» земельный участок придомовой территории переходит бесплатно в общую долевую собственность. Доли определяются между всеми жильцами пропорционально площадям их квартир.
Придомовую землю нельзя оформить в собственность, если она считается территорией общего пользования. Также некоторые ограничения могут возникнуть, если на этом участке есть инженерные коммуникации, связанные с другими зданиями и сооружениями.
«Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)». Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Использование придомовой территории зависит от жильцов. По их совместному решению можно все обнести забором, разбить клумбы, а можно установить автоматизированный гаражный комплекс, куда поместятся все машины, либо закрепить за каждым автовладельцем определенное парковочное место. Но любое решение должно быть принято всеми жильцами без исключения.
Если же есть несогласные, то они, как владельцы доли собственности, могут обжаловать решение большинства и через суд остановить его реализацию.
От общего к частному
В домах, построенных в последнее время, проектировщики облегчили жизнь владельцам квартир и обеспечили их парковочными местами на подземных стоянках или в гаражных комплексах. Эти площади изначально имеют статус общей долевой собственности. Владелец машино-места, то есть доли, не может ею распоряжаться на свое усмотрение без ограничений, поскольку действует правило о преимущественном приобретении другими участникам долевой собственности.
Чтобы продать место постороннему лицу, нужно письменно известить соседей об этом намерении, указать цену и другие условия и месяц ждать отказа от реализации преимущественного права в письменной же форме. Когда все собственники отказались или один из них изъявил желание выкупить долю, можно проводить сделку и удостоверять ее у нотариуса.
Но с 1 января 2017 года вступили в силу поправки к Гражданскому и Градостроительному кодексам, в которых машино-места признали полноценным объектом недвижимости: их можно ставить на кадастровый учет и регистрировать на них право собственности. После этого машино-местом можно не только пользоваться, но и продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду, а также нужно платить с него налог. К тому же машино-место может быть предметом ипотеки или залога.
«Машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке». Пункт 29 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Из определения понятно, что закон касается только тех территорий, которые созданы специально для хранения автомобилей: подземных или надземных паркингов, многоэтажных стоянок, гаражных комплексов и т. п. Статус парковочных мест на дороге, на обочине или во дворах не меняется — они не считаются отдельным объектом недвижимости.
Также не меняются права и обязанности собственников гаражей и боксов, которые отвечают признакам отдельного помещения.
В случае, когда машино-места были зарегистрированы как доли в общей собственности на помещение, каждый участник может осуществить выдел в натуре своей части посредством определения границ, то есть физически «застолбить» за собой определенные квадратные метры. Итак, если вы являетесь участником ТСЖ (Товарищество собственников жилья) и у вас есть парковочное место на площади, созданной под стоянку автомобилей, у вас есть возможность оформить это место в свою частную собственность.
Для этого нужно организовать всех участников ТСЖ провести общее собрание. На нем нужно составить соглашение или вынести решение общего собрания, в котором будет проговорено: «Мы такие-то решили перевести общую долевую собственность в частную, путем разбивания на машино-места и закрепление определенного машино-места за определенным человеком». Этот документ будем подтверждением того, что общий паркинг делится на кусочки, каждый из которых станет собственностью конкретного человека.
Этим же соглашением или решением определяется бесплатно происходит переход от общей собственности к частной или ТСЖ взимает за это плату. Если же такой документ не составлять, то нужно письменное согласие всех участников долевой собственности на выдел в натуре вашего парковочного места.
После подписания соглашения или решения 2/3 собственников долей нужно ставить машино-места на кадастровый учет. Сначала нужно пригласить кадастрового инженера, для составления технического плана – он произведет замеры и сделает разметку машино-мест. Затем подать в офис Кадастровой палаты, центр «Мои документы» (МФЦ) или на сайт Росреестра заявление установленной формы.
В пакете документов должен быть и тот, который подтверждает возникновение права собственности на машино-место. При переводе из общей долевой собственности этим документом является соглашение или решение участников ТСЖ. При покупке, получении в качестве дара или наследства, право подтверждают соответствующие договора или свидетельства нотариуса.
«Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения — на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машиноместа». Статья 6.1 Градостроительного кодекса РФ.
Статус общей долевой собственности изменится, когда последний из участников зарегистрирует выдел в натуре. Но при этом проезды и проходы к машино-местам, автоматические ворота и шлагбаумы являются общим имуществом собственников. Они имеют право им пользоваться, а также несут ответственность за его содержание.
Но еще раз подчеркнем, что оформление машино-места в частную собственность возможно только в зданиях, сооружениях или их огороженных частях, приспособленных специально для хранения автомобилей. Место под окном во дворе из общей долевой собственности оформить в частную нельзя.
Нужно отметить, что процесс оформления документов на объекты недвижимости с 2017 года также упрощен из-за вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он объединил базы данных государственного реестра и кадастра недвижимости в единый ресурс.
Поэтому для регистрации прав и кадастрового учета потребуется одно заявление. Этот же закон ускорил обе процедуры — на оформление уходит до 10 рабочих дней. А если с регистрацией возникли проблемы, то у заявителей теперь больше времени на их решение: от трех до шести месяцев (ранее приостановка действовала не более трех месяцев).
Согласно новому закону свидетельство о праве собственности сейчас не выдается. Кадастровый учет, регистрация возникновения или перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН.
Если в решении ТСЖ не предусмотрено внесении платы, то при оформлении машино-места из общей собственности в частную оплачивать нужно только пошлину за оформление, которая для физических лиц сейчас составляет 2000 руб. Столько же будет стоить регистрация права на других основаниях. При получении дара или наследства нужно оплачивать налог в первом случае и комиссию нотариуса во втором.
Но больше всего денег нужно будет потратить на покупку машино-места, если оно уже выделено. Чаще всего это происходит одновременно с приобретением квартиры и требует такого же порядка оформления как любого объекта недвижимости. Его цена зависит от рыночной ситуации в конкретном регионе и политике застройщика либо собственника.
Разброс цен на машино-места на рынке гигантский: от нескольких десятков тысяч рублей до десятков миллионов. Некоторые девелоперы предлагают машино-места как довесок при покупке квартиры, а в элитных комплексах в центре городов парковка обойдется в стоимость еще одной квартиры. В московских новостройках машино-места предлагают по цене от 550 тыс.
до 13 млн руб.
Собственник может легально продать, сдать в аренду, подарить или оставить в наследство зарегистрированное машино-место. Однако помимо права собственности на ее владельцев накладываются и обязательства, например, по уплате налога на недвижимое имущество. Ставку определяет каждый регион по-своему: в Москве машино-места облагаются льготными 0,1% от кадастровой стоимости, столько же в Новосибирске и Владивостоке, в Санкт-Петербурге — от 0,1 до 2%, в Екатеринбурге — от 0,1 до 1%.
Ограда от посторонних
Когда невозможно оформить машино-место как собственность или совместно распоряжаться придомовой территорией, можно ограничить въезд во двор путем установки шлагбаума или ворот. В разных населенных пунктах правила установки разнятся, но общая схема везде одинаковая. Сначала нужно оформить решение всех жильцов дома или нескольких домов на ограничение въезда.
После этого подать заявку в местные органы власти и предоставить им же проект размещения ограждающего устройства, в котором указать место размещения, тип, размер, внешний вид этого устройства, а также определить условия обеспечения круглосуточного и беспрепятственного проезда спецтехники на придомовую территорию. Если с точки зрения властей нет никаких препятствий для установки шлагбаума, то выдается разрешение на его установку. И только после этого уже можно заключать договор и оплачивать само оборудование и его монтаж.
Льготная парковка
Но есть категория граждан, которым право на парковку должно предоставляться вне зависимости от того, как оформлена собственность и кому принадлежит территория. В России принято множество норм, защищающих права маломобильных граждан, а их реализация конкретизируется местными законами.
Для инвалидов получить место под парковку личного транспорта достаточно просто — нужно лишь подать заявку в местные органы власти лично или через организацию, защищающую права такой категории жителей. Решения по таким запросам обычно принимаются в пользу просящего. Отказ может последовать в случае общего запрета на стоянку автомобилей в конкретном месте или нарушений норм градостроительства.
«На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно».
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Проблемы же возникают даже тогда, когда место выделено, то есть на асфальте нарисован знак «Инвалид» и даже может стоять дорожный знак 8.17. Большинство водителей не обращают на них внимания и занимают место. Если спецстоянка расположена на муниципальной территории, то ее нельзя оградить никакими блокираторами — это будет трактоваться как самовольный захват земли, ограждения удалят, а на того, кто их установил, могут наложить штраф в 5000 рублей (ст.
7.1. КоАП) и обязать восстановить асфальтовое покрытие. Если парковка для инвалида расположена на придомовой территории, которая находится в общей долевой собственности, то установить ограждение можно лишь после получения согласия дольщиков.
Но при вменяемых соседях иногда достаточно оставить табличку с указанием времени, когда парковка свободна, а когда занята.
Бороться за место на парковке инвалид может лишь с помощью правоохранительных органов, представители которых если и приедут, то выпишут штраф в 5000 рублей (п. 2 ст. 12.19 КоАП).
Но когда заработают приложения (вроде «Помощника Москвы»), фиксирующие нарушения правил стоянки, остановки и оплаты парковки, которые будут учитывать парковку обычных автомобилей на местах для инвалидов, защитить свое место гражданину с ограниченными возможностями будет гораздо проще.
Обеспечить свой автомобиль парковкой и получить на нее право собственности — по закону это возможно и выглядит не очень сложно. Но на практике поменять статус места стоянки трудно. С одной стороны, не всегда местным властям выгодно обеспечивать удобной парковкой жителей своих районов.
Гораздо интереснее для бюджета как раз создавать трудности, а потом на этом зарабатывать. От такой политики увеличивается количество знаков «Остановка запрещена» и служб эвакуации, вводятся платные парковки, растут штрафы за нарушение правил стоянки. С другой стороны, часто сами жители, дольщики или собственники не могут договориться.
Практически всегда найдется человек, который против: ему мешают шлагбаумы, он не хочет платить дополнительный налог, упускать право приоритетной покупки или просто мстит невежливым соседям. Поэтому в наших дворах пока действует свой закон: «Кто первый встал, того и место».
Парковочные запреты в жилых зонах
- Остановка и стоянка транспортного средства во дворе с работающим двигателем запрещены (ч. 2 ст. 17 ПДД). За нарушение этого правила может быть наложен штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ).
- За парковку машины на тротуаре предусмотрен штраф в размере 1 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.19 КоАП). Неправильно припаркованный автомобиль могут и эвакуировать. В таком случае помимо штрафа автовладельцу придется оплатить работу эвакуатора.
- За парковку на газонах в Кодексе об административных правонарушениях РФ штраф не предусмотрен, поэтому необходимо обратиться к региональному законодательству. К примеру, в Санкт-Петербурге за такое нарушение автомобилист заплатит от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
- За превышение уровня шума автовладелец может быть оштрафован на 500 руб. (ст. 8.23 КоАП РФ).
- Большегрузный автомобиль с массой более 3,5 т запрещено ставить в жилой зоне 1 .
- Стоянка коммерческого автотранспорта и обеспечение для него парковочных мест в кварталах многоквартирных домов запрещены 2 .
- Организация на общедомовой территории многоквартирного дома «автостояночного» бизнеса также запрещена 3 .
Как жильцам бороться с автонарушителями?
Чтобы привлечь к ответственности нарушителя, который игнорирует правила парковки и установленные запреты, рекомендуется:
- зафиксировать нарушение на фото или видео;
- сообщить о нем уполномоченным лицам органов госвласти: в Департамент государственного и жилищного надзора, в полицию – участковому или ГИБДД; по возможности следует представить доказательства.
Сообщить о правонарушении могут не только жильцы многоквартирного дома, но и сотрудники управляющей компании (ТСЖ).
Могут ли жильцы установить шлагбаум, чтобы ограничить въезд на придомовую территорию?
Да, могут. Но для этого необходимо получить одобрение на общем собрании собственников помещений (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Для установки шлагбаума на придомовой территории должно быть получено не менее 2/3 голосов собственников.
Далее нужно провести кадастровый учет земли, если границы придомового участка не обозначены, поскольку распоряжаться им собственники могут исходя из его границ.
Каждый жилец должен получить возможность открывать шлагбаум, поскольку собственники имеют право на беспрепятственный доступ к своему жилищу и равные права на парковку личного автотранспорта во дворе дома.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что самовольное устранение шлагбаума может повлечь гражданско-правовую или административную ответственность (ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство»).