- Варианты железнодорожных переездов
- Какие действия категорически запрещены
- Штрафы за нарушение правил проезда железнодорожных путей
- Вынужденная остановка на переезде
- Определения
- Чем регламентированы правила
- Знаки
- Особенности проезда регулируемого участка
- Особенности переезда нерегулируемого участка
- Особенности проезда при наличии светофора
- Запрещенные маневры
- Что еще нельзя делать на переезде
- Действия при совершении вынужденной остановки
- Штрафные санкции
- Остановка обязательна, если:
- Где нужно остановиться.
- Перечень знаков у железной дороги
- Особенности пересечения железной дороги
- Регулируемого
- Нерегулируемого
Для обеспечения повышенного уровня безопасности при пересечении переездов используется огромное количество защитных систем. Однако и они бессильны перед водителями-лихачами или водителями, которые пренебрегают простыми правилами проезда по таким участкам дороги.
Главным нормативно-правовым актом, в котором указываются основные моменты по проезду ЖД путей, являются Правила дорожного движения.
Естественно, этой теме в большом своде правил уделена отдельная глава под номером 15.
Так, в ней регламентируются:
- использование разметки, дорожных указателей, сигналов световых указателей или ответственного сотрудника;
- ситуации, в случае наступления которых категорически запрещается выезд на переезд автомобильного транспорта, а также выход пешеходов;
- возможность стоянки на длительный срок или остановки на несколько минут автотранспорта в непосредственной близости от переезда;
- правила, которые должен знать и соблюдать водитель, а также его пассажиры, в случае непредвиденной остановки машины на самом переезде.
В случае умышленного или неумышленного нарушения прописанных в ПДД правил, находящийся за рулём автомобиля человек привлекается к ответственности на основании 12 главы КоАП РФ.
Варианты железнодорожных переездов
Для того чтобы освоить важные правила проезда ЖД путей, следует знать, что все обустроенные на трассах участки данного типа делятся на несколько категорий:
- С осуществлением регулирования дорожного движения, то есть — регулируемые.
- Переезды, на которых регулирование дорожного движения не осуществляется, то есть — нерегулируемые.
К первой категории относятся участки пересечения дороги с ЖД путями, которые оснащены одним из перечисленных ниже устройств:
- световые указатели;
- механический шлагбаум;
- механические ограждения, выполняющие противоударную функцию.
В этот список можно включить и сотрудника, который несёт дежурство непосредственно на переезде.
Какие действия категорически запрещены
Существует несколько видов манёвров, которые запрещены на ж/д переезде:
- обгон попутного транспортного средства;
- передвижение задним ходом;
- стоянка и остановка;
- выезд с целью разворота.
Попытка проехать данный участок дороги при образовании на нём видимого затора также запрещена. Не разрешается и движение при запрещающем сигнале светового устройства, а также — при полностью опущенном или начинающем опускаться шлагбауме.
Штрафы за нарушение правил проезда железнодорожных путей
Любое нарушение ПДД влечёт за собой наступление ответственности. В рассматриваемой ситуации, когда нарушаются правила передвижения через железнодорожные пути, следует обратить внимание на санкции статьи КоАП России под номером 12.10.
Именно она, а точнее — её первая часть, гласит, что взыскание с нарушителя в счёт государства суммы в размере тысячи рублей грозит за:
- проезд участка прохождения железнодорожных путей при отсутствии оборудованного специального места для данной цели,
- пересечение такого участка дороги при опущенном или начавшем опускаться механическом шлагбауме,
- когда на световом устройстве горит запрещающий сигнал,
- дежурный сигнализирует о запрете движения,
- автомобиль совершает стоянку или остановку прямо на железнодорожных путях.
Такое же действие вполне может классифицироваться автоинспекторами как особо злостное нарушение правопорядка. В таком случае виновник будет лишён водительского удостоверения на период от одного квартала до полугода.
Как можно заметить, нарушения подобного рода карается весьма строго. По этой причине, даже двигаясь по дороге, находящейся вдали от федеральных трасс, но с перекрёстком, где обычную «гравийку» пересекают железнодорожные пути, лучше неукоснительно выполнять правила. Быть может, где-то неподалёку разместился экипаж сотрудников автоинспекции, которые незамедлительно накажут нарушителя.
Говоря о проблеме, когда водитель допускает выезд машины на переезд, к которому приближается железнодорожный состав или же, когда за таким участком дороги имеется помеха дальнейшему движению — затор, то следует ожидать наступление штрафных санкций, предусмотренных частью 2 статьи 12.10 КоАП РФ.
Нарушения правил проезда ЖД путей, за исключением тех ситуаций, которые описаны в первой части, влекут наложение взыскания, равного тысяче рублей.
Если нарушитель не внемлет требованиям закона и уличён в совершении повторного правонарушения, укладывающегося в рамки указанной статьи, к нему может быть применено безальтернативное наказание в виде годичного лишения водительских прав.
Вынужденная остановка на переезде
Никто не застрахован от ситуации, когда автомобиль уже выехал на переезд и, вдруг, закончилось топливо, лопнуло колесо, либо просто — машина заглохла. Что делать в таком случае?
Самое главное — это не паниковать!
Действовать нужно по ситуации:
- Немедленно предупредить о возникновении нештатной ситуации других участников дорожного движения.Включите аварийную световую сигнализацию, подавайте звуковые сигналы. Обязательно высадите всех пассажиров из автомобиля и постарайтесь освободить железнодорожные пути от помехи.
- Попросить помощи у других водителей. Нужно уговорить их двигаться по железнодорожному полотну в каждую сторону с целью подать сигнал машинисту поезда о наличии препятствия на его пути.
- Но ситуация может происходить на малолюдном ЖД переезде. Тогда надо постараться направить хотя бы одного человека в ту сторону, где обзор машиниста поезда будет меньшим.
- Если вокруг попавшего в беду автомобилиста вообще никого нет? Тогда можно связаться с экстренными службами, сообщить им своё месторасположение и попытаться самостоятельно подавать сигнал бедствия.
В случае, когда к переезду уже приближается железнодорожный состав, а проблема ещё не разрешена, то сам водитель или один из его пассажиров, соблюдая повышенную технику безопасности, должен бежать навстречу поезду и подавать машинисту сигналы о приближении к препятствию и необходимости остановить состав.
Определения
Все понятия строго регламентированы. Согласно официальной документации, под термином «железнодорожный переезд» понимается участок одноуровневого пересечения путей и дороги для автомобилей или для велосипедистов и пешеходов.
Данная зона является местом повышенной опасности. Именно поэтому ж/д переезды оборудуются шлагбаумами, светофорами, приборами для генерирования звуковых сигналов, а также устройствами заграждения (плитами из металла, которые поднимаются при приближении состава, за счет чего автомобиль не может продолжить движение через пути). В связи с этим каждый из участков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, управляя транспортным средством.
Железнодорожные переезды классифицируются на участки общего и необщего пользования. В первых случаях речь идет о пересечении с автомобильными дорогами местного, регионального и пр. уровней.
Переезды необщего пользования располагаются на участках проезжей части, принадлежащей какому-либо предприятию. Пересечения непосредственно в границах той или иной организации являются технологическими зонами, они не подлежат учету.
Также ж/д переезды могут быть:
- Регулируемыми. Они оснащены специальными устройствами, которые оповещают приближающихся водителей об опасности. Кроме того, на таких переездах роль регулировщиков могут выполнять дежурные. Ширина настила составляет не менее 6 м (4 и более м, если речь идет о прогоне скота).
- Нерегулируемыми. Они не оснащены специальным оборудованием и не обслуживаются дежурными.
Таким образом, для каждого из видов данного участка актуальны свои особенности переезда. Проезд железнодорожного переезда должен осуществляться только после того, как водитель убедится в безопасности перемещения через пути.
Чем регламентированы правила
Они отражены в ПДД. Правила проезда жд переезда прописаны в статье №15. Данным документом регламентируются следующие ситуации:
- Обязанность водителя руководствоваться сигналами дежурных, дорожными знаками, светофором, разметкой и пр.
- Случаи, когда выезд на пересечение автомобильной и ж/д дороги категорически запрещен.
- Остановка и стоянка на переездах и в непосредственной близости от них.
- Правила поведения водителя при совершении вынужденной остановки на пересечении путей. Кроме того, документ определяет алгоритм действий и пассажиров, попавших в данную ситуацию.
Даже малейшее нарушение правил проезда жд переезда грозит водителю наложением административной ответственности.
Знаки
В целях безопасности перед всеми зонами пересечения устанавливаются специальные символы. Дорожные знаки, находящиеся рядом с местом проезда ж/д переезда, подразделяются на следующие виды:
- Предупреждающие. Данные символы оповещают водителей о приближении к опасному участку. Внешне знаки являются прямоугольниками, расположенными вертикальным образом. На табличках белого цвета изображены косые полосы красного цвета. Их может быть 1,2 или 3. Количество полос оповещает о расстоянии до опасного участка (3 — 300 м, 2 — 150 м, 1 — 50 м).
- Информационные. На табличках указывается количество путей.
- Обозначающие тип пересечения (регулируемый или нерегулируемый).
Каждый знак отвечает всем требованиям, в том числе и видимости. При соблюдении скоростного режима любой водитель может своевременно заметить символ и быть особенно внимательным.
Особенности проезда регулируемого участка
Такие ж/д переезды оснащены различными средствами защиты. Водителю необходимо обращать внимание на каждый из них.
Правила проезда через железнодорожный переезд регулируемого типа:
- Человек, управляющий транспортным средством, обязан следовать сигналам светофора.
- Если переезд закрыт шлагбаумом, необходимо остановиться. В некоторых случаях водители пытаются быстро проехать под опускающейся конструкцией, однако это категорически запрещено.
- Если на участке пересечения стоит дежурный, его сигналы являются приоритетными. Если руки регулировщика разведены в разные стороны или подняты вверх, водитель обязан остановить транспортное средство. Чтобы продолжить движение, ему необходимо дождаться разрешающего сигнала.
Если пересечение путей запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии или светофора. Еще одно условие — расстояние до шлагбаума должно составлять 5 м и более.
Особенности переезда нерегулируемого участка
В данном случае опасная зона не оснащена защитным оборудованием. Водителям необходимо соблюдать следующие правила проезда нерегулируемого железнодорожного переезда:
- По мере приближения к путям человек, управляющий транспортным средством, обязан снизить скорость.
- Непосредственно перед пересечением опасной зоны он должен оценить дорожную обстановку и удостовериться в отсутствии движущегося состава. Только после этого водитель может продолжить движение.
- Категорически запрещено выезжать на пути, если впереди образовался затор (то есть сразу за переездом).
Проезд железнодорожного переезда не должен осуществляться, если к данному участку приближается состав. В данной ситуации водитель обязан остановиться у знака или стоп-линии. Если они отсутствуют, то на расстоянии 10 м от ближайшого рельса.
Особенности проезда при наличии светофора
Существует несколько видов сигнального электрического фонаря. На переездах можно заметить 2 типа. К ним относятся:
- Светофоры с двумя сигналами. Они расположены на одной линии. Если попеременно горят красные огни, пересечение опасной зоны категорически запрещено. Если светофор выключен, водитель может продолжать движение.
- Светофоры с тремя сигналами. Горизонтально расположены два красных, над ними — один бело-лунный. Если первые 2 попеременно горят, необходимо остановиться. Светящийся бело-лунный сигнал свидетельствует о том, что участок безопасен.
Согласно правилам переезда железнодорожного переезда, при наличии запрещающих огней водитель должен остановиться перед стоп-линией или светофором (при отсутствии разметки).
Запрещенные маневры
Согласно правилам переезда железнодорожного переезда, на данном участке пересечения путей и автомобильной дороги недопустимо совершать обгон. Кроме того, категорически запрещено движение задним ходом, разворот, остановка и стоянка. Такие нарушения правил проезда железнодорожного переезда грозят административной ответственностью.
Недопустимо выезжать на пути, если непосредственно за ними образовался затор. Как было упомянуто выше, движение запрещено при опущенном шлагбауме, красных сигналах светофора, а также при наличии любых других ограничений, введенных дежурным, ответственным за регулирование перемещения транспортных средств на опасном участке.
Что еще нельзя делать на переезде
Существует ряд запретов относительно перемещения по пересечению путей и автомобильных дорог. Согласно правилам проезда железнодорожного переезда, запрещено провозить через данный участок любой вид техники, которая надлежащим образом не зафиксирована. Кроме того, если транспортное средство по техническим или иным причинам не может развить скорость более 8 км/ч, управляющему им человеку необходимо дождаться разрешающего сигнала дежурного.
Важно понимать, что проезд железнодорожных переездов осуществляется в специально оборудованном месте. Пересечение путей вне оснащенных всем необходимым участке запрещен.
Действия при совершении вынужденной остановки
Согласно ПДД, водитель может поставить автомобиль на стоянку на расстоянии 50 и более метров от переезда (при условии, что в выбранном месте не действует соответствующий запрещающий знак). Однако иногда случается так, что транспортное средство останавливается непосредственно на пересечении путей, например, из-за технической неисправности. Кроме того, вынужденное прекращение движения может быть вызвано неудовлетворительным состоянием водителя или пассажиров, появлением препятствия.
В большинстве случаев остановка на переезде возникает из-за неисправности транспортного средства. К сожалению, не всегда можно предугадать ту или иную поломку и своевременно ее устранить. Согласно Правилам дорожного движения, водитель обязан при совершении вынужденной остановки включить аварийную сигнализацию и выставить соответствующий знак.
Однако на переезде этого делать не нужно. Водитель должен понимать, что в данной ситуации на счету каждая минута.
Алгоритм действий при совершении вынужденной остановки на железнодорожном переезде:
- Человек, управляющий транспортным средством, обязан немедленно высадить пассажиров.
- Водитель должен постараться убрать автомобиль с опасного участка.
- Если это невозможно, нужно отправить двух пассажиров в разные стороны для того, чтобы они могли подать машинисту приближающегося поезда сигнал. Для этого необходимо взять в руки хорошо различимый яркий предмет (в светлое время суток) или фонарь (вечером или ночью). Рукой нужно совершать круговые движения.
- Если водитель один и не может убрать транспортное средство с переезда, необходимо постоянно находиться около автомобиля и подавать сигнал общей тревоги (1 длинный звук и 3 коротких). При возможности нужно позвонить в службу спасения. При появлении поезда необходимо бежать вперед и круговыми движениями руки подавать сигнал тревоги.
Важно понимать, что приближаться близко к составу недопустимо. Тормозной путь любого поезда намного больше, чем у любого другого транспортного средства.
Штрафные санкции
Любое нарушение ПДД (правил проезда железнодорожного переезда в данном случае) влечет наложение административной ответственности. Согласно КоАП, предусмотрены следующие меры наказания:
- Пересечение путей в месте, не предназначенном для этого — 1000 рублей или изъятие водительского удостоверения. Срок лишения — от 3 месяцев до полугода.
- Пересечение путей при красном сигнале светофора, опускающемся шлагбауме, запрещающих сигналах дежурного — 1000 рублей или изъятие водительских прав. Срок лишения — от 3 месяцев до полугода.
- Нарушение иных правил переезда — 1000 рублей.
- Пересечение путей не в соответствии с ПДД во второй раз — изъятие водительского удостоверения. Срок лишения — 1 год.
- Движение задним ходом или разворот — 500 рублей.
- Игнорирование требований знаков или разметки — 500 рублей.
- Остановка/стоянка непосредственно на переезде — 1000 рублей или изъятие прав. Срок лишения — от 3 месяцев до полугода.
- Остановка/стоянка в месте, находящемся ближе, чем в 50 м от переезда — 500 рублей.
- Обгон (непосредственно на пересечении дорог или менее, чем за 100 м перед ним) — 5000 рублей или изъятие прав на 4-6 месяцев.
Любое из вышеперечисленных нарушений может быть зафиксировано инспектором ГИБДД или специальной аппаратурой.
Остановка обязательна, если:
— в пределах видимости появился поезд, локомотив или дрезина;
— дежурный по переезду производит останавливающие сигналы (поднятый над головой жезл, сигналы фонарем или флажком, вытянутые в стороны руки);
— после пересечения путей виден затор, который может повлечь вынужденную остановку на переезде.
Бело-лунный сигнал светофора не является запрещающим .
Где нужно остановиться.
При закрытом шлагбауме, запрещающем сигнале ж/д светофора или дежурного по переезду, водитель обязан остановиться:
— в 5 метрах от шлагбаума, а если шлагбаум отсутствует, то в 10 метрах от первого рельса;
— у стоп-линии;
— у светофора;
— знака «2.5», означающего, что движение транспортного средства без остановки запрещено.
Перечень знаков у железной дороги
Согласно ПДД, для обеспечения безопасности, водитель должен быть предупреждён о приближении к ж/д переезду и проинформирован о его типе. Для этого используются специальные дорожные знаки (согласно действующим ГОСТам), унифицированные Венской конвенцией от 08.11.1968 г.
Предупреждающие знаки — информирующие участников дорожного движения о приближении к опасному месту и требующие принятия определённых мер, согласно сложившимся условиям:
1.4.1–1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» — размещаются симметрично на обеих сторонах дороги, исключительно вне населённого пункта. Количество полосок на знаке (три, две и одна) указывают на оставшееся расстояние до объекта: 300–150 м, 175–150 м и 50 м, соответственно;
Знак приоритета, регулирующий очерёдность проезда — 2.5 «Движение без остановки запрещено» — обязывает прекратить движение у стоп-линии, или, при её отсутствии — непосредственно перед знаком, и продолжить перемещение лишь в случае безопасности такого манёвра, или — после предоставления преимущества рельсовому транспортному средству.
Знак размещается за 10 м до ближайших рельсов, преимущественно возле светофора
Информационный знак, сообщающий водителю о конкретных режимах движения — 6.16 «Стоп-линия» — определяет конкретное место остановки ТС при запрещающем сигнале регулировщика или светофора.
Особенности пересечения железной дороги
При пересечении рельсов в первую очередь необходимо ориентироваться на сигналы регулировщика или дежурного, ответственного за данный участок дороги, при их отсутствии — на сигналы светофора. Если световые сигналы не подаются — водитель должен соблюдать режим движения согласно дорожным знакам.
Действия при автомобильной пробке полностью схожи с осуществляемыми при заторе на перекрёстке. При наличии нескольких полос попутного направления, в их пределах разрешается объезд стоящих перед переездом ТС.
Регулируемого
Регулируемым считается переезд, оснащённый светофорами, семафорами, шлагбаумами, звуковыми сигналами и знаками. При наличии на нём систематически интенсивного движения и расположенного рядом густонаселённого пункта, возможно присутствие уполномоченного дежурного, регулирующего процесс пересечения ж/д пути. В его отсутствие разрешается движение на белый сигнал светофора при открытом шлагбауме.
Постоянно горящий либо попеременно мигающие красные сигналы и закрытое положение преграждающего путь устройства запрещают проезд. При не работающем светофоре главным регулирующем объектом становится шлагбаум.
Знаете ли вы? Первым водителем, оштрафованным за нарушение скоростного режима, был лондонский автолюбитель Уолтер Арнольд. В 1896 г он разогнал авто до 13 км/ч, что было на 10 км/ч больше максимального ограничения.
Нерегулируемого
Нерегулируемые ж/д переезды характеризуются отсутствием предупредительных сигналов, устройств преграждения движения и не контролируются дежурным. Пересечение данного участка организовывается посредством установки дорожных знаков и требованиями ПДД. При одновременном наличии не работающего светофора и открытого шлагбаума, переезд также считается нерегулируемым.
В таком случае проезд производится водителем с соблюдением общих правил дорожного движения.