Как снизить КБМ ОСАГО? Уменьшение КБМ

КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).

Однако цены могут быть разными для каждого, кто оформляет или переоформляет страховку. Это связано с тем, что тот или иной водитель-клиент страховой несет для СК риск потери денежных средств: допустим, вы стали виновником ДТП, а страховая потеряет из-за этого около 400–500 тысяч рублей. Чем выше вероятность того, что вы спровоцируете аварию, тем менее выгодным клиентом в глазах страховщика вы становитесь.

Чтобы снизить потери, страховая пытается оценить, насколько высок риск аварийного вождения в каждом конкретном случае, еще на стадии заключения договора и уплаты страховой премии по нему (цены страховки). Оценка происходит с учетом нескольких критериев. Страховщик умножает базовую ставку сразу на ряд коэффициентов.

На то, сколько вы заплатите за свою страховку ОСАГО, кроме КБМ, влияет перечень следующих коэффициентов, установленных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об ОСАГО»:

  • территориальный — учитывается степень «опасности» региона с точки зрения количества происходящих в нем ДТП, так как чем больше плотность автомобильного потока, тем выше степень аварийности;
  • возраст-стаж — логично, что более молодой и менее опытный водитель представляет для СК больший риск;
  • мощность — чем мощнее автомобиль, тем выше вероятность ДТП по вине его владельца;
  • срок действия страховки, сезонность — показатель работает в случаях, когда водитель нерегулярно садится за руль (например, только в дачный сезон ездит за город);
  • нарушений — с этим и так все понятно;
  • ограничивающий — применяется, если вы обманете страховщика и из-за этого заплатите более низкую страховую премию, спровоцируете ДТП в целях получения страховки и т.д..

КБМ же представляет собой скидку или наценку (бонус и малус), в зависимости от того, насколько долго вы управляете автомобилем без аварий или насколько часто вы попадаете в ДТП — соответственно, его можно снизить. Верхние и нижние пределы коэффициента — 0,5 и 2,45. При хорошем раскладе ваша страховая премия может быть уменьшена вдвое, при худшем — увеличена почти в два с половиной раза!

Принципы определения КБМ ОСАГО

Клиентам, оформляющим страховку ОСАГО впервые, присваивается коэффициент, равный 1 — нет поощрений, нет наказаний, потому что непонятно, насколько аккуратно будет водитель управлять транспортом. Чем дольше вы за рулем и чем реже вы становитесь виновником ДТП (в идеале, вообще не становитесь), тем больше вам удастся снизить коэффициент.

За каждый год безаварийной езды страховщик должен понижать КБМ на 5% до тех пор, пока не снизит его по максимуму. Например, единичное попадание в ДТП по вашей вине понижает ваш КБМ до надбавочного коэффициента в 1,55, две и больше аварий — до 2,45. После этого необходимо какой-то период безаварийной езды, чтобы вы могли поэтапно добраться до начального коэффициента, а затем получили право на скидку.

Однако вместо цифр 2,45, 0.8 и т.д. вы можете столкнуться с числами 1, 2, 3,… 13 и литерой М. Это обозначения классов.

Каждый конкретный коэффициент обозначается классом, к которому принадлежит. Так, начальный = третий, а как мы помним, стартовый коэффициент равен единице. Самый младший (самый дорогой) класс — М.

Коэффициент, соответственно, 2.45. А самый высокий класс — 13–й с коэффициентом 0,5. В интернете можно найти полную таблицу классов.

Раньше этот коффициент присваивался автомобилю, сейчас — водителю. Это значит, что при смене авто ваш коэффициент будет применен при заключении договора ОСАГО на новую машину (обязанность сделать это в десятидневный срок с момента приобретения транспорта закреплена законом). А еще это значит, что, если в вашу страховку вписан еще хотя бы один водитель, то его коэффициент «бонус-малус» может отличаться от вашего.

Нужно учитывать, что коэффициент может быть только один, даже если в страховку вписаны несколько водителей. Если их коэффициенты отличаются, то учитываться при расчете страховой премии будет тот, который выше. Оно и понятно — как бы виртуозно и аккуратно вы ни водили 364 дня в год, неопытный водитель, вписанный в страховку, может сесть за руль на 365-й и устроить ДТП.

Все данные по самим водителям и их коэффициентам направляются в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (РСА) — организации, выдающей страховщикам лицензии и контролирующей их деятельность. На сайте РСА можно проверить свой класс КБМ ОСАГО и понять, не нужно ли его снизить. Потребуется ввести свои паспортные данные и VIN (или номер кузова и шасси, если у вас автомобиль японской марки, который не имеет VIN).

Как понизить коэффициент бонус-малус?

Чтобы снизить КБМ ОСАГО, есть 2 варианта, в зависимости от обстоятельств. Если в базе данных РСА отражено реальное положение дел относительно вашего КБМ, то единственный способ его снизить — продолжать аккуратно водить и не устраивать аварий. А вот если по вашим подсчетам КБМ уже давно нужно было уменьшить, но снижения не произошло, можно обратиться к страховщику с заявлением о проверке и перерасчете коэффициента.

Советуем прочитать:  Как сделать ОСАГО на полгода - можно ли оформить на 6 месяцев - калькулятор цен

Некорректный класс коэффициента может быть установлен в определенных ситуациях:

  1. При оформлении нового водительского удостоверения (истек ли их срок или они были потеряны — неважно).
  2. При допущении ошибки в личных данных страхователя или техническом сбое во время отправки их в РСА.
  3. При смене личных данных — одного из составляющих ФИО.

Перечень является открытым. Чтобы понять, как еще могут сложиться обстоятельства, чтобы класс КБМ ОСАГО в базе данных РСА был отражен неправильно, приведем пример из жизни. Автомобилист оформил страховку на себя и вписал в нее жену. Через год безаварийного вождения они решили сменить СК.

Когда производился расчет страховой премии, обнаружилось, что первый страховщик по каким-то причинам не внес в базу данных РСА второго водителя — жену. Последствия этого: 0,95 КБМ для мужа, стартовая единица для жены. С учетом более высокого КБМ, по новому полису им присваивается стартовый 3-й класс, без скидок.

Владелец авто не замедлил обратиться с заявлением в страховую, и через несколько дней инцидент был исчерпан.

Еще одна инстанция, куда можно обратиться с заявлением о перерасчете — Центробанк РФ. Сюда же можно направить жалобу, если страховщик игнорирует вас или отказывает в проведении проверки.

Страховая, как правило, реагирует в течение полутора–двух месяцев, РСА и Центробанк быстрее — в течение нескольких дней. Учтите, что по закону у страховщика есть месяц на то, чтобы произвести перерасчет. Однако в случае со страховой у вас есть возможность непосредственного контакта с представителем услуги.

Если обнаружится, что КБМ, с учетом которого вы выплачивали ежегодно страховую премию, действительно выше, чем должен быть, то коэффициент снизят, а также будет произведен перерасчет за то время, когда вы переплачивали по ОСАГО.

Как составить заявление на перерасчет КБМ

Заявление не имеет регламентированной формы, обычно пишут что-то вроде: «С КБМ не согласен, прошу проверить и снизить». Помимо этого, указывают следующие данные:

  • наименование страховщика;
  • имя руководителя или директора, на чье имя составляют заявление;
  • паспортные и контактные данные;
  • реквизиты договора и дату выдачи страховки;
  • данные водительских прав — новых и ранее полученных;
  • суть ошибки, допущенной при расчете страховой премии по договору;
  • дату, подпись.

Если страховщик предоставляет возможность подать на своем сайте такое заявление, то нужно заполнить электронную форму. То же самое и в случае с обращением напрямую в РСА. Необходимые документы должны быть отсканированы и приложены к заявке.

Единственный верный путь снизить КБМ ОСАГО — не нарушать ПДД и не становиться виновником аварии. Но если идет время, ДТП по вашей вине не происходят, а КБМ упорно остается на том же уровне, то это повод написать заявление о перерасчете коэффициента своему страховщику или обратиться с жалобой на него в РСА или Центральный Банк РФ.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.

БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.

Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии.

При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

Как рассчитывается КБМ?

Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.

При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2019 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2018 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.

Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1. Он оплачивает страхование в базовом размере. В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмещений за прошедший год, а также предыдущего КБМ. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы, содержащиеся в Указании Банка России 1 .

Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.

№ п/п КБМ за предыдущий год КБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений
0 возмещений 1 возмещение 2 возмещения 3 возмещения больше 3 возмещений
1 2 3 4 5 6 7
2 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
3 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
5 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
6 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
7 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
8 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
9 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
11 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
12 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
13 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
14 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
15 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
16 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

Предположим, что водитель в 2019 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1.

Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г.

его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г.

станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.

Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.

Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?

С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно.

Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

Как узнать свой КБМ?

Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.

Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

Как быть, если КБМ рассчитан неверно?

Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.

Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО.

Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.

В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.

Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.

1 Указание Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Как коэффициент КБМ влияет на цену ОСАГО?

Если КБМ равен 1, то стоимость ОСАГО — полная, 100%. Соответственно, если КБМ снижается на 0,05, то цена ОСАГО уменьшается на 5%. Если КБМ растет на 0,5, цена страховки увеличивается на 50%.

Можно как-то потерять КБМ?

Да, бывает так: водитель уверен, что ему положена скидка за безаварийную езду. Он проверяет свой КБМ на сайте РСА и с удивлением обнаруживает, что ему вернули стандартный класс. То есть у него 3-й класс, КБМ равен 1, и никакой скидки на ОСАГО нет.

Обычно это связано с технической ошибкой: РСА внес данные в базу с опечаткой (например, вместо кириллической «с» в фамилии может появиться латинская «c»), либо один водитель был вписан в полис другого водителя, который стал виновником ДТП (при этом КБМ повысили обоим), либо страховщики просто игнорируют письма с просьбами обновить КБМ. Жалоб за последние три года накопилось очень много, так что РСА даже начал грозить страховым компаниям штрафами за неверное применение КБМ.

Кошмар! А восстановить свой честный КБМ реально?

По идее, да, через страховую компанию. Но им это может быть невыгодно. Страховые компании не заинтересованы в том, чтобы давать клиентам скидки на ОСАГО, и поэтому усложняют процесс как могут.

Например, не восстанавливают КБМ без действующего полиса (хотя у человека может его не быть). Одни страховые компании требуют скан старого водительского удостоверения, и их клиенты не могут добиться правды, если документ утерян. Другие не публикуют заявления для восстановления КБМ на сайте — его надо требовать через службу поддержки.

А иначе никак?

Альтернативный вариант — написать заявление в ЦБ (чтобы составлять претензии, придумали даже телеграм-бота). РСА раньше принимал такие обращения, но потом прекратил. А еще можно воспользоваться сервисом Электронного страхового центра, вместе с которым мы написали эти карточки.

Как работает этот сервис?

Очень просто. Вы заполняете форму — номер паспорта, водительского удостоверения, телефон и адрес почты. Дальше вы платите 574 рубля и ждете решения. Чаще всего процесс занимает сутки, иногда — неделю, это максимальный срок. Если понизить КБМ не удается, деньги возвращаются на вашу карту автоматически.

В чем волшебство? Почему с ним все работает быстрее?

Все просто. Обычно между клиентом и РСА несколько звеньев: заявление от клиента пишется вручную, его принимает менеджер страховой, который тоже вручную создает заявку на восстановление КБМ, другой сотрудник отправляет заявку в РСА и ждет до семи дней ответа, а потом результат тем же путем возвращается к клиенту. В случае с электронным сервисом вся цепочка «клиент — РСА — клиент» автоматизирована — не тратится время на ручной труд, документы не пылятся на столах и не теряются в пути.

По словам специалистов Электронного страхового центра, обычно результат появляется уже на следующий день.

Для расчёта КБМ пользуются таблицей:

Согласно изменениям, действующим с 1 апреля 2019 г., КБМ устанавливается на 1 год и пересчитывается 01 апреля ежегодно. Его значение фиксированное в течение срока и применяется ко всем заключенным договорам обязательного страхования в «периоде КБМ» с 1 апреля по 31 марта следующего года. С 1 апреля 2022 г.

ЦБ были пересмотрены значения классов КБМ.

Порядок расчета коэффициента зависит от количества водителей, указанных в договоре страхования, и устанавливается по самому «аварийному» водителю. Таковым считается тот, кому присвоен худший класс страхования. При неограниченном числе лиц, допускаемых к управлению автомобилем, коэффициент будет определен классом владельца.

Проверить свой КБМ можно онлайн на сайте РСА. В ответ на запрос вы получите таблицу с данными о последней страховке, информацию о количестве страховых случаев и новый КБМ.

Применение коэффициента бонус-малус стимулирует водителей быть внимательными, соблюдать правила дорожного движения. Некоторые страховые компании используют практику поощрения клиентов, применяя заработанную скидку за безаварийную езду по ОСАГО при определении тарифа по Каско. Таким образом, водитель получает двойное вознаграждение и еще большую материальную заинтересованность.

Что такое КБМ

Коэффициент бонус-малус – это показатель, который зависит от страховой истории водителя. Чем ниже КБМ, тем дешевле страховка и наоборот.

На стоимость ОСАГО влияют и другие факторы. Сравнить цены и купить полис по самой выгодной цене можно на сайте «Автокод ОСАГО» . Он показывает предложения от ведущих страховых компаний и позволяет сэкономить на оформлении полиса до 3 500 рублей.

Оплата происходит в базе страховщика – никаких комиссий за оформление ОСАГО сервис не берет. Сразу же после покупки полис добавляется в базы РСА и ГИБДД.

При подсчете коэффициента учитывается количество страховых случаев, произошедших за 12 месяцев предыдущего к расчетному периоду года. До 1 апреля 2022 года значение коэффициента колебалось в диапазоне от 0,5 до 2,45.

Если в течение года ДТП не случалось, класс повышался на одну градацию, а КБМ при этом уменьшался на 0,05, гарантируя водителю скидку 5%. Начинающим водителям присваивался коэффициент 1.

С 1 апреля 2022 года значения коэффициентов бонус-малус изменились. Минимальный показатель стал равняться 0,46, максимальный – 3,92.

Изменилась и сама таблица КБМ ОСАГО . В нее вернулись классы водителей, которые убрали после 1 апреля 2019 года. Каждому классу соответствует определенный коэффициент бонус-малус. Водителям, впервые получающим полис ОСАГО, присваивается класс 3 и КБМ 1,17. В дальнейшем показатель рассчитывается по таблице КБМ от РСА .

Таблица КБМ ОСАГО от РСА на 2022 год

Официальная таблица КБМ на 2022 год опубликована в Указании Центробанка РФ от 8 декабря 2021 года .

В ней представлены основные параметры, которые влияют на цену страховки:

  • Класс КБМ на начало каждого периода.
  • Значение текущего коэффициента бонус-малус.
  • Класс КБМ следующего периода начисления с учетом количества страховых возмещений.

Расчетным является период с 1 апреля прошлого года по 31 марта текущего . Если в течение года водитель не совершал ДТП, его класс увеличивается, а коэффициент бонус-малус уменьшается. Если по вине водителя произошла одна или более аварий, класс водителя снижается, а КБМ, наоборот, повышается.

Как пользоваться таблицей КБМ

Чтобы рассчитать свой КБМ, найдите в таблице свой текущий коэффициент . Допустим, он равен 0,91.

Если с 1 апреля прошлого года по 31 марта нынешнего вы не попадали в ДТП по вашей вине, переходите в соответствующий столбец справа – к классу водителя. Там стоит цифра 6. Классу 6 соответствует значение коэффициента 0,83. Таким будет ваш КБМ в 2022 году.

Если в период КБМ вы угодили в одну аварию, выбираете соответствующую ячейку в шапке таблицы и смотрите, какой класс оказывается на пересечении. В вашем случае класс КБМ равен 3, а коэффициент – 1,17.

Если количество ДТП, совершенных вами в период КБМ, превысило 3 случая, вам присваивается класс М. Классу М соответствует коэффициент 3,92.

Если вы начинающий водитель, ваш класс равняется 3, а КБМ – 1,17.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector