Тяжкий вред здоровью при ДТП: статья УК РФ, моральный вред, наказание, примирение сторон

Степень тяжести нанесенного здоровью пострадавшего в ДТП вреда – это ключевой критерий, влияющий на квалификацию действий виновного в происшествии водителя и назначаемого ему наказания.

Обратите внимание!

Вредом считается ухудшающее физиологическое изменение состояния здоровья лица, по отношению к тому уровню, который имел место на момент нанесения телесных или иных повреждений. При этом тяжкий вред – это высшая и наиболее негативная степень ущерба здоровью, если только он не повлек смерть пострадавшего.

В соответствии с п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства № 522, конкретная степень тяжести ущерба может быть определена лишь государственным или частным врачом-судмедэкспертом. При этом он устанавливает и исследует характер и признаки полученных пострадавшим в ДТП травм и увечий, и сопоставляет их с медицинскими критериями тяжести.

В соответствии с Медицинскими критериями, тяжким вредом могут признаваться абсолютно разные по характеру увечья и повреждения организма, в том числе:

  • проникающие раны головы;
  • повреждения органов грудной полости;
  • двусторонние множественные реберные переломы;
  • ушибы и повреждения спинного мозга с нарушением его функций;
  • вывихи и повреждения шейных позвонков и иных частей позвоночника;
  • переломы, приводящие к утрате трудоспособности.

По каким критериям определяется

Приказом Минздрава № 194н утвержден исчерпывающий перечень критериев и соответствующих им травм, увечий и состояний, которые могут быть признаны экспертом в качестве тяжкого вреда. Согласно п. 6 Медицинских критериев, тяжким может признаваться вред:

  • вызванный травмами и повреждениями, создающими угрозу для жизни: раны, переломы, ушибы и закрытые повреждения жизненно важных органов, ожоги;
  • вызванный расстройствами ключевых функций организма, которые влекут к смерти: кома, тяжелый шок, острая сердечно-сосудистая/дыхательная/почечная недостаточность;
  • нанесенный потерей органов зрения, слуха, речи или иных органов человека либо потеря его функций: утрата конечностей, половых органов, бесплодие;
  • нанесенный в результате прерывания беременности;
  • повлекший психическое расстройство;
  • в результате которого было обезображено лицо;
  • повлекший стойкую утрату трудоспособности на 30 и более % или полную утрату профессиональной трудоспособности.

Примирение сторон

Как определяется размер компенсации

В случае причинения тяжкого вреда в дорожном происшествии, пострадавшая сторона может претендовать на его возмещение. Так как вред причинен в ДТП, его возмещение осуществляется в рамках гражданской ответственности владельца ТС за счет страховой компании, продавшей водителю полис ОСАГО. А потому размер подлежащих возмещению убытков будет определяться в соответствии с Главой 4 Правил, утв.

Положением ЦБ № 431-П.

Возмещение морального вреда

Так как ТС является источником повышенной опасности и при его использовании нанесен вред здоровью, согласно ст. 1100 ГК, пострадавший имеет право на компенсацию морального вреда. Его возмещение осуществляется в денежной форме без привязки к размеру имущественного или личного ущерба.

Ключевым критерием при определении размера компенсации является наличие нравственных страданий потерпевшего, фактических обстоятельств их причинения и индивидуальных особенностей пострадавшего.

Конечный размер компенсации определяется судом. Он не может быть взыскан вместе со страховкой по ОСАГО, согласно ст. 6 ФЗ № 40, потому подлежит взысканию с непосредственного причинителя вреда.

Комментарии к ст. 264 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения — состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Советуем прочитать:  Как ТСЖ правильно работать с должниками

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Предмет преступления — автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к комментируемой статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и различных механических транспортных средствах. Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последнее полностью входит в содержание первого.

Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.

см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются комментируемой статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

2. Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях — по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

3. Объективная сторона преступления выражается: а) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; б) в наступлении тяжкого вреда здоровью человека; в) в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения Российской Федерации от 23.10.93 , а эксплуатация транспортных средств — Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т.д.

О конституционности ряда положений Правил см.: Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.99 N 118-О; Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2002 N 94-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 6.

4. Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное).

Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т.д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д. Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека; его содержание раскрывается в ст. 111 УК.

Советуем прочитать:  Комиссия по 44-ФЗ: о чем нужно знать?

Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

5. Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

6. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п.

2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

7. При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.

Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам дорожного движения (п. 1.2) обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством, и обязан выполнять все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому в случае, если курсант пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил правила, он подлежит ответственности по ст.

264.

8. Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека — ч. 2 комментируемой статьи, двух и более лиц — ч. 3) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).

Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.

По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Уголовное дело по ДТП со смертельным исходом: чего ждать обвиняемому?

Уголовные дела по ДТП входят в особую категорию дел, рассматриваемых судом. На сбор доказательственной базы, опрос свидетелей, проведение следственных экспериментов, криминалистических экспертиз с целью доказывания вины подозреваемого или невиновности уходит до полугода. В течение этого периода времени задачей адвоката по дтп с погибшими является сбор, анализ, обработка доказательств, сведений, фактов, которые могли бы реабилитировать клиента.

Работа специалиста при дорожно-транспортных происшествиях заключается в том, чтобы его подопечному было назначено максимально лояльное наказание с минимальной денежной компенсацией.

Учитывая, что статья 264 УК РФ предполагает за совершение ДТП, в результате которого погиб человек, наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а если погибло два и более человека – от семи лет и выше, то участие адвоката по дтп со смертельным исходом является не вынужденной необходимостью, а единственно возможным шансом на получение минимального наказания за правонарушение.

Советуем прочитать:  Выписка из ЕГРН сроки изготовления и годности при продаже недвижимости в России

Стоимость услуг адвоката по уголовным делам по ДТП

Стоимость работы уголовного адвоката по ДТП в суде

Какая уголовная ответственность предусмотрена по статье 264 УК РФ (ДТП с погибшими)?

В Уголовном кодексе Российской Федерации в статье 264 дано четкое определение видов наказания, которые могут грозить лицу, нарушившему правила дорожного движения в результате управления ТС. В части первой статьи 264 сказано, что при причинении тяжкого вреда здоровью пострадавшему лицу следует наказание в виде ограничения свободы сроком до 5 лет, арестом сроком до 6 месяцев или же лишением свободы до двухлетнего возраста с запретом управления ТС на срок до трех лет.

Если же нарушение ПДД наступило в состоянии алкогольного опьянения, в результате которого наступил тяжкий вред здоровью, следует наказание в виде лишения свободы до трех лет в «тандеме» с запретом управления транспортным средством (срок лишения водительских прав может достигать трех лет) (пункт 2 статьи 264 УК РФ).

В результате нарушения ПДД наступила смерть пострадавшего лица? Наказание – лишение свободы до пяти лет с лишением права управления ТС до трех лет (пункт 3 статьи 264 УК РФ).

То же самое деяние, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, повлечет лишение свободы до семи лет. Водительских прав лишат однозначно на срок до трех лет (пункт 4 ст. 264 УК).

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибло два и более человека – предусмотрено лишение свободы до семи лет, с лишением права управления ТС до трех лет. То же самое, но совершенное в состоянии алкогольного опьянения предусматривает максимальное наказание девять лет лишения свободы.

Уголовный адвокат по ДТП поможет снизить сумму компенсации в суде

Для клиента, в случае если речь идет об уголовном деле ДТП с погибшими, важна и сумма компенсации пострадавшей стороне. Нередко сторона просит назначить запредельные денежные компенсации, доходящие до нескольких миллионов рублей. В интересах обвиняемого – снизить до минимума заявленную в исковом требовании денежную сумму.

Уголовный адвокат по ст 264 ук, основываясь на жизненных обстоятельствах своего клиента, с учетом смягчающих фактов (к примеру, у обвиняемого на иждивении маленький ребенок и жена в декрете, престарелые родители, ребенок-инвалид или же сам обвиняемый является единственным кормильцем в семье и т.д.) может ходатайствовать о снижении суммы материальной компенсации пострадавшей стороне.

Легкий вред здоровью

Наказание: штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 1 года до 1,5 лет

Основание: ч.1 ст.12.24 КоАП РФ

Что такое «легкий вред»? Это кратковременное расстройство здоровья и трудоспособности. Лечение должно длиться при этом не более 21 дня. Стационарное или амбулаторное было лечение, значения не имеет – главное, чтобы были подтверждающие медицинские документы, история болезни и амбулаторная карта.

Смерть по неосторожности

Наказание: если погибший один – до 5 лет лишения свободы, то же преступление в пьяном виде – до 7 лет и лишение прав на 3 года. Если погибших два и более, то до 7 лет в трезвом виде и до 9 лет в пьяном, плюс опять-таки лишение прав на 3 года.

Основание: ч.3 – ч.6 ст.264 УК РФ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector