Вообще, снятие с учёта и прекращение регистрации транспортного средства – это две разные процедуры. Да, на практике многие не разделяют эти понятия. Но законодательство 2025 года делает существенные различия:
- прекращение учёта – это временное приостановление регистрации автомобиля в ГИБДД, с возможностью её возобновления по желанию владельца ТС,
- снятие с учёта – это прекращение регистрации машины в ГАИ уже на постоянной основе, сопровождается переносом записи о транспортном средстве в архив.
Но ни при первой, ни при второй процедуре вам не придётся везти авто на осмотр в ГИБДД. Достаточно подачи заявления и предоставления ряда обязательных документов. Сама машина не потребуется.
При снятии с учёта
Необходимость снять автомобиль или мотоцикл с регистрационного учёта может возникнуть в двух случаях. Они отмечены в Федеральном законе № 283 «О Госрегистрации ТС», которым регулируются тонкости регистрации транспортных средств на территории России. Согласно ст.
19 указанного ФЗ, снятие машины с учёта происходит либо при её утилизации, либо при вывозе за границу. Наша задача выяснить, нужно ли при этом предоставлять машину в ГАИ? А выяснить это мы можем на основе всё того же ФЗ № 283.
Итак, целью предоставления авто является его осмотр на площадке МРЭО ГИБДД. При этом осмотр – это чётко регламентированная процедура со своими основаниями. И он проводится только в строго определённых случаях, отмеченных в пункте 1 ст. 16 ФЗ-283.
Осмотр машины потребуется при:
- смене собственника автомобиля (например, по договору купли-продажи),
- внесении изменений в конструкцию ТС,
- изменении цвета кузова,
- постановке на регистрационный учёт.
Как видно, среди оснований для предоставления автомобиля на осмотр нет ни слова о снятии с регистрационного учёта. Следовательно, в 2025 году пригонять машину в ГИБДД вы не обязаны. Да и там её у вас никто смотреть не будет.
Но есть тонкость, связанная с утилизацией. Чтобы списать машину в утиль, вы обязаны обратиться в специализированную организацию, которая занимается разбором металлолома. Как только транспорт фактически уничтожат, вам должны выдать справку для ГИБДД.
Без этой справки снять авто с учёта на основании утилизации вы не сможете – это устанавливают Правила по ППРФ №1764:
71. Снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
А чтобы вам выдали акт утилизации, придётся предоставить саму машину для уничтожения. Но не в ГАИ, а в пункт разбора.
В случае прекращения регистрации ТС
Временное приостановление учёта автомобиля встречается гораздо чаще. Но и здесь имеются основания, которые нужно учитывать.
- инициатива текущего владельца машины прекратить регистрацию,
- заявление от прежнего хозяина ТС, если новый собственник не переоформил автомобиль на себя в течение 10 дней после перехода к нему права собственности (к примеру, по договору купли-продажи),
- смерть владельца автотранспорта,
- ликвидация юридического лица, которому принадлежит транспортное средство,
- истечение срока регистрации машины в ГАИ,
- постановка на учёт по фальшивым документам.
И здесь мы тоже не найдём ни одного условия из п. 1 ст. 16 ФЗ О госрегистрации, где приводятся основания для осмотра транспортного средства на площадке МРЭО ГИБДД. Поэтому и в случае прекращения учёта вам не нужно показывать саму машину. Достаточно подачи заявления и документов.
Как снять машину с учёта без самого автомобиля в 2025 году?
Итак, предоставлять авто не потребуется. В остальном снятие с учёта и прекращение регистрации ТС совпадают в плане оформления. Разберём порядок действий.
Шаг 1. Заполнить заявление
Как мы отметили выше, возможность заполнить заявление для ГИБДД через Госуслуги есть не для всех оснований по списанию автомобиля. Поэтому в данном случае есть три варианта:
- скачать бланк на сайте ГИБДД и заполнить его заранее,
- заполнить бумажный бланк непосредственно в МРЭО,
- внести сведения в электронное заявление на портале Госуслуг.
Если вы заполните заявление через Госуслуги, то обязательно его распечатайте. Очень часто в ГАИ требуют бумажный вариант.
Шаг 2. Явиться в отделение ГИБДД
Далее нужно приехать в выбранное МРЭО. Если вы записывались через Госуслуги, то вам автоматически присвоят порядковый номер и вызовут к окошку, когда подойдёт ваша очередь. Если взяли талончик в ГИБДД, то придётся ожидать вызова в порядке живой очереди.
За это время можно заполнить бланк на снятие с учёта или прекращение регистрации (если не сделали этого заранее).
Шаг 3. Обратиться в окошко с документами
Как только вас пригласят на приём, передайте инспектору в окошко:
- заявление,
- паспорт РФ,
- справку об утилизации машины – если прекращаете учёт по этому основанию,
- свой экземпляр договора купли-продажи – если продали автомобиль,
- доверенность – если представляете интересы владельца ТС.
Регистратор проверит правильность внесённых вами сведений в заявление и пакет документов. По итогу сведения внесут в базу ГИБДД, а заодно отправят в Налоговую – после чего прежнему собственнику перестанут приходить письма со штрафами и налогом на проданное авто.
Шаг 4. Проверить результат
Чтобы убедиться, что машину действительно сняли с учёта или прекратили регистрацию можно воспользоваться сервисом на сайте ГИБДД. Для проверки вбейте VIN-номер автомобиля, кузова или шасси. Сервис выдаст актуальную информацию на день обращения.