Не стоит полагаться на «авось» во всём, что касается установленных регламентов. Прежде чем обращаться в автомобильный сервис за услугами тонирования, необходимо выяснить, какая тонировка стёкол автомашин разрешена по ГОСТу в 2021 году.
Нормы затемнения автостекол установлены в ГОСТ 32565-2013, начавшем действовать 01.01.2015 года. Примечание: данные нормативы приняты не только в РФ, но и в Армении, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане. Об этом стоит помнить, отправляясь в перечисленные страны на своём авто.
В пункте 5.1.2.5. указанного ГОСТа сказано, что светопропускание всех стекол, обеспечивающих водителю обзор, должно быть не менее 70 % (для бронированных авто — не меньше 60 %). Ветровое же должно быть еще более прозрачным — 75 % (хотя это требование в рассматриваемом ГОСТе не указывается, зафиксировано только требование о 70 %).
Важно: в документе также определено, что при наличии двух внешних (т. е. на кузове) зеркал заднего вида, светопропускание заднего стекла не нормируется. Но, в случае если на машине нет указанных зеркал, то и для заднего обзора актуальна светопропускающая способность в пределах 70 процентов.
Стоит отметить, что любое заводское автостекло не обладает коэффициентом пропускания света, равным 100 %. Новое имеет 90 %, бывшее в употреблении — 80 %. Следовательно, делать дополнительную тонировку лобового стекла не допускается.
Его разрешено затемнять только не пропускающими свет полосами любого цвета, по ширине не превышающими 140 мм и клеящимися к его верхней кромке. При этом светопропускание этой полосы не нормируется.
Правила также предусматривают, чтобы при лобовом обзоре не было искажено цветовосприятие белых, жёлтых, красных, зелёных и голубых оттенков.
Виды тонирования автомобильных стекол
Тонировка стёкол ТС бывает зеркальной и атермальной. Различаются они по внешнему виду.
Зеркальная напоминает зеркало, т. е. полностью отражает свет.
Её применение не разрешено (п. 4.5 ст. 4 Решения Таможенного Союза № 877 от 09.12.2011 г.).
Объясняется это тем, что такая поверхность отражает не только солнечный свет, но и свечение фар автомобилей. Это может временно ослепить водителей, находящихся за рулем других машин и, соответственно, стать причиной ДТП.
Атермальную тонировочную плёнку еще называют «хамелеон». Такое название она получила за свойство не пропускать лишь определённый спектр светового излучения. При правильном подборе пленки можно добиться разрешённых 70 % пропускания света.
Кроме этого, данный вид тонировочного апгрейда позволяет не допускать перегрева салона машины в жаркие дни и выгорания материалов внутренней отделки.
Тонирование может осуществляться плёночным способом или методом напыления. При выборе варианта тонировки передних боковых и задних стекол следует учитывать, что при необходимости убрать затемнение плёнку можно снять, а напыление убрать не получится. В этом случае придется менять автостекло.
Размер штрафа за неправильную тонировку
Прежде всего водители должны знать, что сотрудники ГИБДД вправе осуществлять замер коэффициента светопропускания только с применением исправных сертифицированных измерительных устройств (тауметров) в определённых условиях окружающей среды. К таковым относится: влажность воздуха в диапазоне от 40 до 80 процентов, атмосферное давление от 86 до 106 кПа.
При этом следует удостовериться, что стекло, которое собирается проверить инспектор, в момент выполнения экспертизы находится в сухом и чистом виде. Такими же должны быть и датчики (без загрязнений и пленок).
Процедура замера показателей тонировки стёкол осуществляется в трёх точках обследуемой поверхности. После чего выводится среднее арифметическое снятых значений. Это и является итогом диагностики.
Водитель вправе запросить у сотрудника инспекции документы, свидетельствующие об исправности измерительного оборудования, о поверке его в учреждении стандартизации, а также посмотреть, опечатан ли прибор.
Если результаты первичного замера не удовлетворили водителя, то он имеет право требовать проведения дополнительного измерения в присутствии двух понятых.
Административное взыскание в 2021 году за нарушение норм разрешенной по ГОСТу тонировки стёкол составляет 500 рублей. Это прописано в ст. 12.5 (п. 3.1) КоАП (Кодекса об административных нарушениях). Законодатели хотят ужесточить меру воздействия, но пока (по состоянию на конец марта 2021 г.) размер штрафной санкции остался прежним.
Важно: если оплатить штраф в течение 20 дней с момента выписки протокола об административном взыскании, то сумма к оплате будет на 50 % меньше, т. е. составит 250 руб. Такой скидкой государство мотивирует автолюбителей на оперативное выполнение назначенных штрафных мер.
Если вы не уверены в наличии штрафа (например, автомобилем управлял другой человек) или потеряли предписание, то вам поможет опция интернет-портала «Оплата Госуслуг» «Проверка штрафов ГИБДД». Найти штраф или убедиться в его отсутствии просто:
- пройти по указанной ссылке;
- ввести номер водительского удостоверения и (или) свидетельства о регистрации автомобиля, либо номер постановления о штрафе;
- кликнуть по кнопке «Найти».
В течение нескольких секунд на экране появится результат поиска. Если штрафная санкция была выписана, то сразу же можно совершить оплату. А чтобы в следующий раз не гадать о том, есть ли у вас штраф или нет, в форме электронного запроса следует поставить отметку рядом с предложением сервиса «Получать уведомление о новых штрафах».
Уведомления будут приходить на указанный вами адрес электронной почты.
Своевременно уплаченное денежное взыскание за неправильную тонировку стёкол или другие провинности сэкономит ваши деньги и убережет от негативных последствий, предусмотренных ст. 20.25 (п. 1) КоАП:
- штраф 1000 руб.;
- арест до 15 суток;
- обязательные работы до 150 часов.
Кроме того, неоплаченная штрафная санкция может стать причиной запрета на выезд за границу.
Какая тонировка разрешена в 2025 году?
Допустимый уровень тонирование или затемнение автомобильных стекол специальными средствами регулируется следующими нормативными актами:
- ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт РФ. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2008-ст);
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 25.12.2018) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» — ( раздел 4 Приложения 8 );
- ПДД в приложении Перечень неисправностей пункт 7.3.
В 2025 году р азрешенная тонировка стекол по ГОСТу считается допустимой, когда:
- процент тонировки передних стекол и боковых стекол спереди не менее 70%;
- верх лобового стекла тонирован полосой шириной не более 14 см, процент светопропускания не ограничен.
Тонировка каких стекол разрешена без ограничений? Только для задних боковых и заднего стекла при наличии зеркал заднего вида, позволяющие следить за дорожной обстановкой.
Зеркальная тонировка на авто разрешена или нет? Нанесение зеркальной пленки запрещено и любое покрытие которое создает зеркальный эффект.
Тонирующая пленка может быть нанесена как снаружи так и изнутри стекла.
Виды тонировок по ГОСТу
Различают несколько способов затемнения стекол автомобильного транспорта. Среди них:
- Специальная пленка. Наиболее популярный метод тонирования из-за сравнительной дешевизны. Лобовое стекло в сервисе могут оклеить примерно за 2 тысячи рублей, но с применением норматива по ГОСТу;
- Атермальная тонировка стекол — хамелеон. Это многослойное покрытие, которое обеспечивает практически полную защиту от ультрафиолета, что не позволяет деталям в салоне выгорать. Металлизированная составляющая пленки задерживает тепловое излучение, поэтому она позволяет обеспечивать температурный комфорт даже в солнечную погоду. Для лобового стекла использовать можно, поскольку пропускная способность света качественной пленки до 85%;
- Двойное стекло. Используется только для боковых окон. Штатное стекло снабжается дополнительным темным. Водитель может использовать то, которое ему необходимо в конкретный момент времени. Цена вопроса не более 50 000 рублей;
- Экраны, шторки и иные приспособления, которые можно легко установить и снять с бокового стекла. В продаже имеются вполне бюджетные варианты. Удобны в использовании и быстро убираются при замечании автоинспектора. Штраф при этом не выписывается;
- Съемная тонировка стекол отличается простотой установкой и удалением пленки, не менее 100 раз. Она не является составной частью стекла автомобиля. Применяется для временного назначения, поэтому совершенно легальна. Стоимость комплекта на передние стекла не превышает 5 тысяч рублей;
- Тонировка монохромная PDLC. Это специальная двухслойная пленка, между слоями которой расположены кристаллы, реагирующие на напряжение. Ее подключают к электропроводке. В спокойном состоянии кристаллы не позволяют свету проникать сквозь пленку и стекло приобретает матовый серый цвет. Подача электрического напряжения изменяет порядок расположения кристаллов и стекло становится прозрачным. Стоимость такого способа тонировки достигает 80 000 рублей;
- Электронная тонировка стекол по технологии SPD представляет собой многослойную структуру, которая делает стекло в итоге прочным, способным изменять прозрачность и поглощать прямое солнечное излучение. Подаваемое на стекло напряжение влияет на уровень затемнения, в обычном состоянии стекло прозрачное. Очень дорогой метод стоимостью на уровне 200 000 рублей.
Дополнительно практикуется нанесение тонирующей пленки на поворотники и фары автомобиля.
Тонировка передних стекол 70 и 50 процентов на фото: