- Требования, предъявляемые к контрактному управляющему
- Функции управляющего
- Порядок назначения на должность
- Форма документа
- Инструкция по составлению приказа «на пальцах»
- Что такое контрактная служба
- Что делает контрактный управляющий
- Документы, которые регулируют деятельность
- Образец положения о создании контрактной службы
- Образец приказа о назначении управляющего
- Должностные обязанности
- Пример должностной инструкции
- Ответственность
- Что изменилось с 01.01.2019
- Требования к кандидатуре
- Штатное расписание
- Как происходит назначение
- Какие бывают приказы
- Требования к содержанию
- Образец положения о создании контрактной службы
Действие закона распространяется только на бюджетные организации. В соответствии с ним предприятия осуществляют закупки объектов, оборудования и других ТМЦ для своих нужд. Законодательство довольно чётко регламентирует порядок процедуры и предъявляет определенные требования к лицу на должности контрактного управляющего.
Если общий годовой объём закупаемой продукции на предприятии не превышает ста миллионов рублей, закон позволяет обойтись контрактным управляющим. Подразумевается, что один человек способен осуществлять всю закупочную деятельность. В крайнем случае можно будет назначить ему помощника из юридического отдела фирмы.
При превышении вышеуказанной суммы потребуется создавать целый закупочный отдел.
Для коммерческих организаций также доступна сфера закупок, но её регламент устанавливается уже другим законом — 223-ФЗ.
Требования, предъявляемые к контрактному управляющему
Законодательство требует, чтобы у сотрудника было высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере осуществления закупок. Так что перед назначением работника на должность контрактного управляющего следует убедиться в наличии у него соответствующего уровня квалификации. Если на предприятии не нашлось сотрудников с требуемым образованием, можно направить выбранного работника на обучение.
По факту прохождения курса он получит документ об образовании. Также имеется возможность нанять нового человека специально под эту должность. Такое решение видится самым целесообразным, так как сотрудник уже будет обладать квалификацией, что позволит начать осуществлять закупки здесь и сейчас.
Наличие опыта работы в сфере контрактации будет большим плюсом для работодателя.
Если всё-таки было принято решение направить на обучение работника из штата организации, следует выбрать на эту должность юриста. Человек с юридическим образованием уже должен иметь общее представление о работе системы госзакупок, а также обладать навыками обращения с документацией.
Функции управляющего
На сотрудника ложится множество задач. По сути, он должен в одиночку провести весь процесс закупки, начиная с размещения заказа и заканчивая проверкой качества выполнения обязательств контрагентом. Вся ответственность за процедуру будет лежать именно на контрактном управляющем.
На нём же лежит обязанность по составлению отчётности. Отчёты составляются для государственных органов и размещаются на сайте закупок.
Порядок назначения на должность
После принятия решения о необходимости на предприятии контрактного управляющего, следует внести соответствующие изменения в штатное расписание организации. В него заносится новая должность и указывается размер оплаты труда.
Так как речь идёт о бюджетных организациях, следует ввести и утвердить должностную инструкцию по новой должности. В документе прописываются должностные обязанности сотрудника, рабочий график и так далее.
Форма документа
На сегодняшний день законодатель не предусмотрел для организаций обязательной формы приказа о назначении контрактного управляющего. Составлять распоряжение приходится сотрудникам организаций, исходя из содержания схожих документов. Руководитель учреждения поручает разработку приказа кому-то из своих подчинённых.
Как правило, этим занимается сотрудник кадровой службы или секретарь. Директор получает на стол уже готовый вариант документа.
Приказ о назначении на должность следует исполнить в машинописном варианте при помощи компьютерных средств. Использовать шариковую ручку крайне не рекомендуется, хоть это и не запрещает закон. Составленный на компьютере документ необходимо будет распечатать на принтере.
Физическая копия понадобится для заверения подписями. Для приказа подойдёт лист бумаги формата А4.
Инструкция по составлению приказа «на пальцах»
Начинаем составлять документ с его шапки. В ней необходимо указать наименование организации с указанием на её организационно-правовую форму. Имеет смысл воспользоваться фирменный бланком предприятия. Так можно будет сэкономить какое-то количество времени, избежать возможных ошибок и придать документу более презентабельный вид.
Ниже по документу пишется его название (приказ о назначении контрактного управляющего). Обязательно присваиваем ему номер для внутреннего документооборота на предприятии.
Под названием отмечается дата составления документа и населённый пункт, в котором располагается офис организации. Проверяем правильность указания всех реквизитов и двигаемся дальше.
Основу документа следует начать с мотивировки. Так как закон обязывает бюджетные организации учредить контрактную службу или назначить контрактного управляющего, ссылаемся на него. Это будет статья 38 44-ФЗ.
Далее пишется слово «приказываю» и перечисляются следующие положения:
- сотрудник утверждается на должность (указываем ФИО сотрудника). Другая информация по работнику отмечена в трудовом договоре и вносить её сюда не нужно;
- отдаётся распоряжение на утверждение должностной инструкции;
- возлагаем на кого-то из подчинённых контроль за исполнением распоряжения. Руководитель может взять эту обязанность на себя;
- указываем дату вступления документа в силу. Если дата не указана, приказ вступит в силу с момента его подписания.
После указания всех вышеперечисленных положений приказ можно считать успешно составленным. Осталось только заверить его подписями. Документ подписывают все указанные в нём сотрудники. Последним, но не по значению, свой автограф в распоряжении оставляет руководитель организации, придавая ему этим действием юридическую силу.
Что такое контрактная служба
Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.
Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ).
Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу. Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.
Что делает контрактный управляющий
На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.
Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.
Документы, которые регулируют деятельность
В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.
Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).
Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.
При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.
Образец положения о создании контрактной службы
Образец приказа о назначении управляющего
Должностные обязанности
И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.
Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).
При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:
- разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
- размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
- подготавливают документальное обоснование закупок;
- проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.
При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:
- разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
- формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
- расчет и обоснование НМЦК;
- организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
- обеспечение работы закупочной комиссии;
- привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.
При проведении закупок ответственные за закупки лица:
- непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
- изучают банковские гарантии;
- принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.
В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:
- обеспечить заключение контракта;
- организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
- санкционировать проведение экспертизы;
- создать приемочную комиссию;
- обеспечить оплату поставщику.
В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:
- связываются с исполнителем;
- включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
- направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
- организуют выплату по банковской гарантии;
- обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.
Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.
В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.
Пример должностной инструкции
Ответственность
Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:
- административную;
- дисциплинарную;
- гражданско-правовую;
- уголовную.
В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст.
99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч.
7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).
При этом заказчик может получить:
- представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
- предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).
Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию. Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.
Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.
Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).
Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).
Что изменилось с 01.01.2019
Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2020 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.
Контрактный управляющий с 1 января 2020 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.
Требования к кандидатуре
До недавнего времени на должность контрактного управляющего мог быть назначен любой работник предприятия-заказчика без ограничений по его профессиональным навыкам и образованию.
Начиная с января 2020 года лицо, назначаемое на должность контрактного управляющего, должно иметь либо высшее, либо дополнительное профессиональное образование именно в области закупок.
Штатное расписание
В Письме № ОГ-Д28-2128 Минэкономразвития РФ от 18 февраля 2015 года отмечается, что не существует обязанности предприятия-заказчика вводить в штатное расписание должность контрактного управляющего. Вне зависимости от того, как будет звучать наименование должности в штатном расписании, контрактный управляющий в любом случае будет соответствующим субъектом.
К сожалению, вышеупомянутое письмо отличается крайне невнятным изложением предмета темы. С нашей точки зрения речь идет о том, что предприятие-заказчик вправе как включать должность контрактного управляющего в штатное расписание, так и не включать его.
В случае если должность включена в штатное расписание, можно говорить об отдельной единице штата, занимаемой в порядке совмещения должностей. Если же должности в штатном расписании нет, то функции контрактного управляющего могут быть возложены на того или иного работника в виде дополнительных обязанностей.
Впрочем, это не отменяет возможности дополнительных обязанностей и при наличии должности контрактного управляющего в штатном расписании, особенно, если должность предполагает неполную ставку.
Если сделать объяснение более наглядным, то смысл Письма заключается, утрированно, в том, что, если на должность управляющего назначить бухгалтера и при этом не включить должность управляющего в штатное расписание, управляющий все равно будет управляющим, совмещающим должность бухгалтера и управляющего.
Следует учитывать, что если должность управляющего включена в штатное расписание, то дополнительно потребуется, в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, оформить также и совмещение должностей.
Если объем покупок разнонаправленный, то можно назначить не одного, а нескольких контрактных управляющих с назначением каждому какой-то конкретной закупки. Например, один управляющий занимается контрактом по закупкам сливочного масла, а второй – контрактами по закупке посуды. Естественно, в тексте приказа потребуется определить пределы компетенции каждого из управляющих.
Изданию приказа о назначении должно предшествовать заключение с работником дополнительного соглашения к трудовому договору о совмещении должностей. В соглашении должны быть определены следующие условия:
- срок совмещения. Отметим, что в случае бессрочности возлагаемых обязанностей работник вправе отказаться от совмещения должностей;
- объем работы;
- размер доплаты.
Непосредственное назначение осуществляется путем издания соответствующего приказа. В тексте приказа должны быть отражены следующие сведения:
Как происходит назначение
Статья 38 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает правило, что в структуре организации госзаказчика должна создаваться либо контрактная служба, курирующая закупочную деятельность, либо, если СГОЗ заказчика не превышает 100 млн рублей, контрактный управляющий. Этот сотрудник отвечает за проведение тендеров у госзаказчика вплоть до исполнения контракта.
У заказчика есть два варианта назначить работника на должность:
- найти нового сотрудника и нанять его специально на этот фронт работ. В таком случае назначению на должность предшествует заключение трудового договора, прием в штат, внесение записи в трудовую книжку;
- возложить ответственность или назначить ответственным кого-то из уже работающих сотрудников.
На должность КУ назначают только сотрудников организации-заказчика (ч. 2 ст. 38 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития № Д28и-2996 от 10.11.2016). Привлекать стороннего специалиста нельзя.
Второй вариант предполагает расширение полномочий, поэтому:
- работодатель получает письменное согласие работника на увеличение объема работы;
- к трудовому договору такого сотрудника заключается дополнительное соглашение об увеличении объема задач;
- сотруднику пропорционально увеличивается размер ежемесячного вознаграждения за труд.
Неважно, что выберет заказчик — назначить отдельного специалиста или создать закупочный отдел, руководитель издает распоряжение о возложении обязанностей на работника или нескольких сотрудников. Если нет приказа о назначении контрактного управляющего, то специалист не вправе заниматься госзакупками организации-заказчика.
По требованию ч. 6 ст. 38 44-ФЗ назначаемый работник обязан иметь высшее образование и дополнительное образование в сфере госзаказа. Это правило необходимо учесть при выборе кандидатуры на эту должность.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс подготовили путеводитель по работе контрактной службы и управляющего. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие бывают приказы
В статье 38 44-ФЗ говорится, как возложить ответственность на заказчика — выпустить отдельный приказ и обозначить порядок работы и перечень обязанностей закупочного специалиста. Сотрудник, отвечающий за тендеры, назначается ответственным за один из них, несколько или все проводимые тендеры. В зависимости от объема порученных обязанностей заказчик издает такие виды распоряжений:
- о поручении проведения одного отдельно взятого тендера. В этом случае в распоряжении указывают предмет закупки и НМЦК;
- о поручении проведения определенной группы закупок. Например, отдельным людям поручено проводить закупки по разным направлениям деятельности заказчика. Тогда в одной организации одновременно есть несколько сотрудников, отвечающих за тендеры;
- о возложении ответственности за осуществление всей закупочной деятельности госзаказчика. Весь закупочный процесс целиком курирует один человек.
А вот приказ о правовом статусе должностных лиц отдела закупок в ООО содержит положения и требования, которые предъявляет руководитель к закупочным специалистам. Такое распоряжение разрабатывается индивидуально под организационные и отраслевые особенности компании.
Выбор способа распределения обязанностей в сфере закупок лежит целиком на усмотрении заказчика: если в текущем году осуществляется мало закупок, то целесообразно назначить одного управляющего. Если в течение года заказчик проводит много мелких закупок, требующих специальных профессиональных знаний, то разумно назначить несколько специалистов.
Требования к содержанию
Закон не имеет жестких требований к положениям, которые содержит распоряжение по 44-ФЗ. В его тексте следует указать:
- основание издания — достаточно ссылки на ст. 38 44-ФЗ;
- фамилия и имя управляющего по 44-ФЗ, назначаемого на должность;
- перечень налагаемых на гражданина прав и обязанностей: перечислить их в тексте либо сослаться на должностную инструкцию, принятую у заказчика;
- четко указать, отвечает ли работник за одну закупку, несколько или все закупки заказчика. Если за одну или несколько — указать какие;
- дату начала осуществления полномочий;
- должностное лицо, ответственное за исполнение документа.
Документ подписывается руководителем организации либо иным должностным лицом, которое уполномочено доверенностью или учредительными документами подписывать такого рода документы.
С распоряжением под подпись знакомятся все, кого оно касается.