Психологическая экспертиза • УРЦСЭ Минюста России

Содержание
  1. Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:
  2. Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.
  3. Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда
  4. СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли
  5. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
  6. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших (определение способности давать правильные показания)
  7. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности
  8. Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний
  9. Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида)
  10. Список вопросов не является полным: они могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с решаемыми задачами.
  11. 1.5.1. Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения
  12. 1.5.2. Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных
  13. 1.6. Права и обязанности эксперта-психолога
  14. К компетенции эксперта-психолога относятся:
  15. Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:
  16. Основания назначения СПЭ
  17. СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания
  18. СПЭ при расследовании половых преступлений
  19. СПЭ в связи с аффектом
  20. Что такое психологическая экспертиза (ПЭ)
  21. Чем психологическая экспертиза отличается от психиатрической
  22. Судебная Психологическая Экспертиза потерпевших
  23. Этапы ПЭ
  24. Особенности назначения психологической экспертизы личности

Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей;

со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления

Выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и родителей;

выявление особенностей детско-родительских отношений и отношений ребенка с другими фигурантами (братья, сестры, бабушки, дедушки, опекуны, новые супруги родителей);

изучение системы смысложизненных и ценностных ориентаций родителей.

Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:

Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.

  • Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
  • Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
  • Выявляет ли ребёнок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
  • Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?
  • Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение отца и матери к ребёнку?
  • Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери, другого фактического воспитателя оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребёнка?

Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда

  • Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
  • Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действием (бездействием) (ФИО)?
  • Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
  • Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли

  • Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
  • Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
  • Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
  • Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжёлых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
  • Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством?
  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?

Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших (определение способности давать правильные показания)

  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
  • Учитывая уровень психического развития свидетеля или потер­певшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) со­бытий (каких именно)?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемо­сти?

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности

  • С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
  • С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого?

Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний

  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  • Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида)

  • Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
  • Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
Советуем прочитать:  Получить информационное письмо Росстата о присвоение кодов ОКВЭД

Список вопросов не является полным: они могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с решаемыми задачами.

1.5.1. Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения

Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно или в зале судебного заседания. При амбулаторной экспертизе психолог-эксперт производит экспертное исследование в месте содержания подэкспертного лица под стражей — в случае экспертизы обвиняемого, заключенного под стражу. Естественно, что следователь должен обеспечить эксперту нормальные условия для проведения экспериментально-психологического исследования и ознакомления с уголовным делом и другими материалами, необходимыми для производства судебно-психологической экспертизы: изолированное помещение, стол и т.п.

В случаях, когда подэкспертным лицом является обвиняемый, не содержащийся под стражей, свидетель или потерпевший, экспертно-психологическое исследование проводится в любом удобном для эксперта месте по договоренности со следователем. Задачей следователя в данном случае является обеспечение явки подэкспертного в установленное место и время. Следует отметить, что принудительному направлению на экспертизу (т.е.

без согласия самого

подэкспертного или его законных представителей) могут быть подвергнуты только подозреваемые и обвиняемые. Судебно-психологическая экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших может проводиться только с их согласия.

В зале судебного заседания психолог-эксперт проводит экспертное исследование непосредственно в ходе судебного разбирательства по уголовному делу. Он имеет право задавать вопросы участникам судебного процесса с разрешения судьи. Как правило, после изучения всех доказательств по делу, эксперт-психолог ходатайствует о предоставлении ему необходимого времени для проведения экспериментально-психологического исследования и составления экспертного заключения.

Эксперт дает заключение в письменном виде, оглашает его в судебном заседании и дает разъяснения по вопросам, возникшим в связи с его заключением.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза проводится чаще стационарно, хотя и в этом случае возможно производство экспертизы амбулаторно или в зале судебного заседания. Стационарная комплексная экспертиза обычно проводится психиатрами и психологами, являющимися сотрудниками межрегиональных и региональных Центров судебной психиатрии, или членами стационарных судебно-психиатрических экспертных комиссий, организованных при психиатрических больницах или психоневрологических диспансерах на правах их самостоятельных подразделений. Наиболее сложные психолого-психиатрические экспертизы производятся в стационаре ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.

В.П. Сербского. Срок проведения такой экспертизы составляет, как правило, один месяц, но он может быть продлен в связи с неясностью клинической, диагностической и экспертной оценок.

1.5.2. Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных

Судебно-психологическая экспертиза производится в отношении таких процессуальных фигур, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, или лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, является подозреваемым (ст. 52 УПК РСФСР), После вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, подозреваемый

признается обвиняемым. Обвиняемый, дело в отношении которого принято к производству судом, именуется подсудимым (ст. 46 УПК РСФСР).

Потерпевшим признается лицо, которому преступлением нанесен моральный, физический или имущественный ущерб, но только после того, как дознаватель, следователь или судья вынесет постановление, или суд — определение о признании гражданина потерпевшим (ст. 53 УПК РСФСР).

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля защитник обвиняемого, адвокат, представитель общественной организации (об обстоятельствах дела, которые стали им известны в связи с выполнением своих обязанностей) и лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания (ст. 72 УПК РСФСР).

На стадии предварительного следствия судебно-психологическая экспертиза назначается в отношении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших, а при судебном разбирательстве — в отношении подсудимых, свидетелей и потерпевших. Следует заметить, однако, что экспертиза в отношении подозреваемых производится крайне редко и назначение ее нецелесообразно, поскольку подозреваемым любое лицо может быть по закону не более 10 суток (ст. 90 УПК РСФСР), т.е.

только на ранних этапах предварительного следствия, когда еще не собраны необходимые материалы для производства психологической экспертизы.

1.6. Права и обязанности эксперта-психолога

Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу. При этом каждый член экспертной комиссии несет личную ответственность за данное им заключение (ст. 80,82 УПК РСФСР).

Кроме того, эксперт-психолог обязан:

• явиться по вызову органа, назначившего экспертизу, и в частности на допрос, и дать правдивые показания по поводу проведенного исследования и данного заключения. В соответствии с действующим законодательством, при допросе эксперт-психолог обязан отвечать лишь на те вопросы, которые относятся в предмету судебно-психологической экспертизы. На допросе у следователя эксперт имеет право изложить свои ответы собственноручно (ст.

82,192,289 УПК РСФСР);

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

    Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

      • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

      Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

      Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

      СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

      СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

      Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

      Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность.

      Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

      Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

      Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

      Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

      Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

      Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

      Основания назначения СПЭ

      К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

        1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
        2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
        3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
        4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
        5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

        СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

        СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

        Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

        Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

        В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

        Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

          • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
          • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
          • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

          Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

          СПЭ при расследовании половых преступлений

          При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

          Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

            1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
            2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

            Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

            Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

            Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

              1. хроническим психическим заболеванием;
              2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
              3. отставанием психического развития;
              4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

              Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

              Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

              СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

              СПЭ в связи с аффектом

              Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

              Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

              Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

              Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

              Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

                • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

                Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

                Что такое психологическая экспертиза (ПЭ)

                Обстоятельная психологическая экспертиза – это многоэтапный процесс исследований, нацеленный на выяснение возможностей личности адекватно воспринимать, сохранять в памяти, воспроизводить сведения о тех или иных событиях. Переоценить значение судебно-психологической экспертизы или независимых социально-психологических исследований сложно. В списке вопросов, которые изучает данный раздел экспертиз:

                • оценка и анализ адекватности детско-родительских отношений;
                • выявление причин поступков личности;
                • исследование поведенческих факторов и внутренних мотивов человека;
                • личные возможности;
                • поведения обследуемых в состоянии аффектов, стрессов.

                ПЭ изучает все активности человека в социальной и профессиональной сфере, делает выводы о его внушаемости, подчиняемости и многом другом, имеющим непосредственное отношение к вменяемости или сделкоспособности. Но не стоит путать экспертное изучение обстоятельств событий со следственным процессом. Ни комплексная психолого-психиатрическая, ни судебная психологическая экспертиза не нацелены на установление достоверности сведений или данных.

                Они рассматривают только вероятность этой достоверности через оценку состояний личности.

                Чем психологическая экспертиза отличается от психиатрической

                Оба раздела изучают обстоятельства через призму состояния психики человека. Но при этом психология – это научная дисциплина, которая изучает закономерности и особенности развития психики, а психиатрия исследует психические болезни.

                Проще говоря, психологическая экспертиза – это работа, как правило, с психически здоровыми людьми, а психиатрическая экспертиза изучает временные или постоянные нарушенные состояния психического здоровья. Отдельно идет психолого-психиатрическая экспертиза – комплекс экспертных подходов, приемов и методик, которые применяются для постановки диагноза и поиска причин тех или иных решений, повлиявших на действия или поведение человека (подследственного, обследуемого, свидетеля).

                Функции

                Назначение судебно-психологической экспертизы – установление причинно-следственной связи между условиями, в которых оказался человек, и его действиями, поступками, настроениями, состояниями в заданный момент или на протяжении некоего отрезка времени. При этом независимая экспертиза может исследовать как состояния, спровоцировавшие обследуемого на совершение тех или иных действий, так и обстоятельства, воспрепятствовавшие ему выполнить нужные манипуляции.

                Принципы

                Из назначения вытекают и базовые принципы экспертизы:

                • бережное отношение к испытуемому с учетом посттравматического состояния, воздействия тех или иных факторов (от аффектов до токсических веществ);
                • научная точность;
                • безопасность применяемых методик исследования;
                • предельная внимательность эксперта;
                • максимальная полнота информации.

                В психологической экспертизе нет места субъективизму и ошибкам специалистов. Убедиться в отсутствии таких ошибок (или подтвердить необъективность выводов государственной экспертизы, например), можно, заказав рецензирование заключения. Мы, наряду с экспертными работами, проводим такие исследования.

                Родители и дети

                Судебно-психологическая и социально-психологическая экспертиза часто требуется при рассмотрении дел, связанных с семейными, личными или общественными отношениями с участием детей. Ее цели и объекты:

                • характер взаимоотношений детей с каждым значимым взрослым;
                • факты психического воздействия на ребенка со стороны взрослого;
                • психологические эффекты физического воздействия взрослых на несовершеннолетних;
                • возможность (безопасность) дальнейшего общения взрослых и ребенка.

                По результатам психологической экспертизы несовершеннолетних (не является психолого-педагогической) могут приниматься решения, связанные с ограничением или расширением влияния взрослого на ребенка (не связанные с вопросами обучения или воспитания).

                Уголовные дела

                Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе может применяться как часть доказательной базы или оправдательное условие. На основании заключения экспертов суд не определяет факт вины обвиняемых, но может оценивать такие временные или постоянные особенности или состояния, , которые определяют вменяемость, внушаемость или подчиняемость подэкспертных.

                Судебная Психологическая Экспертиза потерпевших

                Психологическая экспертиза потерпевших (уголовные и гражданские дела) нацелена на выявления степени вреда, причиненного психике человека, его способности противостоять стрессу, факторы, способствующие или препятствующие оказанию сопротивления. В данном случае тоже актуальны понятия внушаемости и вменяемости в конкретный момент.

                Этапы ПЭ

                Внесудебная или судебная экспертиза состоит из следующих этапов:

                • Изучение материалов дела. Эксперт обстоятельно рассмотрит все имеющиеся факты и доказательства.
                • Разработка списка обстоятельств, подлежащих исследованию или изучению (все, что имеет значение для объективности заключения).
                • Экспериментальные исследования. Проводятся при необходимости.
                • Подготовка заключения. Наши экспертные заключения строго выдержаны в плане процессуального порядка, обоснованы, юридически грамотны, а потому значимы для государственных органов и частных лиц по всей России.
                • Оглашение или представление заключения. После него в рамках судебной или следственно-психологической (криминалистической) экспертной оценки проводится допрос экспертов.

                Особенности назначения психологической экспертизы личности

                Судебную психологическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу могут инициировать суд, судьи или следователи. Внесудебную и досудебную – лица, заинтересованные в поиске ответов на вопросы, связанные с состоянием обследуемого лица. В любом случае экспертиза назначается для выявления конкретных фактов и обстоятельств, состояний, признаков нарушений в психическом развитии личности.

                Набор объектов исследования определяется индивидуально по итогам конструктивной консультации в нашем центре исследований и экспертиз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector