1. Угон — неправомерное завладение чужим автомобилем или иным транспортным средством без намерения его присвоить целиком или по частям, а равно самовольная поездка на нем. Угон может быть осуществлен как с помощью установленного на транспортном средстве двигателя, так и без запуска такового (откат вручную, буксировка, эвакуация и т.п.).
2. Под транспортным средством понимается автомобиль, а равно иные механические транспортные средства (троллейбусы, трактора, мотоциклы, различные самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки).
Не являются предметом преступного посягательства мопеды, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п.
Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения понимается также совершение поездки под управлением владельца или собственника транспортного средства в результате применения к нему насилия или угрозы применения насилия, поскольку в этом случае указанное лицо лишается возможности распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению.
3. Объект угона — общественные отношения, складывающиеся в сфере распределения и перераспределения материальных благ. Если угон совершен с применением насилия, угрозой применения насилия, то преступление имеет двойной объект, в качестве второго объекта в данном случае выступают жизнь, здоровье потерпевшего.
4. Объективная сторона преступления заключается в неправомерном завладении чужим транспортным средством без цели его хищения и поездки на нем.
5. Угон считается оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.
Как покушение на угон транспортного средства без цели хищения следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения.
Если лицо, совершившее угон транспортного средства без цели хищения, наряду с этим похищает находящееся в нем имущество, содеянное подлежит квалификации по комментируемой статье и соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за хищения.
Завладение транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей либо обращения транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение.
Если лицо неправомерно завладело транспортным средством, намереваясь впоследствии возвратить его владельцу за вознаграждение, его действия квалифицируются как хищение.
Угон может быть совершен как тайно для собственника (законного владельца) транспортного средства, так и открыто — путем предъявления требований к нему о передаче транспортного средства виновному.
6. Субъект — любое дееспособное физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
7. Субъективная сторона — прямой, как правило, конкретизированный умысел. Завладевая чужим транспортным средством без цели его хищения, виновный осознает противоправный характер своих действий.
8. Квалифицированные виды угона урегулированы ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи. Согласно ч. 2 таковыми являются: совершение угона группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
9. Совершением угона группой лиц по предварительному сговору признается деяние, осуществленное двумя и более лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления (подробнее см. коммент. к ст. 158).
При совершении угона несколькими лицами по предварительному сговору действия каждого следует рассматривать как соучастие в преступлении, т.е. как соисполнительство (ч. 2 ст.
34 УК). Содеянное ими квалифицируется по п. «а» ч.
2 комментируемой статьи без ссылки на ст. 33 УК независимо от того, кто из участников преступной группы фактически управлял транспортным средством.
10. Угон с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Под таким насилием следует понимать умышленное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников и т.п.).
11. Особо квалифицированным видом угона (ч. 3 комментируемой статьи) является неправомерное завладение транспортным средством без цели его хищения, совершенное организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб.
12. Угон, совершенный организованной группой. Содеянное квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи только в случае осуществления преступления устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (подробнее см. коммент. к ч. 3 ст. 35, ст. 158).
13. Деянием, причинившим особо крупный ущерб, признается угон, в результате которого транспортное средство получило серьезные повреждения. Вывод о наличии особо крупного ущерба делается на основании анализа фактически понесенных владельцем расходов, связанных с ремонтом найденного автомобиля.
14. Если угнанное транспортное средство получило технические повреждения, исключающие возможность его восстановления и дальнейшей эксплуатации, размер причиненного ущерба следует исчислять исходя из его фактической стоимости на день совершения указанного преступления.
15. В указанных случаях дополнительной квалификации действий лица по ст. 168 УК не требуется.
16. Угон транспортного средства и последующее его умышленное уничтожение или повреждение квалифицируются как совокупность преступлений, предусмотренных соответствующей частью комментируемой статьи и при наличии к тому оснований ст. 167 Уголовного кодекса, если эти деяния причинили владельцу транспортного средства значительный ущерб, а действия виновного не квалифицированы как угон транспортного средства по признаку причинения потерпевшему особо крупного ущерба.
17. Согласно ч. 4 комментируемой статьи следующим уровнем особой квалификации угона является совершение преступления с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
18. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия при угоне следует понимать умышленные действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности и угрозу совершения перечисленных действий.
В данном случае дополнительной квалификации действий лица по соответствующим статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья не требуется.
Если в результате умышленного применения в ходе неправомерного завладения транспортным средством насилия, опасного для жизни или здоровья, наступила по неосторожности смерть потерпевшего, содеянное квалифицируется в зависимости от конкретных обстоятельств дела по ч. 4 комментируемой статьи и по ч. 4 ст. 111 УК.
19. Угон транспортного средства с целью облегчить совершение другого преступления квалифицируется по комментируемой статье и по совокупности по соответствующим статьям Особенной части УК.
20. Принадлежащее обвиняемому транспортное средство в соответствии со статьёй 81 УПК РФ подлежит конфискации только в случаях, когда оно использовалось в качестве орудия умышленного преступления.
21. При совершении преступления лицом, признанным виновным в содеянном по ст. 264 УК РФ, транспортное средство не может быть признано орудием преступления.
22. По вопросам судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных комментируемой статьей, Пленумом ВС РФ даны разъяснения в Постановлении от 09.12.2008 N 25.
Чем отличается кража от угона
С юридической точки зрения между двумя этими понятиями долгие годы (десятилетия — !) имелась вполне существенная разница. Если автомобиль уводили для дальнейшей перепродажи или разукомплектования на запасные части, то это — кража. Если покатались и бросили, это — угон.
Автовладельцу, по большому-то счету, без разницы, что случилось с его автомобилем — была произведена кража или совершен угон. В любом случае утраты существенные, и порой — невосполнимые. Поэтому мы не будем делать между этими двумя юридическими терминами большой разницы, а юристы уж пусть простят нам нашу обывательскую и потребительскую некомпетентность.
Немного статистики
Милицейская (полицейская, ГАИ-шная, ГИБДД-шная) статистика свидетельствует, что раскрываемость краж — около 20%, то есть, находят одну машину из пяти. А автоугонщиков отлавливают приблизительно 50%, и причем за второй половиной фактически никто не гоняется, автомобиль-то — вот он. Да, он чуть-чуть поцарапан, он слегка разграблен, но ведь вернулся домой, родимый! Иногда так называемые угонщики бывает, покатавшись, просто поджигают — и следов нет, и повеселились.
Вопрос к страховым компаниям отдельный, и это не сегодняшняя и вообще отдельная тема.
Для чего угоняют автомобили
Вопрос, казалось бы, лежит на поверхности — для перепродажи. Однако сегодня угон для перепродажи не столь актуален как раньше и по самым разным причинам, главная из которых — электронный учет, обширнейшие базы данных и систематический обмен ими между службами и даже странами.
Рейтинги популярности автомобилей у автоворов систематически меняются и зависят — от региона страны и даже от специфики города (населенного пункта), от сезона года, от экономической ситуации и тд и тп.
На первом месте всегда были (и, наверное, ещё долго будут) — новые и относительно новые отечественные и, главное, недорогие автомобили. На втором — современные иномарки в достаточно хорошем состоянии и в ценовых пределах, которые так же колеблются, как и другие «показатели» по региону/сезону. На третьем — дорогие и очень дорогие автомобили.
На четвертом — автомобили «уж совсем в годах», и на пятом-шестом-седьмом — весь остальной старый, ржавый и дряхлый парк на колесах, да простят нас владельцы подержанных автомобилей, которые угоняют порой неприкаянные юноши «для покататься».
Дорогие и очень дорогие иномарки воровали (и воруют), как правило, под заказ, и ВСЕГДА с тщательной разведкой, мощным обеспечением и кропотливой подготовкой. Найти и вернуть владельцу такую автомашину не удается практически никогда.
На последней ступеньке всегда стояли автомобили старых годов выпуска, которые угнать, довольно просто: никаких противоугонок, открываются они канцелярской скрепкой, хранятся без всякой или с самой минимальной охраной. Такие машины угоняют, как правило, малолетние правонарушители — покататься и бросить где-нибудь на пустынной улице.
Наиболее популярным цветом у автомобильных воров долгое время был белый. При перекраске старое лакокрасочное покрытие не так проявлялось, как цвета более темных тонов. Но с некоторых пор похитители автомобилей вообще отказались от сложных, трудоемких и дорогостоящих процедур, как то: сварочные и покрасочные работы.
Дешевле подделать документы. Поэтому угонщики чаще останавливаются на автомобилях так называемых «штатных» (заводских) и массовых расцветок. Присмотритесь к цвету машин на улицах наших городов — это краски — беж, вишня, коррида, мокрый асфальт, черные, серые и так далее.
Поэтому, выбирая себе автомобиль, подумайте не только об эстетической стороне, но и о безопасности. Машина, например, с таким экзотическим цветом, как популярная когда-то «валюта металлик», привлекает к себе внимание всех окружающих, но заказ на угон такой машины — большая редкость.
Угон на запчасти
Этот вид угонов не требует высокой квалификации, связей в ГАИ/ГИБДД и больших «организационных воровских мероприятий». Угнанная машина разбирается и попадает на автомобильные рынки, на разборки, а также на доски объявлений по запчастям и комплектующим. Заказчиками (а часто и угонщиками) нередко оказываются работники автосервиса, мелких мастерских, реализаторы и продавцы запасных частей… и даже установщики сигнализаций!
Угон на заказ
Под документы от старой машины клиент обращается к преступникам и заказывает новый автомобиль такой же марки, модификации и цвета. Подобного вида «воровские мероприятия» включают в себя:
- изучение привычек автовладельца (а зачастую и членов его семьи);
- мониторинг маршрутов и мест стоянок/парковок автомобиля;
- пробные (и для начала действительно только пробные) попытки взлома и угона для изучения методов и устройств охраны данного авто;
- …и так далее.
В момент «дела» работает не один, а целая бригада; против заказного угона спасения, как правило, нет.