- Организация незаконной миграции
- Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания
- Фальшивая регистрация — ответственность иностранца
- Сама по себе регистрация закрепляет положение человека в одном из мест его проживания, но при этом происходит ее аннулирование в случае признания фиктивной.
- Сама процедура прописки достаточно простая. Для оформления регистрации предоставить надо:
- Что дает временная регистрация ?!
- Зарегистрированный жилец получает новые права и обязанности.
- Права и обязанности собственника включают в себя:
- Что такое фиктивная регистрация ?!
- Какая ответственность за фиктивную регистрацию положена собственнику и зарегистрированному лицу ?!
- Нормы уголовного законодательства действуют как для россиян, так и для иностранных граждан.
- При этом от административной ответственности в некоторых ситуациях гражданин России может быть освобожден если:
- Факт фиктивной регистрации устанавливается в ходе проверок, проводимых на основании 649 приказа Федеральной миграционной службы.
- Подтверждается фиктивность прописки разными методами.
- Если инспектор Федеральном миграционной службы предполагает, что для регистрации гражданин подавал один или несколько поддельных документов, то тогда назначается криминалистическая экспертиза.
В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.
«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.
В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст.
322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.
Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового).
В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.
В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст.
322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п.
7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.
В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст.
322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).
Организация незаконной миграции
В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ.
Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).
В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания.
В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.
Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.
В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст.
322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.
В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч.
2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст.
322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст.
322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.
По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции.
Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет
Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания
Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.
В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК.
В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу.
Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.
Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы.
В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.
Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п.
17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.
Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст.
322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.
В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст.
322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.
В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.
Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.
Фальшивая регистрация — ответственность иностранца
26 мая 2020 году в Ленинградской области при проверке сотрудниками полиции на железнодорожной станции при проведении оперативно-профилактических мероприятий «Иностранец» выявили гражданина Узбекистана, который находился в РФ на основании поддельной регистрации.
В ходе проверки сведений МВД выяснилось, что по данному адресу иностранец на учете не стоит. Кроме того указанная в уведомлении организация отсутствует в реестре ООО «Федеральный Гостиничный Сервис» и не имеет прав по записи электронной цифровой подписи, учету и ведению реестров. Соответственно, не могла ставить на миграционный учет иностранцев, используя сервис обмена данными между гостиницами, общежитиями и т.д.
и МВД. При этом иностранец знал, что использует поддельный документ.
Наказание за использование поддельных документов — не более 5 лет лишения свободы, но иностранцы не могут быть лишены свободы, поэтому им выбирается наказание соответствующее тяжести и характеру нарушения.
На судебном заседании иностранец согласился с обвинением и просил о вынесении постановления без проведения судебного разбирательства.
При вынесении решения суд учел, что иностранец:
- трудоустроен неофициально;
- женат и имеет двоих малолетних детей;
- ранее не судим;
- раскаялся в содеянном;
- находился под стражей в период с 26 января 2021 года по 2 марта 2021 года.
В результате суд назначил иностранцу наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей, но так как иностранец находился под стражей, суд признал наказание отбытым.
Примечание редакции: о том, как поддельные документы отражаются на работодателе таких иностранцев, читайте в статье «Кто ответит за фальшивки».
Это ситуация, в которой иностранцу удалось избежать административного выдворения с последующим запретом на въезд в РФ. Но самый надежный способ избежать наказания – не совершать нарушений. Поэтому рекомендуем внимательно выбирать компании, в которые обращаетесь за помощью в оформлении миграционных документов, и не покупать поддельные документы.
Оформить легальные документы можно с юристами нашей компании. Подробнее о нас и наших услугах читайте на сайте » Альянс — Трудовая миграция».
При пересечении российской границы иностранные граждане обязаны соблюдать определенный порядок и иметь действительные документы для въезда. Что считается незаконным пересечением границы и какова ответственность за него, читайте в статье.
Сама по себе регистрация закрепляет положение человека в одном из мест его проживания, но при этом происходит ее аннулирование в случае признания фиктивной.
Регистрацию в народе называют «прописка» и она оформляется на основании подачи заявления и определенного пакета правоустанавливающих документов в паспортный стол, в ходе чего паспортист вносит сведения о новом лице в так называемую домовую книгу. По статистике миграционных служб временная регистрация чаще всего бывает фиктивной, то есть осуществляемой в определенных корыстных целях.
Сама процедура прописки достаточно простая. Для оформления регистрации предоставить надо:
- Копии паспортов собственника и регистрируемого в жилом помещении лица;
- Заполненный по форме номер 6 бланк анкеты-заявления, которая заполняется собственником помещения и лицом, которое регистрируется в нем;
- Согласие других собственников, которые проживают или имеют доли в жилом помещении о том, что они не возражают против проживания стороннего лица;
- Правоустанавливающие документы на объект жилой недвижимости. Обычно это выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, дарения, свидетельство о вступлении в наследственные права;
- При регистрации в муниципальной квартире либо доме потребуется дополнительно выписка из домой книги.
Что дает временная регистрация ?!
В первую очередь она требуется иностранцам или гражданам Российской Федерации, которые хотят быть трудоустроены официальным образом. Также она дает право на получение медицинской помощи на бесплатной основе в России, позволяет оформить ребенка в дошкольное или школьное образовательное учреждение, помогает получать социальную помощь от государства для граждан РФ и дает право рассчитывать на государственные услуги.
Зарегистрированный жилец получает новые права и обязанности.
В частности, он может жить и присутствовать в помещении по месту своей прописки. Он может также зарегистрировать ребенка по месту своей регистрации и поэтому собственникам надо быть крайне аккуратными, ибо выписать несовершеннолетних граждан очень сложно, даже при обращении в судебные органы с иском, ведь права ребенка в России защищаются тщательно. Новый жилец может использовать свою регистрацию для получения разнообразных льгот.
Помимо прочего естественно то, что он пользуется и всеми видами коммунальных услуг.
Права и обязанности собственника включают в себя:
- Право на обращение с заявлением о предоставлении временной регистрации для гражданина;
- Право на предоставление своей жилой площади для временно проживающего и зарегистрированного гражданина (собственник не может препятствовать проживанию жильца по закону);
- Право на осуществление коммунальных платежей;
- Право свободного владения, пользования и распоряжения своей недвижимости на основании имеющихся правоустанавливающих документов.
Плюсы временной регистрации – это быстрое оформление, возможность официального трудоустройства и получения всех возможных социальных льгот.
Что такое фиктивная регистрация ?!
Очень часто регистрация носит фиктивный характер, особенно если дело касается столицы, где такие услуги предлагаются повсеместно. Собственник может зарегистрировать в своей квартире просто огромное количество граждан, естественно не бесплатно. То есть с точки зрения законодательных актов фиктивная регистрация – это процедура, которая совершается из корыстных побуждений, когда оформляется она без намерения в дальнейшем проживания от зарегистрированного лица.
К такой уловке прибегают не только те, кто хочет официально устроиться на работу, но и граждане, желающие получить льготы, пособия, воспользоваться возможностью отправления ребенка в хороший детский сад или школу.
Какая ответственность за фиктивную регистрацию положена собственнику и зарегистрированному лицу ?!
При обнаружении факта фиктивности регистрация аннулируется. Наказание грозит как собственнику, так и зарегистрированному лицу. В частности, на основании статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконная регистрация карается следующими мерами:
- Штраф в размере от ста тысяч рублей и вплоть до 500 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода гражданина за срок до трех календарных лет;
- Принудительные работы на срок до трех лет;
- Ограничение или отказ права заниматься определенной деятельностью бессрочно или на ограниченный период времени;
- Тюремное заключение на общий срок до трех лет.
Нормы уголовного законодательства действуют как для россиян, так и для иностранных граждан.
Чаще всего уголовные меры принимаются для лиц, организующих незаконную фиктивную регистрацию и зарабатывающих на этом деньги. К незаконно зарегистрированным жильцам обычно применяются меры административного воздействия, применяемые за установление факта фиктивности прописки. Если гражданство у жильца есть, то тогда ему могут назначить штрафные санкции в размере от двух до пяти тысяч рублей.
С должностных лиц взыскиваются штрафы в размере до пятидесяти тысяч рублей, а с юридических вплоть до 750 тысяч рублей.
Что касается иностранных граждан, то для них фиктивная регистрация тоже чревата негативными последствиями. В отношении данных лиц может быть назначен штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей. Помимо прочего на основании административного производства часто производится выдворение иностранцев за пределы Российской Федерации.
При этом от административной ответственности в некоторых ситуациях гражданин России может быть освобожден если:
- Он проживает в жилом помещении без прописки, но зарегистрирован по другому адресу, находящемуся в пределах субъекта РФ;
- Когда жилец родственник владельца жилья или нанимателя помещения. Родственником считается муж, жена, брат, сестра, бабушки, дедушки;
- Место прописки и проживания жильца находятся в пределах Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Факт фиктивной регистрации устанавливается в ходе проверок, проводимых на основании 649 приказа Федеральной миграционной службы.
Сама проверка проводится при прямом обращении граждан и организаций, при осуществлении миграционного учета на территории нашей страны или после сигнала о том, чтобы были нарушены нормы миграционного законодательства.
Подтверждается фиктивность прописки разными методами.
В частности, представители миграционной службы опрашивают зарегистрированных граждан, арендатора или собственника жилья. По результатам проведенной беседы составляется административный протокол. В нем указывается дата, время и место проведения беседы вместе с ФИО и должностью представителя миграционной службы.
Если дело касается иностранных граждан, то тогда их проверяют по специальной базе данный Федеральной миграционной службы. Вместе с другими фактами проверяются документы правоустанавливающего характера. Обычно это договор о социальном найме жилья, договор купли-продажи, дарения, вступления в наследственные права.
Если инспектор Федеральном миграционной службы предполагает, что для регистрации гражданин подавал один или несколько поддельных документов, то тогда назначается криминалистическая экспертиза.
Если факт фиктивной регистрации установлен достоверно, миграционная служба в течение трех календарных рабочих дней составляет соответствующее заключение и лишает гражданина прописки по месту жительства, при этом дело направляется в судебные органы, где после рассмотрения назначается соответствующее наказание как собственнику, так и фиктивному жильцу.