Оборачиваемость дебиторской задолженности

Показатель определяют по следующей формуле:

кОДЗ = ВГ/ОсрДЗ,

где кОДЗ — искомый коэффициент, ВГ — выручка за год, ОсрДЗ — усредненная дебиторская задолженность, то есть среднее значение ее остатка.

ОсрДЗ определяют таким образом:

ОсрДЗ = (ДЗнач+ДЗкон)/2,

где ДЗнач и ДЗкон — данные из бухгалтерского баланса по суммам дебиторской задолженности на начало и конец изучаемого периода.

Другой способ выражения оборачиваемости — в виде числа суток, в течение которых работа, услуга или товар остаются неоплаченными.

ОДЗвр = 365/кОДЗ,

где ОДЗвр — временное выражение оборачиваемости дебиторской задолженности. Его еще называют днями неоплаченных услуг или продаж, а также средним периодом взыскания. То есть это время, за которое дебиторская задолженность преобразуется в наличные или безналичные деньги.

Нормы для кОДЗ четко не определены, потому что показатель может сильно варьироваться в зависимости от технологических особенностей предприятия, отраслевой специфики. Но, в любом случае, чем выше коэффициент ОДЗ, тем лучше. Потому что большее значение получается при малой средней сумме дебиторской задолженности.

Но не всегда низкий кОДЗ говорит о том, что торговая организация или предприятие неэффективны. Это может свидетельствовать о том, что много товаров продается в кредит.

Важно сравнивать коэффициенты оборачиваемости за разные периоды — со временем кОДЗ должно повышаться при эффективной работе, это считается положительной тенденцией. Например, если кОДЗ за 2018 год был равен 20, а за 2019-й будет получен 25, значит, оборачиваемость дебиторской задолженности повысилась на 25%, и это очень хороший результат.

Также анализируют работу по ОДЗвр. Если в 2018-м средний период взыскания был 18 дней, а в 2019 он уменьшится до 14, то это замечательно. Чем выше количество дней неоплаченных продаж или услуг, тем больше риск, что задолженность не будет погашена.

В крупных компаниях этот показатель рассматривают не только в общем для всего годового бухгалтерского баланса, но и отдельно по разным условиям сделок, сериям продукции, физическим и юридическим лицам. Так вычисление оборачиваемости дебиторской задолженности позволяет определить наиболее безопасные варианты работы.

Советуем прочитать:  Как вывести и снять деньги с расчётного счёта ИП

Формула

Для расчета показателя используют несколько формул.

Общая формула расчета оборачиваемости дебиторской задолженности для любого периода:

  • КОдз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
  • В – выручка (руб.);
  • ДЗ кп – дебиторская задолженность на конец периода;
  • ДЗ нп – дебиторская задолженность на начало периода.

Формула для расчета периода оборачиваемости в днях:

  • Ост дз – средний остаток дебиторской задолженности;
  • В – выручка компании.

Срок можно рассчитать так:

  • СО дз – средний остаток дебиторской задолженности;
  • 365 – количество дней в году (если рассчитывается на другой период, взять фактическое количество дней).
  • 2110 – значение строки 2110;
  • 1230 кп – значение строки 1230 на конец периода;
  • 230 нп – значение строки 1230 на начало периода.

Важно!

  • Выручку необходимо считать на дату отгрузки (оказания услуги).
  • Не нужно из суммы выручки убирать НДС и акцизы, т.к. они также содержатся в сумме дебиторки.

Как анализировать показатель

Коэффициент используют для анализа денежных потоков предприятия за несколько периодов. Его сравнивают – был ли рост или падение. Рост значит, что ситуация стала лучше, доля дебиторки снижается. Снижение — напротив, печальный признак. Он сигнализирует об одном: долги клиентов растут.

Оптимальным будет брать данные за предыдущий год и рассчитывать показатель поквартально или помесячно.

Увеличивается доля дебитоки в выручке.

Снижается доля дебиторки в выручке.

Проблемы со сбытом.

Улучшение ситуации со сбытом.

Повышение платежеспособности компании.

Увеличение сроков отсрочки платежа.

Сокращение сроков отсрочки платежа.

Неоправданно высокие темпы наращивания продаж.

Продажи идут в привычном темпе.

Увеличение срока погашения дебиторской задолженности говорит о том, что необходим усиленный контроль над расчетами покупателей во избежание финансовой нестабильности и необходимости в дополнительном финансировании.

Компаниям с ярко выраженной сезонностью особое внимание нужно уделить сравнению значений за аналогичные периоды предыдущих лет, т.к. анализ показателя только в рамках текущего года не позволит составить верное представление о ситуации, которая происходит при максимальном и минимальном спросе на товары / услуги.

Советуем прочитать:  Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств

Если предприятие предоставляет отсрочку платежа, и срок превышает оборачиваемость дебиторской задолженности в днях, то это ставит под угрозу всю деятельность фирмы, т.к. у компании возможны постоянные проблемы с ликвидностью и кассовые разрывы. В этом случае нужно в экстренном порядке принимать меры по сокращению дебиторки, иначе компании приходится брать деньги из оборотных средств, тем самым понижая результативность своей деятельности.

Чем длиннее период оборачиваемости, тем выше риск непогашения задолженности. Рассчитывать показатель можно по-отдельности в отношении:

Выбор базы для расчета

Смысл показателей оборачиваемости в том, чтобы оценить, насколько велики средние задержки оплаты при организации продаж и закупок . Между тем, значения дебиторской и кредиторской задолженности в отчетности многих компаний содержат не только суммы, интересующие нас в коэффициентах оборачиваемости. В частности:

  • Дебиторская задолженность часто состоит из задолженности покупателей и авансов, выплаченных по расходам компании — в этом случае надо исключить авансы и оставить только задолженность покупателей.
  • Кредиторская задолженность может содержать несколько видов задолженности. Для целей расчета оборачиваемости обычно интересна только задолженность перед поставщиками.
  • Помимо «рабочей» задолженности баланс компании может содержать и потерявшие актуальность безнадежные долги или аналогичные записи. Их желательно исключить из учета, но на практике сделать это бывает трудно.

При расчете оборачиваемости кредиторской задолженности встречается еще одно отклонение в выборе исходных данных . Хотя логика показателя требует использовать в числителе суммарные расходы компании, его иногда рассчитывают относительно выручки, как и оборачиваемость дебиторской задолженности.

Причина такого выбора —желание сделать базу для расчета всех коэффициентов оборачиваемости одинаковой. А погрешность, создаваемая таким отклонением от основной формулы, не насколько велика, чтобы мешать в работе.

Применение показателей оборачиваемости

Универсальных рекомендованных значений оборачиваемости не существует — они зависят от отрасли, состояния рынка и даже стратегии компании . Для одной компании период сбора платежей выше 15 дней уже означает проблему, в то время как для другого бизнеса значение в 90 дней будет нормальным.

Тем не менее, показатели оборачиваемости могут многое рассказать о том, что происходит в компании. Использование этих показателей основано на двух подходах:

  1. Сравнение с конкурентами. Если у ваших конкурентов период сбора платежей составляет 10 дней, а у вас — 50, то их бизнес, вероятнее всего, будет более гибким и устойчивым к изменениям рыночной конъюнктуры.
  2. Анализ динамики — значительные изменения оборачиваемости указывают на то, что условия расчетов компании с покупателями или поставщиками меняются. Иногда это указывает на изменение рыночной стратегии, но часто условия меняются под давлением обстоятельств.
Советуем прочитать:  Об исчислении дней неиспользованного отпуска у работницы, отгулявшей декретные отпуска за первого и второго ребенка - НТВП Кедр - Консультант

Анализ динамики и сравнение с конкурентами дает полезные сведения о том, что происходило с компанией в недавнем прошлом . Другое применение оборачиваемости — планирование потребности в оборотном капитале для будущих планов.

При планировании новых проектов часто бывает так, что из общих сведений о бизнесе или из анализа похожих проектов можно предположить, какие значения оборачиваемости будут нормальными для подобной деятельности. Тогда планирование потребности в оборотном капитале строится от прогноза объемов деятельности и коэффициента оборачиваемости.

Вот, например, как это выглядит в программе Альт-Инвест:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector