Ст. 39.9 ЗК РФ с Комментарием 2024: последние изменения и поправки, судебная практика

В статье законодатель воспроизвел положения ранее действующего п. 1 ст. 20 ЗК РФ.

Согласно ст. ст. 123.21, 123.22 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Как предусмотрено ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (СЗ РФ.

1996. N 3. Ст.

145; 1998. N 48. Ст.

5849; 1999. N 28. Ст.

3473; 2002. N 12. Ст.

1093; N 52. Ст. 5141; 2003.

N 52. Ст. 5031; 2006.

N 3. Ст. 282; N 45.

Ст. 4627; 2007. N 1.

Ст. 37, 39; N 22. Ст.

2563; N 27. Ст. 3213; N 49.

Ст. 6039, 6061; 2008. N 20.

Ст. 2253; N 30. Ст.

3604, 3616; 2009. N 23. Ст.

2762; N 29. Ст. 3582, 3607; 2010.

N 19. Ст. 2291), государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в указанных сферах (ст. 9.2).

Понятие автономного учреждения раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (СЗ РФ.

2006. N 45. Ст.

4626), согласно которой автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно ст. 113 ГК в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (ст.

125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Статьей 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗ РФ. 2002.

N 48. Ст. 4746; 2007.

N 49. Ст. 6079; 2010.

N 27. Ст. 3436; 2012.

N 50. Ст. 6963) установлены случаи, при которых может быть создано казенное предприятие: если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд; необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ; необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Согласно Федеральному закону от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О Центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» (СЗ РФ. 2008.

N 20. Ст. 2253) Центр исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Целями деятельности Центра являются изучение и публичное представление исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, как неотъемлемой части новейшей истории России, развития демократических институтов и построения правового государства. Центр создается Администрацией Президента РФ по согласованию с Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, или с его наследниками.

Предусмотренный п. 2 комментируемой статьи перечень лиц является исчерпывающим. С другой стороны, законодатель особо подчеркнул, что не допускается предоставление указанным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, обозначив два исключения из этого правила:

1) в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование на срок до одного года (ст. 39.10 ЗК РФ);

2) в случае заключения в отношении неделимого земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, часть которых или помещения в которых принадлежат указанным лицам на праве оперативного управления, договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора (ст. 39.20 ЗК РФ).

Законодательством РФ установлены ограничения в части распоряжения земельными участками, предоставленными на указанном виде права. Так, не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций (п. 6 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ (п. 3 ст. 269 ГК РФ).

Комментарии к ст. 45 ЗК РФ

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

Советуем прочитать:  Семейное образование: зачем оно нужно и как на него перейти

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п.

2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл.

13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом.

В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель.

Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны.

Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп.

7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п.

Советуем прочитать:  Продажа квартиры, купленной на материнский капитал

п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п.

2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст.

34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ .

См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см.

комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения.

В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г.

принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Что такое постоянное бессрочное пользование землей

Разберемся, что значит постоянное бессрочное пользование земельным участком.

Право постоянного пользования земельным участком – это разновидность вещного права, которая подразумевает возможность использования земельных ресурсов сколько угодно по времени и бесплатно. Однако отчуждение такого землевладения невозможно.

Безвозмездное бессрочное пользование земельным участком имеет следующие особенности:

  • условие безвозмездного пользования (нет арендной платы и земельного налога);
  • отсутствие наследования;
  • бессрочность пользования.

Пользоваться такой территорией граждане могут всю жизнь, но не могут передать по наследству ее не смогут.

В СССР возможность сколько угодно эксплуатировать государственные земельные наделы заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землями как собственными. В наше время физлицам земля на таких правах не предоставляется. Тем, кто уже пользуется таким ЗУ, предлагается оформить его в собственность.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ №137, для юрлиц оформление собственности на земли, на которые у таких лиц есть право бессрочного пользования земельным участком, является обязательной процедурой.

Важно! Исключение здесь — ограниченный круг юридических лиц, которые по-прежнему вправе получать земельные наделы в бессрочное пользование от органов власти.

Кто может воспользоваться правом

Субъекты права постоянного бессрочного пользования земельным участком в настоящее время делятся на две главные категории по принципу происхождения подобного права. Это лица, получающие бессрочное право:

  • в соответствии с принятым ЗК РФ;
  • использования земель еще до того момента, как был принят Земельный кодекс в 2001-м году на различных основаниях.

В соответствии со ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, к первой категории относятся следующие юрлица:

  • органы власти (и местные, и федеральные);
  • бюджетные учреждения государственных органов;
  • казенные предприятия;
  • центры наследия бывших российских президентов.

Подобные организации не обязаны оформлять землю в собственность. Они могут пользоваться ЗУ для своей деятельности.

Решение о том, состоится ли предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование , принимается вышестоящим органом власти.

Ко второй категории относятся все физ- и юрлица, которые не оформили в собственность участки, используемые гражданами и организациями еще со времен СССР. Такие земли могут относиться к различным категориям землепользования — от садовых ЗУ до территорий с промышленными предприятиями и зданиями.

Государство упрощает процедуру регистрации собственности, предлагая «дачную амнистию» и тем самым целенаправленно стимулируя процедуру оформления пользователями подобных земель права собственности на них.

Внимание! Данное право сохраняется за всеми физлицами, которые вправе эксплуатировать государственную землю в течение любого периода времени. Главное условие — право пользования должно быть получено до введения ЗК РФ, в соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Переоформление бессрочного права в собственность или аренду

Если имеет место бессрочное пользование земельным участком — как оформить собственность на такую землю? Разберемся далее.

Речь идет об устаревшей юридической норме, поскольку оформление земли в собственность либо аренды выгодно и землепользователю, и органам власти, которым она принадлежит.

Органы государственной власти при передаче ЗУ в собственность его фактическому пользователю будут получать земельный налог с нового землевладельца, а при заключении договора аренды – плату за данную аренду. А вот за бессрочное пользование территорией землепользователь оплачивает исключительно коммунальные ресурсы, подводимые к ЗУ.

Советуем прочитать:  Когда требуется банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в 2022 году

Право постоянного пользования земельными участками можно переоформить на аренду (см. Определение ВС РФ от 13. июня 2017 г., дело №305-КГ17-877).

Кроме того, землепользователю необходимо провести переоформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком, чтобы иметь возможность производить те или иные важные операции с используемой землей:

  • отчуждение в виде продажи либо дарения;
  • сдача в аренду;
  • передача ЗУ по наследству;
  • разделение на доли;
  • перевод недвижимого имущества в другую категорию земли.

Эти действия можно выполнять исключительно после оформления надела в собственность.

Право бессрочного пользования земельным участком можно переоформить в аренду или в собственность. Это вправе сделать как граждане, так и организации. Наши юристы помогут вам подготовить необходимые документы, расскажут, как и куда их подать для оформления. Мы работаем удаленно.

Для юрлиц

Если постоянное бессрочное пользование земельным участком осуществляется юридическим лицом, и необходимо переоформление, то для физлиц нет сроков переоформления, установленных законом, а вот юрлицам, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», нужно было произвести такое переоформление до 1.07.2012 г.

под угрозой штрафа в размере от 20 до 100 тыс. руб.

Тем не менее, несмотря на штрафы, многие организации так и не переоформили используемые земли в положенные сроки. И потому государство передвинуло эти сроки для ЗУ, на которых размещены:

  • железнодорожные пути;
  • линии электропередач;
  • дорожные коммуникации;
  • объекты инженерной инфраструктуры.

Переоформление ЗУ с объектами, перечисленными выше, без оплаты штрафов было продлено до 1.01.2016 г. Для получения права собственности вместо возможности бессрочной эксплуатации государственных наделов юрлицу следует выкупить используемый ЗУ у местных органов власти.

Также с властями можно заключить договор аренды, в зависимости от экономических обстоятельств конкретного юрлица. Стоимость аренды, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ №137, составляет:

% от кадастровой стоимости (КС)

Для земель сельхозназначения

Для земель, изъятых из оборота

Для остальных земель

Стоимость выкупа земель с приобретением права собственности стоит 2,5% от кадастровой стоимости, однако для городов с числом жителей более трех млн (Москва и СпБ) стоимость покупки увеличивается до 20% КС.

Чтобы вам было легче оформить договор аренды ЗУ самостоятельно, наши специалисты подготовили унифицированный бланк, на который можно опираться при составлении. Также вы можете обратиться напрямую за помощью к нашим юристам.

Для физлиц

В бессрочном пользовании у граждан, как правило, находятся сельхозземли для дачных либо садовых ЗУ. Оформление права собственности требуется для возможности продавать участок или передавать его по наследству.

Отметим, что произвести переоформление бесплатно можно один раз в жизни.

Для такой процедуры физлицу следует осуществить следующие действия: выполнить следующую последовательность действий:

  1. Подготовить пакет документов, свидетельствующий о том, что вы вправе использовать ЗУ неограниченное количество времени;
  2. Провести межевание такого участка;
  3. Оплатить государственную пошлину за регистрацию права собственности;
  4. Представить в регистрационную палату собранные документы и квитанцию.

Часто происходило так, что возможность использовать государственные наделы передавалась не какому-то конкретному садоводу, а всему садовому товариществу целиком или дачному кооперативу.

В подобном случае у землепользователя может не оказаться документов на землю. Тогда ему следует обратиться в местный орган исполнительной власти и там запросить акт передачи земли в бессрочное пользование садовому товариществу, членом которого как раз и является пользователь данной земли.

Чтобы доказать принадлежность к данному товариществу, рекомендуем предъявить членскую книжку, а также имеющиеся документы об уплате в товарищество тех или иных платежей (в частности, электричество, охрана и пр.) за последние годы. Это подтвердит фактическое пользование ЗУ.

Цитата: Для того, чтобы провести межевание, нужно обратиться в БТИ или в стороннюю организацию для заключения договора о проведении кадастровых работ и определении границ ЗУ.

Затем подайте документы в регистрационную палату, чтобы приватизировать землю в рамках дачной амнистии.

Судебная практика: как признается или оспаривается право постоянного бессрочного пользования

Судебная практика в области бессрочного пользования ЗУ – это чаще всего споры, которые вытекают из переоформления права, возникшего ранее у лица. Рассмотрим две ситуации:

  1. Ситуация №1. Зарегистрированное право нельзя оспорить по мотиву нахождения на ЗУ объектов недвижимого имущества иных лиц (см. апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 3 июня 2016 г., дело №33-4082/2016).
  2. Ситуация №2. Суд не признал, что правопреемник юрлица вправе использовать государственную землю в своих нуждах,, поскольку по этому ЗУ не было решения государственного органа о предоставлении предшественнику данного права (определение ВС РФ от 7 июня 2017 г., дело №308-КГ17-5898).

Частые вопросы

Постоянное бессрочное пользование (ст. 269 ГК РФ) — это ограниченное вещное право, дающее возможность правообладателю владеть и пользоваться земельным участком неопределенный период времени в соответствии с целевым назначением земель.

Право собственности физлиц на земельные участки рождается на основании сделок (обмена, купли-продажи, дарения, пожизненного содержания с иждивением), актов государственных либо муниципальных органов, решений суда, при правопреемстве, наследовании, а также в случаях приобретательской давности.

Согласно ст. 20 ЗК РФ, при первичном предоставлении возможности эксплуатации госземель основанием приобретения такого права будет решение органа госвласти либо местного самоуправления о предоставлении его землепользователю.

Земли предоставляются в постоянное пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector