Ответственность физических лиц за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции

При этом решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 по делу N А50-8011/2018, вынесенным по заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Александровскому району, индивидуальный предприниматель Осинникова Вера Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Предприниматель, считая оспариваемое постановление от 05.06.2017 N 27/79 незаконным, приводит доводы о том, что правонарушение не могло быть квалифицировано административным органом, как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. На момент проверки, 18.05.2017, в соответствии с действовавшей редакцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, наказуемым являлось нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Соответственно, указанные особые требования и правила урегулированы в статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) и, по мнению предпринимателя, не нарушались деяниями, выявленными административным органом.

по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему о привлечении индивидуального предпринимателя Блинова Сергея Валерьяновича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, спорная алкогольная продукция изъята из оборота для направления на уничтожение.

Отдел полиции N 2 (дислокация Индустриальный район) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее — административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гумбатова Бакира Халил оглы (далее — предприниматель) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Лукина Сергея Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Покровского района Орловской области от 28 декабря 2017 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Покровского районного суда Орловской области от 19 февраля 2018 г. и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 8 мая 2018 г., вынесенные в отношении Лукина Сергея Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Является несостоятельным суждение Ихтинской Л.В. о том, что вменяемое ей деяние подлежало квалификации по статье 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как сделанное без учета, в частности, требований частей 1, 2 статьи 1.7 указанного Кодекса, регламентирующей действие законодательства об административных правонарушениях во времени.

по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Кукморскому району о привлечении индивидуального предпринимателя Хайдаршиной Зульфии Фидаиловны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
суд вынес определение об объединении дел и рассмотрел их в одном производстве с вынесением одного решения.

по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Арскому району о привлечении индивидуального предпринимателя Галеевой Алии Рустямовны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
суд вынес определение об объединении дел и рассмотрел их в одном производстве с вынесением одного решения.

При этом решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 по делу N А50-8011/2018, вынесенным по заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Александровскому району, индивидуальный предприниматель Осинникова Вера Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (далее — управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Редькина Дмитрия Валерьевича (далее — предприниматель) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите о привлечении индивидуального предпринимателя Носырева Ивана Валерьевича к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27.04.2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018, предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции.

Комментарии к ст. 14.16 КОАП РФ

1. Комментируемой статьей обеспечивается путем установления административной ответственности охрана отношений, урегулированных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм.

Советуем прочитать:  Генетическое установление отцовства/материнства (2 участника: ребенок и предполагаемый родитель)

и доп.); Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», установившим ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изм.

и доп.), определяющим в разделе XIX особенности продажи алкогольной продукции, а также иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правила продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ определены понятия: этилового спирта, питьевого этилового спирта; спиртосодержащей продукции (пищевой или непищевой), денатурированной спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции; спиртных напитков; водки; вина и ряд других понятий.

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ и примечанием к ст. 6.10 настоящего Кодекса установлено, что под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Под фармакопейной статьей Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп.) понимает документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства для медицинского применения.

3. Гражданским кодексом РФ определены понятия и содержание договора поставки (ст. 506), договора розничной купли-продажи (ст.

492), публичного договора (ст. 426). Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям (ст.

481 ГК РФ).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.) определено, что сертификат соответствия — документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

4. Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

5. Часть 1 данной статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ, запрещающих розничную продажу этилового спирта (за исключением случаев, указанных в диспозиции комментируемой статьи), ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изм.

и доп.), не допускающих розничную торговлю лекарственными средствами вне аптечных, медицинских и ветеринарных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

6. Часть 2 комментируемой статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

7. Административная ответственность, установленная ч. 3 данной статьи, наступает при совершении иных нарушений названных Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.

N 55. При этом, как представляется, в случае предъявления собственником алкогольной и спиртосодержащей продукции не представленных своевременно по уважительным причинам сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию), а также справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) при рассмотрении дела суд может переквалифицировать административное правонарушение, установленное ч. 2 данной статьи, на ч.

3 этой же статьи.

8. Административная ответственность, установленная ч. 4 настоящей статьи, наступает при нарушении положений Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

9. Субъект данного административного правонарушения — должностное лицо либо юридическое лицо.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях по ч. ч.

1 и 2 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст.

23.1); по ч. 3 — должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50); по ч.

ч. 3 и 4 — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст.

23.49). При необходимости применения меры наказания в виде конфискации соответствующей продукции (см. ч.

Советуем прочитать:  Кредит под залог в 2025 году: как оформить залоговый займ в банке, требования к объекту

ч. 3 и 4 данной статьи) дело передается на рассмотрении судьи суда общей юрисдикции (ч. 2 ст.

23.1).

Протоколы по комментируемой статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (по ч. ч. 1 — 3, по ч.

4 — в части розничной продажи пива и напитков, изготовленных на основе этилового спирта); должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (по ч. ч. 1 и 2); должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч.

1, п. п. 1, 63 и 64 ч.

2 ст. 28.3).

При рассмотрении дел, отнесенных к компетенции перечисленных выше органов, протоколы составляются должностными лицами соответствующих органов (ч. 1 ст. 28.3).

Работа с ЕГАИС

ЕГАИС ― единая государственная автоматизированная информационная система для учета объемов оборота алкоголя, этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Регистрироваться в ней должны производители, импортеры, представители розницы и общественного питание ― все, кто работает с алкогольными напитками.

Контроль алкоголя через ЕГАИС осуществляется путем учета акцизных марок, с помощью который маркируют каждую бутылку. Производитель наносит средства идентификации на товары, передает данные в Росалкогольрегулирование.

Фиксируется перемещение алкоголя и смена его владельца. Для информационного обмена между участником алкогольного рынка и ЕГАИС нужен Универсальный транспортный модуль (УПД). Это программа, установленная на персональный компьютер и используемая как связующее звено между товароучетной и государственной информационной системой.

Обратите внимание, что в ЕГАИС прослеживается как крепкий алкоголь, так и слабоалкогольные напитки, включая пиво, сидр, медовуху, ― за нарушения также полагаются штрафы.

Но отличия в схеме работы все-таки существуют. Так, ИП не нужно подтверждать факт продажи каждой бутылки пива (только поставки), как этого требует закон от организаций при торговле крепким алкоголем.

С 1 сентября 2022 года в планах правительства использовать ЕГАИС для учета табака, табачных изделий и никотинсодержащей продукции, а также сырья, которое применяется для их производства.

Как работать с пивом

Приемка пива в магазине обязательно проводится через ЕГАИС. Торговое предприятие получает электронную товарно-транспортную накладную, где содержатся все данные о поступившем грузе. Сотрудник сравнивает наименования, количество, себестоимость, указанные в ТТН и по факту.

После подтверждения операции товар поступает на баланс торгового предприятия. В то же время, он списывается с остатка оптового продавца ― контрагента владельца розничной точки.

За продажу пива без ЕГАИС штрафов не будет. То есть, к информационной системе не нужно подключать онлайн-кассу. Отчитываться о реализации каждой бутылки этого напитка не нужно.

Сведения о продажах пива передаются в ЕГАИС с помощью документов списания с причиной «Реализация» и указанием количества проданных бутылок. Они оформляются каждый день в конце смены.

При продаже пива в розлив данные в ЕГАИС передаются при вскрытии тары. Например, когда открыли бутылку или распечатали кегу. Передать информацию нужно в течение суток. За нарушение сроков отправки данных в ЕГАИС предусмотрены штрафы (на просрочку).

Розница и общепит записывают все продажи алкогольных напитков в журнал учета. там отражаются дату реализации, наименование продукта, код вида товара, емкость, количество проданных единиц и штриховой код.

Многие товароучетные системы позволяют заполнять журнал учета алкоголя автоматически по чекам продаж и списаниям с причиной «Реализация».

Штрафы за нарушение работы с товарами, подконтрольными ЕГАИС

Штрафы за работу вразрез законодательным требованиям или без ЕГАИС регулируется ст. 14.17 КоАП РФ. Их размер зависит от вида и степени нарушения, организационно-правовой формы (юридическое лицо или ИП).

За производство и оборот алкоголя и другой продукции, подконтрольной ЕГАИС, с нарушением лицензионных требований для юридических лиц предусмотрен административный штраф в размере 100-150 тыс. рублей. При этом продукция, оборудование, сырье, транспортные средства и полуфабрикаты (все, что использовалось для производства) может быть конфисковано.

Если зафиксировано грубое нарушение лицензионных требований, наказание серьезнее:

  • штраф от 150 до 200 тыс. рублей;
  • или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Под грубым лицензионным нарушением понимают:

  • использование основного технологического оборудования одновременно для производства пищевой и непищевой продукции;
  • поставка алкоголя, спиртосодержащей продукции, этилового спирта, у которой нет соответствии лицензии или она есть, но ее действие приостановлено;
  • производство этилового спирта по технологии получения барды при отсутствии полной переработки или/и утилизации на очистных сооружениях;
  • производство этилового спирта из ненадлежащего сырья ― не включенного в список сырья, которое разрешено применять для изготовления соответствующего продукта;
  • продажа алкоголя и этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или из продуктов с добавлением денатурата.

Во всех вышеперечисленных случаях работа ИП или ООО с товарами, подконтрольными ЕГАИС, считается незаконной и «выливается» штрафом.

Если лицо занимается производством или участвует в обороте крепкого алкоголя без соответствующей лицензии, ему придется заплатить:

  • от 500 тыс. до 1 млн рублей, если он является ИП;
  • до ⅕ от суммы выручки за календарный год и его часть, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее 3 млн рублей (продукция, оборудование и сырье может быть конфисковано).
Советуем прочитать:  Как поменять полис на пластиковую карту?

Штрафы могут заменить приостановкой деятельности:

  • в случае с ИП ― на срок от 2 до 3 лет;
  • для юрлиц ― на период от 60 до 90 суток.

Если алкоголь разлит в полимерные емкости, их объем не должен превышать 1,5 л. Исключение предусмотрено для пива. Его можно выпускать в 1,5-литровой и более объемной таре.

Если алкоголь производится, хранится, поставляется, перевозится или закупается в емкостях более 1 500 мл, хотя по закону это запрещено, предусмотрены штрафы:

  • от 100 до 200 тыс. рублей на должностных лиц;
  • от 300 до 500 тыс. рублей на юридических лиц.

Проверяющие могут принять решение о конфискации предметов правонарушения.

При использовании или наличии основного технологического оборудования для производства этилового спирта, если оно не зарегистрировано в установленном законодательством порядке, предусмотрены штрафы:

  • от 3 до 5 тыс. рублей на граждан;
  • от 20 до 50 тыс. рублей на должностных лиц;
  • от 100 до 150 тыс. рублей на юрлиц.

Само оборудование подлежит конфискации. Если оно зарегистрировано, но не законсервировано в установленном порядке, штрафов также не избежать. Они накладываются на юридических лиц в размере от 100 до 150 тыс. рублей с конфискацией оборудования.

Административная ответственность за нарушение работы с ЕГАИС

За нарушение работы в информационной системе предусмотрены отдельные штрафы. Они регулируются разными статьями КоАП РФ. Рассмотрим их подробнее.

За нарушение правил учета производства алкоголя или его продажа без ЕГАИС предусмотрены штрафы в размерах (ст. 14.19 КоАП РФ):

  • от 10 до 15 тыс. рублей для должностных лиц;
  • от 150 до 200 тыс. рублей для юрлиц.

В данном случае речь идет о штрафе за неподтверждение накладной, несвоевременную отправку данных о реализации продукции в ЕГАИС и другие правонарушения. За любой промах участник оборота алкоголя несет административную ответственность.

То есть, если остатки долгое время не списывались в ЕГАИС или величина расхождений превышает 100 декалитров, то сотрудники Росалкогольрегулирования могут наложить штраф в размерах 10 000 — 15 000 руб. (ИП и должностные лица) или 150 000 — 200 000 рублей (юрлица). Причины расхождений или ошибок:

  • учет в декларации и в системе не совпадает;
  • изменились требования к учету.

За нарушение правил продажи товаров, подконтрольных ЕГАИС, полагаются штрафы:

  • от 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц;
  • от 100 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Продукцию могут конфисковать. За невыполнение требований органа, осуществляющего государственный контроль в области производства и оборота алкогольной продукции (п. 6 ст. 19.4 КоАП РФ), полагаются штрафы:

  • от 10 до 20 тыс. рублей для гражданина;
  • от 200 до 300 тыс. рублей для должностного лица.

Отдельно предусмотрена административная ответственность за невыдачу чека клиенту (в бумажной форме или электронном виде, если он попросит). Согласно п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ, должностным лицам придется заплатить 2 000 рублей, юридическому лицу ― 10 000 рублей. Если нарушение выявлено впервые, можно отделаться предупреждением.

Уголовная ответственность

Серьезные нарушения регулируются Уголовным кодексом РФ. За производство или торговлю алкоголем без лицензии, если неправомерные деяния совершены в крупном размере (от 100 тыс. рублей и выше), предусмотрен один из следующих видов наказаний:

  • штраф от 2 до 3 млн рублей (либо в размере дохода, полученного за период от 1 года до 3 лет);
  • принудительные работы до 3 лет;
  • лишение свободы до 3 лет (при этом правонарушителю могут запретить заниматься определенными видами деятельности в течение 3 лет).

Если такое же правонарушение совершено организованной группой лиц или в особо крупном размере (от 1 млн рублей), наказания еще более серьезные:

  • от 3 до 4 млн рублей (либо в размере дохода, полученного за период от 2 до 4 лет);
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет (при этом правонарушителю могут запретить заниматься определенными видами деятельности в течение 5 лет).

Если предприниматель неоднократно попадался на торговле спиртными напитками без ЕГАИС или крепким алкоголем без образования юридического лица, его накажут штрафом в размере от 50 до 80 тыс. рублей или дохода, полученного за предыдущие 3-6 месяцев. Денежное взыскание могут заменить принудительными работами на срок до 1 года.

Чтобы избежать ответственности, нужно работать в рамках законодательных норм. Невнимательность и намеренные ошибки отрицательно сказываются на бизнесе и «бьют» по кошельку предпринимателя. Кроме штрафов, которые достаточно серьезные, товар могут просто конфисковать, что в разы увеличит финансовые потери.

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Нужна помощь по регистрации в ЕГАИС?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем зарегистрироваться в ЕГАИС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector