Деятельность предпринимателей регламентируется отраслями как частного, так и публичного права. К частному праву относятся гражданское, трудовое и т.п., а к публичному – административное, финансовое, уголовное и т.п. В настоящее время предпринимательская деятельность регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция РФ.
- ГК РФ. Так, часть 1 содержит понятие предпринимательской деятельности гражданина, характеризует ее специфику.
- КоАП РФ. Содержит основные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Например, ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции.
- УК РФ. Содержит составы преступлений, которые регламентируют вопросы незаконной предпринимательской деятельности.
- Налоговый кодекс РФ. Предусматривает положения о налогах и сборах, которые выплачиваются предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 2007 г. №209-ФЗ. Содержит информацию о нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности. В законе упоминаются понятия малого и среднего предпринимательства, меры по поддержке бизнеса, социального предпринимательства и т.д. Кроме того, закон предусматривает порядок выдачи патентов, льготы по кредитам, резервирование товаров и услуг и т.п.
- Указ Президента РФ от 1996 г. №491, регламентирующий первоочередные меры по поддержке малого предпринимательства РФ. Данный указ действует и в настоящее время.
- Международное законодательство и международные договоры, общепризнанные принципы международного права. Многие их них также содержат нормы о предпринимательской деятельности субъектов, в том числе и тогда, когда осуществляется взаимодействие с зарубежными партнерами. Например, Договор о Евразийском экономическом союзе, Венская конвенция о праве международных договоров, обычаи ИНКОТЕРМС регламентируют не которые вопросы осуществления предпринимательской деятельности.
- Иные нормативно-правовые акты.
В развитии торгового права значительную роль также играет Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), образованная Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. ЮНСИТРАЛ подготовила множество документов, касающихся вопросов международной торговли.
ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях должны быть зарегистрированы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. В реестре указываются такие данные, как наименование предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения предпринимателя, категория субъекта и т.п.
Основные документы, регулирующие деятельность ИП
Все нормативные акты, которые издают и принимают законодатели, должны основываться на главном документе страны — Конституции России. Если определенный нюанс не регламентирован каким-то положением или законодательным актом, то предприниматели вправе обратиться к Конституции и руководствоваться ею.
Каждый гражданин России может стать предпринимателем. Такое право закреплено за россиянами в ст.34 Конституции. В ней гарантировано право на использование своих способностей, имущества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Единственное прописанное ограничение в запрете деятельности, которая приведет к монополизации и недобросовестной конкуренции.
Пояснение сути предпринимательской деятельности дано в Гражданском Кодексе России. Большое число юристов считают этот документ вторым по значению после Конституции. В статье 23 ГК РФ прописано, что ИП вправе осуществлять свою деятельность с созданием юридического лица или без этого.
Отдельные виды бизнеса могут проводиться вообще без госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя. Например, производство в сфере сельского хозяйства при создании фермерского или крестьянского хозяйства.
Основные признаки предпринимательства:
- деятельность самостоятельная и добровольная;
- все риски, достигнутые результаты и последствия предпринимательства лежат на ИП;
- главная цель — получение постоянного дохода;
- способы извлечения прибыли — реализация произведенных товаров, перепродажа готовых изделий, использование имущества, проведение работ или услуг;
- госрегистрация ИП или предпринимательство без регистрации в законодательно установленных случаях.
На ведения бизнеса предпринимателями распространяются те же законодательные акты, что и на деятельность юрлиц — коммерческих компаний.
Регистрация бизнесмена происходит в соответствии с Законом №129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Для консолидации сведений обо всех российских предпринимателях создан Единый госреестр ИП.
Обязанности регистрации предпринимателей возложены на налоговую. Гражданин, который хочет начать малый или средний бизнес обязан обратиться в территориальную ФНС для открытия ИП.
Налоговое законодательство
Налоговая не только регистрирует предпринимателей, но и занимается своей ключевой деятельностью: контролирует налоги, сборы в бюджеты всех уровней. Правила налогообложения бизнесменов прописаны в едином документе — Налоговом кодексе.
- УСН;
- ЕНВД;
- единый сельхозналог;
- общий режим;
- патентная система.
Муниципальные налоги и коэффициенты уточняют в местной налоговой службе. При смене типа налогообложения ИП подает письменное заявление в ту территориальную ФНС, где он ведет бизнес.
В 2019 года, произошло изменение, которое коснулось ИП. Введение экспериментального проекта с налогом на профессиональную деятельность — НПД. Его вправе выбрать как ИП, так и самозанятые россияне. Для регулирования был утвержден ФЗ №422 «О проведении эксперимента».
Проект действует в 4-х регионах РФ: Москве и области, Татарстане и Калужской области до 2028 года. Это наиболее привлекательный режим налогообложения, который составляет от 4 до 6 %. Если эксперимент окажется удачным, то его внедрят по всей территории РФ.
И бизнесмены, которым по виду деятельности подходит НПД, смогут выбрать такую систему уплаты налогов.
Лицензированная деятельность
Будущий бизнесмен обязан ознакомиться еще с одним российским законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Часть требований ФЗ трудновыполнима, поэтому следует заранее выяснить, каких сфер он касается.
В статье 12 ФЗ №99 представлен список лицензируемых видов деятельности. В нем перечислено 57 пунктов, три из которых утратили свою силу на текущий момент. При переменах в законодательстве бизнесмену предстоит настроиться на то, что придется заменять лицензию или полностью прекращать тот вид деятельности, который будет упразднен.
Но и гарантировать, что та сфера бизнеса, которой ИП занимается в данный момент, не станет со временем лицензированной, также никто не сможет.
Предприниматель обязательно руководствуется ФЗ №99, когда принимает решение работать в лицензируемом бизнесе. В документе перечислен порядок действий ИП, и в какие инстанции ему обращаться. В том же законе описано: как получить лицензию, где ее оформить и продлить, по истечении срока.
Проверки деятельности бизнесменов
Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью. Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок.
Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.
- Плановые разрешены не чаще одного раза за 3 календарных года. Накануне года, когда предстоит плановая проверка бизнесмена, информацию о нем контролирующие органы передают в прокуратуру. Данные о ИП включат в сводный план проверок на будущий год. Информацию разместят в интернете. Бизнесмен или юридическая компания могут найти сведения о грядущей плановой проверке самостоятельно. Сведения доступны на сайте Генпрокуратуры в своем субъекте федерации по ФИО, ОРГН, ИНН предпринимателя или наименованию юридического лица.
- Внеплановые проверки надзорные органы согласовывают с Генпрокуратурой в индивидуальном порядке. Информация о предстоящей проверке становится доступна ИП незадолго до ее начала.
Федеральный закон №480 пролонгировал ранее введенный запрет на проверки у малого бизнеса на период с 01.01.2019 года до 31.12.2020 года. В ФЗ №294 добавлена ст.26.2, по которой предусмотрено, что к предпринимателям малого бизнеса не будут применяться плановые проверки. Главное условие ИП должны быть внесены в Единый реестр субъектов МБ, который размещен на сайте ФСН.
Частота контроля ИП
- 50 часов проверок для малого предприятия;
- 15 часов — для микропредприятия.
- производства I класса опасности;
- гидротехнические сооружения I класса из утвержденного государством перечня;
- определенные объекты использования атомной энергии.
В отношении остальных ИП и юридических лиц надзорные и контролирующие органы обязаны соблюдать периодичность проверок и максимальный срок их проведения.
Содействие развитию ИП
- предпринимателями и юридическими компаниями;
- органами госвласти, которые работают в области развития малого и среднего бизнеса на уровне муниципалитетов, и между субъектами РФ.
Статья 3 ФЗ вводит термин «субъектов предпринимательства», а также разъясняет, что такое финансовая организация, социальное предпринимательство и социальное предприятие.
Для улучшения работы ИП в России муниципалитетами реализовывается специальная государственная политика. Для достижения наилучших результатов содействия бизнесу в ФЗ прописаны главные цели, принципы и направления поддержки бизнесменов:
Цели | Направления поддержки | Принципы |
Содействие предпринимательству для улучшения конкурентной среды. | Финансовое | Разграничение полномочий и ответственности между разными уровнями госвласти: федеральными, государственными и местными. |
Создание условий для роста. | Имущественное | Реализация одинакового доступа малого и среднего бизнеса к господдержке, предусмотренной различными программами и подпрограммами. |
Повышение конкурентных качеств товаров, произведенных предпринимателями малого и среднего звена. | Информационное | Участие представителей от малого и среднего бизнеса в реализации госполитики, и в экспертизе правовых актов и нормативов в сфере ИП. |
Помощь в продвижении произведенных ИП товаров. | Консультационное | — |
Содействие росту количества субъектов мелкого и среднего бизнеса. | Образовательное | — |
Содействие занятости и популяризация самозанятости. | Инновационное | — |
Рост количества товаров и услуг, создаваемых предпринимателями в ВВП. | Внешнеэкономическое | — |
Увеличение суммы налогов и сборов, внесенных предпринимателями в бюджета. | — | — |
Последняя редакция закона №209 утверждена июле 2007 года. Вступил в силу с начала 2008 года.
Целесообразность разработки закона об ИП
Бизнесмены, которые работают без создания юридического лица, в России приравнены в правах и обязанностях к юридическим компаниям. Главное отличие этих экономических агентов — в гражданско-правовом статусе. Например, предприниматель с образованием юрлица, на которого возложены обязанности учредителя, вправе не отвечать по долгам при получении отрицательных результатов хоздеятельности.
Как полагает большинство экспертов, отдельного закона для регламентирования деятельности индивидуальных предпринимателей в России не требуется. Достаточно грамотно оперировать ранее принятыми нормативно-правовыми актами, а также знать свои права и обязанности при ведении бизнеса.
Комментарии: 3
- Владимир12.05.2022 в 14:47
Здравствуйте! Хочу зарегистрироваться как ИП, покупать участки строить на них жилые дома и продавать их. Могу ли я выбрать УСН 6%, при этом покупать участок на себя и регистрировать новый дом на себя как на частное лицо а не на ИП? А продавать как ИП с уплатой налога с суммы продажи по УСН 6%.
Добрый вечер. Могу ли я к Вам обратиться за консультацией. Хочу открыть ИП. Есть вопросы на которые я не нашел ответы! Спасибо.
Уважаемый Дмитрий, вы можете задать вопросы под этой статьей.