Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права) – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.
Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.
Предмет УИП
Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).
Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными. Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом.
Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.
Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.
В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера. Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными. Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.
Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности. Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.
Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.
Методы УИП
Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются.
Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения. Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.
При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.
Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.
УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.
При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.
Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.
УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.
1. Предмет и наука уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право (УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.
Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.
Основная задача науки уголовно-исполнительного права в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.
Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.
Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.
Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.
Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний. Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.
2. Деятельность уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач.
Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.
В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:
а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;
б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;
в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;
д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.
Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В Уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.
3. Уголовно-исполнительная политика
Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.
Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности. Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться.
Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.
Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.
Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.
Субъектами формирования политикив области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст.
80 Конституции Российской Федерации, Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.
Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.
4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики
На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.
Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения, и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.
Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества.
В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.
Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности. Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.
Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).