Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 136-ФЗ • Президент России

Содержание
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  3. О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  4. МЕТОДИКИ
  5. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ
  6. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
  7. Уже как 2 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако вопросов по применению данного закона не становиться меньше и многим руководителям и предпринимателям в 2016 году все же придется вернуться к вопросам о проведении специальной оценки условий труда. В статье остановимся на основных моментах порядка проведения спецоценки, ответственности за ее не проведение, расскажем о налогообложении затрат по спецоценки, а также приведем алгоритм последовательности действий на тот случай, если вы решили провести специальную оценку у себя в организации.
  8. СОУТ обязателен, но не для всех
  9. Ситуация: Потенциально вредные условия труда
  10. Оценка вне плана
  11. Комиссия СОУТ
  12. Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?
  13. Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Принят Государственной Думой 22 апреля 2016 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2016 года

Подпункт 3 пункта 22 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 14, ст. 1401; 2001, № 44, ст. 4149; 2003, № 1, ст.

13; 2007, № 30, ст. 3754; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст.

3616; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6417; 2010, № 31, ст.

4196; № 50, ст. 6597; 2011, № 49, ст. 7057; 2013, № 52, ст.

6986; 2014, № 30, ст. 4217; № 45, ст. 6155; № 49, ст.

6915; 2016, № 1, ст. 5) дополнить словами «(при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица)».

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2014, № 26, ст. 3366) следующие изменения:

1) пункт 2 части 2 статьи 4 дополнить словами «и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений)»;

2) пункт 2 части 1 статьи 5 после слов «(далее также — эксперт),» дополнить словами «с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и»;

3) в пункте 3 части 2 статьи 6 слова «методы исследований (испытаний) и» исключить;

а) в пункте 1 части 6 слова «трудовой пенсии по старости» заменить словами «страховой пенсии по старости»;

б) дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.»;

а) часть 1 после слов «не выявлены,» дополнить словами «а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона,»;

б) часть 5 после слов «производственных факторов,» дополнить словами «либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации,»;

а) в части 3 слова «и иными» заменить словами «и (или) иными»;

б) в части 4 слова «методы исследований (испытаний) и» исключить;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.»;

7) в части 7 статьи 14 слова «территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,»;

а) пункт 5 части 1 изложить в следующей редакции:

«5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);»;

б) в части 4 слова «пунктами 1, 2 и 9» заменить словами «пунктами 1 — 4, 7 и 9»;

в) дополнить частью 51 следующего содержания:

«51. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.»;

а) пункт 2 части 1 дополнить словами «или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.»;

Советуем прочитать:  29. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе. Участие прокурора в суде первой инстанции.

в) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.»;

г) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.»;

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.»;

б) в пункте 2 части 2:

подпункт «д» изложить в следующей редакции:

«д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника и сведений о снижении класса (подкласса) условий труда на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты, включая реквизиты протокола оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);»;

подпункт «е» изложить в следующей редакции:

«е) основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав);»;

дополнить подпунктом «и» следующего содержания:

«и) сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;»;

11) пункт 2 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;»;

12) пункт 1 части 4 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);»;

13) в части 2 статьи 24:

а) пункт 1 дополнить словами «, организаций, проводивших специальную оценку условий труда»;

б) пункт 2 дополнить словами «, организаций, проводивших специальную оценку условий труда»;

14) статью 27 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. При проведении измерений вредных и (или) опасных производственных факторов допускается применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации. Аттестация указанных в настоящей части методик (методов) измерений должна быть завершена не позднее 31 декабря 2020 года.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

3. Положения части 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 года.

4. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.

МЕТОДИКИ

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

14. Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252» (рабочие места творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений)

Уже как 2 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако вопросов по применению данного закона не становиться меньше и многим руководителям и предпринимателям в 2016 году все же придется вернуться к вопросам о проведении специальной оценки условий труда. В статье остановимся на основных моментах порядка проведения спецоценки, ответственности за ее не проведение, расскажем о налогообложении затрат по спецоценки, а также приведем алгоритм последовательности действий на тот случай, если вы решили провести специальную оценку у себя в организации.

С 1 января 2014 года законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда (СОУТ) введена система мероприятий по проверке требований к безопасности рабочих мест. Проверка предполагает идентификацию вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от нормативов, а также применение средств индивидуальной и коллективной защиты. Главное отличие от прежней аттестации рабочих мест, проводившейся на производственных предприятиях — спецоценку необходимо осуществлять почти на всех имеющихся рабочих местах.

Советуем прочитать:  Злостный неплательщик алиментов: кто это, порядок, ответственность

Исключением являются рабочие места надомных, дистанционных сотрудников и работников, занятых у физических лиц, не являющихся ИП. По итогам проверки в зависимости от безопасности рабочим местам присваиваются классы и подклассы, влияющие на размер взносов во внебюджетные фонды (статья 58.3 закона N 212-ФЗ).

Специальная оценка проводится работодателями, в том числе и индивидуальными предпринимателями не реже одного раза в пять лет. Проведение спецоценки осуществляет аккредитованная на осуществление подобных мероприятий организация. Таких организаций в перечне Роструда примерно 160.

Прайс на оценку каждого рабочего места варьируется от одной до четырех тысяч рублей. У работодателей, которые не провели аттестацию рабочих мест до 1 января 2014 года, в запасе имеется еще несколько лет. Согласно закону, они должны провести специальную оценку условий труда не позднее 31 декабря 2018 года.

Спецоценку можно провести в несколько этапов, ведь есть только крайний срок проверки – не позднее 31 декабря 2018 года (Минтруд в Письме от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Поэтому работодатели могут самостоятельно определять этапы и количество рабочих мест, проверяемых в каждом периоде. Напомним, что если предпринимательская деятельность осуществляется в арендуемом помещении, то новая оценка условий труда необходима каждый раз, когда месторасположение производства (офиса, магазина) меняется.

Оценка производится внепланово, если: введены в эксплуатацию новые рабочие места; усовершенствовался технологический процесс, обновилось производственное оборудование, изменился состав применяемых материалов или сырья, работодатель закупил новый пакет средств индивидуальной и коллективной защиты, что повлияло на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; на производстве произошел несчастный случай или выявили профессиональное заболевание, причинами которого стало воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов; профсоюз работников или иной представительный орган работников требует провести внеплановую специальную оценку условий труда; провести проверку обязывает предписание инспектора труда в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки.

О штрафах
Штрафы предусмотрены статьей 5.27.1 КоАП РФ. По ней, за нарушение порядка проведения оценки труда или отказ от ее проведения должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5-10 тысяч рублей, юридические лица – на 60-80 тысяч рублей. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты обойдется организациям в 130-150 тысяч рублей (за каждое рабочее место), а должностным лицами и ИП – в 20-30 тысяч рублей.

При повторном нарушении ИП могут закрыть на срок до 90 суток или обязать выплатить штраф в размере 40 тысяч рублей. Компаниям в таком случае придется уплатить от 100 до 200 тысяч рублей или приостановить деятельность на 90 суток. Должностных лиц при повторных нарушениях ждет штраф до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

Какие выгоды вы можете получить от СОУТ
Главный стимул для работодателей к проведению спецоценки – изменение объема взносов во внебюджетные фонды. Сейчас все организации доплачивают в ПФР 6 или 9 процентов от страховых взносов. Но если результаты СОУТ покажут, что условия труда на предприятии относятся к допустимому или оптимальному классу, то перечислять взносы в течение срока действия спецоценки (5 лет) не понадобится.

Но если условия труда признают вредными, тариф составит от 2 до 7 процентов, и 8 процентов для «опасных» рабочих мест. Также чиновники весной обещали выдавать субсидии на затраты по оплате кредитов, взятых на модернизацию основных фондов предприятия. Но эта инициатива пока не имеет законодательной базы.

Сложившаяся практика применения СОУТ
Механизм системы СОУТ пока еще слишком сырой. И отрицательных сторон новой системы оценки хватает не только работодателем, но и работникам. Так, например, по итогам спецоценки может получиться, что многие работники производств из-за понижения класса опасности могут лишиться существенной прибавки к заработной плате и сокращенной рабочей смены.

Кроме того, эксперты отмечают, что в действующей редакции закон № 426-ФЗ абсолютно бесполезен с точки зрения улучшения рабочих мест, ведь механизм оценки условий труда, применявшийся в аттестации, перенесен в СОУТ практически без изменений, и более того, выведены технические условия, т.е. травмоопасность. А она присутствует в ряде ведущих отраслей экономики, в которых занято большое количество работников: строительстве, добыче полезных ископаемых, на обрабатывающих производствах и др.

Также средства индивидуальной защиты (наушники, респираторы), учитываемые спецоценкой, не всегда имеют только положительное влияние на здоровье.
Организации с результатами проведенной СОУТ на руках, часто сталкиваются с ситуацией, когда их штрафуют инспекторы уже другого надзора – санитарного, поскольку результаты оценки труда не согласованы с СанПИНами и гигиеническими нормативами в принципе. Тоже разрешение декларировать соответствие нормам рабочие места со вторым классом опасности (допустимый класс) предполагает плату за получение декларации.

Об учете расходов при налогообложении
Для общей системы налогообложения все вроде бы ясно. Организации, уплачивающие налог на прибыль, затраты на проведение специальной оценки условий труда могут учесть в составе прочих расходов (подп. 7 п.

1 ст. 264 НК РФ). Поскольку данные расходы относятся к косвенным расходам, то при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п.

2 ст. 318 НК РФ). Входной НДС с оценки принимается к вычету в общем порядке (п.

2 ст. 171, п. 1 ст.

172 НК РФ).
А, вот у «упрощенцев», в случае включения затрат по спецоценки в расходы могут быть серьезные неприятности.
Разъяснения чиновников Минфина России о возможности признания в расходах затрат на спецоценку условий труда компаниями на «упрощенке» ограничиваются содержанием статьи 346.16 НК РФ, в которой стоимость услуг на проведение специальной оценки условий труда не указана.

Советуем прочитать:  Оплатить налог без комиссии: через Госуслуги, Сбербанк, Тинькофф

Оплату таких услуг нельзя признать в расходах. Если в компании нет вредные и опасных производственных факторов, со спецоценкой можно не спешить, уповая на то, что хотя бы к 2018 году чиновники все же добавят в статью 346.16 НК РФ норму, позволяющую учесть такие расходы.

Вместо заключения
Чиновники продолжают совершенствовать законодательную в вопросах защиты права работников и повышения эффективность госнадзора за охраной труда. Предлагается урегулировать вопрос применения методик исследований и испытаний, расширить базу данных об аттестованных оценщиках, ускорить проведение оценки на промышленных и строительных предприятиях.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст.

8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется.

В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона).

Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона).

Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты. (Конец врезки)

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона).

Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г.

К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector