Поправки в КоАП снизят административную нагрузку на бизнес

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований может заменить административный штраф предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Как было. Штраф заменяли предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. Чаще суды выносили предупреждение, чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

Как будет. В ч. 3 ст.

3.4 КоАП РФ вместо «наказание в виде административного штрафа может быть заменено. на предупреждение» будет указано, что такое наказание «подлежит замене. на предупреждение».

То есть предупреждение станет единственно возможным наказанием в случаях, когда субъект малого или среднего предпринимательства привлекается к ответственности впервые и правонарушение не связано с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение не может быть вынесено в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На практике это может стать камнем преткновения, поскольку такую угрозу можно усмотреть при совершении практически любого административного правонарушения.

Уменьшение размера штрафов для малого и среднего бизнеса

Как было. Обычно приходилось сильно постараться, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в том случае, если организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Как будет. Закон дополнит КоАП РФ новой ст. 4.1.2.

В ней будет указано, что малому и среднему бизнесу должны назначаться штрафы как индивидуальным предпринимателям. Если же конкретная статья КоАП РФ не предусматривает штраф для индивидуального предпринимателя, берется за основу тот, что назначается по этой статье юрлицу. Только размер его для малого и среднего бизнеса будет не более ½ максимального и не менее ½ минимального размера штрафа, указанного в санкции статьи.

Если в этой статье дается фиксированный размер штрафа, субъекту малого или среднего предпринимательства нужно будет уплатить только его половину. Отметим, что механизм назначения штрафа будет вырабатываться правоприменительной практикой.

Запрет на одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица

Как было. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч.

3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из этого правила не было исключений. Поэтому за одно и то же административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юрлицо и его должностное лицо. Нередко за признанием вины должностным лицом следовало привлечение к ответственности организации.

Как будет. Закон дополнит ст. 2.1 КоАП РФ ч.

4 и 5. Это позволит юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо и если юрлицо приняло предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В установленных случаях после привлечения к ответственности юрлица административная ответственность должностного лица будет исключена.

Советуем прочитать:  Порядок действий потребителя при отключении электроэнергии — Региональная Сетевая Компания

Пока трудно представить, как эти положения будут применяться на практике. Например, возникает вопрос о том, какие юрлицо должно представить доказательства, подтверждающие принятие им мер для соблюдения установленных правил и норм. Скорее всего, критерии будут вырабатываться правоприменительной практикой.

Отметим, что при внесении законопроекта в Госдуму данные положения распространялись только на малый, средний бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. А в Совет Федерации уже был направлен закон, который распространил эти положения на всех юридических лиц.

Запрет на суммирование штрафов

Как было. При совершении нескольких административных правонарушений наказание назначалось за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Как будет. В ст. 4.4 КоАП РФ появится ч.

5 следующего содержания: если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, наказание назначается как за совершение одного правонарушения. Данное положение распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности.

Однако для дел о незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан вряд ли что-то изменится. Наказание за это правонарушение предусмотрено ст. 18.15 КоАП РФ.

В примечании к данной статье сказано: в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого из них в отдельности. Таким образом, несмотря на изменение законодательства, примечание к ст. 18.15 КоАП РФ не утратило силу.

А значит, эта статья будет применяться как прежде: если при проведении проверки было выявлено несколько нарушений, возбудят несколько дел об административном правонарушении.

Составляющие административного правонарушения

  1. Объект: элемент, охраняемый законом.
  2. Субъект: лицо, совершившее административное правонарушение.
  3. Объективная сторона: обстоятельства (время, место, способ и др. обстоятельства) на время совершение правонарушения.
  4. Субъективная сторона: умысел, вина субъекта и его цели.

Главным отличием административного правонарушения от других является полный состав.

Чтобы привлечь виновного к ответственности за содеянное, необходимо доказать его вину. Для определения причастности подозреваемого в совершении им преступления, необходимо оценивать по всем вышеприведенным критериям в совокупности.

Основные разновидности подобных незаконных деяний:

  1. Правовая область (право на получение информации, вероисповедание, собственное мнение).
  2. Область ПДД.
  3. Охрана частной собственности.
  4. Сфера окружающей среды.
  5. Обстоятельства, нарушающие благополучие населения.

Следует обратить внимание на то, что для расследования данного вида преступления проводятся всевозможные проверки и экспертизы. Преступники несут наказание в виде лишения специальных прав, получения штрафа или ареста.

Кодекс об административных правонарушениях: понятие административного правонарушения

Административное право (по КоАП РФ) — действие или бездействие гражданина, индивидуального предпринимателя или другого лица, или организации, которые нарушают установленный общественный порядок, права граждан. Такие правомерные действия караются санкциями.

Особенности привлечения к ответственности за административное правонарушение:

  • внесудебная процедура, назначенная уполномоченными законом лица;
  • привлечение к ответственности лиц, не состоящих в подчинении к должностным лицам административного направления;
  • не имеет судимостьдля обвиняемого;
  • возможность привлечения как физических, так и юридических лиц;
  • низшая опасность, нежели от преступления;
  • определения правонарушения санкциями КоАП РФ.

Каков срок рассмотрения дел об административном правонарушении?

Срок для практически любого административного правонарушения составляет два месяца. Начало отсчета срока начинается со дня подачи ходатайства о пересмотре дела или присвоения делу статуса административного правонарушения и возбуждения его расследования.

Советуем прочитать:  Расторжение договора ГПХ - услуги юриста по жилищным спорам в Москве и МО

Важный момент! Срок давности для административного правонарушения напрямую влияет на ход рассмотрения дела, а его несоблюдение и пропуск полностью освобождает привлекаемое лицо от ответственности за совершенное деяние.

Как ведется производство?

Этапы рассмотрения дела:

  • Проверка фактов и обстоятельств.
  • Юридический анализ обстоятельств
  • Результат по делу и принятие решения.

Предварительное рассмотрение вопросов включает в себя:

  • Компетенция расследования.
  • Детали, которые исключают рассмотрение правонарушения коллегиальным органом, судом.
  • Исключающие производство дела обстоятельства.
  • Грамотность при составлении протокола.
  • Достаточное количество доказательств и материалов для полного рассмотрения дела.

В случае заинтересованности в определенном исходе дела, уполномоченного к установлению факта административного правонарушения лица (коллегиальный орган, судья и т.п.) имеет место быть исключение такого лица и отклонение его участия в процессе.

Какие основания можно привести для отвода?

Основания для отвода:

  • Родственные или близкие отношения судьи, адвоката и т.п. с лицом, в отношении которого ведется расследование.
  • Личная заинтересованность в разрешении конфликта.

При присутствии данных вышеперечисленных обстоятельств, должностное лицо, уличившее неправомерную заинтересованность, должно заявить самоотвод. Кто имеет на это право:

  • привлекаемое лицо;
  • прокурор;
  • защитник или представитель;
  • потерпевший.

Самоотвод подается вышестоящему лицу над представителями права, ведущими расследование и выносящими приговор по делу.

Привлекаемое лицо имеет право на обжалование приговора в течение десяти суток со лея его вынесения. Такой документ подается в районный суд высшей юрисдикции.

Минимальный штраф или даже предупреждение

Начиная с 25.07.2022 ст. 4.1 КоАП РФ дополнена ч. 3.4-1, согласно которой штраф будет начислен по нижнему пределу, если правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и нарушитель сам предотвратил вредные последствия своих деяний или добровольно возместил причиненный ущерб (или устранил его).

Это означает, что если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, то должна быть применена нижняя.

  1. нарушением не причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
  2. не создана угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  3. отсутствует имущественный ущерб.

До 25.07.2022 данное правило касалось только некоммерческих организаций, а также субъектов МСП. Теперь норма универсальна, но в ряде случаев рассчитывать на замену штрафа предупреждением все же не приходится. Они названы в ч. 2 ст. 4.1.1.

Под формулировкой «впервые совершенное правонарушение» подразумевается, что ранее в отношении данного лица не выявлялись иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными (т. е., имеющими единый родовой объект посягательства) по отношению к рассматриваемому правонарушению. Проще говоря, компанию или ИП за все время их существования еще ни разу не поймали хоть на каком-то административном нарушении.

Если же такие факты имелись, то уже не имеет значения было ли назначено по ним наказание, вступило ли соответствующее постановление о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению в силу или лицо было вообще освобождено от санкции, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию – все равно совершенным впервые нарушение уже не посчитают (см. п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред.

от 23.12.2021), п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 (ред.

от 01.06.2022)).

С 06.04.2022 новая статья 4.1.2 КоАП РФ определила особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально-ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Этим лицам административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) КоАП РФ для индивидуальных предпринимателей, а если такая мера ответственности не установлена, то в размере половины от величины штрафа, установленного соответствующей нормой КоАП РФ для юридических лиц.

Советуем прочитать:  Ст. 1127 ГК РФ с Комментариями 2022-2024 года (новая редакция с последними изменениями)

По одному штрафу за один заход

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Таковы новые положения ч. 5 ст.

4.4 КоАП РФ, действующие с 06.04.2022.

Например, инспекция труда при проверке установила, что организация не обеспечила спецодеждой 10 сотрудников, которым средства индивидуальной защиты полагались по нормам ТК РФ. Работодателя оштрафуют на основании ч. 4 ст.

5.27.1 КоАП РФ на сумму от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, но однократно – без умножения этой величины на число обделенных работников.

Когда при тех же обстоятельствах обнаружены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание (с учетом положений ч. 2-4, 6 ст. 4.4 КоАП РФ).

Возбуждение дела только после контакта с фигурантом

Если на организацию или ИП кто-то пожаловался, вышел материал в СМИ об имеющихся нарушениях, данные о нарушении поступили из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, то это еще не повод возбуждать дело об административном правонарушении. Сначала обязательно компетентным органом должны быть проведены проверка или иное контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом.

Эти новые правила, определенные ч. 3.1 – 3.4 ст. 28.1 КоАП РФ и примечанием к ней, распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ или Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Новшества появились в КоАП РФ с 25.07.2022.

Полцены при быстрой уплате

Одна из самых приятных новостей – появившаяся возможность уплатить штраф со скидкой в 50 %, если сделать это не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении наказания (ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, введенная с 25.07.2022 г.).

Это правило работает, если административное правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и не распространяется на некоторые нарушения, а именно, предусмотренные статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5-7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1-8.1, 9.1-39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector