- Когда можно получить ОСАГО без ТО
- Можно ли купить или продлить полис ОСАГО без диагностической карты
- Нужен ли техосмотр для ОСАГО
- Талон техосмотра или диагностическая карта?
- Сроки прохождения ТО
- Для ТС первой категории
- Право регрессного требования
- Способы оформления ОСАГО без техосмотра
- Формальный ТО
- Воспользоваться услугами страхования через интернет
- Приобретение фальшивой страховки за меньшие деньги
Техосмотр — проверка технического состояния транспорта согласно строгим регламентам. Проводится уполномоченными операторами (автосервисы аккредитует РСА) и находится под контролем государства.
В ходе ТО проверяются:
- двигатель;
- тормозная система;
- функционирование стеклоочистителей;
- руль;
- наличие аптечки в необходимой комплектации и светоотражающего знака аварийной остановки;
- диски и обода колес (недопустимы трещины и признаки устранения дефектов сваркой);
- световые приборы;
- отсутствие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя с водительской стороны.
После успешного прохождения ТО на руки выдают диагностическую карту, составленную в виде таблицы. В нее заносится информация о главных технических параметрах транспортного средства, которое подвергалось осмотру, данные о собственнике и автомобиле (государственный номерной знак, марка и модель, VIN двигателя).
На сегодня штраф за несвоевременное прохождение техосмотра не предусмотрен (исключение — таксисты и пассажирский транспорт). Но без диагностической карты нельзя оформить ОСАГО, что делает невозможным управлением автомобилем (за выезд на дороги общего пользования без страховки предусмотрено наказание в рамках КоАП РФ). Дорожные камеры скоро «научат» определять в потоке транспорта незастрахованные автомобили.
Формально ТО — это допуск автомобиля для использования на дорогах общего пользования. Техосмотр разрешено проходить по месту регистрации и по месту фактического нахождения транспортного средства.
Стоимость прохождения техосмотра зависит от региона. Возраст и марка автомобиля на расценки не влияет. Госпошлина за выдачу диагностической карты не предусмотрена.
Необходимо лишь оплатить услуги сервисного центра. Средняя рекомендованная цена — 720 руб. для легкового автомобиля, 600 руб.
для прицепа, 240 руб. для мототранспорта. Слишком низкая цена должна насторожить.
Вероятно, это мошенники, которые по итогам техосмотра не вносят данные в ЕАИСТО (автоматизированный сервис, позволяющий проверить легитимность диагностической карты всем желающим). На сайте РСА представлен единый реестр аккредитованных автосервисов. Если диагностическая карта фиктивная, то при наступлении страхового случая в выплате откажут.
ФАС РФ разрабатывает новую методику определения стоимости техосмотра. Согласно действующей методологии цены на услугу не покрывают затрат автосервисов.
ТО бесплатен для следующих категорий граждан:
- инвалиды первой и второй группы;
- герой РФ и СССР;
- ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
- кавалеры Ордена Славы всех степеней.
Дополнительные льготы пенсионерам и иным категориям граждан предоставляются по решению региональных властей.
С собой возить диагностическую карту не требуется. В случае утери или порчи целесообразно получить дубликат в том же сервисном центре, где было сделано ТО (чтобы не возникло проблем при наступлении страхового случая). Информация хранится в базе 5 лет.
Когда можно получить ОСАГО без ТО
На сегодня оформить ОСАГО без обязательного прохождения ТО и предоставления в страховую диагностической карты могут владельцы транспортных средств не старше трех лет. Возраст автомобиля исчисляется с момента сборки (год выпуска указан в ПТС). Машины от 3 до 7 лет должны проходить ТО раз в 2 года, старше 7 лет — ежегодно.
Летом 2020 должны были заработать обновленные правила прохождения ТО. Но из-за пандемии изменения начнут действовать 1-го марта 2021. Главные изменения коснутся периодичности ТО. Получить ОСАГО без ТО и диагностической карты смогут владельцы машин младше 4-ех лет. Машины от 4 до 10 лет должны будут проходить техосмотр раз в 2 года, старше 10 лет — ежегодно.
С марта 2021 заработают следующие изменения:
- Сотрудники аккредитованного сервисного центра будут фотографировать прохождение ТО (машина до и после). Фотографии, сделанные на расстоянии максимум 500 м от аккредитованного автосервиса, будут загружать вместе с координатами места съемки сразу в ЕАИСТО. Также зафиксирует время заезда и выезда машины.
- За несвоевременное прохождение техосмотра и отсутствие легитимной диагностической карты придется заплатить штраф (2000 руб.).
- Инспектор ГИБДД сможет аннулировать на месте диагностическую карту, если документ поддельный или выявлено несоответствие автомобиля требованиям безопасности. За 3 дня информация передается в РСА, страховщику и владельцу.
- Каждая диагностическая карта будет подписывать технический эксперт (с использованием усиленной электронной подписи). По желанию собственника автотранспорта распечатают бумажный вариант.
С 1-го января 2021 отменяет обязательный ТО для прицепов весом до 3,5 тонн, принадлежащих физическим лицам.
Можно ли купить или продлить полис ОСАГО без диагностической карты
Оформить полис без диагностической карты невозможно. При покупке страховки программное обеспечение всех лицензированных страховых компаний требует внести номер диагностической карты. Недобросовестные страховщики предлагают указать произвольный номер.
Но если выяснится, что карта отсутствует или получена в неаккредитованном сервисном центре (номер не пробивается в базе ЕАИСТО), то при наступлении страхового случая ущерб третье стороне придется покрывать из собственного кармана. Страховая компания откажет в выплате. А с 1-го марта 2021 предусмотрен штраф за несвоевременно пройденный ТО и отсутствие диагностической карты.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО
Законодательными актами утверждены правила выдачи полиса ОСАГО. Транспортное средство перед заключением полиса должно пройти технический осмотр. Документ, выдаваемый по итогам техосмотра, свидетельствует о том, что ТС соответствует требованиям безопасности при езде на дорогах с множеством участников.
Но существуют ситуации, когда страховщик обязан оформить ОСАГО без прохождения техосмотра.
Он должен это сделать, если страхуется:
- мототранспорт, легковые и грузовые автомобили (до 3,5 тонн), прицепы, полуприцепы не старше 3 лет. Данные транспортные средства считаются новыми и не подлежат осмотру. При этом отсчет до даты первичного осмотра ведется годами, даты получения ПТС и покупки не учитываются;
- автомобиль, который не прошел регистрацию, но владелец желает доехать к месту регистрации транспортного средства. Федеральным законом предусмотрено, что собственник может оформить полис ОСАГО без техосмотра на период не более 20 дней, которые даются для следования в желаемое отделение ГИБДД. Это правило распространено на ситуации следования к месту проведения первичного и повторного осмотра.
Если с новыми транспортными средствами все понятно, то старый транспорт обязательно проходит процедуру техосмотра. Собственник, оформивший полис на небольшой период (до 20 дней), при регистрации автомобиля должен предоставить действующую страховку ОСАГО со сроком страхования 1 год.
Как правило, это можно сделать в организациях, расположенных поблизости с МРЭО ГИБДД. Они предлагают услуги быстрого прохождения техосмотра и последующего оформления полиса автогражданки.
При наличии полиса со сроком страхования в 20 дней, владелец может пройти техосмотр в желаемом месте, а потом поехать в страховую компанию для оформления полиса. Затраты в таком случае будут меньше. Ведь коммерческие организации на территории МРЭО повышают свои тарифы.
Согласно действующему российскому законодательству, при наличии действующего техосмотра страхователь может получить страховку при предоставлении требуемых документов.
Периодичность проведения ТО зависит от вида транспортного средства и срока его эксплуатации. Автомобили, общий срок эксплуатации которых не превышает 5-7 лет, осматриваются 1 раз в два года.
Поэтому страхователь может в течение двух лет обратиться за обязательной страховкой без прохождения техосмотра. При этом законодательством допускается вариант обращения за полисом в последний день периода действия ТО.
Следует обратить внимание, что совпадение срока действия ТО и срока страхования по ОСАГО не обязательно.
Таким образом, при ответе на вопрос нужен ли техосмотр для ОСАГО, следует учитывать возраст транспорта, цель передвижения с оформленным полисом.
Талон техосмотра или диагностическая карта?
Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.
На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.
После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности.
А именно:
- Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
- После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
- Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.
После того, как номер диагностической карты вносится в общую базу, упрощаются процессы оформления страховки и возмещения убытков при попадании в дорожно-транспортные происшествия.
Сроки прохождения ТО
Срок действия техосмотра для ОСАГО проверяется при обращении в страховую компанию. В Федеральном законе прописаны сроки, установленные для прохождения осмотра с учетом всех категорий транспорта.
Для ТС первой категории
К первой категории относятся мото-, автотранспорт до 3,5 тонн, прицепы, полуприцепы. Регламентированный срок прохождения ТО транспортом первой категории составляет:
- до достижения 3-летнего срока эксплуатации – процедура не предусмотрена;
- ТС эксплуатируется от 3 до 7 лет – каждые два года;
- транспорт старше 7 лет – каждый год.
Таким образом, по прошествии 3 лет после выпуска с конвейера транспортное средство должно пройти техосмотр. Следующая дата прохождения ТО наступает через 2 года, т.к. ТС должно пройти техосмотр спустя 5 и 7 лет после выпуска. Когда транспортному средству, принадлежащему к этой категории, исполняется 7 лет, он должен проходить ТО каждый год.
Право регрессного требования
Регрессное требование – это возмещение затрат, идущих на выплату пострадавшему при причинении вреда. Требование предъявляется либо страхователю, либо оператору техосмотра. При выставлении требования к страхователю компания опирается на факт того, что срок диагностической карты в момент причинения вреда закончился.
В случае с оператором ТО страховщик оперирует правом предъявления регрессного требования по причине отсутствия в диагностической карте сведений о выявленной неисправности, повлекшей наступление страхового случая. Нерадивые операторы не вносят неисправности с целью получения выгоды.
Способы оформления ОСАГО без техосмотра
Существует несколько вариантов получения автогражданки без действующей диагностической карты. Им характерны определенные преимущества и недостатки, иногда определенные риски.
Формальный ТО
Способ прохождения подразумевает получение диагностической карты без процедуры оценки технического состояния автомобиля.
Данный способ можно реализовать:
- Посетив оператора ТО, в котором транспортное средство не осматривается, но данные о его прохождении заносятся в базу.
- Обращение в организацию или к лицу, оказывающему услуги по выписке диагностической карты на основании свидетельства о регистрации данных от собственника автомобиля (пробег, марка резины и т.п.).
Такими методами пользуются многие автовладельцы.
Но у данного способа существуют недостатки:
- Довольно не просто найти станцию ТО, организацию или человека, предлагающих подобную услугу;
- Цена такой страховки по сравнению с базовыми тарифами при официальном прохождении процедуры намного выше.
Сейчас в интернете и социальных сетях широко распространены объявления об оформлении ТО. Поэтому каждый автовладелец сможет обратиться за данной услугой.
Однако оформляя ОСАГО таким способом, следует быть очень осторожным. Владелец полиса должен лично удостовериться в занесении оформленной карты в базу ЕАИСТО.
Применяется полученный таким способом техосмотр для электронного ОСАГО и для оформления в офисе страховщика.
В последнее время сотрудники страховых компаний не требуют предъявления диагностической карты. Их программа оформления полиса предусматривает запрос в ЕАИСТО и автоматический вывод номера карты.
Воспользоваться услугами страхования через интернет
Страховые брокеры разрабатывают сервисы, предусматривающих оформление ОСАГО без действующей диагностической карты. Клиент заполняет предложенную форму, а посредник берет на себя обязательства по оформлению полиса.
После оплаты, клиент получает должным образом оформленную страховку через курьера.
Данный способ позволяет:
- оформить полис без предъявления ТО;
- сэкономить время и силы.
Но он имеет несколько минусов:
- высока вероятность выписки поддельной страховки;
- нет гарантии, что курьер доставит полностью оплаченный полис страхователю;
- страховщик может требовать возместить понесенные выплаты в регрессном порядке, так как при оформлении страховки не была предоставлена диагностическая карта.
Способ популярен среди автовладельцев, не желающих проходить ТО и покупающих автомобиль на короткий срок.
Приобретение фальшивой страховки за меньшие деньги
Объявление о продаже поддельных полисов можно увидеть в сети и СМИ. Стоимость такого ОСАГО гораздо ниже при сравнении с договором, оформленным в соответствии с законом.
Для его оформления не потребуется прикладывать ТО. Документ содержит данные о машине, страхователе, собственнике и печать страховщика.
Как правило, такие полисы покупаются для предъявления сотрудникам ГИБДД, которые при остановке транспорта проверяют наличие страховки.
В случае аварии фальшивая страховка не имеет никакой силы. Потому весь ущерб, понесенный потерпевшими, владельцу такого полиса придется возмещать из собственных средств.