- Социально-экономические последствия приватизации в России
- Сущность приватизации
- Задачи приватизации
- Проведение и результаты приватизации в России
- Когда началась, как проходила
- Причины и источники приватизации в России
- Приватизационный чек эпохи приватизации в России
- Концепция приватизации
- Отношение населения
- Особенности приватизации в России
Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.
Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:
- сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
- введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).
Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.
Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г.
№ 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г.
№ 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.
Социально-экономические последствия приватизации в России
Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства.
Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.
Сущность приватизации
Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам.
Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.
Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Задачи приватизации
Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:
- повышение эффективности предприятий
- сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
- увеличение поступлений в бюджет
- ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
- борьба с монополиями на рынке
- расширение рынка заемных капиталов
- увеличение платежеспособности и инвестиций населения
- привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
- сокращение профсоюзного движения
- создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.
Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.
Проведение и результаты приватизации в России
При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т.
е. решить задачи изменения экономического базиса общества.
С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.
В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.
Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:
- широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
- увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
- инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
- в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.
На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.
ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество.
Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.
Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества.
Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е.
доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7.
В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.
У большинства населения не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.
Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др.
Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.
В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.
При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.
Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев.
Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.
Когда началась, как проходила
Подготовка началась в 1990 году, когда Совет Министров опубликовал постановление, в рамках которого на базе заводов КамАЗа создали первое акционерное общество — АО «КамАЗ». В 1991 году подписывается закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», отдающий бразды правления Госкомимуществу РСФСР. Председателем назначается Анатолий Чубайс.
В том же году стартует этап форсированной приватизации.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Госкомимущество руководило при вмешательстве иностранных советников и консультантов. Самые известные А. Шлейфер и Д. Хэй из Гарвардского университета. Была создана экспертная комиссия, получившая объемные полномочия.
В 1992 году Верховный Совет РФ утвердил Государственную программу приватизации для предприятий. Исключение составляли особо значимые отрасли: недра, лес, автодороги. Мелкие предприятия продавались через аукционы, конкурсы. Крупные приватизировались путем реорганизации в открытые акционерные общества.
Ваучерная (или чековая) приватизация реализовывалась в 1992-94 гг. Для того, чтобы упорядочить процесс, был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Согласно документу каждый россиянин получал именной счет, на который зачислялись оплаты по приватизируемому государственному имуществу.
Однако закон не работал. Вместо него была проведена ваучерная приватизация, постулаты которой расходились с реальной практикой. Население выданные ваучеры не использовало, большую часть скупили спекулянты.
Смысл состоял в том, что крупные и средние предприятия преобразовывались в акционерные общества через продажу акций. К 1994 году было приватизировано до 70% предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания.
Период ваучерной приватизации закончился. С 1994 года планировалось перейти к следующему этапу приватизации — денежному.
От быстрой раздачи собственности государство переходило к «медленной» приватизации. Понятие залоговых аукционов возникает в 1995 году. Аналогов этому российскому творению не находится в анналах мировой истории.
С помощью подобных процессов планировалось обеспечить пополнение национальной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний. Примерами стали «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть».
В итоге государство деньги не вернуло, предприятия перешли за символическую стоимость в руки банкиров. Оценка крупнейших предприятий страны при проведении аукционов была значительно занижена.
Причины и источники приватизации в России
Централизованная модель экономики предполагает сосредоточение всех экономических процессов в государственных руках. Такая модель существовала в разных странах. Особенно часто она встречалась в государствах «социалистического лагеря».
Со временем стало понятно, что такая модель относится к устаревшим административно-командным системам. Рыночная же, напротив, представляется более гибкой и способной к саморегулированию. Столпы рыночной экономики — частная собственность и свободное предпринимательство.
Причинами приватизации в России стали:
- высокие государственные расходы;
- неэффективная экономика и коррупция;
- очевидная созревшая потребность в институте рыночной экономики;
- устранение продуктового, товарного дефицита;
- слабый бюджет, нужда в укреплении государственной валюты;
- необходимость в развитии малого и среднего бизнеса.
Процесс приватизации проходил через оформление сделки купли-продажи равной финансовым расчетам. Ресурсом могли стать как чистые денежные средства предприятия, так и доли прибыли, фонды, прибыль частных лиц и самого предприятия. Второй источник — это заемные средства, а также деньги от реализации ценных бумаг.
Третьим источником становятся личные средства сотрудников, частных лиц.
Обычно при проведении сделок использовался симбиоз доступных ресурсов. Но особенно выгодным вариантом было использование собственных средств предприятия. А займы, кредиты брались в последнюю очередь.
Приватизационный чек эпохи приватизации в России
Ваучерная приватизация отличалась парадоксальностью, путаницей, непоследовательностью. Участники процесса не наделялись равными правами: работники предприятий получали некоторые льготы при приобретении акций, у не занятых в производстве подобные преференции отсутствовали.
Когда летом 1992 года ввели ваучеры (приватизационные чеки), они бесплатно раздавались населению и могли быть пущены на долю акций различных предприятий или инвестированы в чековые инвестиционные фонды. Несмотря на это, большинство населения ваучерами не пользовалось.
Номинальная стоимость приватизационного чека составляла 10 000 рублей. Имущество государственных предприятий оценили в 1400 миллиардов рублей. Но реальная стоимость ваучера, его «жизненная» цена оказалась на уровне двух бутылок водки.
Население не понимало, что делать с полученными чеками, поэтому их продавали скупщикам. Таким образом, большинство российских граждан в приватизации не участвовало.
Планировалось, что результатом ваучерной приватизации станет образование крепкого среднего класса, итогом оказалось лишь большее расслоение общества.
Концепция приватизации
Экономические отношения, касающиеся ассигнований, являются мобильными. Это означает, что формы собственности могут сливаться друг с другом. Этот процесс осуществляется различными методами.
Приватизация (лат. privatus — частная собственность) — это передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность за плату или бесплатно. Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, которое заключается в передаче ее в частную собственность физических и юридических лиц.
Под приватизацией государственных и муниципальных предприятий в России понимается приобретение предприятиями и их разделение на самостоятельные предприятия, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, долей) органов государственной и муниципальной власти в капитале акционерных обществ (товариществ), долей (паев, долей) в капитале других предприятий, принадлежащих приватизированным предприятиям гражданами, акционерным обществам (товариществам). Объектами приватизации могут быть: Крупная промышленность, малые и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, сельскохозяйственные предприятия и др.
Приватизация может носить скрытый характер, например, долгосрочная аренда государственной собственности частными лицами или компаниями; она может быть частичной, например, когда продается только часть акций; она может осуществляться в форме разгосударствления и реприватизации.
Степень приватизации в стране зависит от того, в какой мере она использовала метод национализации частного сектора в предыдущий период.
В современной России приватизация получила широкое распространение. Его механизм был определен законом о приватизации. Это заложило основу для приватизации.
- Были определены три формы приватизации: Продажа предприятий на аукционе, по конкурсу и по социализации.
- Были созданы две государственные структуры. Первыми были комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Второй — фонд недвижимости.
- определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое внимание было уделено стоимости недвижимости. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных средств производства. приватизационный ваучер денежный
Приватизация — это действительно средство сделать экономику более эффективной, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Они финансируются не потребителем, а правительством, которое создает зависимости. Частный сектор работает более эффективно, потому что ему угрожает банкротство из-за неспособности потребителя признать то, что он делает.
При приватизации убыточных компаний целесообразно списать долги и привлечь владельцев к тому, чтобы сделать компанию прибыльной.
Отношение населения
Большинство населения России негативно относится к результатам приватизации. Несколько социологических опросов показывают, что около 80% россиян считают их нелегитимными и выступают за полную или частичную отмену их результатов. Около 90% россиян считают, что приватизация была проведена несправедливо и большие состояния были сделаны несправедливо (72% предпринимателей также согласны с этим мнением).
Как отмечают исследователи, в российском обществе наблюдается стабильное, «почти консенсуальное» неприятие приватизации и сформировавшаяся на ее основе крупная частная собственность.
Сотрудники «Левада-центра» Н. Зоркая в 2005 году писали, что с самого начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало подозрительное или резко негативное отношение. По данным опросов 1993 года, более половины респондентов (50-55%) сочли раздачу ваучеров «хвастовством, которое действительно ничего не изменит».
Большинство респондентов (по данным 1993 года, 74%) изначально считали, что в результате приватизации большинство государственных предприятий станут собственностью «ограниченного числа физических лиц», а не «населения в целом». Подавляющее большинство населения поддержало пересмотр результатов приватизации и считало, что приватизация государственного имущества, особенно крупных предприятий энергетического, горнодобывающего и других секторов, является незаконной.
Особенности приватизации в России
Приватизация в России осуществлялась по двум направлениям: малые предприятия продавались на аукционах, крупные предприятия преобразовывались в акционерные общества.
Особенности процесса приватизации, который происходил в России:
- Массовый характер приватизации, обусловленный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс трансформации экономической структуры общества;
- значительная доля неэквивалентных форм (безвозмездный перевод, неполная оплата и т.д.);
- Реализация специального ваучерного этапа приватизации.
В результате ваучерной фазы приватизации в России произошло перераспределение собственности, были даны экономические гарантии, что советская власть не сможет вернуться. Однако некоторые перспективные отрасли экономики остались под контролем государства, в том числе так называемые естественные монополии (железнодорожная сеть, аэрокосмическое производство, единая энергетическая система).
Недостаток опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в рамках планируемой системы, и выбранный принудительный курс реализации способствовали отдельным негативным аспектам процесса приватизации.
Целью приватизации провозглашалось создание эффективной собственности, но свободное распределение государственного имущества не способствовало формированию высокой степени ответственности и заинтересованности нового собственника в его эффективном использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не обеспечила адекватного притока средств для инвестиций, финансовой стабилизации и решения социальных проблем.
Массовая приватизация открыла огромные возможности для отмывания денег. Хотя оценка стоимости основных средств постоянно занижалась, потребовались большие средства для приобретения значительных объемов ваучеров (а затем и акций), которые в то время были доступны, прежде всего, в «теневой экономике». Став собственниками более или менее значимых объектов прежней государственной собственности, они автоматически легализовались как основные собственники.
Часто приватизация проводилась без должного понимания перспектив приватизированного предприятия, в результате чего эти объекты часто прекращали производство, их переоборудовывали в офисы, использовали в качестве служебных помещений и т.д. Следует отметить непоследовательность процесса приватизации, развитие частного сектора.
Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы
- Время реализации оказалось фантастически коротким для решения столь огромной задачи, что, несомненно, определило качество приватизации;
- не было никакой эквивалентности в процессе приватизации;
- Если рассматривать приватизацию как часть инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, поскольку в большинстве случаев смена собственников не привела к притоку внешних инвестиций
- Приватизация не сопровождалась абсолютно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в необходимом объеме;
- строго регламентированные правила приватизации федеральных органов власти не позволяли в достаточной степени учитывать региональную специфику
- Значительная часть имущества перешла в руки лиц, тесно связанных с преступным миром и бывшей партийной и экономической номенклатурой.
Большой интерес представляют принципы программы приватизации 1998 года, которая имела ярко выраженный промышленный аспект и была рассчитана на получение максимальной прибыли от продажи более мелких и неконтрольных пакетов акций в целях борьбы с монополией отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.
В этом году было зафиксировано большое количество случаев перепродажи компаний и массовой скупки акций перспективных публичных компаний. Развились ломбардные аукционы, активизировались специализированные финансово-промышленные группы, продолжилось перераспределение собственности.
Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности являются: постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективной собственности под влиянием государственного регулирования; повышение информационной прозрачности процессов и прогнозирование их социально-экономических последствий.
Государственная собственность будет продолжать сохранять свою значимость и функцию в качестве основы всей экономической цепочки. Прогрессивный процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальных и групповых форм собственности, направлен на повышение эффективности использования имущества за счет увеличения валового производства и прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.
Гармонизация отношений между «новыми» собственниками и «старыми» менеджерами может быть достигнута за счет жесткой правовой позиции государства, организации обширных обучающих программ для менеджмента крупных предприятий по финансовому менеджменту, а также поддержки консалтинговых фирм, ориентированных на завоевание доверия как собственников, так и менеджеров.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.