- Гонорар
- Авторские отчисления (роялти)
- Переиздания книг
- Продажа прав на произведение
- Дополнительные заработки
- Самые продаваемые
- Рейтинг писателей СНГ
- Топ зарубежных авторов
- Самые прибыльные жанры
- Причины “бедности” отечественных авторов
- Как стать успешным писателем
- Советы от именитых писателей
- Как зарабатывает автор
- Традиционные издательства
- Самиздат
- Какой путь выбрать?
- Сколько можно заработать на своих книгах
- Как сделать свою книгу успешной
- Нужно ли автору искать издательство
- Сколько можно заработать на публикации книги?
- Публикация книги в издательстве
Согласно данным «Комсомольской Правды» авторы получают разовый гонорар и роялти — процент с каждой проданной книги, цифра варьируется от 3 % до 25 %, в среднем составляя 5-10 %. В случае продажи прав писатель получает разово сравнительно большую сумму, но никаких авторских отчислений уже не будет. Дополнительно создатели успешных произведений зарабатывают на их переводах, экранизациях, радио-, и театральных постановках.
Кроме того, есть литературные премии, победители которых получают существенные вознаграждения: один-три млн рублей.
Многие параллельно работают в СМИ, преподают или развивают бизнес, уходят в кино и сериалы — сочинять сценарии. На доход от написания книг живут лишь наиболее успешные.
Гонорар
Авторские гонорары могут достигать 0,5-1 млн руб. за одну книгу, но такие суммы получают немногие, да и одна книга пишется полгода-год, если не больше. Единицы получают сотни тысяч долларов или евро за публикацию.
Большинство российских писателей рассчитывает в лучшем случае на 50-100 тысяч рублей за книгу. Средний гонорар начинающего автора составляет всего лишь 25 тыс. руб.
Александра Маринина получает в среднем 100-150 тыс. долларов за книгу (6,5-9,7 млн руб.), Дарья Донцова — 140 тыс. долларов (9 млн руб.), Борис Акунин — 25-30 тыс. долларов (1,6-1,9 млн руб.), Татьяна Устинова — 25 тыс. долларов (1,6 млн руб.).
Популярный автор дамских романов Татьяна Устинова
Авторские отчисления (роялти)
Авторские отчисления идут с определенного количества проданного тиража. Писатель получает процент не от розничной стоимости книги, а от оптовой. На каждом проданном экземпляре прозаик зарабатывает в среднем по 10 рублей.
Так, при распроданном тираже 5000 штук получают писатели около 50 тыс. руб. роялти.
Начинающие авторы печатаются тиражами в две-три тысячи экземпляров. В России мало писателей, которые получают значительные суммы в качестве роялти.
Переиздания книг
Тираж и размер гонорара определяется издательством, для которого произведение — не столько плод творческой деятельности, сколько коммерческий проект. Если книга хорошо продается, выпускается новый тираж, появляется возможность заработать на том же произведении. Переиздаваться может как новый роман, который показал коммерческий потенциал, так и книга, появившаяся на полках магазинов несколько лет назад.
Доход автора зависит от того, как часто выходят новые книги и насколько хорошо их раскупают.
Продажа прав на произведение
Издательство может «перекупить» автора — приобрести права на напечатанные и планируемые книги на определенный срок. Стоимость одного произведения составит около 500 тыс. руб, но отчислений с продаж писатель не получит.
Это хороший формат сотрудничества для начинающих, но перспективных авторов. Их именитые коллеги обычно договариваются на эксклюзивные условия.
За трехлетние права на издание всех имеющихся книг Дарьи Донцовой издательства готовы заплатить 2,5 млн долларов (162,3 млн руб.), плюс по 200 тыс. долларов (12,9 млн руб.) за каждое новое произведение, написанное в течение этого срока.
Писатель Дарья Донцова
Дополнительные заработки
Большинство писателей зарабатывают на жизнь совсем не литературным трудом. Кто-то преподает, многие работают в СМИ, университетах, занимаются бизнесом, пишут сценарии, проводят мастер-классы, дают уроки авторского мастерства. Доход от «случайных» заработков может быть даже выше, чем непосредственно от продаж книг.
Например: согласно данным Гильдии кинодраматургов СК России, за сценарий полнометражного фильма автор получает 30 тыс. долларов (1,9 млн руб.), а за одну серию телесериала — 3,5 тыс. долларов (227 тыс.
руб.).
Самые продаваемые
В 2004 году «Форбс» назвал Джоан Роулинг первой, кому удалось заработать миллиард долларов с помощью написания книг. Ее пример доказывает, что попасть в список миллионеров (и даже миллиардеров) реально и писательским трудом.
Культовый писатель Джоан Роулинг
Рейтинг писателей СНГ
Писатели стараются не разглашать свои доходы, но самым популярным редко удается утаить такую информацию:
- Александра Маринина. Под именем Марининой на полках магазинов в 2017 году появилось 7,5 млн экземпляров книг под 56 наименованиями. Согласно «Форбс», годовой доход автора — около 1 млн долларов (65 млн руб.).
- Борис Акунин. В 2017 году опубликовано 43 книги за его авторством, а суммарный тираж составил 362,5 млн экземпляров. В «Форбс» подсчитали, что годовой доход Акунина — 2 млн долларов (129 млн руб.).
- Дарья Донцова. Согласно докладу Книжной палаты, в 2017-м опубликовано 98 книг Донцовой суммарным тиражом в 1,35 млн экземпляров. Автор «иронических детективов» зарабатывает в год 2,1 млн долларов (136 млн руб.).
На просторах СНГ многим известны имена Дины Рубиной, Захара Прилепина, Людмилы Улицкой, Сергея Лукьяненко. По книге Дмитрия Глуховского разработали компьютерную игру «Метро 2033», продажи которой превысили 1,5 млн копий, а книгу «Омон Ра» Виктора Пелевина на Западе ставят в один ряд с «О дивный новый мир» Хаксли.
Российский автор Борис Акунин
Топ зарубежных авторов
«Форбс» опубликовал ежегодный список самых успешных писателей. В рейтинг попали авторы, которые за 2018 год продали 24,5 млн книг на сумму 283 млн долларов (18 млрд руб.):
- Джеймс Паттерсон. Автор политических триллеров заработал 86 млн долларов (5 млрд руб.). В 2018 году вышла книга «Президент пропал», которая быстро разошлась миллионным тиражом.
- Джоан Роулинг. Доходы автора Поттерианы заметно упали: в 2017-м она заработала 95 млн долларов (6,1 млрд руб.), а в 2018 году — 54 млн долларов (3,5 млрд руб.). Роулинг получает деньги от переизданий серии о Гарри Поттере, продажи сопутствующих изданий, а также благодаря спектаклям и тематическим паркам развлечений.
- Стивен Кинг. Король ужасов в 2018 году заработал 27 млн долларов (1,7 млрд руб.). Такому успеху поспособствовал коммерческий успех фильма «Оно» по одноименному роману 1986 года, который стал самым кассовым ужастиком всех времен.
- Джон Гришэм. Автор юридических триллеров получил 21 млн долларов (1,3 млрд руб.).
- Джефф Кинни. Свои 18,5 млн долларов (1,2 млрд руб.) писатель заработал на подростковых бестселлерах из серии «Дневники слабака».
Суммы указаны без учета налогов и выплат агентам, менеджерам, юристам.
Самые прибыльные жанры
По статистике продаж сайта pro-books.ru в Санкт-Петербурге и Москве топ самых востребованных литературных направлений таков:
- Фантастика.
- Женский роман
- Детективы на сюжеты из российской жизни.
- Кулинария.
- Детские книги.
- Литература по саморазвитию, учебная и образовательная.
- Бизнес-литература.
- Эзотерика.
- Мистический роман.
- Псевдоисторические и патриотические романы.
Популярные жанры по версии бизнес-портала Advertology.Ru
А вот, что популярно в Европе:
- Классические детективы.
- Подлинная детская классика.
- Мистика.
- Любовные романы.
- Образовательная и обучающая литература.
- Комиксы.
- Современные европейские романы с элементами детектива, мистики и эротики.
Сопоставив данные не трудно понять, что между предпочтениями отечественных и зарубежных читателей есть некоторые различия.
Причины “бедности” отечественных авторов
Немногие российские писатели богатеют за счет плодов своих фантазий. Получать гонорары, сопоставимые с доходами западных коллег, отечественным авторам мешает ряд причин:
- Маленькие тиражи. По оценкам Bowker, США лидирует на книжном рынке. Перспективных авторов, книги которых не нуждаются в переводах, издают и в других англоговорящих странах. В итоге тиражи произведений даже не топовых писателей могут превышать миллион экземпляров.
- Стоимость литературы. Первая часть серии книг о Гарри Поттере продается на Amazon за 11 долларов (714 руб.), а на Озоне стоит почти в два раза дешевле — 426 руб. (6,5 долларов). Это отражается на размере авторских отчислений с реализации тиража.
- Языковой барьер. Суммарное количество англоговорящих в мире составляет около 1 млрд человек, включая носителей (400 млн) и тех, кто только изучает язык. Русский является родным для 167 млн человек, еще около 110 млн владеют русским как вторым. Читательская аудитория куда меньше, чем у зарубежных авторов.
- Количество читающих. Согласно данным компании Harris Interactive, каждый пятый американец за год прочитывает более 21 книги. Результаты «Левада-Центра» по России кардинально отличаются: 46 % россиян не прочитали за последний год ни одной книги, 36 % читали от случая к случаю, 16 % – постоянно.
Книгу англоязычного автора без перевода сможет прочесть около миллиарда человек
В рейтинге «Форбс» пока нет российских имен. Многие отечественные авторы вынуждены заниматься не свободным творчеством, а разрабатывать «коммерческие» сюжеты, чтобы заработать на жизнь.
Как стать успешным писателем
Согласно статистике, издательства публикуют не более 3 % поступающих рукописей. Чтобы начинающему автору получить обратную связь от читателей и обратить на себя внимание редакторов, можно опубликовать произведения на Самиздате или в виртуальном издательстве (Bookscriptor, Amazon). Повысить грамотность и научиться строить сюжет поможет специализированная литература от состоявшихся авторов: «Право писать» Джулии Кэмерон, «Как писать книги» Стивена Кинга, «Дзен в искусстве написания книг» Рэя Брэдбери, «Творите!» Нила Геймана.
“Дзен в искусстве написания книг”, Р. Брэдбери
Советы от именитых писателей
«Толкиен не читал фэнтези в духе Толкиена, он читал книги по финской филологии. Читайте что-то неожиданное».
Нил Гейман — автор серии комиксов «Песочный человек», сценариев к фильмам, графических романов.
«Я всегда говорил себе: относись к этому как к работе с девяти до пяти. Если у тебя жесткий рабочий график, ты просто идешь и работаешь, и неважно, хорошо ли тебе в этот день. Я могу каждый день садиться за стол и выдавать дневную норму. Просто не даю себе разрешения уклоняться».
Саламан Рушди — лауреат Букеровской премии 1981 года за роман «Дети полуночи», член Королевского литературного общества.
«Если не знаете, что делать дальше, похороните кого-нибудь заживо».
Эдгар Аллан По — создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.
«Нет никаких правил и нет никакого правильного режима, если ты хочешь написать книгу».
Умберто Эко — автор романов «Нулевой номер», «Баудолино», «Таинственное племя царицы Лоаны».
Хорошо пишущих и просто грамотных людей мало, а с каждым годом становится еще меньше. Поэтому шанс стать известным и заработать на безбедную жизнь есть у каждого начинающего писателя. В помощь ему приходит интернет с его инструментами самопиара и самостоятельной реализации электронных версий книги.
Однако надо понимать, что дорога к известности может быть долгой и извилистой.
Как зарабатывает автор
Можно выделить три больших модели получения дохода: от традиционных больших издательств, самиздат и смежная деятельность.
В целом, гонорар автора за книгу обычно складывается из аванса и роялти. Аванс — это разовая выплата после заключения договора или получения рукописи, но до публикации книги, а роялти — это процент с продаж. Часто аванс включается в счёт роялти за стартовый тираж, а «настоящий» роялти начинает начисляться только в том случае, если книга уходит на допечатку.
Говоря о заработке в смежной деятельности, авторы могут получать доход разными способами: вести семинары и читать лекции, писать сценарии, преподавать писательское мастерство, редактировать и переводить книги других писателей, вести блог и делать партнерские рекламные интеграции с брендами. Если произведение захотят экранизировать, стоимость прав на экранизацию станет весьма ощутимой прибавкой к доходам.
Мы же остановимся на первых двух вариантах — работа с массовыми издательствами и самиздат.
Традиционные издательства
Чтобы разобраться в писательских заработках, рассмотрим ситуацию в России и США. Американский книжный рынок является самым крупным в мире, там продаётся примерно четверть всех книг в мире, а его годовой оборот в 2019 году составил 25 миллиардов долларов. При этом многие американские писатели едва сводят концы с концами.
Согласно отчёту 2018 года от Гильдии писателей США, среднестатистический американский автор зарабатывает написанием книг всего три тысячи долларов в год. Шесть тысяч в год, если помимо написания книг он выступает на лекциях и семинарах, преподает литературное мастерство, занимается переводами и прочей окололитературной деятельностью.
Профессиональные писатели — те, кто занимается написанием книг всё время и не имеют другой постоянной занятости, зарабатывают чуть больше — 12 тысяч в год написанием книг и 20 тысяч с учётом другой окололитературной деятельности. При этом ровно четверть опрошенных авторов в 2017 году заработала литературным трудом ровно ноль долларов. Важно учесть, что прожиточный минимум в США в 2018 году составил 12 тысяч долларов в расчёте на одного человека.
«В 20 веке хороший писатель мог неплохо зарабатывать себе на жизнь одним только написанием книг. Теперь большинство авторов должно дополнительно зарабатывать за счёт публичных выступлений или преподавания. Доходы профессиональных писателей с 2009 года упали на 30 %», — Мэри Розенберг, исполнительный директор Гильдии авторов.
В 2018 году только двадцать процентов американских писателей могли позволить себе заниматься исключительно написанием книг, остальные были вынуждены зарабатывать ещё и преподаванием, редактурой, переводами, выступлениями и другими занятиями. У многих литераторов такими темпами вообще не оставалось времени на работу над новыми книгами.
Больше всего эта ситуация бьёт по авторам средней руки. Из профессии вынуждены уходить крепкие середняки, которые десятилетиями зарабатывали себе на жизнь исключительно писательским трудом, а в новых реалиях оказались на грани вымирания.
Издатели всё больше предпочитают работать с топами: авторами бестселлеров и селебрити. Джоан Роулинг или Стивен Кинг могут рассчитывать на внушительные гонорары, а в продвижение книги Мишель Обамы вложат миллионы долларов, но эти инвестиции будут компенсироваться экономией на всех остальных. Издатели почти перестали вкладываться в продвижение середняков, а средние роялти в сравнении с 2013 годом упали на 11 %.
Русскоязычные авторы зарабатывают в разы меньше своих англоязычных коллег. Причины весьма просты: в США книги стоят дороже, а средние тиражи на порядок больше. Если в штатах как минимум несколько раз в год выходят книги тиражом в миллион экземпляров, то для российских издательств тираж свыше 100 тысяч копий уже считается невероятным событием.
Сколько конкретно зарабатывают российские писатели, знают только они сами и люди, которые выплачивают им гонорары. Однако знатоки утверждают, что в среднем заработки могут варьироваться от 25–30 тысяч за книгу у начинающих авторов до 150–200 тысяч у уже сложившихся литераторов. Юлия Зайцева, литературный агент писателя Алексея Иванова, отмечает, что топовые авторы могут рассчитывать и на семизначные цифры.
«У топовых (опять же с коммерческой точки зрения) писателей совсем другие заработки и совсем другая арифметика. Тиражи в среднем — 30 000–50 000 экземпляров только за первый год продажи новой книги, роялти примерно — 20–30 %. В итоге гонорар за одну книгу будет выше как минимум в 20 раз. Ещё прибавьте к этому деньги от продажи прав на экранизацию ($ 20–150 тысяч), театральные постановки, переводы ($ 2–50 тысяч, в зависимости от языка), аудио- и электронную версии книги (в среднем 5–10 тысяч скачиваний в год). Кроме того, учтите, что, скорее всего, книга станет лонгселлером, и каждый следующий год издательству придётся допечатывать дополнительно 5000–10 000 экземпляров и выплачивать писателю ещё роялти», — Юлия Зайцева, литературный агент.
Долгое время российский рынок был привязан конкретно к бумажной книге, но в последнее время всё больший вес приобретают электронные публикации. В пользу их эффективности свидетельствует хотя бы тот факт, что за два последних года их услугами воспользовались не только независимые авторы, но и уже сложившиеся писатели вроде Олега Роя, Андрея Чижа и Сергея Лукьяненко.
Одно из основных преимуществ электронных площадок перед традиционными издательствами заключается в более высоком проценте роялти, которые могут достигать 35–50 %. Согласно отчётам «Литрес», в 2019 году 11 топ-авторов платформы заработали свыше 1 млн рублей каждый.
Самиздат
В 2017 году в США был опубликован один миллион книжных наименований, из которых две трети пришлось на самиздат, по большей части электронный. Благодаря появлению Amazon Kindle и программы Kindle Unlimited рынок самиздата за период с 2012 по 2017 вырос на 70 %. Авторы самиздата стали зарабатывать почти в два раза больше, чем в начале десятилетия, однако их доходы по-прежнему в два раза меньше, чем у традиционных писателей.
Лучше всего обстоят дела у авторов любовных романов — в среднем они зарабатывают по 10 тысяч долларов в год. Однако между ними и всеми остальными независимыми писателями огромная пропасть — идущие вторыми в рейтинге доходов авторы детективов получают в лучшем случае 2 тысячи в год.
Кроме того, в отличие от своих традиционных собратьев независимые авторы вынуждены взваливать на себя функции книжных издательств и вкладывать собственные средства в издание и продвижение своих книг. Они тратятся на редактуру, корректуру, вёрстку, создание обложки и любое платное продвижение.
В России также набирают популярность электронные платформы для самиздата. Но если в США большую часть независимого рынка захватил Amazon, то в России рынок поделён между Author.Today, «Литнетом», «Литмаркетом», «Литресом.Самиздат» и Bookmate.
Доход авторов других площадок зависит от пользовательской базы платформы и популярности произведения, но авторы признают, что миллионные заработки возможны и там, но светят они только одному проценту из сотни. Большинство обходится доходом от 50 до 200 тысяч за книгу. Всё зависит от плодотворности автора, продвижения и его готовности поставлять новый контент с завидной регулярностью: одной из наиболее эффективных оказалась модель с постоянно выкладываемой «продой».
«Вообще, денег в литературе мало, поэтому автору надо всегда искать окололитературные занятия. Мне основной заработок приносят преподавание и другая околокультурная деятельность», — Олли Вингет, автор романов «Там, где цветёт полынь» и «Сёстры озёрных вод».
Какой путь выбрать?
Писатели могут зарабатывать не только книгами, но и семинарами, лекциями, сценариями, преподаванием, редактурой и переводом книг других авторов.
В США авторы в среднем зарабатывают от 6 до 12 тысяч долларов в год, но только половина этой суммы идёт от написания книг.
В России средние заработки могут начинаться от 25–30 тысяч рублей за книгу у начинающих авторов до 150–200 тысяч рублей у опытных литераторов. Самые топовые имена могут рассчитывать и на миллионные гонорары.
Доходы авторов самиздата за последние годы выросли почти в два раза, но всё равно не сравнялись с доходами писателей, публикующихся в традиционных издательствах.
Больше всех зарабатывают авторы любовных романов, дальше идут авторы детективов и триллеров. В России независимые авторы могут рассчитывать на доходы от 50 до 200 тысяч рублей.
Важно, что доходы писателей нерегулярны. Аванс нужно делить на всё время работы над книгой — в зависимости от плодотворности автора она может занимать от пары месяцев до нескольких лет. Роялти, в отличие от авансов, выплачивается регулярно, как правило, раз в квартал или полугодие, но его сумма зависит от объёма продаж.
Если тираж был распродан, и его не успели допечатать, то новых продаж не будет. И роялти тоже.
Конечно, каждый писатель выбирает тот путь заработка, который ему ближе, однако целесообразно смотреть гибридный метод: стараться работать с издательствами и в то же время заниматься окололитературной деятельностью.
Главное — правильно распределять время загрузки, чтобы оставались часы на книгу, отдых и саму работу.
Сколько можно заработать на своих книгах
Даже с бесплатными книгами сейчас дела обстоят не лучше – книжный рынок настолько перенасыщен, что потенциального читателя необходимо в буквальном смысле привести за ручку к вашему произведению. К сожалению, никуда от этого не убежать. Если вы действительно хотите получать с продаж книг хороший и стабильный доход, делать это просто необходимо.
Не стоит наивно полагать, что люди сами начнут стекаться к вашей книге и что в итоге сработает сарафанное радио. Обычно так не бывает даже с книгами известных блогеров. Я наблюдала подобную картину несколько раз – читатели недолгое время интересуются книгой, увидев знакомое лицо на обложке, но в скором времени произведение скатывается в самые низы рейтинга и больше оттуда практически не показывается.
Поэтому, если вы желаете, чтобы ваши книги продавались много, долго и стабильно, необходимо обеспечить им подъем наверх. В этом случае, даже если книга ненадолго просядет в продаже и обрушится в рейтинге, она все равно рано или поздно начнет ползти наверх.
Многие начинающие писатели полагают, что штурмовать книжный Олимп необходимо количеством. Люди пишут много и часто, но денег это все равно не приносит. На самом деле это худшая тактика из всех. Почему? Потому, что вы можете заработать куда больше с одной-единственной книги, если будете регулярно ей заниматься.
Если вы написали и издали книгу, не спешите бросаться к следующей. Сначала вам придется достаточно долго и упорно трудиться над ее продвижением. Только тогда, когда книга начала приносить вам хотя бы минимальный доход, вы можете двигаться дальше и садиться за написание новой.
Именно эта тактика позволит вам наращивать аудиторию читателей и обретать, мало-помалу, кое-какую известность. Поэтому умерьте свое желание строчить книгу за книгой. Если вы неизвестный автор, толку от этого не будет никакого.
Одна-единственная книга, находящаяся в первой строчке рейтинга на портале «ЛитРес» (в любом жанре и категории), способна приносить от 30 тысяч рублей в месяц. Если таких книг две – сумма будет в два раза больше соответственно. Для сравнения, пока я не занималась своими книгами каждый день, я получала с них максимум 500-1500 рублей в месяц.
Когда я решила, что хочу сделать свое хобби источником заработка, и начала заниматься каждой книгой, за три месяца мой доход вырос до 55 тысяч рублей в месяц.
Таким образом, если у вас на «ЛитРес» имеется хотя бы две-три успешные книги, вы можете получать в месяц в среднем около 40-70 тысяч рублей. Верхней границы нет – все зависит от вашей настойчивости, терпения и опыта. А его накопить, увы, придется.
Как сделать свою книгу успешной
Писать, как и многие на Ridero, я начала еще в раннем детстве. Поэтому это хобби так или иначе преследовало меня на протяжении всей моей жизни. Но только в начале этого года я решила, что хорошо бы что-то начать зарабатывать на своем умении.
У меня достаточно много книг, опубликованных через Ridero. Это и любовные романы, и общая психология, и даже мистика и детективы. Одним словом, я пробовала себя везде.
И для каждой категории книг у меня имелся свой псевдоним. Чтобы не смущать читателей тем, что автор любовных романов внезапно начала писать, скажем, об аскетизме. Да и, как вы догадались, я – женщина.
Но почти все мои книги издаются под мужскими именами. Почему? Просто мне так комфортнее.
Первой несколько месяцев назад «выстрелила» моя книга «Минет» под псевдонимом Патрика Дж. Холла. Далее из небытия удалось протолкнуть к вершине и «Призраков глубин», которые, к слову, вчера получили значок бестселлера на сайте «ЛитРес».
Дальше – больше. Роман «Жертва» от имени Дженны Кеннет, «Аскетизм» того же Патрика Холла, «Ночной болтун» Джоди Андерсон…
Работать за компьютером приходилось много – иногда с утра и до вечера. Потому что продвигала я книги своими силами, не вложив в них ни копейки. Правильно ли это? Я не знаю.
Наверное, этот пункт должен решить для себя каждый писатель. Мне, на самом деле, просто не хотелось вкладывать даже малые средства в развитие, поэтому я полностью занималась всем сама. И занимаюсь до сих пор.
Я сама редактирую текст, делаю обложку, сама продвигаю книги и стараюсь не допускать того, чтобы они надолго проседали в продаже.
За эти месяцы я успела понять, что самое важное в книге – это даже не ее содержимое. А посыл. Если читатель увидит яркую и заметную обложку, прочитает броское название и купится на положительные отзывы и оригинальную аннотацию, он почти наверняка решит купить ваше произведение.
Поэтому яркую обложку, оригинальное название и аннотацию ваша книга иметь обязана. Это известные авторы, зарабатывающие на своих трудах миллионы, могут наклеить что угодно на макет – люди все равно будут покупать книгу, узнав имя автора. А начинающему писателю это непозволительно.
Удачная обложка и говорящее название – это 90% вашего успеха.
Даже если вы вложите большие деньги в продвижение, но ваша книга будет блеклой и невыразительной, ее вряд ли будут покупать активно. Поэтому трудитесь над «оберткой» своего издания не меньше, чем над его содержимым. А в условиях бешеной конкуренции на книжном рынке скорее «фантику» стоит уделять даже большее внимание, чем наполнению.
Ежедневно посещая «ЛитРес», я очень часто замечаю там книги, изданные через сервис Ridero. И сразу могу обнаружить новичков. Обычно их книги, даже хорошие, не радуют своей обложкой.
И дело даже не в отсутствии оригинальности и броскости. Дело в том, что читатель вообще не может понять, о чем книга, потому что обложка ровным счетом не отражает ничего.
Скажем, вы написали прекрасный роман – уж точно не хуже среднего уровня. Но у вас на обложке, к примеру, находится портрет девушки, а вся информация сводится к названию и имени автора. Читатель видит эту обложку и думает про себя: «Летняя ночь, Анжелика Иванова».
О чем ему может рассказать эта обложка? Ни о чем. Человек понятия не имеет, кто такая эта Анжелика и о каких летних ночах вообще идет речь. Потому, скорее всего, переходить по ссылке он не станет, пройдя мимо и выбрав более заманчивую обложку.
Всегда помните о том, что обложка – это лицо вашей книги. Поэтому она должна нести посыл. Например, стоит автору добавить всего одну строку – «Чувственный эротический роман», и те же «Летние ночи» уже заиграют в новом обличии.
Теперь читатель поймет, даже не переходя по ссылке, что перед ним – роман о любви, обещающий нечто горяченькое, роман, который можно почитать в отпуске. В голове сам собой тут же складывается образ книги, и если посетитель «ЛитРес» или другого портала подумает, что этот жанр ему интересен, он уже, скорее всего, решит перейти на карточку книги и прочесть ее описание. Значит, первый шаг на пути к успеху вы сделали – по книге кликают.
Еще один пример: вы написали крутую книгу по философии, которая поможет людям бороться со стрессом или найти свой путь в жизни. Только назвали вы ее, скажем, «Жизнь» и использовали в качестве изображения для обложки нечто абстрактное. Читатель листает книги на сайте, скользит взглядом по вашей книге и не понимает ничего.
Что за жизнь? О чем вообще книга? Ничего не понятно. Чтобы понять это, необходимо перейти на карточку товара. Но книга не настолько интригует человека, чтобы он это сделал.
Поэтому он просто листает дальше.
Таким образом, вы теряете свои деньги с продаж книг еще на этапе создания обложки и подбора названия. Обложка всегда должна объяснять, что скрывается внутри книги. Предложите кому-либо из знакомых взглянуть на вашу книгу на сайте и спросите, о чем она. Если он не сможет сразу же внятно ответить, значит, ваша обложка никуда не годится.
Помните о том, что книг сейчас очень много. И ни один потенциальный покупатель не станет тратить свое время на то, чтобы копошиться в вашей книге и пытаться понять – полезна она ему или нет. Он просто пройдет мимо нее.
Нужно ли автору искать издательство
Многим авторам, особенно начинающим, кажется, что предложить свою книгу издательству – это совершенно новый уровень дохода. Но это не так. Я проследила судьбу одной из книг, изданных в крупнейшем российском издательстве, – так вышло, что я в то время занималась продвижением одной из своих книг и постоянно натыкалась взглядом на книгу, назовем ее «Пять цветов черного кота», порхающей в той же категории.
В первые двое суток после выхода эту книгу активно покупали, но в топе она все равно не была. Затем книга рухнула куда-то в черную бездну рейтинга, и больше я ее не видела ни разу. Это означает, что издательство берет вашу книгу и пиарит ее только первые несколько дней.
Если за это время книга не отбивает денег, вложенных в нее, ее больше никто не раскручивает. Это убыточный проект, и издательство этим заниматься не станет.
Для сравнения, один день рекламы в том же «ЛитРес» сейчас стоит порядка 4 тысяч рублей. То есть книга должна приносить суточный доход хотя бы на пару тысяч рублей больше, чтобы над ее дальнейшей судьбой задумался маркетолог из издательства. Но «Пять цветов черного кота» оказалась неинтересна людям, поэтому стартовый пиар-ход не сработал.
Издательство просто забросило эту книгу. Сомневаюсь, что автор сумел заработать на ней что-то существенное. Учитывая, что одна из моих книг находится в том же жанре и она продавалась и продается до сих пор гораздо лучше, занимая верхние строки.
Поэтому, имея несколько топовых книг в разных жанрах, я прекрасно могу судить о доходах авторов.
Добавьте к этому еще мизерный процент, который писатель получает от издательства. Заработав копейки, издатель заплатит вам еще меньше. Это означает, что никакое издательство не сделает вас богатым, популярным и узнаваемым. И сейчас выгоднее выкладывать книги через сервисы самиздата, а не обивать пороги книжных гигантов.
Вот почему популярные авторы на «ЛитРес» не сотрудничают ни с какими книжными домами. Так они имеют возможность зарабатывать гораздо больше и контролировать этот бизнес самостоятельно. А если получают мало, то, по крайней мере, эти копейки уходят исключительно в их собственный карман.
Зайдите прямо сейчас на «ЛитРес» и откройте категорию эротических или современных любовных романов. Это жанр, без преувеличения, приносит писателю отличные деньги. Вы удивитесь, кликнув по топовым книгам – почти все они опубликованы через самиздат. А это, безусловно, о чем-то говорит.
А еще – публикуясь в онлайн-магазинах через тот же Ridero – средства можно выводить ежемесячно, ни одно издательство не будет выплачивать гонорар с такой периодичностью. Кстати, и не все платформы самиздата это позволяют, в другом сервисе, с которым я пробовала сотрудничать, выплаты возможны не чаще чем раз в квартал. То есть Ridero обеспечивает возможность получать доход ежемесячно и стабильно без задержек, благодаря чему я смогла бросить работу и переключиться полностью на свои книги.
Сколько можно заработать на публикации книги?
Первый и самый главный вопрос, которым задаются новички. Как опубликовать книгу и заработать, и возможно ли это вообще? У меня хорошие новости: возможно. И тут же добавлю немного плохих: но мало.
Пока твои книги не скупаются многотысячными тиражами, тебе придется довольствоваться малым. Если ты заключаешь договор с издательством, то получаешь гонорар за книгу в размере 30000-50000 (суммы приблизительные). Гонорар может быть еще меньше или вообще его может не быть (всегда внимательно читай контракт).
Раздели полученную сумму на количество месяцев, проведенных за написанием книги, и подумай, стоит ли бросать работу ради писательства.
На сервисах самиздата доход еще более скромный: 10-100 рублей за одну проданную книгу в зависимости от выбранной площадки и общей вилки цен на твой жанр и тематику. О своем заработке на Литресе я писала в статье Публикация книги на Литрес: плюсы и минусы для авторов.
В общем, заработать на публикации книги можно, но рассматривать его как доходное быстро развивающееся дело не надо. Если тебе просто нравится писать — то пожалуйста, при должной настойчивости ты сможешь через полгода-год обеспечить себя небольшим дополнительным заработком. Если же ты надеешься подвинуть Донцову, Пелевина и прочих, просто опубликовав первую книгу, и жить на гонорары — остановись и подумай.
А теперь переходим к самому интересному: сравнению издательств и самиздата. Предупреждаю: в статье высказываю свой взгляд на ситуацию, так что выбор все равно за тобой.
Публикация книги в издательстве
Издательство — это солидно. Это как знак качества: твоя книга — не бредни графомана, а серьезная работа. Попасть в издательство — большая удача. По крайней мере, так думали раньше. Забегу вперед и скажу, что не согласна с этой точкой зрения, но понимаю тех, кто хочет дебютировать именно через издательство.
Если ты относишься к поклонникам традиционного выпуска книг, то обязательно разошли свою рукопись по издательствам. Главное, на что стоит обратить внимание: выпускают ли они книги твоего жанра и берут ли вообще людей с улицы. Для этого нужно найти в интернете их сайты.
Если есть раздел «Авторам» — внимательно изучи его. Если его нет, то, скорее всего, они не заинтересованы в новых писателях.